Барокко в архитектуре

Барокко в архитектуре
Сложно найти более торжественный, яркий и противоречивый стиль, чем барокко. Он подчинил своему влиянию всю Европу на несколько веков. Барочные здания можно разглядывать часами, любуясь скульптурой, фигурными наличниками и завитками на капителях колонн. Рассказываем кратко о характеристиках этого стиля и основных архитектурных памятниках.
СодержаниеЧто такое барокко в архитектуреИстория появления стиляХарактерные черты бароккоВнешнее оформление зданийВнутренний декорСвязь с окружающим пространствомИзвестные архитекторыПримеры барокко в архитектуреСанта-СусаннаСан-Карло-алле-Куатро-ФонтанеВерсальский дворецЕкатерининский дворец в Царском СелеЦерковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе ДубровицыЗаключение

Что такое барокко в архитектуре

Барочный стиль в архитектуре, получивший распространение с конца XVI до середины XVIII века, довольно сильно отличается от всех ему предшествовавших направлений. Органично развившись из ренессанса, барокко «надломило» все идеалы Возрождения. На смену соразмерности и умеренности пришли подчёркнутая торжественность и обилие деталей. Рациональность уступила место чувственности и драматичности, а строгие античные формы стали использоваться в декоративных целях для усиления театрального эффекта.

Храм Святой Анны в Кракове. Основан в 1689 году. Фото: Zygmunt Put, CC BY-SA 4.0

Величественные здания поражали современников, подчёркивая влиятельность, богатство и статус заказчиков. Архитектура барокко с её пышностью, контрастностью и иллюзорностью стала воплощением своего времени, а роскошно украшенные соборы и дворцы — яркими декорациями, на фоне которых разворачивались события этой блистательной эпохи.

История появления стиля

Барочная архитектура долго находилась в тени других стилей. Вплоть до рубежа XIX-XX веков она рассматривалась историками искусства как излишне эксцентричная, нелепая и даже смешная. Недаром название стиля произошло от итальянского barocco — «вычурный», «причудливый», «странный».

Исследователи не сразу увидели связь барокко и архитектуры эпохи Возрождения, а ведь именно в Риме конца XVI века началась история этого стиля. Считается, что первым новатором, отошедшим от классических канонов ренессанса, стал Микеланджело. Его поздние работы середины XVI века, такие как лестница библиотеки Лауренциана и Новая Сакристия во Флоренции, а также Порта-Пиа в Риме, полны необычных для своего времени экспериментов с формой. Архитектор заметно усложняет пространство, насыщая его обилием деталей: колонн, пилястр (прямоугольных в плане выступов стены в виде колонн), окон, ярусов, декоративных фронтонов. Это создаёт динамизм и театральный эффект, которые через несколько десятилетий станут важными принципами барокко.

Лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции • Новая Сакристия во Флоренции • Порта-Пиа в Риме • Фото: Sailko, CC BY 3.0, проект «In Italia magazine»

Последователи Микеланджело — Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола — развили идеи мастера в последовавшем за ренессансом стиле — маньеризме. Он стал переходным этапом к барокко, которое захватило Италию, а затем и всю Европу в начале XVII века.

Не стоит забывать, что рождение нового стиля проходило параллельно с усилением в Италии католической церкви, проводившей политику Контрреформации. Одну из ведущих ролей в борьбе за утверждение веры играл орден иезуитов. По заказу его членов строились многочисленные соборы, а само барокко часто называют «иезуитским стилем». Так, в одной из первых построек нового направления — церкви Иль-Джезу в Риме — захоронен основатель ордена Игнатий Лойола.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Архитектор: Джакомо делла Порта, Джакомо да Виньола • Санта-Мария-дей-Монти в Риме. Архитектор: Джакомо делла Порта • Вилла Фарнезе в Капрароле. Архитектор: Джакомо да Виньола • Фото: Krzysztof Golik, CC BY-SA 4.0, Fiat 500e, CC BY 4.0, Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0

Характерные черты барокко

Барочной архитектуре свойственны многие черты и признаки, которые угадываются в живописи и скульптуре того же времени. При этом подчёркнутая декоративность, зрелищность и драматичность не означают, что барокко лишено рациональности и системы. Напротив, тот сильный эмоциональный эффект, который производят на зрителя помпезные соборы и дворцы, создаётся за счёт следования целому ряду правил.

