Знаменитые постройки Франческо Растрелли
Шесть самых известных работ великого архитектораБиография Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье итальянского архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец работал при дворе Людовика XIV. После смерти французского короля в 1715 году семья перебралась в Санкт‑Петербург по приглашению Петра I.
Первые годы Растрелли‑сын учился и создавал проекты под руководством отца, а в 1721 году принялся за строительство Кантемировского дворца на Миллионной улице. В период правления Петра I он работал над рядом проектов, в том числе над Меншиковским дворцом на Васильевском острове — первым каменным зданием в Санкт‑Петербурге. Во второй половине 1720‑х архитектор выезжал на обучение в Европу, где познакомился с проектами коллег по цеху и образцами дворцовой архитектуры.
После возвращения в Российскую империю, при императрице Анне Иоанновне, племяннице Петра I, с 1730 года Растрелли начал получать более значительные заказы и стал придворным архитектором. Он работал над московскими резиденциями Анны Иоанновны, роскошными деревянными дворцами Зимний Анненгоф и Летний Анненгоф (с 400 комнатами), которые не сохранились.
Тогда же Бартоломео Растрелли начал получать заказы и в столице империи. Следующий прорыв в его карьере случился после сближения с Э. И. Бироном. По рекомендации фаворита императрицы Франческо Бартоломео стал обер‑архитектором (то есть главным архитектором) с жалованьем в 1200 рублей в год (очень солидной суммой по тем временам). Для Бирона Растрелли в 1736-1740 годах построил три резиденции в Курляндии (сейчас Латвии) — Митавский дворец является крупнейшим дворцом Прибалтики в стиле барокко.
Пика своей карьеры Растрелли достиг при дочери Петра I Елизавете. И, хотя поначалу императрица отстранила бывших приближённых Анны Иоанновны, уже с 1744 года архитектор был восстановлен в звании и получил прибавку к жалованию в 300 рублей.
Елизавете Петровне нравились роскошные барочные дворцы с пышными интерьерами, а Растрелли в этом не было равных. Побывав в 1744 году в Малороссии, императрица распорядилась о строительстве Мариинского дворца и Андреевской церкви в Киеве. А затем в Санкт‑Петербурге Растрелли занялся сразу несколькими крупными и самыми значимыми в своей карьере проектами: Смольным монастырём, Большим петергофским дворцом, дворцом в Стрельне, Екатерининским дворцом в Царском Селе и Зимним дворцом на Дворцовой площади. Помимо заказов для императрицы, архитектор возвёл роскошные дворцы для барона С. Г. Строганова на Невском проспекте и графа М. И. Воронцова на Садовой улице.
С воцарением в 1762 году Екатерины II карьера Растрелли пошла на спад, а барокко сменил строгий классицизм. Сначала архитектора отправили в отпуск в Италию, а вернувшись, он узнал, что Валлен‑Деламот получил заказ на переделывание интерьеров Зимнего дворца. После этого в 1763 году императрица подписала указ об отставке Растрелли. Спустя примерно 10 лет архитектор умер. Его похоронили в Митаве у Реформаторской церкви, но место захоронения сегодня точно не известно.
Стиль архитектора
Растрелли известен как яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Именно он создавал проекты самых роскошных дворцов Санкт‑Петербурга и загородных резиденций монархов в XVIII веке. Стиль архитектора оттачивался и видоизменялся со временем, поэтому ранние работы Франческо Растрелли петровского периода отличаются от поздних сдержанностью и меньшим количеством украшательств. Например, при строительстве Рундальского дворца (находится в Латвии) для Бирона Растрелли в качестве украшения фасада использует рустовку нижнего этажа здания. А вот Зимний и Екатерининский дворцы уже заметно отличаются обилием лепнины, различными вариантами оконных обрамлений, разорванными фронтонами с криволинейными очертаниями, рядами колонн и пилястр, которые то сходятся в пучки, то расходятся в стороны.
Ещё одна «фишка» елизаветинских зданий — барочная трактовка традиционной для античности ордерной системы из вертикальных и горизонтальных элементов. Так для увеличения композиционной выразительности часть стены с колоннами выдвигается вперёд или назад. Растрелли вообще в зрелых работах избегал плоских фасадов, поэтому все его дворцы и церкви выглядят очень нарядно. Элементы декора у Растрелли вариативны, поэтому такие здания можно разглядывать часами и находить каждый раз что‑то новенькое.
