Белорусский вокзал

24 марта 2024, обновлено 25 марта 2024
Белорусский вокзал
Белорусский вокзал помнит множество значимых событий из истории страны. В 1896 году здесь встречали прибывшего на коронацию Николая II, а в 1941-м отсюда эшелонами отправлялись на фронт москвичи. Как строился великолепный архитектурный ансамбль, почему сменил несколько названий и какие сюрпризы ждут здесь путешественников — в нашем материале.
СодержаниеБелорусский вокзал на карте МосквыИстория и архитектура Белорусского вокзалаКак менялось названиеАрхитектураВокзал в киноОсновные направленияПоездаЭлектричкиАэроэкспресс от Белорусского вокзалаИнфраструктураХрамГде находится Белорусский вокзал и как до него добратьсяМетрополитенНаземный транспортЗаключение

Белорусский вокзал на карте Москвы

История и архитектура Белорусского вокзала

В 1860 году промышленники из Москвы и Смоленска решили соединить два города — для развития торговли и грузоперевозок. Был утверждён план строительства Московско-Смоленской ж/д ветки, а ответственным за работы назначили статского советника Михаила Немчинова. Именно в честь него затем назвали одну из подмосковных станций — Немчиновка.

1872 год. Чертёж вокзала • 1872 год. Первоначальный облик Смоленского вокзала

В 1868 году император Александр II выдал разрешение на строительство, оставалось только определить место для будущего вокзала. Наиболее подходящей оказалась территория Тверской заставы: она находилась недалеко от столицы, пустовала и не приносила доходов казне. Единственный нюанс — железная дорога должна была «срезать» часть ипподрома, где регулярно проводились скачки. Конезаводчики возмутились и обратились к губернатору Москвы с просьбой перенести пути. И хотя он сам любил скачки и лошадей, в просьбе им отказал.

Одновременно со строительством дороги, в 1869 году, началось и возведение здания вокзала. Рельсы прокладывали сразу с двух сторон: из Москвы и из Смоленска. Работы велись ударными темпами, и уже в 1870 году состоялось торжественное открытие дороги и вокзала.

Белорусский вокзал
1899-1901 годы. Вокзал до перестройки

Весной 1896 года вокзальный ансамбль дополнили роскошным павильоном из дерева. Построил его архитектор Л. Н. Кекушев. Деревянное здание с богатым декором, больше напоминающее сказочный терем, возвели на Белорусском вокзале в честь приезда Николая II в Москву на коронацию. По описаниям историков, обставили помещение мебелью из Франции. А в день прибытия императора и его семьи от вокзальной площади до входа в павильон расстелили бархатный ковёр.

Любопытно, что павильон был построен на Белорусском из-за ошибки в расчётах. Первоначально прибытие императора планировалось на Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал. Здесь и возвели Царский павильон. Однако после завершения строительства выяснилось, что станция для приёма знатных гостей не годится: в окрестностях вокзала улицы были слишком узкими для проезда конных экипажей монарха и его свиты. Поэтому в срочном порядке на Белорусском вокзале был построен новый павильон, на котором и встречали Николая II. К сожалению, деревянное здание не уцелело — его разобрали в 1908 году.

1945 год. Люди у первого эшелона бойцов, вернувшихся с фронта • 1945 год. Встреча победителей на вокзале

С лета 1941 года с Белорусского вокзала начали уходить поезда на фронт. Ежедневно отсюда отправлялось до 80 эшелонов с солдатами. Здесь же в первые недели Великой Отечественной войны повесили легендарный плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». А перед зданием вокзала впервые исполнили песню «Священная война», которая знакома многим по первой строчке: «Вставай, страна огромная…». В память об этом событии в 2005 году на фасаде Белорусского вокзала установили мемориальную доску. На ней изображён главный подъезд здания, перед которым стоит дирижёр с оркестром и хором, а рядом с ним — солдаты, отправляющиеся на фронт, и их родные.

