Знаменитые архитекторы Москвы

Юлия Осокина
Юлия Осокина
 5 дек 2025
Знаменитые архитекторы Москвы

Найти экскурсию

Показать
Более 26 000 экскурсий и туров по всему миру
Облик Москвы на рубеже XIX–XX веков формировало множество талантливых архитекторов, но среди них особое место занимают несколько выдающихся мастеров. Каждый из них строил не просто здания в различных стилях, а символы эпохи. Рассказываем о самых известных фамилиях, чьи проекты по сей день вызывают восхищение и считаются визитными карточками города.

Фёдор Шехтель

Его считают основоположником русского модерна. Фёдор Шехтель родился в Санкт‑Петербурге в 1859 году, в семье обрусевших немцев, но рос в Саратове. Позже Шехтели перебрались в Москву — мать будущего архитектора тогда получила работу экономкой у знаменитого промышленника и коллекционера искусства Павла Третьякова. В Москве же молодой Фёдор начал обучение живописи в училище, но закончить его не смог — его отчислили за постоянные прогулы.

Фёдор Шехтель • Обложка для сборника А. П. Чехова «Пёстрые рассказы»

Первые 10 лет профессиональной деятельности Шехтель совмещал два направления в работе: архитектуру и рисование. В 1880‑х он создавал иллюстрации для книг и журналов, афиши, костюмы и декорации театральных постановок и даже оформлял меню для ресторанов. В числе его работ была, например, обложка для первого сборника Антона Чехова «Пёстрые рассказы».

В 1890‑х Шехтель почти полностью переключился на архитектуру. Его первым проектом, после которого о нём говорила вся Москва, стал роскошный особняк для Саввы Морозова в готическом стиле на Спиридоновке. Здание в виде готического замка со стрельчатыми окнами и изящным декором и роскошными интерьерами привлекло к Шехтелю внимание самых состоятельных заказчиков.

1898–1905 годы. Особняк Морозовых • 1898 год. Интерьер • Современный вид. Фото: Shutterstock

В конце XIX столетия Фёдор Осипович выполнял заказы на строительство самых разных зданий — от банков и церквей до жилых домов. В объектах, спроектированных им в 1900‑е, уже чётко прослеживается переход к модерну, а в некоторых заметно смешение разных архитектурных направлений. Например в здании типографии Левенсона (Трёхпрудный переулок, 9, стр. 2) он соединил готику и модерн, а в павильоне Ярославского вокзала на Комсомольской площади — модерн и неорусский стиль.

Среди его самых знаменитых работ — дом для промышленника Степана Рябушинского (Малая Никитская улица, 6/2, стр. 5). Двухэтажный особняк Шехтель украсил мозаиками на стенах с внешней стороны, а внутри создал интерьер в морской тематике, который восхищает посетителей до сих пор — сейчас в здании открыт мемориальный музей Максима Горького.

Ещё по теме
 
Типография А. А. Левенсона • Ярославский вокзал • Особняк С. П. Рябушинского • Фото: Shutterstock

В конце XIX века Шехтель также руководил реконструкцией Художественного театра в Камергерском переулке (сейчас — МХТ им. Чехова), а ещё придумал ту самую картину с чайкой, которая украшает занавес и используется как логотип театра до сих пор.

Прогуляться по местам Фёдора Шехтеля

После революции талант архитектора оказался невостребованным: модерн был уже неактуален, начиналась совершенно новая эпоха — простых форм без излишеств.

архитекторы москвы
МХТ им. Чехова. Фото: Shutterstock
Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

Лев Кекушев

Ещё один из главных архитекторов Москвы эпохи модерна. В 1880‑х он учился в Санкт‑Петербурге, но после учёбы в Институте гражданских инженеров переехал в Москву. Там молодой архитектор познакомился с представителями богатых купеческих династий, ставших впоследствии его заказчиками. Но, пожалуй, первой самой заметной его работой стал двухэтажный особняк в Глазовском переулке, который он построил для себя. Здание с асимметричным фасадом, разными по форме и высоте окнами и резным декором стало первым в Москве зданием в стиле модерн. Оно так впечатлило промышленника Г. И. Листа, что тот выкупил у автора дом за огромные деньги.

