Замоскворечье: что посмотреть в самом купеческом районе Москвы

18 июля 2023, обновлено 28 окт 2024
Замоскворечье: что посмотреть в самом купеческом районе Москвы

Найти экскурсию

Показать
До революции Москва была неспешным городом купцов и отставных чиновников. Деньги, карьера, страсти — всё это было в Петербурге. Однако в 1918-м Москве вернули статус столицы, и атмосфера спокойствия и патриархальности осталась в прошлом. и всё же найти дух старой Москвы сегодня можно: он по-прежнему царит в некогда купеческом районе Замоскворечье.

История Замоскворечья

Расположение Замоскворечья очевидно из названия — это район за Москвой‑рекой. За рекой по отношению к Кремлю, конечно, ведь именно он испокон веков был сердцем города и главной точкой отсчёта.

1597 год. Петров чертёж, составленный Г. Гесселем • 1768 год. План императорского города Москвы, созданный в Московской губернской межевой канцелярии
На картах в районе Замоскворечье для ориентира указаны некоторые строения «из будущего»

Впервые район упоминается в документах XIV века — тогда он назывался просто Заречьем. Но судя по археологическим данным, эта местность начала заселяться ещё в XII веке. Здесь жили люди, обслуживавшие кремлёвскую знать — великого князя, его семью, чиновников и приближённых. Среди местных были придворные ткачи, изготовлявшие шубы овчинники, толмачи-переводчики, садовники государева сада, работники монетного двора. Память об этих профессиях осталась в названиях улиц и переулков Замоскворечья: здесь есть Монетчиковские и Толмачёвские переулки, Овчинниковская набережная, Садовническая улица и так далее.

Географическое положение района сказалось на истории Замоскворечья, облике, названиях улиц, национальном составе. Замоскворечье лежит на правом, низком берегу реки, к югу от Кремля. Здесь проходила дорога из Москвы в Золотую Орду — государство, в подчинении у которого находились русские княжества до конца XV века — отсюда и названия улиц Большая и Малая Ордынки. Здесь же селились татары: выходцы из Орды, Казанского и Крымского ханства. Поэтому некоторые улицы района до сих пор носят татарские названия (например, улица Балчуг).

Ещё по теме
 
1866 год. Вид на Кремль и Москворецкий мост • 1882 год. Церковь Параскевы Пятницы • 1898–1905 годы. Большая Серпуховская и Стремянный переулок • Фото: К. Клей, альбом изд. Н. А. Найдёнова, В. П. Ворошкин

Неукреплённое Замоскворечье первым принимало на себя удар при набегах южных соседей Московского княжества. Для защиты подступов к Кремлю здесь стали селить стрельцов, а потом построили укрепление — Земляной вал. Тем не менее местность всё равно оставалась малопривлекательной: низкий берег реки был заболоченным и часто страдал от наводнений. Поэтому земля здесь была дешёвой, что в XVII веке привлекло купцов. Они скупали здесь землю и строили просторные усадьбы: с высокими домами, тенистыми садами и огородами.

В конце XVIII века по приказу Екатерины II в Замоскворечье был прорыт Водоотводный канал, забиравший лишнюю воду из Москвы‑реки и во многом решивший проблему с наводнениями. После этого купцы стали приобретать землю здесь ещё охотнее, и вскоре Замоскворечье превратилось в купеческий район.

Что посмотреть в Замоскворечье. До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти района на карте Москвы

Дух купечества витает здесь по сей день. Гуляя по узким улочкам и запутанным переулкам, можно увидеть богатые усадьбы и особняки и узнать, как жило «третье сословие» Российской империи: чем купцы торговали, где кутили и молились.

Музеи

При слове «купец» мы часто представляем тучного мужчину с окладистой бородой и хитрыми глазками, одетого в традиционную русскую одежду, патриархального, плохо образованного и недалёкого. Этот образ сложился во многом из‑за пьес А. Н. Островского и картин П. А. Федотова. Они черпали вдохновение как раз в Замоскворечье, так что этот образ верен, но лишь отчасти.

После отмены крепостного права в 1861 году купцы стали основной движущей силой экономики и культуры Российской империи. Уже к началу XX века купечество представляло собой слой людей исключительно образованных. К примеру, Е. А. Андреева‑Бальмонт, жена известного поэта, происходившая из купеческого сословия, делилась в своих воспоминаниях, как была разочарована, познакомившись с аристократами: они показались ей гораздо более легкомысленными, чем люди из купечества.

