Для большинства путешественников город Пушкин ассоциируется с несколькими знаковыми достопримечательностями: Царскосельским лицеем, Александровским парком и одноимённым дворцом и, конечно же, Екатерининским дворцом с Янтарной комнатой и прилегающим к резиденции роскошным Екатерининским парком. Весь этот дворцово-парковый комплекс является частью музея-заповедника «Царское Село» и входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория парка делится на две части: регулярный Старый сад и пейзажный Английский парк. Первым был основан Старый сад — произошло это при Екатерине I, — и создавался он по всем правилам голландских парков. В дальнейшем каждый из правителей перестраивал, расширял, дополнял и украшал великолепную парковую зону в зависимости от собственных вкусов и моды. Сегодня здесь можно посмотреть на много любопытных достопримечательностей Пушкина: Камеронову галерею, холодную баню с Агатовыми комнатами, Чесменскую колонну, павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Адмиралтейство, беседки и многое другое.
Рядом со зданием Императорского Царскосельского лицея расположен небольшой и живописный сквер — это Лицейский сад, который был обозначен на карте Царского Села в XIX веке. Первоначально на этом месте зеленела берёзовая роща — в целом территория была не облагорожена. Всё изменилось при императрице Елизавете Петровне. После строительства каменной Знаменской церкви — одного из старейших зданий Пушкина — было решено на этом месте проложить пешеходные аллеи. Полноценным садом эта территория стала уже в XIX столетии: было необходимо создать приятную прогулочную зону для лицеистов. Значительно позже (в начале XX века) в Лицейском саду была установлена его главная достопримечательность — памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Одна из главных достопримечательностей города Пушкина, ради которой путешественники приезжают сюда хотя бы на 1 день во время визита в Питер, — это знаменитый Императорский Царскосельский лицей, занявший особое место в истории и культуре России благодаря своему выдающемуся ученику Александру Сергеевичу Пушкину. Высшее учебное заведение было открыто в Царском Селе в начале XIX века по указу самого императора Александра I и предназначалось для обучения детей дворян. Классы разместили в одном из флигелей Екатерининского дворца — он был построен в самом конце XVIII века по проекту архитектора Неелова. Царскосельский лицей размещался здесь до 1843 года, после чего было принято решение о перемещении его в Санкт-Петербург. Сегодня здесь открыт мемориальный музей-лицей, где воссоздана обстановка, в которой жили и учились лицеисты, — во время экскурсии можно даже посмотреть комнату, в которой когда-то жил Пушкин.
Это ещё одно место в Пушкине, куда можно сходить погулять во время посещения знаменитых городов Ленинградской области. Александровский парк является частью государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село», но, в отличие от Екатерининского парка, вход сюда свободный.
Наименование достопримечательности произошло от имени его основателя — императора Александра I. Он создал живописный парковый ансамбль вокруг своей загородной резиденции — Александровского дворца. Территория парка занимает около 200 гектаров и делится на две зоны: регулярный (Новый) парк и пейзажный. Разница между ними заключается в планировке: в регулярном парке предусмотрены аллеи, павильоны, прогулочные зоны и оформленные кустарники, а то время как пейзажный относится к типу английского парка — здесь сохраняется естественный ландшафт. В парке можно встретить много ярких достопримечательностей Пушкина: Александровский дворец, Китайскую деревню, Драконов мост, Белую башню, Китайские мосты и многое другое.
Одно из мест, которое будет интересно посетить во время прогулки по Пушкину, — это Александровский дворец, что расположен в Александровском саду. Он был построен в конце XVIII века по велению Екатерины II — дворец стал подарком на свадьбу её внука, будущего императора Александра I. Проект доверили выдающемуся архитектору Джакомо Кваренги, который создал загородную резиденцию в духе позднего классицизма. В начале XX века при Николае II Александровский дворец стал одним из главных императорских мест в Санкт-Петербурге — здесь собирался весь свет общества, а также проводились масштабные празднества. В 1917 году именно из Александровского дворца императорская семья была вывезена в Тобольск, а затем и в Екатеринбург. Здание сильно пострадало в годы войны — во время оккупации здесь разместился штаб СС, подвалы превратились в тюрьмы, а площадь перед дворцом стала кладбищем для немецких солдат.
После окончания войны Александровский дворец долгое время восстанавливался. Сегодня он входит в состав музея-заповедника «Царское Село».