1907 год. Лев Кекушев • 1905–1910 годы. Особняк Листа • Современный вид дома. Фото: Shutterstock

Для всех проектов Кекушева характерны сочетание разных объёмов и форм, использование фактурных поверхностей и скульптурного декора, а также пластичность линий. Среди его выдающихся работ был и особняк для фабриканта Ивана Миндовского. На фасаде особняка на Поварской улице архитектор использовал множество узнаваемой символики модерна: маскароны, розетки и разнообразные рельефы. Главным акцентом дома стало большое окно с балконом. Над ним — полукруглое панно с фигурками путти, а ещё выше, на крыше установлена фигура богини Авроры. Внутри Кекушев обустроил интерьеры в разных стилях, добавив на парадной лестнице свой фирменный знак — бронзовые маски львов.

Подобрать экскурсии по особнякам Москвы

Помимо частных заказов на строительство жилых домов, Лев Николаевич выполнил и проекты общественных зданий. Он принимал участие в проектировании гостиницы «Метрополь» на Театральной площади, оформлял интерьеры московской Академии художеств, реставрировал ресторан «Прага» на Арбате.

Однако уже после 1905 года изысканная роскошь модерна вышла из моды, и работы у архитектора становилось всё меньше.

Особняк Ивана Миндовского • Гостиница «Метрополь» • Ресторан «Прага» • Фото: Shutterstock

Алексей Щусев

Один из самых знаменитых архитекторов Москвы прославился совершенно разными проектами. Щусев одинаково виртуозно проектировал православные храмы, жилые дома и общественные здания, которые сейчас можно увидеть на улицах столицы.

Родился будущий градостроитель в Кишинёве. В 1891 году он начал учиться в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт‑Петербурге. После учёбы у Щусева уже появились первые заказы — все они были связаны с церковной архитектурой. За несколько лет молодой архитектор отреставрировал иконостас и алтарь в киевском Успенском соборе, руководил восстановлением Васильевского собора в Овруче и строительством Троицкого храма в Почаевской лавре, спроектировал Покровский храм для Марфо‑Мариинской обители в Москве, а также храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.

1914 год. Алексей Щусев • Покровский храм в Марфо‑Мариинской обители • Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле • Фото: Shutterstock

Эти работы сделали его одним из виднейших представителей неорусского стиля и принесли звание академика архитектуры, присвоенное ему в 1910 году. А уже через год Щусев начал создавать одно из самых известных своих строений — Казанский вокзал. Он участвовал как в его возведении, так и в последующей реконструкции — всего этому проекту архитектор посвятил 38 лет.

Выбрать экскурсию в Мавзолей Ленина

В 1920‑х Алексей Щусев уже считался главным зодчим в Советском Союзе. Новая власть поручила ему спроектировать сначала временный, а затем постоянный Мавзолей Ленина — это постройку на Красной площади возвели в 1930‑м. В следующие десятилетия мастер создал множество объектов в стилях неоклассицизм, сталинский ампир и конструктивизм: гостиницу «Москва» (оригинальное строение снесли в 2004‑м), Дом культуры железнодорожников, дом артистов МХАТ, а также новый корпус Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке с васнецовским фасадом, который иногда так и называют — «щусевский корпус».

Казанский вокзал • Мавзолей Ленина • Дом культуры железнодорожников • Фото: Shutterstock, Mike1979 Russia, CC BY-SA 4.0

Параллельно с архитекторской деятельностью Щусев участвовал в расширении московских улиц и строительстве жилых домов по генплану 1935 года, а среди его работ — застройка Смоленской и Ростовской набережных и реконструкция Охотного Ряда. Скончался выдающийся зодчий в 1949 году в столице, а за строительство станции «Комсомольская» посмертно в четвёртый раз был награждён Сталинской премией.

Ещё по теме
 
главные архитекторы москвы
Станция «Комсомольская». Фото: Shutterstock

Борис Иофан

Знаменитый московский архитектор родился в Одессе, а учился мастерству зодчества в Италии. Изначально, после окончания учёбы в Римской академии изящных искусств в 1916‑м, молодой Иофан решил остаться в Риме, где начал проектировать и строить жилые и общественные здания. Но в 1924 году архитектор возвращается в Советский Союз, чтобы применить свои знания и опыт в совершенно новом молодом государстве.

