Екатерининский дворец в Пушкине — пышная императорская резиденция с Янтарной комнатой
История, архитектура, информация для посетителейИстория
В первой половине XVIII века на этом месте стояли так называемые каменные палаты Екатерины I (супруги Петра I), построенные по проекту архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна. Это была типичная для того времени двухэтажная постройка, выполнявшая функцию летней загородной резиденции.
В середине XVIII века здание реконструировали и расширили для императрицы Елизаветы Петровны. Именно в этот период в результате перестройки появился новый дворцовый ансамбль, знакомый жителям и гостям Пушкина. Во второй половине XVIII столетия также сформировался облик окружающих резиденцию парков, Екатерининского и Александровского. Их суммарная площадь — около 300 гектаров.
Говоря о том, кто построил Екатерининский дворец, нужно назвать несколько имён архитекторов: Михаил Григорьевич Земцов, Андрей Васильевич Квасов, Джакомо Кваренги, Савва Иванович Чевакинский и Франческо Растрелли. Все эти мастера внесли огромный вклад в создание памятника русского зодчества XVIII века. Растрелли также работал над возведением части павильонов Екатерининского парка.
В годы Великой Отечественной войны царскосельский дворец сильно разрушили и едва полностью не уничтожили немецкие войска. В ту пору из официальной императорской резиденции вывезли множество ценностей, включая главную — Янтарную комнату. Восстановлением этого масштабного комплекса и всех его парадных залов и опочивален начали заниматься сразу после победы в войне, но реставрационные работы продолжаются даже сегодня.
Архитектура
Екатерининский дворец XVIII века — яркий образец барокко, для которого характерна извилистость линий, пышный декор и масштабность. Так, трёхсотметровый фасад здания декорирован несколькими рядами белых колонн и лепными скульптурами, покрытыми позолотой. Например, масками в виде львиных голов с раскрытыми пастями, атлантами, кариатидами. На создание украшений при строительстве дворца ушло 100 килограммов золота! Декор прекрасно гармонирует с лазурным оттенком стен императорской загородной резиденции и создаёт ощущение невероятной роскоши.
Архитектурная доминанта царскосельского дворцового комплекса — пятиглавая церковь, расположенная в северной части исторической постройки. Золочёные луковки видны из разных районов. Без сомнения, они, как и весь Екатерининский дворец, являются одним из главных символов города.
Внутреннее убранство
Обязательной частью осмотра Екатерининского дворца должно стать его посещение, ведь внутри летней загородной резиденции русских императоров и императриц находятся не менее роскошные комнаты. На сегодняшний день реставрацию провели в 32 помещениях: в каждом восстановили исторические интерьеры. Вот краткое описание главных парадных залов и галерей.
Парадная лестница
С неё начинается так называемая золотая анфилада, объединяющая парадные залы Екатерининского дворца. По сути это длинный коридор, растянувшийся вдоль фасада. Богато украшенная золотом анфилада проходит через всё здание — вплоть до Дворцовой церкви.
Современный вид парадная лестница приобрела во второй половине XIX века, когда архитектор Ипполит Антонович Монигетти оформил её в стиле рококо. Поднимаясь по мраморным ступеням императорской резиденции, нельзя не обратить внимание на лепную отделку стен, живописный потолок и фарфоровые вазы с восточным рисунком, которые стоят на специальных полках и датируются XVIII-XIX веками.
Светлая галерея
Светлая галерея (ещё одно название — Большой зал) по сути выполняла функцию гостиной. Она предназначалась для проведения в резиденции торжественных мероприятий с участием Елизаветы Петровны и её придворных. Это самая большая комната Екатерининского дворца: её общая площадь составляет более 800 квадратных метров.
Многочисленные окна и зеркала визуально увеличивали и без того огромное пространство, наполняя его дневным светом. С заходом солнца покрытые позолотой и резным орнаментом стены освещали тысячи свечей. Исторический интерьер, восстановленный в ходе реконструкции дворца, был оформлен в 1750‑е годы по проекту известного архитектора итальянского происхождения Франческо Растрелли.
Кавалерская столовая
Следующее за Светлой галереей помещение тоже обязано своим появлением Растрелли. Оно в несколько раз меньше предыдущего, но нисколько не уступает ему в богатстве отделки: те же зеркала в роскошных рамах, тот же золочёный декор. Особое место в убранстве Кавалерской столовой занимает старинный сервиз, изготовленный в конце XVIII века на одном из фарфоровых заводов Российской империи. Это оригинальный набор: он помнит многих русских монархов, поэтому является крайне ценным экспонатом коллекции Екатерининского дворца и частью его наследия.
Арабесковый зал
Это одна из нескольких комнат, оформленных в период правления Екатерины II. Такое название зал получил потому, что его стены украшены арабесками. Это особый вид росписи, для которого характерны яркие цветы, витиеватость форм и разнообразие сюжетов. В отдельных элементах убранства также угадывается увлечённость императрицы античным миром (например, в живописном плафоне на мифологическую тему). Этот интерьер создал один из самых выдающихся мастеров той эпохи Ч. Камерон.
Лионский зал
Главное украшение этой комнаты во времена Екатерины II — жёлтый шёлк с изображением птиц и растений, произведённый французскими мастерами на текстильной мануфактуре города Лион. Отсюда название — Лионский зал. Атласные обои для стен и обивку для мебели воссоздали по сохранившимся описаниям в том же оттенке уже в XXI веке.
Кроме того, в отделке интерьера использован лазурит, который превращает этот зал в настоящее произведение искусства. Полудрагоценный камень синего цвета можно встретить в оформлении стен, окон, дверей и даже мебели. Отдельного внимания заслуживает паркет с перламутровыми вкраплениями из нескольких редких пород дерева. Лионский зал, как и Арабесковый — шедевр архитектора Камерона.