Елизаветинское барокко часто называют национальным вариантом общеевропейского стиля барокко. В нём совмещаются традиции русского допетровского зодчества, нарышкинского барокко, зарождавшегося рококо и европейские тенденции. Фасады зданий красили в синий, зелёный, красный и жёлтый цвета. Церквям и соборам вернули традиционно русское пятиглавие, которое ушло в петровское время.
Интерьеры дворцов Растрелли организовывал по анфиладному принципу, когда двери залов находятся на общей оси и комнаты будто вытекают одна из другой. За счёт зеркал, которые располагались напротив окон, пространство визуально расширялось. В отделке часто использовалось сусальное золото — очень тонкие листы металла, которым покрывали скульптуры, люстры, обрамления оконных проёмов и другие декоративные элементы.
Самые известные творения в России
Расцвет карьеры Растрелли пришёлся на период с 1741 по 1761 годы. За это время изменился облик Санкт‑Петербурга, и в нём появились новые архитектурные доминанты: Зимний дворец, Смольный монастырь и Строгановский дворец. Загородные резиденции в Петергофе и Царском Селе стали крупнейшими дворцово‑парковыми ансамблями в стиле елизаветинского барокко.
Большой петергофский дворец
Где: Петергоф, Разводная улица, 2
Царскую резиденцию на берегу Финского залива основал ещё Пётр I, но при нём на месте огромного дворца было небольшое двухэтажное здание. Такая скромная постройка не устраивала Елизавету Петровну, и было решено расширить резиденцию, сохранив при этом петровские стены. Таким образом, перед архитектором стояла сложная задача: построить одно здание вокруг другого. Императрица хотела, чтобы Петергоф не уступал по масштабу и красоте интерьеров Версалю, поэтому у Растрелли было очень много работы. К перестройке Большого дворца он приступил в 1745 году, а завершил проект через 10 лет.
В итоге Растрелли надстроил над старым зданием ещё один этаж, значительно увеличил площадь дворца с помощью флигелей, к которым примкнули одноэтажные галереи и два корпуса: Церковный и Корпус под гербом. Ансамбль дополняют множество каскадных фонтанов и фонтаны‑шутихи, которые спрятаны на территории огромного регулярного французского парка. Помимо Большого дворца, в загородной резиденции есть и другие здания, которые были построены ещё при Петре I: дворец «Марли», дворец «Монплезир», павильон «Эрмитаж» и гроты.
Если сравнить Большой петергофский дворец с Зимним и Екатерининским, то будет заметно более сдержанное декорирование фасадов. Несмотря на разнообразные по форме фигурные наличники на окнах, ряды пилястр и ажурную кровлю с венчающей её вазой, здание выглядит достаточно лаконично.
А вот внутри — то самое елизаветинское барокко с невероятно пышными интерьерами, позолотой, зеркалами и огромными живописными плафонами. Первое, что видели гости дворца — Парадную лестницу, которая богато декорирована золочёными статуями и вазами. В самом нарядном Танцевальном (Купеческом) зале, который не перестраивался другими архитекторами, были установлены окна‑обманки из зеркал для зрительного расширения пространства. Стены Голубой приёмной были затянуты голубым шёлковым штофом. Полы во дворце сделаны из наборного паркета с использованием разных пород древесины: тёмного дуба, ореха, клёна. Выделяется на фоне всего этого барочного великолепия Дубовый кабинет Петра I с 14 деревянными панелями, который был сохранён и вписан Растрелли в новый план дворца.
Придворная церковь расположена в восточном корпусе дворца. При работе над ней Растрелли учитывал традиционные особенности русских храмов (пятиглавие и иконостас в алтарной части), а также барочные тенденции. Фасады и интерьеры храма выполнены с большим количеством позолоченных элементов. Через прорезанные в куполе круглые окна‑люкарны проникает много света. Необычно и то, что в церкви нет сцен Страшного суда, а также возвышений перед иконостасом и алтарём, которые типичны для русского храмового зодчества. Специалисты видят в этом подражание образцам европейской архитектуры.
Дворец неоднократно перестраивался, и его облик видоизменялся практически с каждым новым императором. При Екатерине II были перестроены интерьеры Столовой, Тронного и Чесменского залов, а также созданы два Китайских кабинета. Николай I надстроил третий этаж в восточном флигеле, где были оборудованы восемь интерьеров в честь бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны и принца Карла Вюртембергского. После восстановления в 1990 году почти полностью разрушенного дворца в период Великой Отечественной войны, бывшая резиденция монархов вошла в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
Воскресенский Смольный собор
Где: Санкт‑Петербург, площадь Растрелли, 1
Растрелли больше известен своими дворцами, но есть в творчестве архитектора и несколько храмов. Смольный собор одноимённого монастыря — одна из самых ярких церковных построек архитектора.