На территории Александровского парка расположено множество уникальных достопримечательностей, колоритных сооружений, мостов и беседок — путешественники и жители Санкт-Петербурга часто выделяют целый день, чтобы осмотреть все эти места во время неспешной прогулки. В Александровском парке есть целый комплекс построек, напоминающих по своей архитектуре старые замки, — в их число входит и высокая Белая башня, построенная на месте старого императорского зверинца в первой половине XIX века. Автором проекта выступил Менелас, который и создал здание, больше похожее на фортификационное сооружение. Предназначался этот павильон для сыновей императора Николая I — здесь мальчики обучались военному делу и занимались гимнастическими упражнениями. Всего в постройке шесть этажей, соединяла их между собой винтовая лестница. В годы Великой Отечественной войны Белая башня значительно пострадала — уцелеть удалось только нижнему ярусу здания. Восстановительные работы завершились только к 2012 году.
На территории Александровского парка можно встретить много сооружений в китайском стиле, но наиболее интересной и выдающейся среди всех подобных мест стала Китайская деревня — этот комплекс сооружений также является объектом культурного наследия России и входит в число узнаваемых и популярных достопримечательностей города Пушкина. Создавалась деревня по велению императрицы Екатерины II. Во второй половине XVIII века в европейском искусстве стал распространяться стиль шинуазри, подразумевающий использование традиционных китайских мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Как и весь мир, императрица увлекалась этим новым веянием моды, поэтому заказала архитекторам Ринальди и Камерону целую деревню в китайском стиле. Но проект так и не был завершён из-за скорой кончины правительницы. Возобновил проект уже Александр I — работу поручили Стасову. Именно этот вид деревни — созданный в XIX веке — и дошёл до наших дней.
В Александровском парке можно посмотреть несколько сооружений, напоминающих старые замки или разрушенные крепости. Из самых известных мест к таким достопримечательностям Пушкина относятся Белая башня, Башня-руина и павильон «Шапель», который был спроектирован архитектором Менеласом в первой половине XIX века. Павильон представляет собой башню в готическом стиле, которая соединяется с широкой аркой, — выглядит постройка как руины фортификационного сооружения. В первые годы внутри башни располагались мраморные фигуры ангелов и Иисуса Христа — сегодня они находятся в собрании Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал, историческое здание находилось в аварийном состоянии более 70 лет. Для посетителей «Шапель» был открыт в 2018 году.
Одним из главных павильонов Александровского парка считается павильон «Арсенал», похожий на средневековый готический замок. Он был возведён в первой половине XIX века по указу императора Николая I. Ранее на этом месте уже располагалось небольшая постройка под названием «Монбижу» — павильон, построенный Саввой Чевакинским и Франческо Растрелли в стиле пышного барокко. «Арсенал» был создан с особой целью — здесь демонстрировалась личная коллекция оружия, которую собирал и формировал на протяжении многих лет Николай I. В собрание входили и довольно редкие образцы средневекового, восточного и европейского оружия. Сегодня впечатляющая коллекция императора хранится в фондах Эрмитажа.
Если вам всегда хотелось подняться на самый верх старинной башни и взглянуть на открывающуюся с неё панораму, то отправляйтесь к эффектной Башне-руине, что расположена на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Необычный павильон был построен в 1770-х по проекту архитектора Фельтена, и задумывался он как своего рода памятник победам русских войск в русско-турецкой войне второй половины XVIII века. Внешний вид сооружения впечатляет и сегодня: башня выглядит как останки средневекового фортификационного сооружения, которое уже много веков не реставрировалось. Однако такой облик задумывался архитектором изначально. В Александровском парке можно увидеть ещё несколько подобных достопримечательностей. К примеру, павильон «Шапель».
На въезде в Пушкин со стороны Петербургского шоссе стоит одна из самых узнаваемых достопримечательностей Ленинградской области — это колоритные Египетские ворота, которые были возведены в Царском Селе в XIX веке в период египтомании. Увлечение всего мира далёкой восточной страной было связано с расшифровкой знаменитого Розеттского камня, после чего элементы египетской культуры стали отражаться в архитектуре, литературе, театре и декоративно-прикладном искусстве разных стран. Конечно же, и Российская империя не стала исключением — и сегодня по всему Санкт-Петербургу можно отыскать отголоски того периода. Египетские ворота были установлены на въезде в Царское Село в 1830-х по проекту архитектора Меленеса, проект же был утверждён недавно взошедшим на престол императором Николаем I. С внешней стороны башни облицованы чугунными плитами с изображением различных характерных элементов и божеств из мифологии Древнего Египта. Все эти детали будет интересно рассмотреть вблизи во время прогулки.
