Аничков мост

4 июня 2024
Аничков мост
В Петербурге немногие мосты могут похвастаться историей, берущей начало от петровского времени. Аничков — один из них. За время своего существования на карте города он был коротким и длинным, деревянным и каменным и даже разводным. Однако не переставал восхищать жителей и гостей города своей красотой.
СодержаниеАничков мост на картеОписание Аничкова мостаИстория созданияСкульптурная группа «Укротители коней»Где ещё можно увидеть коней КлодтаГде находитсяЗаключение

Аничков мост на карте

Описание Аничкова моста

Это старинное инженерное сооружение, состоящее из каменных опор и кирпичных сводов, облицованное гранитом и украшенное четырьмя статуями укротителей коней работы скульптора Петра Клодта. Вот ещё несколько фактов об Аничковом мосте:

  • Его длина составляет 50 метров, а ширина — около 40;
  • Он перекинут через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова;
  • Он одновременно и пешеходный, и автомобильный;
  • С петровских времён он являлся частью старинной дороги, которая ныне называется Невским проспектом;
  • С него открывается красивый вид на расположенные рядом до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти: ансамбль Аничкова дворца, дворец Белосельских-Белозерских и Шереметевский дворец (Фонтанный дом), поэтому это отличное место, чтобы сделать в Питере знаковые фото и видео.
Аничков мост • Вид на реку Фонтанку • Фото: Potekhin, CC BY-SA 3.0, Ninara, CC BY 2.0, Oleg Bkhambri, CC BY-SA 3.0

История создания

Первый мост появился на этом месте ещё в начале XVIII века. Деревянный настил длиной около 150 метров уложили на свайные опоры. Как тогда, так и сейчас мост носит имя своего строителя — военного инженера М. О. Аничкова, чей полк базировался в расположенной неподалёку финской деревне (впоследствии — Аничкова слобода).

Спустя десять лет после окончания строительства мост модернизировали, сделав один из его пролётов подъёмным для пропуска судов. Можно сказать, что разводным он стал ещё при Петре I. А ещё через 20 лет, уже при Елизавете Петровне, его усилили для прогона по нему стада слонов — экзотического подарка русскому престолу от персидского шаха.

XVIII век. Вид от Фонтанки к Адмиралтейству. Неизвестный художник • 1850-е годы. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Художник: И. И. Шарлемань

Однако дерево есть дерево. Последующие годы конструкция неоднократно требовала ремонта. Это продолжалось до тех пор, пока мост не перестроили в камне при Екатерине II. Этот вариант простоял более 50 лет. Как он выглядел в тот период, можно представить, взглянув на Старо-Калинкин мост, также перекинутый через реку Фонтанку: он был построен по тому же проекту и почти не менялся с конца XVIII века.

Современный вид Аничков мост приобрёл при Николае II. Тогда его вновь перестроили и придали ему парадный вид. Для внешней отделки использовали гранит, чугунные решётки перил украсили мифическими существами: дельфинами, русалками и гиппокампами (морскими коньками с рыбьим хвостом) — точно такими же, как на ограждении Дворцового моста в Берлине.

Старо-Калинкин мост. Фото: Alex Fedorov, CC BY-SA 4.0 • 1907 год. Процесс реконструкции • 1908 год. Чертежи

Кроме того, уникальной эту переправу сделала скульптурная группа, которая называется «Укротители коней». Благодаря ленинградцам, в годы Великой Отечественной войны закопавшим четыре статуи во дворе Аничкова дворца, полюбоваться творением скульптора Клодта можно и сейчас.

Скульптурная группа «Укротители коней»

Ансамбль Аничкова моста олицетворяет идею победы над природой: она воплощена в виде четырёх скульптур, символизирующих четыре стадии укрощения коня. Так, на первом постаменте можно увидеть, как крепкая рука человека сдерживает очередную попытку животного вырваться на свободу, на втором и третьем — схватку между человеком и животным, а на четвёртом — как животное поддаётся воле укротителя.