Янтарная комната
Российская история янтарных панелей, украшавших легендарную комнату на протяжении нескольких веков, началась при Петре I, когда прусский король подарил их монарху в честь заключения мира. Однако в эпоху первого российского императора этот дар остался без внимания.
Всё изменилось, когда власть перешла к Елизавете Петровне. Сначала янтарные панели украсили один из залов Зимнего дворца, а затем и новую загородную резиденцию в Царском Селе. Облицованная солнечным камнем комната имела огромный успех и производила неизгладимое впечатление на современников императрицы. Здесь же хранилась уникальная коллекция янтарных изделий известных мастеров XVII-XVIII веков.
В годы Великой Отечественной войны исторические панели были демонтированы немцами, отправлены из царскосельского дворца в Кёнигсберг (ныне — Калининград) и выставлены на всеобщее обозрение в Музее янтаря. С отступлением вражеских войск из города следы панелей были потеряны. Куда именно их увезли — большой вопрос, который до сих пор остаётся открытым. Точную копию легендарной комнаты в резиденции воссоздали российские реставраторы к началу 2000‑х.
Картинный зал
Отличительная особенность этой комнаты — десятки картин, украшающих стены по всей её площади. Уникальное собрание западноевропейского искусства относится ко времени правления Елизаветы Петровны. Полотна были подобраны в одном цветовом решении и стилистике, сливаясь в своеобразный живописный ковёр.
В зале, наполненном работами великих мастеров, императрица устраивала званые обеды, музыкальные вечера и принимала заграничных гостей. Исторический интерьер этой комнаты, как и оригинальная отделка Светлой галереи, был оформлен в 1750‑е по проекту Растрелли.
Дворцовая церковь
Памятник архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Над его убранством в разное время трудились выдающиеся зодчие: Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, В. П. Стасов и другие.
Особое место в интерьере занимал покрытый позолотой иконостас с более чем сотней образов, написанных ведущими художниками елизаветинской эпохи. В сочетании с синим цветом стен он приобретал совершенно неземной вид, что прекрасно гармонировало с предназначением помещения. Оригинальное оформление почти полностью было утрачено в военные годы и бережно воссоздано уже в наше время.
Дворцовая церковь не только невероятно красивое, но и историческое место. Здесь происходили важные события в жизни императорской семьи: тут крестили будущего Николая I и прощались с Александром I.
Где расположен и как добраться
Екатерининский дворец находится в 25 километрах к югу от Санкт‑Петербурга. Точный адрес архитектурного комплекса: город Пушкин, улица Садовая, 7.
Чтобы добраться сюда, путешественники могут воспользоваться одним из видов наземного транспорта.
- Автобусами №186, 342, 229 из Купчино или с Московского проспекта (остановки находятся рядом с одноимёнными станциями метро). Они довезут прямо до Екатерининского дворца. Ещё один вариант — сесть в Санкт‑Петербурге на автобус №187. Однако в этом случае придётся доехать до остановки «Египетские ворота», а потом ещё немного пройтись по Пушкину пешком. Путь будет небольшим и займёт около 15 минут.
- Электричкой от железнодорожной станции Купчино до железнодорожной станции Царское Село с пересадкой на наземный транспорт в Пушкине (через Екатерининский дворец пролегает более 10 автобусных маршрутов). Кроме того, после электрички до архитектурного комплекса можно прогуляться пешком за 25-30 минут.
- На машине до Пушкина. Авто можно оставить на бесплатной или платной парковках в районе Оранжерейной улицы (стоимость — 100 рублей в час, оплата только по карте).
Режим работы и правила посещения
Посетителей ждут ежедневно с 9:00 до 18:00 (кроме вторника, на который приходится выходной). При этом часы работы кассы отличаются: продажа билетов закрывается в 16:45. С ноября по март также действует санитарный день (последний понедельник каждого месяца). Это всё, что нужно знать о режиме работы Екатерининского дворца.
К основным правилами посещения можно отнести следующие. Посетители могут осмотреть экспозицию сами или с аудиогидом (цена — 250 рублей), а также с экскурсией по мере формирования групп от 10 до 25 человек. Фото и видео можно снимать на смартфон, но без вспышки. А вот палку для селфи сотрудники, скорее всего, попросят убрать, так как она относится к специальному оборудованию, на которое нужно получить отдельное разрешение.
Цены на билеты
Обычный билет обойдётся в 800 рублей, льготный — в 400. Детей младше 14 лет пускают в музей бесплатно. Иностранцам (кроме граждан государств ЕАЭС) придётся заплатить за вход больше: 1400 рублей взрослым и 700 студентам (детям до 14 бесплатно). Сколько стоит экскурсионное обслуживание и другие услуги — лучше уточнять заранее по телефонам администратора.
Заключение
Екатерининский дворец в Царском Селе, как и Большой дворец Петергофа, — одна из главных загородных резиденций императорской России. При этом рядом с Санкт‑Петербургом находятся и другие известные дома монархов: например, дворцы Павла I и Александра I или парадная резиденция сподвижника Петра I — А. Д. Меншикова — в Ораниенбауме. Эти исторические достопримечательности можно осмотреть самостоятельно или в компании гида, который расскажет и о других местах вблизи Санкт‑Петербурга, где жили монаршие особы.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Исследовать музей-заповедник в исторических деталях и архитектурных штрихах
Познакомиться с достопримечательностями уютного и царственного Пушкина без скучных фактов и дат
Погулять по паркам Царского Села, узнать о них интересные факты и найти клад