Екатерининский парк украшают разные достопримечательности: колонны, скульптуры и галереи, но отдельного внимания стоят павильоны — «Эрмитаж» входит в число наиболее известных. С французского название павильона переводится как «хижина отшельника», и строительство таких домиков в регулярных парках стало особенно популярным в XVIII веке. Эти уединённые павильоны предназначались для отдыха и развлечений знати, и допускались сюда только избранные. В Екатерининском парке павильоны стали появляться при Елизавете Петровне — строительство «Эрмитажа» выпало на 1740-е годы, главным архитектором был назначен Савва Чевакинский. Возведение павильона заняло около пяти лет, финальные штрихи в декоративное оформление фасадов вносил уже Растрелли. Главная особенность этого сооружения заключается в том, что павильон «Эрмитаж» повторяет облик самого Екатерининского дворца. Посетить это интересное место можно во время прогулки по Екатерининскому парку: все павильоны удобно включаются в прогулочный маршрут, и обойти их можно за 1 день.
Екатерининский парк был основан в самом начале XVIII века при Екатерине I, и в дальнейшем каждая из императриц вносила в местный ландшафт изменения согласно вкусам новой эпохи. В 1780-х годах по велению Екатерины II началась крупная перепланировка существующего парка, и уже установленные сооружения также подвергались перестройке — павильон «Эрмитажная кухня» не стал исключением. Исторически задние использовали в качестве места для приготовления еды, а позднее здесь разместилась придворная пекарня. Архитектурный облик павильона значительно отличается от других сооружений парковой зоны — Эрмитажная кухня больше походит на английский замок. Радикальное переустройство здания было также необходимо и для оформления одного из входов в сад, поэтому можно встретить второе название достопримечательности — Красные ворота. Сегодня в Эрмитажной кухне открыто небольшое кафе для посетителей — здесь можно отдохнуть, прежде чем отправиться дальше на прогулку.
Как следует из названия достопримечательности, павильон находится на острове в центре Большого пруда. Постройка была возведена в 1740-х по проекту архитектора Саввы Чевакинского — его произведения украшают центр Санкт-Петербурга и разные уголки Царского Села. В дальнейшем павильон перестраивался, добавлялись новые декоративные элементы, но основной объём сохранялся. В разное время над его обликом трудились такие мастера, как Растрелли, Кваренги и Стасов. Павильон «Зал на острову» предназначался для уединённого отдыха знати после утомительных прогулок на лодках или катания на коньках в зимнее время года, изредка здесь проводили пышные мероприятия или придворные обеды. Согласно записям историков, в павильоне хранились грелки, которые выдавали катающимся на катке для обогрева. В самом начале XX века в павильоне был открыт ресторан, и остров соединили с берегом с помощью понтонного моста — сооружение было уничтожено и восстановлено уже в 1990-х. Сегодня в павильоне «Зал на острову» проводят торжественные мероприятия и концерты.
Среди архитектурных памятников и достопримечательностей Екатерининского парка выделяется здание, напоминающее очертаниями и символами мечеть, — это павильон «Турецкая баня», который стоит на небольшом мысе у Большого пруда. Сооружение возвели в 50-х годах XIX века по инициативе императора Николая I, оно задумывалось как своего рода памятник русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Архитектором проекта назначили Монигетти, который и принял решение внести в образ постройки черты мечети, интерьеры же украсили в мавританском стиле. Павильон «Турецкая баня» — последнее сооружение, построенное на территории Екатерининского парка.
Главная достопримечательность Пушкина — это Екатерининский дворец. Он входит в число объектов культурного наследия России и является центром дворцово-паркового ансамбля, включённого в Список ЮНЕСКО. Дворец был заложен в первой половине XVIII века по указу Екатерины I — её имя и стала носить загородная резиденция. В дальнейшем дворец принадлежал двум другим правительницам, которые перестраивали его с учётом новых веяний моды. Сегодня дворец представляет собой памятник позднего барокко — последние значительные изменения были внесены при Екатерине II, которая доверила этот важный проект своему проверенному мастеру Франческо Растрелли. В годы Великой Отечественной войны весь комплекс Екатерининского дворца значительно пострадал, в некоторых залах реставрационные работы ведутся и сегодня. Самой знаменитой комнатой дворца можно с уверенностью назвать Янтарную — это одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Сегодня Екатерининский дворец работает в качестве музея. В стоимость билета включено и посещение Екатерининского парка.
