Екатерининский дворец в Пушкине
История, архитектура, интерьеры и полезная информация для посетителейИстория
В начале XVIII века на этом месте стояли так называемые каменные палаты Екатерины I (супруги Петра I), построенные по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна. Это была типичная для того времени двухэтажная постройка, выполнявшая функцию загородной резиденции.
В середине XVIII века здание реконструировали для императрицы Елизаветы Петровны. Именно в этот период сформировался дворцовый ансамбль, знакомый жителям и гостям Пушкина.
Говоря о том, кто построил Екатерининский дворец, нужно назвать несколько имён: М. Г. Земцов, А. В. Квасов, Д. Кваренги, С. И. Чевакинский и Ф. Растрелли. Все эти мастера внесли огромный вклад в создание памятника русского зодчества.
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно разрушили немецкие войска. Кроме того, из царской резиденции вывезли множество ценностей, включая главную — Янтарную комнату. Восстановлением этого масштабного комплекса начали заниматься сразу после войны, но реставрационные работы продолжаются даже сегодня.
Архитектура
Екатерининский дворец — яркий образец барокко, для которого характерна извилистость линий, пышный декор и масштабность. Так, трёхсотметровый фасад здания декорирован несколькими рядами белых колонн и лепными скульптурами, покрытыми позолотой (например, масками в виде львиных голов с раскрытыми пастями, атлантами, кариатидами). Всё это гармонирует с лазурным оттенком стен загородной резиденции и создаёт ощущение невероятной роскоши.
Архитектурная доминанта дворцового комплекса — пятиглавая церковь, расположенная в северной части исторической постройки. Золочёные луковки видны из разных районов. Без сомнения, они, как и весь Екатерининский дворец, являются одним из главных символов города.
Статья по темеЧто посмотреть в Пушкине
Внутреннее убранство
Обязательной частью осмотра Екатерининского дворца должно стать его посещение, ведь внутри загородной резиденции русских императоров и императриц находятся не менее роскошные комнаты. Вот краткое описание парадных залов.
Парадная лестница
С неё начинается так называемая золотая анфилада, объединяющая парадные залы Екатерининского дворца. По сути это длинный коридор, растянувшийся вдоль фасада здания (вплоть до Дворцовой церкви).
Современный вид парадная лестница приобрела во второй половине XIX века, когда архитектор И. А. Монигетти оформил её в стиле рококо. Поднимаясь по мраморным ступеням, нельзя не обратить внимание на лепную отделку стен, живописный потолок и фарфоровые вазы с восточным рисунком, которые стоят на специальных полках и датируются XVIII-XIX веками.
Светлая галерея
Светлая галерея (ещё одно название — Большой зал) предназначалась для проведения торжественных мероприятий с участием Елизаветы Петровны и её придворных. Это самая большая комната Екатерининского дворца: её общая площадь составляет более 800 квадратных метров.
Многочисленные окна и зеркала визуально увеличивали и без того огромное пространство, наполняя его дневным светом. С заходом солнца покрытые позолотой и резным орнаментом стены освещали тысячи свечей. Исторический интерьер был оформлен в 1750-е годы по проекту известного зодчего итальянского происхождения Растрелли.
Кавалерская столовая
Следующее за Светлой галереей помещение тоже обязано своим появлением Растрелли. Оно в несколько раз меньше предыдущего, но нисколько не уступает ему в богатстве отделки: те же зеркала в роскошных рамах, тот же золочёный декор. Особое место в убранстве Кавалерской столовой занимает старинный сервиз, изготовленный в конце XVIII века на одном из фарфоровых заводов Российской империи. Это оригинальный набор: он помнит многих русских монархов, поэтому является крайне ценным экспонатом коллекции Екатерининского дворца.
Арабесковый зал
Это одна из нескольких комнат, оформленных в период правления Екатерины II. Такое название зал получил потому, что его стены украшены арабесками. Это особый вид росписи, для которого характерны яркие цветы, витиеватость форм и разнообразие сюжетов. В отдельных элементах убранства также угадывается увлечённость императрицы античностью (например, в живописном плафоне на мифологическую тему). Этот интерьер создал один из самых выдающихся мастеров той эпохи Ч. Камерон.
Лионский зал
Главное украшение этой комнаты во времена Екатерины II — жёлтый шёлк с изображением птиц и растений, произведённый на текстильной мануфактуре французского города Лион. Отсюда название — Лионский зал. Атласные обои для стен и обивку для мебели воссоздали по сохранившимся описаниям в том же оттенке уже в XXI веке.
Кроме того, в отделке интерьера использован лазурит. Полудрагоценный камень синего цвета можно встретить в оформлении стен, окон, дверей и даже мебели. Отдельного внимания заслуживает паркет с перламутровыми вкраплениями из нескольких редких пород дерева. Лионский зал, как и Арабесковый — шедевр Камерона.
Янтарная комната
Российская история янтарных панелей, украшавших легендарную комнату на протяжении нескольких веков, началась при Петре I, когда прусский король подарил их русскому монарху в честь заключения мира. Однако в Петровскую эпоху этот дар остался без внимания.