Как менялось название

Сначала Белорусский был Смоленским — в честь города, куда вела проложенная отсюда железнодорожная ветка. Через год дорогу дотянули до Бреста, а вокзал переименовали в Брестский. Но на этом история имени ж/д станции не заканчивается. После масштабной реконструкции здания в 1912 году вокзал снова переименовали — на это раз в честь юбилея победы над Наполеоном в войне 1812 года и императора Александра I. Теперь он стал Александровским.

Белорусский вокзал

После объединения двух железных дорог (Александровской и Московско-Балтийской), в 1922-м вокзал вновь сменил имя — на Белорусско-Балтийский. А Белорусским стал только в 1936 году.

Иногда встречается и неофициальное название — «Вокзал Победы». Связано оно с тем, что отсюда отправляли эшелоны на фронт, а в 1945 году на станцию прибыл поезд «Москва — Берлин» с солдатами-победителями.

Архитектура

Сначала Белорусский вокзал располагался в двухэтажном здании из красного кирпича с белой отделкой. Но постепенно поток пассажиров увеличивался, и места внутри перестало хватать даже для людей с одного поезда. Поэтому было принято решение построить новый вокзал.

Белорусский вокзал
1911 год. Вид на вокзал

Изящный деревянный павильон, где останавливался Николай II, разобрали, и к 1912 году на месте старого вокзала вырос новый — втрое больше и выполненный в стиле неоклассицизма с элементами готики и ампира. Он состоял из двух корпусов, примыкающих друг к другу. Правое крыло было двухэтажным и предназначалось для монархов, за что получило название Царский угол.

На строительство Белорусского вокзала ушло порядка миллиона рублей — огромная по тем временам сумма. Но горожане сходились во мнении, что такие расходы оправданы, ведь здание поражало великолепным убранством и современным оснащением.

На главном фасаде красовались щиты с эмблемой железной дороги, а над входами в пассажирские залы ожидания высились небольшие башни с флагштоками. Новаторским был и сам материал, из которого построили вокзал, — бетон и железо. Их использование существенно снижало пожароопасность. Кроме того, именно здесь впервые в Москве были установлены аппараты для печати железнодорожных билетов — до этого их выписывали вручную.

Белорусский вокзал
1946 год. Площадь вокзала

Следующие изменения в облик вокзала внесли в 1930-е годы. Тогда он был расширен, а в правом крыле открылась станция метро «Белорусская» (радиальная). В 1976 году со стороны Грузинского Вала к зданию пристроили ещё один корпус — Багажное отделение.

Несмотря на многочисленные перестройки, Белорусский вокзал сохранил архитектурные черты, которыми наделили его зодчие начала прошлого века. Стены внутри по-прежнему украшает изящная лепнина, а под куполом главного входа нанесена большая роспись с изображением Георгия Победоносца. На фасаде красуется символ Министерства путей сообщения царских времён — якорь и молоток, а на стенах — герб Белоруссии и панно с изображениями сцен из жизни советских граждан.

Памятник «Прощание славянки». Фото: Александр Гурешов

Перед вокзалом установлен трогательный памятник «Прощание славянки». Композиция изображает солдата в обнимку с девушкой, которая провожает его на фронт. По бокам установлены два фонарных столба, увенчанных щитами с оружием. Несмотря на то, что памятник посвящён героическим подвигам советской армии, после его установки в 2014 году разразился скандал. Обнаружилось, что винтовки с правой стороны — немецкие Mauser-98k. Их быстро спилили, слегка изменив вид памятника. Кстати, есть поверье, что если перед отъездом потереть косу девушки, дорога будет лёгкой и безопасной.

Вокзал в кино

Он не раз становился «героем» кинолент. В 1970 году режиссёр Андрей Смирнов снял фильм «Белорусский вокзал», где, как ни парадоксально, само здание появляется только в самом конце, на кадрах военной хроники. Вокзал в названии — символ: именно с Белорусского уезжали на фронт советские солдаты.

Статья по темеСамые кинематографичные города России: где снимали советские кинохиты

Кадры из фильмов: «Белорусский вокзал» (режиссёр А. С. Смирнов) • «Летят журавли» (режиссёр М. К. Калатозов)

А вот в фильме «Летят журавли» Белорусский вокзал становится ключевым местом действия — в финальных сценах. Здесь главная героиня Вероника окончательно убеждается в том, что её возлюбленный погиб на фронте.