Первым московским проектом архитектора стали жилые дома на Русаковской улице. Строения с изящными арками, круглыми балкончиками и высокими узкими окнами даже прозвали «итальянскими» за характерные детали. Иофан спроектировал двух- и трёхкомнатные светлые квартиры и, взяв за образец европейские города‑сады, расположил здания с отступами от улицы в окружении садов и аллей.

Борис Иофан • Дома на Русаковской улице. Фото: Ludvig14, CC BY-SA 4.0, moskva.pictures, CC BY-SA 4.0

Другим известным проектом архитектора стал правительственный санаторий «Барвиха» в Подмосковье. Иофан создал его также, опираясь на итальянский опыт. Тогда комплекс включал шесть корпусов, соединённых галереями, с большими балконами для солнечных ванн.

Отправиться к «Дому на набережной»

Но самым легендарным творением архитектора считается «Дом на набережной». Огромный жилой комплекс в стиле конструктивизм на улице Серафимовича Борис Иофан начал строить в 1928 году. Через четыре года там вырос монументальный 10-12‑этажный гигант на 500 квартир с лаконичными фасадами, за которыми скрывались роскошные интерьеры.

А вот другой амбициозный проект Иофана вошёл в историю под именем Льва Руднёва, хотя знаменитую высотку МГУ на Воробьёвых горах разработал именно Борис Михайлович. Отстранили его от реализации в момент, когда знаменитый архитектор отказался подвинуть здание на 800 метров.

«Дом на набережной» • Главное здание МГУ • Фото: Shutterstock

Константин Мельников

Фамилия этого выдающегося московского архитектора связана с течением авангарда в отечественной архитектуре. Родился и вырос Константин Степанович в Подмосковье, где после четырёх классов церковно‑приходской школы стал учеником в иконописной мастерской, а затем поступил на работу в строительную контору.

После учёбы в Московском училище живописи Мельникова пригласили работать в проектную мастерскую, которую возглавляли Иван Жолтовский и Алексей Щусев, тогда они были уже одними из лучших архитекторов Москвы. Вместе с другими зодчими Константин Степанович работал над планом «Новой Москвы», где ему доверили проектирование неоклассических строений в Бутырском районе и на Ходынском поле.

Постепенно архитектор выработал собственный узнаваемый стиль, для которого были характерны использование простых линий и игра с различными формами.

1923 год. Константин Мельников • План «Новой Москвы»

Первыми самостоятельными проектами Мельникова стали посёлок для сотрудников психиатрической больницы и жилой квартал для рабочих на Серпуховской улице. Труды архитектора оценили и, в 1923 году, доверили ему создать павильон для табачной промышленности «Махорка». Это деревянное строение с большими окнами и винтовой лестницей обратило на себя большое внимание на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, и сегодня считается одним из первых образцов авангардизма XX века.

Увидеть дом Мельникова

В 1920–1930 годах архитектор создал шесть рабочих клубов, которые отличались функциональностью и лаконичностью формы, а также большие гаражи для автотранспорта.

1923 год. Павильон «Махорка» • Бахметьевский гараж • Клуб фабрики «Свобода» • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0

Однако наибольшую известность ему принёс проект, который он выполнил для себя. Дом‑мастерская в форме «стакана» в Кривоарбатском переулке строился как прообраз жилья будущего. Архитектор создал здание в виде двух цилиндров разной высоты, врезанных друг в друга, а также придумал особую форму окон в виде «сот», которая должна была обеспечить идеальное распределение света. Сейчас дом является объектом культурного наследия и частью Музея архитектуры, но для посещения он временно закрыт — в здании идёт реставрация.

Ещё по теме
 
Дом Мельникова • Интерьер дома • Фото: Shutterstock, Paulkuz, CC BY-SA 4.0

Алексей Душкин

Ещё один архитектор, преобразивший облик столицы. Алексей Душкин родился в 1904 году в Харьковской губернии, а после учёбы в местном технологическом институте несколько лет работал на Украине. Там он создавал генпланы городов и проектировал автодорожный институт. В 1932 году молодой архитектор принял участие в конкурсе на лучший проект Дворца Советов в Москве. Работу Душкина заметили и пригласили его в столицу.