Жемчужиной Екатерининского дворца по праву считается уникальная Янтарная комната — шедевр декоративно-прикладного и архитектурного искусства эпохи барокко (XVIII века), судьба которого оказалась весьма печальной. Изначально великолепная комната из янтаря была создана для летней резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Во время своего визита Пётр I восхитился изысканным творением и позднее получил Янтарную комнату в подарок от короля Фридриха-Вильгельма. Первое время после прибытия в Россию уникальный дар хранился на территории Летнего сада в Людских палатах и во дворце Меншикова — в Екатерининский дворец комната была перемещена в середине XVIII века по указу Елизаветы Петровны. В годы Великой Отечественной войны Янтарная комната была утрачена — немецкие войска вывезли её в Германию, и после 1944 года местонахождение шедевра неизвестно. Современная достопримечательность Екатерининского дворца — это результат кропотливой и очень сложной реставрации. Для посетителей восстановленную Янтарную комнату открыли в 2003 году.
В XVIII веке обязательным элементом и украшением регулярных парков стали различные павильоны — уединённые места, где отдыхала знать в кругу своих приближённых и фаворитов. Особенно изысканными считались павильоны, возведённые вблизи воды, чтобы после развлечений августейшие особы могли сразу перейти в лодку. Строительство такого павильона в Екатерининском парке было начато по велению императрицы Елизаветы Петровны, которая не желала отставать от модных тенденций — произведение архитектора Растрелли со временем стали называть «Гротом». Перестройке достопримечательность парка подверглась в правление Екатерины II — были внесены изменения в декоративное убранство павильона, а в его залах разместилась коллекция скульптур, в числе которых была и фигура Вольтера. Некоторые из шедевров можно и сегодня увидеть в «Гроте», здесь также проходят показы временных выставок.
Ещё одна интересная архитектурная достопримечательность Пушкина, расположенная на территории Екатерининского парка, — это Адмиралтейство, что стоит на берегу Большого пруда. По сути это комплекс, состоящий из трёх павильонов — постройки находятся в шаговой доступности друг от друга и были построены в одном стиле. Название своё место получило не просто так: здесь хранилась императорская «флотилия» — впечатляющая коллекция судов, привезённых из разных стран. В уникальном собрании можно было увидеть и совсем редкие вещи: традиционную турецкую рыбацкую лодку или плоскодонное судно из Китая. К сожалению, коллекция была утрачена в годы войны. Краснокирпичные постройки Адмиралтейства были возведены в 1770-х по проекту архитектора Неелова. Центральное здание называли Шлюпочным сараем — именно здесь хранились редкие суда и лодки. Боковые постройки прозвали Птичными домиками, так как в них держали уток и лебедей, украшающих собой парковый пруд. Сегодня посетить можно только главный павильон Адмиралтейства — здесь проводят временные выставки.
На небольшом острове в самом центре Большого пруда Екатерининского парка возвышается мраморный столп — это впечатляющая Чесменская колонна, ставшая узнаваемой достопримечательностью города Пушкина. Памятник был возведён по проекту Антонио Ринальди в 1770-х годах в честь морских побед русского флота в русско-турецкой войне. Одна за другой следовали громкие победы русских войск в значимых сражениях, поэтому Екатерина II решила воздвигнуть монумент в Царском Селе сразу в честь трёх побед: Хиосской, Чесменской и Митиленской. В годы Великой Отечественной войны мраморная колонна значительно пострадала — бронзовые барельефы были утрачены. Воссоздать исторический облик памятника удалось уже в 1990-х.
Если во время визита в город Пушкин вы решите пойти погулять в Екатерининский парк, то точно не сможете миновать большую часть его достопримечательностей — и впечатляющий Мраморный мост входит в их число. Переправа с изящной колоннадой и расходящимися по бокам лестницами была возведена в 1770-х по проекту Неелова. При проектировании он опирался на примеры английских мостов, созданных архитектором Палладио, — от его имени и образовалось второе название моста в Екатерининском парке. Переправа расположена в месте слияния Большого пруда с Лебяжьими прудками — название последних появилось не просто так. С Мраморного моста хорошо видно семь искусственно созданных островков — когда-то здесь жили лебеди в небольших домиках, украшенных рукой Ринальди.