Внешнее оформление зданий

Поскольку архитектура эпохи барокко — наследница ренессанса, в основе фасадов зданий этого стиля лежит ордерная система. При этом все её известные ещё со времён античности элементы — колонны, антаблемент (горизонтальное перекрытие над колоннами), фронтоны — получают новую трактовку. Динамичность, контрастность и напряжённый ритм создаются за счёт чередования выступающих и углублённых частей стен. Ранее монолитный антаблемент становится прерывистым (раскрепованным) и из-за этого более объёмным. Колонны и пилястры объединены в пучки — небольшие группы, которых на фасаде может быть несколько. А фронтоны приобретают разорванную форму, будто их кто-то надрезал. Кажется, что каменная масса бурлит и извивается.

Барочные архитекторы часто используют сложные криволинейные формы, которые словно вытекают одна из другой. Плоскость стены из-за этого кажется изогнутой. Например, нередко архитекторы применяют волюты — завитки в виде спирали, которые, как в церкви Иль-Джезу, завершают верхнюю часть фасада.

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания) • Церковь Покрова в Филях в Москве • Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0, Fiat 500e, CC BY-SA 4.0

Чередование разных по объёму и форме элементов создаёт оптические свето-теневые иллюзии. Барочная архитектура играет со зрителем, иногда удивляя, а иногда обманывая его.

Ещё одна отличительная черта этого стиля — обилие декоративных элементов. Архитекторы украшали фасады скульптурами в нишах, барельефами, вазами, волютами, медальонами, разнообразными наличниками для окон, колоннами и пилястрами. Некоторые здания, например церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме, подвергались безжалостной критике приверженцами классицизма за, как им казалось, перегруженность деталями и ощущение хаоса.

Внутренний декор

В оформлении церковных интерьеров прослеживаются всё те же идеи и мотивы, что и в декоре фасадов. Чередование выпуклых и вогнутых форм создаёт светотеневую игру и напряжённый ритм. Количество декоративных элементов возрастает у алтаря, подчёркивая его значимость. В Испании получили широкое распространение позолоченные и увитые орнаментальной резьбой ретабло — масштабные заалтарные композиции.

Поскольку излюбленным приёмом в архитектуре стиля барокко являются оптические иллюзии, в дворцовых интерьерах часто присутствуют зеркала, которые в основном располагаются напротив окон. Потолки украшены живописными плафонами с изображением неба. С помощью такого приёма пространство визуально расширяется.

Ретабло Главной капеллы собора в Толедо • Тронный зал Королевского дворца в Мадриде • Будуар Марии Александровны и Иорданская лестница в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге • Фото: Querubin Saldaña Sanchez, CC BY-SA 3.0, сайт «Совет управления национальным наследием»

Важной составляющей барочных интерьеров, особенно дворцовых, стала позолота. Ею покрывали скульптурные группы, резьбу, барельефы, канделябры, рамы зеркал и наличники. Это не только говорило о богатстве и статусности заказчика, но и выражало саму суть барочной эстетики — пышной и местами даже претенциозной.

Важным элементом дворцовых интерьеров стала лестница. Это подчёркивает связь архитектуры барокко с церемониальностью и театральными эффектами, которые характерны для эпохи XVII-XVIII веков. Каждое придворное празднество начиналось с того, что хозяин дома спускался к гостям по роскошно декорированной лестнице.

Связь с окружающим пространством

Отличительной особенностью барокко является то, что этот стиль подразумевает организацию пространства вокруг зданий, а не просто изолированное возведение построек. С XVII века стали появляться первые масштабные градостроительные проекты. Так, в Ватикане Джованни Лоренцо Бернини создал грандиозную площадь Святого Петра перед одноимённым собором, таким образом вписав его в городской ландшафт.

В тот же период сложился ансамбль одной из центральных площадей Рима — Пьяцца Навона с Фонтаном четырёх рек Бернини. А ещё в столице Италии в первой четверти XVIII века была построена знаменитая Испанская лестница и фонтан Треви на одноимённой площади.

Площадь Святого Петра в Риме • Пьяцца Навона • Испанская лестница и фонтан Треви в Риме

Барокко преобразило и загородные монаршие резиденции. Огромные дворцы окружали не менее масштабные парки с множеством аллей, фонтанов и скульптурных групп. Их разбивали в регулярном стиле — по подобию садов и парков Версаля. Такие ансамбли отличала чёткая геометрическая планировка с ровно подстриженными кустами и деревьями. За пределами Франции такие парки получили название французских.

Известные архитекторы

Наиболее значительными итальянскими архитекторами барокко стали Карло Мадерна, Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Их соборы, дворцы и общественные городские пространства изменили облик Рима и Ватикана. А площадь Святого Петра по проекту Бернини и Латеранская базилика работы Борромини ознаменовали расцвет барокко.