Оригинальное оформление моста принесло его автору огромную известность как в России, так и за её пределами. В чём же секрет успешности скульптора? Во-первых, в его любви к лошадям. Он посвятил их изучению огромное количество времени, работая над зарисовками до тех пор, пока они не стали максимально реалистичными. Во-вторых, главенствующим направлением в искусстве в ту пору был классицизм, который использует благородный образ коня в живописи, скульптуре и архитектуре.

Первая группа. «Юноша, берущий коня под уздцы» • Вторая группа. «Юноша, поверженный конём» • Фото: Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0

Всё это обеспечило Петра Клодта первым крупным заказом на создание скульптурной группы для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Шестёрку вставших на дыбы коней можно наблюдать на крыше сооружения и сегодня. Успех этой работы не мог не отразиться на карьере её автора, ставшего очень востребованным.

О Клодте как о признанном профессионале также говорит тот факт, что две из четырёх статуй, изготовленных для Аничкова моста, отправлялись то в Берлин, то в Неаполь в качестве подарка европейским монархам от русского царя. После этого вместо бронзовых оригиналов в столице несколько лет стояли их гипсовые копии.

За эту работу скульптор также получил, как говорили, «Анну на шею» — учреждённый ещё в начале XVIII века орден Святой Анны, которым ранее были удостоены многие выдающиеся соотечественники, например Суворов и Кутузов.

Третья группа. «Юноша, осаживающий коня» • Четвёртая группа. «Конь с идущим юношей» • Фото: Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0

Где ещё можно увидеть коней Клодта

В середине XIX века они украсили территорию королевского дворца Фридриха Вильгельма IV. Это был подарок прусскому королю от Николая I. В наши дни эти кони стоят в одном из парков столицы Германии.

Две скульптуры, предназначенные для Аничкова моста, при Николае II также отправились в Неаполь. Это был знак благодарности королю Фердинанду II за гостеприимство, с которым он принял путешествующую по Италии русскую императрицу Александру Фёдоровну. Две фигуры лошадей и их укротителей стоят на воротах у входа в дворцовый сад и сегодня.

После того как кони появились на Аничковом мосту, их бронзовые копии установили у павильона «Бельведер» в Луговом парке в Петергофе, а также в Орловском парке в Стрельне. К сожалению, мы можем увидеть их лишь на фото, так как статуи исчезли во время Великой Отечественной войны. Однако есть легенда, что они закопаны в окрестностях Петербурга.

Скульптуры Клодта в Неаполе • У входа в Кляйстпарк, Берлин • Перед павильоном «Бельведер» в Петергофе • Фото: L. Versaggi, CC BY-SA 2.5, Shutterstock

Помимо этого, уменьшенные копии коней пользовались популярностью у современников скульптора. В прежние времена они встречались как элемент интерьера во многих светских домах: как представителей аристократии, так и буржуазии. В наши дни их можно увидеть в качестве экспоната частной коллекции или государственного музея. Так, например, две миниатюры с лепных этюдов хранятся в Калуге, они были отлиты из бронзы на одном из петербургских заводов в конце XIX века.

Где находится

Аничков мост расположен на участке, где Невский проспект пересекает река Фонтанка. Ближайшие станции метро — «Маяковская» и «Гостиный Двор», но сюда можно доехать и на наземном транспорте — до остановок «Литейный проспект», «Метро „Гостиный двор“» и «Дворец творчества юных». Это самый центр города, поэтому поблизости также находится множество знаковых мест Северной столицы.

Вид на Аничков мост и реку Фонтанку • Вход станции метро «Маяковская» • Большой Гостиный двор • Фото: Shutterstock

Заключение

Петербургские мосты — это такой же бренд, как и Дворцовая площадь с Эрмитажем или Петропавловская крепость с усыпальницей Романовых. Поэтому их осмотр — обязательная часть программы путешествия в город на Неве. Лучшие виды на городские мосты открываются с воды, а если взять с собой гида, который сопроводит поездку подробным рассказом, получится не только красивая, но и познавательная прогулка.

Автор: Инна Метелькова

Ещё на тему путешествий

Царь-колоколЦарь-колокол История и интересные факты

Еще экскурсии по теме