На склоне холма рядом с Екатерининским дворцом стоит известная многим Камеронова галерея — памятник архитектуры XVIII века и значимая достопримечательность города Пушкина. Вытянутое сооружение с колоннами было задумано самой императрицей Екатериной II, которая хотела создать отдельное место для философских бесед, своего рода уголок просвещения. Для осуществления проекта она пригласила шотландского архитектора Камерона — его имя достопримечательность носит и сегодня, — который и создал галерею в стиле античной постройки. Расположенная на склоне холма — на границе регулярного и пейзажного парков, — галерея также служила своего рода смотровой площадкой, откуда открывался великолепный обзор на парк и Царское Село. Камеронова галерея стала частью полноценного архитектурного ансамбля, в который также входят Холодная баня с Агатовыми комнатами и Висячий сад.
На углу Крестового канала в Александровском парке возвышается изящная башенка Крестового моста — значимого памятника архитектуры города Пушкина. Необычная переправа появилась в этой части Царского Села во второй половине XVIII века. В тот период во всей Европе — и Российской Империи в том числе — в моду вошёл так называемый стиль шинуазри, который подразумевал использование в предметах искусства, архитектуре и культуре классических китайских мотивов. Отголоски этого направления встречаются в разных уголках Пушкина, и Крестовый мост входит в число памятников того периода. Построен он был по указу императрицы Екатерины II — проект она поручила архитектору Неелову. При создании переправы мастер брал за основу уже готовый план моста, опубликованный в английской книге «Сельская архитектура в китайском вкусе». Со временем беседка моста стала любимым местом для многих представителей знати — с этой точки и сегодня открывается прекрасный вид на воду канала и парк.
Во второй половине XVIII века по указу Екатерины II шотландский архитектор Камерон построил в Царском Селе (вблизи Екатерининского дворца) комплекс сооружений, сформировавших полноценный архитектурный ансамбль — это были Камеронова галерея, Висячий сад и павильон «Холодная баня», занявший в ансамбле центральное место. Павильон представляет собой небольшое двухэтажное здание: на первом этаже располагались банные помещения для водных процедур, второй же уровень был отдан под комнаты отдыха — за счёт своего богатого декоративного убранства они и получили название «Агатовые». Более того, в павильоне располагался кабинет императрицы и библиотека. В оформлении интерьеров Камерон использовал цветные камни, яшму и мрамор, а также элементы живописи и лепнину.
В годы Великой Отечественной войны сам павильон значительно пострадал, но внутреннее убранство и Агатовые комнаты удалось сохранить нетронутыми.
Если вы думаете, что ещё можно посмотреть в Пушкине кроме роскошных парков и дворцов, то обратите внимание на скромную Знаменскую церковь, что расположена в Лицейском саду неподалёку от Екатерининского дворца. Сооружение входит в число интересных достопримечательностей города Пушкина из-за своей исторической и архитектурной составляющей: Знаменская церковь — одно из старейших зданий Царского Села. Впервые церковь была возведена в начале XVIII века при Екатерине I — освятили её в честь Успения Богородицы. Вскоре после завершения строительства храм сгорел от удара молнии, и место пустовало в течение шести лет. Решение о том, что церковь необходимо восстановить, было принято уже при Елизавете Петровне — для реализации проекта она пригласила архитектора Бланка. Именно этот образ позднего петровского барокко постройка и сохранила до наших дней.
За 1 день в Пушкине можно успеть посмотреть много достопримечательностей: от роскошных парковых комплексов и дворцов до примеров редкой архитектуры. Рядом с Александровским парком стоит храм, архитектурный образ которого возвращает к древнерусскому церковному зодчеству — это Феодоровский Государев собор, возведённый в начале XX века по указу императора Николая II. Построили его специально для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. В этот же период началось планирование целого комплекса сооружений под названием Феодоровский городок — доминантой его должен был стать полковой храм. С наступлением революции Феодоровский собор пришёл в упадок: большая часть имущества была изъята, внутреннее убранство практически полностью разрушено, а позднее церковь закрыли окончательно. В годы войны храм сильно пострадал от бомбардировок. К вопросу о восстановлении достопримечательности вернулись в 1980-х. Сегодня Феодоровский Государев собор является действующим и открыт для посещения.
В Пушкине даже в рамках прогулки одного дня можно увидеть достопримечательности, архитектурный облик которых навеян культурами других стран, — например, Египетские ворота или Китайская деревня. Но вдохновлялись правители и архитекторы не только примерами других культур — они обращались и к наследию России. В начале XX века у северной окраины Александровского парка было возведено здание Ратной палаты — яркий пример неорусского стиля. Внешний вид постройки формировался на основе псковских и новгородских традиций. Закладка палаты происходила в присутствии Николая II, строительство же подошло к концу уже после революции. Сегодня в Ратной палате открыта экспозиция единственного в России музея, посвящённого событиям Первой мировой войны.