Карло Мадерна • Джованни Лоренцо Бернини • Франческо Борромини • Жюль Ардуэн-Мансар • Луи Лево • Франческо Бартоломео Растрелли

Соперничество между двумя гениями итальянского барокко продолжалось на протяжении всей их карьеры. Победа оказалась на стороне потомственного архитектора и скульптора Бернини, которому покровительствовал папа Урбан VIII. Именно Джованни Лоренцо получал самые дорогостоящие и престижные заказы. Считается, что из-за этой вражды и несправедливости Борромини покончил с собой в 1667 году, проткнув себя шпагой. Его похоронили без почестей и упоминаний в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме, и лишь недавно в храме появилась скромная мраморная плита с его именем.

Во Франции стиль барокко стал символом правления «короля-солнце» Людовика XIV. Над созданием роскошного Версальского дворца трудилось множество архитекторов, среди них выделяются Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево.

Фасад церкви Святой Сусанны в Риме. Архитектор: Карло Мадерна • Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. Архитектор: Джованни Лоренцо Бернини • Латеранская базилика. Архитектор: Франческо Борромини • Большой Трианон в Версале. Архитектор: Жюль Ардуэн-Мансар • Усадьба Во-ле-Виконт. Архитектор: Луи Лево • Во-ле-Виконт в Мэнси • Смольный собор. Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли

Самым известным представителем этого стиля в России является Франческо Бартоломео Растрелли, который работал при дворе Елизаветы Петровны. Национальный вариант барокко этого периода назвали елизаветинским. Растрелли создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный собор в Санкт-Петербурге.

Примеры барокко в архитектуре

Памятники барокко можно найти в подавляющем большинстве европейских стран и даже в Латинской Америке. Причём в каждом государстве этот стиль обладает своими национальными особенностями. Но наиболее распространено барокко в Италии, Франции и России.

Мексиканское барокко: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике • Виленское барокко: храм Святой Троицы в Беларуси

Санта-Сусанна

Где находится: Италия, Рим

Эта церковь была закончена архитектором Карло Мадерной в 1603 году. Её прообразом стала римская Иль-Джезу. Это заметно по чёткому членению фасада на два яруса с треугольным фронтоном и изящным завиткам-волютам, завершающим верхнюю часть здания.

По стилю церковь принято считать переходной от классических форм эпохи Ренессанса к барочным. Несмотря на некоторую строгость и явную симметрию, Санта-Сусанна с её богатым декором ознаменовала утверждение нового стиля. Линия антаблемента прерывиста, центральная его часть выдаётся вперёд. Сдвоенные колонны чередуются с пилястрами в сложном ритме. Классические треугольные фронтоны сочетаются с лучковыми — в форме дуги. В нишах находятся статуи.

Интерьер церкви сложился к середине XVII века. Потолок украшен позолоченными кессонами — объёмными углублениями различной формы. Стены расписаны фресками, которые дополнены орнаментальной резьбой.

Архитектура эпохи барокко: церковь Санта-Сусанна в Риме

Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Где находится: Италия, Рим

Строительство небольшой церкви по проекту Франческо Борромини было завершено в 1667 году. Это один из ярких примеров высокого барокко в архитектуре. Контрастность и противоречивость, присущие этому направлению, выражены в криволинейных формах и чередовании выпуклых и вогнутых частей стен. Невероятная «текучесть» фасада, похожего на застывшую морскую волну, дополнена колоннами, полуколоннами и статуями в нишах. Ангелы поддерживают огромный медальон, который венчает верхнюю центральную часть. Всё это многообразие декора и разнонаправленных линий создаёт несколько гротескное и вычурное впечатление.

Текучесть форм присуща и интерьеру церкви. Купол здесь не круглый, а овальный. Плавные линии карнизов, поддерживаемых колоннами, повторяют его очертания. Свет проникает в подкупольное пространство через окна в верхней части помещения. Благодаря этому создаётся ощущение, будто купол парит над остальным объёмом церкви.

• Фото: Fiat 500e, CC BY-SA 4.0

Версальский дворец

Где находится: Франция, Версаль

Ансамбль Версаля сложился к концу XVII — началу XVIII века. Пожалуй, это самый известный европейский дворец и памятник архитектуры барокко. Шедевром зодчества комплекс признан не только из-за своей огромной площади, богатства декора и совершенной для той эпохи планировки, но также и потому, что его создателям удалось аллегорично выразить в своём творении идею абсолютной власти.

Версальский дворец — это резиденция «короля-солнца». Весь ансамбль олицетворял господство монарха, жизнь которого наделялась возвышенными и не свойственными простым смертным чертами. Она была жёстко регламентирована и ритуализирована, что нашло яркое отражение в архитектуре.