Основные направления

Белорусский вокзал связывает Москву не только с городами России, но и с Белоруссией. Отсюда отправляются рейсы в западном и юго-западном направлении.

Поезда

Практически половина рейсов с вокзала отправляется в Белоруссию. Поезда уходят в Минск, Брест, Гродно и другие города страны. Также с вокзала отправляются рейсы в Смоленск, Архангельск, Углич и Псков, а также фирменный поезд «Янтарь» до Калининграда.

Белорусский вокзал

Электрички

Пригородные электропоезда отправляются с Белорусского вокзала в Савеловском и Курском направлениях. На электричке можно добраться до многих подмосковных городов: например, до Можайска или Бородино.

Белорусский вокзал

Аэроэкспресс от Белорусского вокзала

Отправляется ежедневно до международного аэропорта Шереметьево. Билеты приобретаются в кассах вокзала и на сайте аэроэкспресса. Кассы находятся недалеко от входа на станцию метро «Белорусская» (радиальная), в здании вокзала. Проход к платформам осуществляется через подземный переход.

Дорога от Белорусского вокзала до аэропорта занимает около часа. Также на аэроэкспрессе можно доехать до станции «Одинцово». Поезда с вокзала до Шереметьево ходят с 05:00 до 20:00, а обратно — с 5:40 до 21:20. Актуальное расписание лучше уточнять на сайте аэроэкспресса.

Фото: Александр Марков

Инфраструктура

Для пассажиров оборудованы комфортабельные залы ожидания. Есть вся необходимая инфраструктура: справочная служба, кафе, медпункт, магазины, зоны Wi-Fi. Также на территории Белорусского вокзала работают автоматические и обычные камеры хранения, где можно оставить вещи на период до 12 часов. Для пассажиров с детьми есть детские уголки и зоны для пеленания, а для тех, кому хочется отдохнуть, работает гостиница.

Храм

Построен в память о солдатах, погибших на фронтах во время Великой Отечественной войны. По сути это обычная церквушка с алтарём, иконостасом, колоколом и тремя золотыми куполами. Вот только находится она в необычном месте: прямо внутри Белорусского вокзала, на втором этаже.

Белорусский вокзал
Фото: Petr Adam Dohnálek, CC BY-SA 3.0

Где находится Белорусский вокзал и как до него добраться

Вокзал расположен по адресу: площадь Тверская Застава, 7. Доехать сюда можно на наземном транспорте и метро.

Метрополитен

На Белорусском вокзале работают две станции метро:

  • «Белорусская» Замоскворецкой линии. Выход из метро находится прямо в здании вокзала.
  • «Белорусская», которая расположена на Кольцевой линии. У неё есть два выхода: подземный и наземный. Последний расположен рядом с левом крылом вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверская Застава.

Станции метро соединены между собой подземным переходом. Главное его украшение — скульптурная группа «Белорусские партизаны».

Белорусский вокзал
Станция «Белорусская» Замоскворецкой линии. Фото: A.Savin, FAL

Наземный транспорт

Кроме станций метро, рядом с Белорусским вокзалом находятся остановки автобусов и трамваев. На ближайшую из них (прямо перед зданием) можно добраться на маршрутах м32, т18, т54.

До остановки, расположенной чуть дальше (перед площадью Тверская Застава), ходят автобусы е30к, т70, 27, 345, 345к, 384, 905, а также трамваи № 7 и № 9.

Белорусский вокзал

Заключение

Белорусский вокзал вот уже более 150 лет остаётся одним из важнейших транспортных узлов столицы. Его история полна событий, интересных и порой удивительных подробностей, которые с удовольствием расскажут гиды Tripster на своих экскурсиях. А самых увлечённых путешественников пригласят изучить и другие вокзалы Москвы, сохранившие свой роскошный дореволюционный облик.

Автор: Анастасия Рыбина

Ещё на тему путешествий

Царь-колоколЦарь-колокол История и интересные факты

Еще экскурсии по теме