Обитель Елизавета Петровна захотела построить на месте, где до пожара располагался Смольный дворец — в нём будущая императрица провела детство и юность. А в монастыре монархиня планировала встретить свою старость. Здесь же было также решено организовать институт для девушек из дворянских семей.
Изначальный проект архитектора не понравился Елизавете Петровне. Главный собор монастыря — Воскресенский — показался ей недостаточно традиционным. Было решено заменить «европейское» одноглавие на русское пятиглавие. В качестве образца императрица выбрала Успенский собор Московского Кремля. Растрелли представил его барочную версию, которая в результате на прототип была не очень похожа.
Елизавета Петровна также распорядилась о возведении высокой столпообразной колокольни около 140 метров высоту по образцу колокольни Ивана Великого в Москве. Так она подчёркивала значимость Санкт‑Петербурга как новой столицы государства. Однако грандиозные планы не осуществились из‑за войны с Пруссией, и колокольня не была построена.
Несмотря на ориентацию Растрелли на образцы допетровской архитектуры, его Смольный монастырь — пример зрелого елизаветинского барокко. Голубой фасад Воскресенского собора членят ряды изящных белых полуколонн коринфского ордера. Снаружи храм украшен лепными образами херувимов и фронтонами разной формы. Ордерные элементы по‑барочному расположены в разных плоскостях и будто разделяют фасад на регистры. На макете, точная копия которого установлена в соборе, фасады украшены позолотой, так что здание должно было выглядеть ещё более помпезно.
Семилетняя война сильно затянула строительство монастыря, а финансирование пришлось сократить, поэтому от некоторых идей в процессе строительства пришлось отказаться. К тому же в завершённом виде Смольный Елизавета Петровна так и не увидела, а сам Растрелли не успел выполнить интерьеры Воскресенского собора, которые в XIX веке завершил уже другой архитектор — В. П. Стасов.
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
Где: Пушкин, Садовая улица, 7
История этого дворца чем‑то похожа на Петергофский. Началось всё при Петре I. Тогда для его супруги Екатерины I в Царском Селе были построены двухэтажные каменные палаты. В честь неё дворец позднее стал называться Екатерининским. Затем над расширением и изменением здания работали многие архитекторы: М. Г. Земцов, А. В. Квасов, Дж. Трезини и С. И. Чевакинский.
Елизавете Петровне дворец не нравился: он был небольшим, скромным и не соответствовал пышному и торжественному барочному стилю. В 1748 году за проект реконструкции принялся Растрелли. Он сохранил многое, что создали его предшественники и значительно обогатил здание новыми декоративными элементами и композиционными приёмами.
Архитектор отказался от идеи членения дворца на отдельные объёмы, сделав все его части единым целым. В результате длина здания составила 325 метров. Фасад Растрелли украсил лепными львиными масками, а также фигурами атлантов, которые будто держат тяжёлые колонны на своих плечах. Весь декор Елизавета Петровна приказала позолотить, однако уже при Екатерине II от этой идеи отказались из‑за недолговечности покрытия. Но нарядность дворца и без золота очень заметна: белые колонны, которые то сходятся, то расходятся в необычном ритме, фронтоны и наличники контрастно выделяются на фоне лазурно‑голубых стен.
В 1756 году работы над дворцом были закончены, и Растрелли демонстрировал летнюю резиденцию Елизавете Петровне и иностранным послам. Интерьеры с золочёной резьбой, фигурами кариатид и амуров, зеркалами в резных рамах, живописными плафонами и наборными паркетами из ценных пород древесины были высоко оценены императрицей и гостями. Только на отделку Большого (Тронного) зала площадью 807 м² потратили 7 килограммов золота, а на все декоративные элементы дворца — около 100. Планировка помещений здания была решена по анфиладному принципу, так что от Парадной лестницы можно было пройти насквозь до Дворцовой церкви. Настоящим сокровищем царской резиденции стала Янтарная комната, которую декорировали панелями из янтаря, золочёной резьбой и зеркалами.
Интерьеры дворца неоднократно перестраивались новыми императорами. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, были утрачены многие экспонаты и детали декоративного оформления. Как и Большой Петергофский дворец, резиденция в Царском Селе была отреставрирована и восстановлена.
Помимо Екатерининского дворца, Растрелли в Царском Селе также занимался строительством павильонов «Эрмитаж» и «Грот». Архитектор украсил голубые фасады павильона белыми парными колоннами коринфского ордера, позолоченными фигурами атлантов и маскаронами — барельефами в виде лица человека или головы животного.