Статья по темеЧто посмотреть в Версале

Версальский дворец — памятник архитектуры барокко
Версальский дворец

Внутренняя планировка дворца «обслуживала» иерархическую структуру придворной жизни. Помещения (их, к слову, во дворце около 3500!) располагались на одной продольной оси и будто перетекали одно в другое. Каждое пространство имело чёткое церемониальное назначение, и проводить в нём время следовало только строго предписанным образом. Так, роскошно декорированная спальня короля была местом, куда приходили наиболее высокопоставленные придворные. Причём степень близости к монарху во время ритуала пробуждения соответствовала текущей иерархии при дворе.

Внешняя же часть дворца была «адресована» обществу и должна была впечатлять подданных, а то и внушать им страх. Фасад более 650 метров в длину поражает своим масштабом. Парадный второй этаж декорирован колоннами ионического ордера, а высокие окна обрамляют ионические пилястры. Верхний ярус увенчан аттиком (декоративной стенкой в верхней части фасада), на котором размещены воинские трофеи.

Королевская капелла • Спальня короля • Зеркальная галерея • Фото: Антон Путятин, Jean-Marie Hullot, CC BY 3.0

Наиболее совершенным пространством Версаля считается Мраморный двор, декорированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн-Мансаром. Именно этим местом любовался король из своих покоев. Название двор получил благодаря сочетанию чёрных и белых мраморных плит, которыми вымощен пол. Фасады образующих двор зданий украшены бюстами, балюстрадами, вазами и скульптурами. Центральный фасад декорирован балконом с золочёной решёткой, его поддерживают четыре пары пилястр.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Где находится: Россия, Пушкин

Работы над расширением и перепланировкой роскошной загородной резиденции Елизаветы Петровны продолжались с 1748 по 1756 год. Придворный архитектор Растрелли оформил дворец в пышном барочном стиле, который очень полюбился императрице.

Фасад здания украшен колоннами и пилястрами, фигурными наличниками и фронтонами различной формы. Дополняют ансамбль фигуры атлантов и львиные маски. Сочетание белоснежного и золочёного декора эффектно смотрится на фоне лазурных стен.

Екатерининский дворец • Большой зал Растрелли. Фото: сайт государственного музея-заповедника «Царское Село»

Все помещения дворца расположены по анфиладному принципу — перетекают одно в другое. Интерьеры декорированы золочёной резьбой, живописными плафонами и зеркалами в причудливых рамах. Полы выполнены из наборного паркета с использованием ценных пород дерева.

Особой роскошью отличается Большой зал Растрелли. Его окна выходят на обе стороны дворца. Они чередуются с зеркалами, в которых отражается позолоченный декор. Это зрительно расширяет пространство зала, а живописный плафон создаёт иллюзию безграничного неба.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы

Где находится: Россия, Подольск

Один из самых необычных храмов Подмосковья был открыт в 1704 году. Церковь заметно отличается от большинства архитектурных памятников того времени. В ней прослеживаются черты западноевропейского барокко, которое в начале XVIII века ещё не было широко распространено в России.

Такое нетипичное оформление церкви объясняется, возможно, тем, что она была построена на средства князя Б. А. Голицына, который в конце XVII века попал в немилость к Петру I. Вернув расположение царя, он тут же развернул в Дубровицах масштабное строительство барочного храма, поскольку знал о пристрастии государя к европейской архитектуре.


Церковь представляет в плане равноконечный крест с закруглёнными завершениями. Здание опоясывает открытая галерея, к которой с четырёх сторон ведут лестницы. Приделы украшены коринфскими колоннами и увенчаны статуями святых. Скульптуры здесь изготавливались в особой технике стукко, которая позволяла моделировать фигуры прямо на месте. Венчает церковь не купол, а корона, покрытая позолотой. Построенный в столь необычном стиле храм первоначально даже отказались освящать церковные власти. Однако затем разрешение всё же было дано. На церемонии присутствовал сам Пётр I.

Внутри храм богато украшен белоснежными скульптурами и лепниной на библейские сюжеты, что крайне нетипично для православного храма.

Заключение

Архитектура барокко разнообразна и многогранна. Внутри стиля выделяется множество школ и течений, особенности которых интересно изучать. Так, в России, помимо упомянутого елизаветинского, было ещё нарышкинское и петровское барокко. А соборы в духе барочной архитектуры расположены не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Владимире и Суздале. Узнать о них больше и изучить все детали (от обилия которых разбегаются глаза!) помогут местные гиды.

Автор: Анастасия Билибина

Ещё на тему путешествий

Пять дней в Санкт-ПетербургеПять дней в Санкт-Петербурге Исторические места старинного города и окрестные курорты, которые стоит увидеть

Экскурсии в Париже