Здание Дворца Советов так и не было реализовано, но в Москве архитектору доверили развивать новое направление — подземную урбанистику. Так, главными творениями Алексея Душкина стали пять станций московского метро, которые до сих пор считаются одними из самых красивых в городе. Первой была «Кропоткинская» (до 1957 года она как раз и называлась «Дворец Советов»). Архитектор создал строгое и красивое пространство с линией тонких гранёных колонн с капителями и лампами внутри них, что создало ощущение большого простора. За этот проект Душкин получил Сталинскую премию, а вот за следующую работу удостоился всемирного признания: его проект станции «Маяковская» на Всемирной выставке в Нью‑Йорке получил Гран‑при и золотую медаль.

1949 год. Алексей Душкин • Станция «Кропоткинская» • «Маяковская» • Фото: Shutterstock

Но, пожалуй, самой известной работой мастера стала «Площадь революции». По задумке архитектора, скульптур в виде представителей рабочего класса там не предполагалось — в нишах должны были находиться бронзовые барельефы. Но подходящих вариантов не нашлось, и тогда возникла идея заменить их на фигуры советских героев, которые со временем полюбились москвичам и гостям столицы.

Выбрать экскурсию по метро Москвы

А вот самой яркой станцией, в прямом смысле слова, которую проектировал Алексей Душкин, считается «Новослободская». Для её оформления он использовал витражи из цветного стекла насыщенных оттенков, которые подсвечиваются изнутри и очень эффектно смотрятся со стороны.

Станция «Площадь революции» • «Новослободская» • Фото: Shutterstock

Заключение

Благодаря труду лучших архитекторов страны Москва на рубеже XIX и XX веков стала одним из самых красивых городов мира. Но чтобы по достоинству оценить великолепную архитектуру мегаполиса, изучать её лучше всего вместе с опытными проводниками. Профессиональные гиды не только покажут самые известные здания прославленных зодчих, но и расскажут о строениях и мастерах увлекательные истории и местные легенды. А найти экскурсии по топовым локациям всегда легко на Tripster — в мобильном приложении или на сайте.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Ирина Гид в Москве
Ирина
Гид в Москве
5,0
282 отзыва
Меня зовут Ирина, и я аттестованный гид по Москве. Больше всего в моей работе меня вдохновляют люди и история. Москва — это не просто город, это живой организм, где каждый камень дышит прошлым. Я провожу экскурсии и в музеях, и в монастырях и просто пешие по городу, в том числе детские. Но особенно люблю монастыри — каждый пережил взлёты и падения, радости и трагедии. Они как машина времени, шаг за ворота, и вы уже в другой эпохе. Мои экскурсии — это не сухие факты и даты. Это истории о людях, их страстях, амбициях, любви. О том, как менялась страна и как это отражалось на судьбах монастырей. Я постоянно учусь, ищу новые факты, необычные детали. Ведь в истории всегда есть что-то, способное удивить. Если вам интересно увидеть Москву другими глазами — буду рада встрече на одной из моих авторских экскурсий!
Никита Любитель истории
Никита
Любитель истории
4,99
413 отзывов
Никита, аккредитованный гид по Москве. Мой путь начался с курсов экскурсоводов: на занятиях я изучал архитектуру, историю, религию, а затем стал самостоятельно разрабатывать маршруты и проводить экскурсии. Меня вдохновляют архитектурное разнообразие Москвы и её богатейшая история. Хотя я не коренной москвич, именно это делает моё отношение к городу особенно любознательным: я с увлечением впитываю информацию и делюсь ею с экскурсантами. Моя фирменная экскурсия проходит по Новодевичьему кладбищу. Несмотря на предрассудки, это место не пугает, а восхищает — масштабом памятников, личностями и их вкладом в мировую культуру. Как человек системный и педантичный, я тщательно подбираю материалы, рассказываю с отдачей и увлечением. А процесс изучения истории не прекращается никогда — постоянно нахожу новые факты и добавляю их в багаж знаний.

Ещё на тему путешествий

Самые интересные башни Московского КремляСамые интересные башни Московского Кремля Как менялся облик и назначение средневековых укреплений

Ещё экскурсии по теме