Строгановский дворец
Где: Санкт‑Петербург, Невский проспект, 17
В 1753 году архитектор приступил к работе над проектом здания для барона С. Г. Строганова на пересечении набережной Мойки и Невского проспекта.
На бледно‑розовых стенах дворца выделяется множество декоративных элементов белого цвета: пилястры, львиные маски, разнообразные наличники и лучковые фронтоны. В центре каждого из парадных фасадов расположены портики с колоннами, которые объединяют два верхних этажа здания. На лучковые фронтоны портиков помещён герб Строгановых, который можно увидеть и сегодня, — это щит с головой медведя, который держат два соболя.
Мода на барокко прошла с воцарением Екатерины II, и популярностью стал пользоваться классицизм. По этой причине по желанию хозяев роскошные интерьеры Растрелли были значительно перестроены А. Н. Воронихиным в 1790‑х годах. Но Большой танцевальный зал сохранился практически без изменений и не пострадал в годы Великой Отечественной войны, как интерьеры других построек архитектора. Его главное украшение — огромный живописный плафон авторства итальянского художника Джузеппе Валериани, в центре которого изображена богиня мудрости Минерва. Стены зала, где раньше проходили балы и концерты, украшены лепными украшениями, фигурами атлантов и кариатид.
Зимний дворец
Где: Санкт‑Петербург, Дворцовая набережная, 38
Самый известный питерский дворец, шедевр зрелого творчества Растрелли. В оформлении зимней резиденции русских императоров архитектор воплотил все приёмы елизаветинского барокко.
Вариант дворца, к работе над которым приступил Растрелли в 1754 году, был четвёртым по счёту, не считая временного здания на берегу реки Мойки, где Елизавета Петровна жила во время строительства Зимнего. На месте будущего дворца стоял небольшой голландский домик Петра I, который неоднократно перестраивался и расширялся при Анне Иоанновне. Здание, над которым работал Растрелли, получилось по‑настоящему масштабным. Подсчитано, что в Зимнем дворце 1945 окон, 117 лестниц, 1500 комнат и 1786 дверей.
Зимний дворец имеет четыре фасада, самый торжественный — южный — выходит к Дворцовой площади. На бледно‑бирюзовых стенах выделяются белые колонны, которые в узнаваемой манере архитектора то собираются в группы, то расходятся в стороны. Особенность здания в том, что на фасадах Зимнего дворца нет одинаковых декоративных элементов. Дело в том, что многочисленные лепные украшения — львиные маски, картуши, рокайли — создавались не по шаблонам, а обрабатывались мастерами вручную. А какие‑то из элементов вообще маскировали технические детали: например, декоративные статуи на крыше дворца — печные трубы.
Кстати, цвет фасадов здания менялся неоднократно: изначально желтовато‑охристый оттенок, как у стен Версаля, перекрашивали на кирпичный при Николае II, розоватый, оранжевый и, наконец, привычный сейчас светло‑бирюзовый.
Первоначальные интерьеры Растрелли были разрушены пожаром 1837 года или значительно изменены другими архитекторами. Однако парадная Иорданская лестница по указу Николая I была воссоздана В. П. Стасовым без значительных изменений. При подъёме гости попадали из затенённого помещения в залитый светом зал с большими окнами. Этот театральный барочный приём использовался для визуального расширения пространства.
Елизавета Петровна умерла, так и не увидев дворец в законченном виде. Фасады здания были уже готовы, а вот многие интерьеры ещё не успели завершить. В 1762 году торжественное открытие Зимнего дворца состоялось при Петре III. А уже летом сменившая его Екатерина II поручила переделать некоторые интерьеры С. И. Чевакинскому и Ю. М. Фельтену. Она также подписала указ об отставке Растрелли, и Зимний дворец стал последним крупным проектом в карьере архитектора.
Со времён постройки зимняя резиденция неоднократно перестраивалась, с каждым новым императором менялись интерьеры, но фасады и планировочная схема здания остались практически без изменений. Зимний дворец был свидетелем разрушительного пожара 1837 года, который уничтожил всю внутреннюю отделку, а также Октябрьской революции 1917 года, когда здание было взято штурмом красногвардейцами. В конце того же года дворец стал государственным музеем.
Заключение
Творчество Растрелли неразрывно связано с именем Елизаветы Петровны и Санкт‑Петербургом. Но наследие архитектора не исчерпывается дворцами для российских монархов. Знаменитый зодчий также работал и в других городах Российской империи, так что его работы можно увидеть даже за пределами нашей страны. А узнать больше об особенностях стиля Растрелли и его произведениях помогут местные гиды.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!