Всё изменилось, когда на престол взошла Елизавета Петровна. Сначала янтарные панели украсили один из залов Зимнего дворца, а затем и загородную резиденцию в Царском Селе. Облицованные солнечным камнем стены комнаты производили неизгладимое впечатление на современников императрицы. Здесь же хранилась уникальная коллекция янтарных изделий известных мастеров XVII-XVIII веков.
В годы Великой Отечественной войны исторические панели были демонтированы немцами, отправлены в Кёнигсберг (ныне — Калининград) и выставлены на всеобщее обозрение в Музее янтаря. С отступлением вражеских войск из города следы панелей были потеряны. Точную копию легендарной комнаты воссоздали российские реставраторы к началу 2000-х.
Статья по темеЯнтарная комната: настоящее и прошлое жемчужины Екатерининского дворца
Картинный зал
Отличительная особенность этой комнаты — десятки картин, украшающих стены по всей её площади. Уникальное собрание западноевропейского искусства относится ко времени правления Елизаветы Петровны. Полотна были подобраны в одном цветовом решении и стилистике, сливаясь в своеобразный живописный ковёр.
В зале, наполненном работами великих мастеров, императрица устраивала званые обеды, музыкальные вечера и принимала заграничных гостей. Исторический интерьер этой комнаты, как и оригинальная отделка Светлой галереи, был оформлен в 1750-е по проекту Растрелли.
Дворцовая церковь
Памятник архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Над его убранством в разное время трудились выдающиеся зодчие: Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, В. П. Стасов и другие.
Особое место в интерьере занимал покрытый позолотой иконостас с более чем сотней образов, написанных ведущими художниками елизаветинской эпохи. В сочетании с синим цветом стен он приобретал совершенно неземной вид, что прекрасно гармонировало с предназначением помещения. Оригинальное оформление почти полностью было утрачено в военные годы и бережно воссоздано уже в наше время.
Дворцовая церковь не только невероятно красивое, но и историческое место. Здесь происходили важные события в жизни императорской семьи: тут крестили будущего Николая I и прощались с Александром I.
Где расположен и как добраться
Екатерининский дворец находится в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Точный адрес архитектурного комплекса: город Пушкин, улица Садовая, 7.
Чтобы добраться сюда, путешественники могут воспользоваться одним из видов наземного транспорта.
- Автобусами № 186, 342, 229 из Купчино или с Московского проспекта (остановки находятся рядом с одноимёнными станциями метро). Они довезут прямо до Екатерининского дворца. Ещё один вариант — сесть в Санкт-Петербурге на автобус № 187. Однако в этом случае придётся доехать до остановки «Египетские ворота», а потом ещё немного пройтись по Пушкину пешком (около 15 минут).
- Электричкой от железнодорожной станции Купчино до железнодорожной станции Царское Село с пересадкой на наземный транспорт в Пушкине (через Екатерининский дворец пролегает более 10 автобусных маршрутов). Кроме того, после электрички до архитектурного комплекса можно прогуляться пешком за 25-30 минут.
- На машине до Пушкина. Авто можно оставить на бесплатной или платной парковках в районе Оранжерейной улицы (стоимость — 100 рублей в час, оплата только по карте).
Режим работы и правила посещения
Посетителей ждут ежедневно с 9:00 до 18:00 (кроме вторника, на который приходится выходной). При этом часы работы кассы отличаются: продажа билетов закрывается в 16:45. С ноября по март также действует санитарный день (последний понедельник каждого месяца). Это всё, что нужно знать о режиме работы Екатерининского дворца.
К основным правилами посещения можно отнести следующие. Посетители могут осмотреть экспозицию сами или с аудиогидом (цена — 250 рублей), а также с экскурсией по мере формирования групп от 10 до 25 человек. Фото и видео можно снимать на смартфон, но без вспышки. А вот палку для селфи сотрудники, скорее всего, попросят убрать, так как она относится к специальному оборудованию, на которое нужно получить отдельное разрешение.
Цены на билеты
Обычный билет обойдётся в 800 рублей, льготный — в 400. Детей младше 14 лет пускают в музей бесплатно. Иностранцам (кроме граждан государств ЕАЭС) придётся заплатить за вход больше: 1400 рублей взрослым и 700 студентам (детям до 14 бесплатно). Сколько стоит экскурсионное обслуживание и другие услуги — лучше уточнять заранее по телефонам администратора.
Заключение
Екатерининский дворец в Царском Селе, как и Петергофский дворец, — одна из главных загородных резиденций императорской России. При этом рядом с Санкт-Петербургом находятся и другие известные дома монархов: например, Приоратский дворец Павла I или парадная резиденция сподвижника Петра I — А. Д. Меншикова — в Ораниенбауме. Эти исторические достопримечательности можно осмотреть самостоятельно или в компании гида, который расскажет и о других местах вблизи Санкт-Петербурга, где жили монаршие особы.
Автор: Инна Метелькова