1890–1900 годы. Интерьер дома купцов Лепёшкиных, на Пятницкой. Фото: И. Н. Александров • 1899–1900 годы. Ресторан Трёхгорного пивоваренного товарищества, основанного купцами А. А. Кемпе и Б. А. Гивартовским • 1899–1901 годы. Интерьер ресторана

Купеческие сыновья и дочери учились за границей, изучали иностранные языки, строили больницы для бедных и публичные библиотеки, знали толк в искусстве и собирали обширные коллекции. Многие собрания впоследствии легли в основу музеев.

Ещё по теме
 

Музей А. А. Бахрушина

Адрес: улица Бахрушина, 31/12, строение 1

Ещё один всемирно известный музей Замоскворечья, основанный в 1894 году. А. А. Бахрушин — известный благотворитель, меценат, мануфактур‑советник, владелец кожевенно‑суконного производства, был страстным театралом, коллекционером и мечтал создать музей истории театра. С этой целью ездил за границу, общался с актёрами, посещал антикварные лавки и скупал экспонаты для будущей экспозиции.

Под музей Бахрушин отдал собственный особняк. Сейчас его детище, в котором представлены афиши, декорации, предметы гардероба, костюмы, ноты, пластинки и редкие издания, считается одним из самых больших театральных музеев в Европе.

1913 год. Дом А. А. Бахрушина на Лужнецкой • 1900 год. Интерьер музея • Современный вид здания и фрагмент экспозиции • Фото: журнал «Искры», К. А. Фишер, Олеся Астафурова

Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

Прогулку по Замоскворечью можно начать с одного из самых известных музеев России: Третьяковской художественной галереи. Здесь хранится одно из крупнейших в мире собраний русского искусства: более 180 тысяч экспонатов начиная с XI века.

В основу музейного собрания легла коллекция московских купцов Третьяковых. Братья начали собирать картины в 1850‑х годах. Сергей Михайлович интересовался западноевропейским искусством, а Павел Михайлович сосредоточился на коллекционировании современной ему русской живописи. Он поддерживал молодых мастеров и в своих художественных взглядах во многом опережал время.

Ещё по теме
 
Фото: сайт Третьяковской галереи

Мечтой П. М. Третьякова было создать общедоступную художественную галерею, куда могли бы свободно и бесплатно ходить представители всех сословий. Для этой цели братья построили рядом с собственным домом здание, где и разместили картины. Сейчас здесь располагается основная экспозиция Третьяковской галереи.

Музей Тропинина

Адрес: Щетининский переулок, 10, строение 1

Один из самых маленьких и уютных музеев в Москве. Расположен в небольшом купеческом особняке, в переулке между улицами Большая Ордынка и Большая Полянка. Экспозиция посвящена творчеству и биографии крепостного художника В. А. Тропинина, ставшего родоначальником русской школы художественного реализма.

В комнатах сохранились купеческие интерьеры, а среди картин много портретов москвичей первой половины XIX века.

Фото: Andrei Alexandovich Lobanov, CC-BY 3.0, сайт музея

Театры

Купеческое сословие внесло большой вклад в развитие театрального искусства в России. Например, основателем первой русской частной оперы стал промышленник и предприниматель С. И. Мамонтов. Выходцем из купеческой семьи был и великий режиссёр К. С. Станиславский, по системе которого до сих пор работают актёры по всему миру.

Сегодня в Замоскворечье есть два крупных театра, которые стоит посетить.

Малый театр на Ордынке

Адрес: улица Большая Ордынка, 69

Филиал Государственного академического Малого театра. С его историей неразрывно связано имя А. Н. Островского, который написал для этого театра большинство своих пьес.

Любопытно, что театр расположен недалеко от музея‑квартиры писателя: на Большой Ордынке, в двухэтажном особняке 1867 года постройки. Когда‑то это был обычный купеческий дом, в 1913 году в нём открыли кинотеатр, а уже в 1914‑м здание было перестроено под театр режиссёра Струйского. Под разными названиями и с разными коллективами театр просуществовал до 1944 года, когда, наконец, судьба его была окончательно определена — он стал филиалом Малого театра.

Сейчас его называют «экспериментальной сценой»: здесь, наряду с классическими постановками, можно увидеть драматургические опыты молодых режиссёров.

1930–1936 годы. Театр. Источник: архив ЦИГИ • Современный вид. Фото: Serega1903 • Сцена

Московский театр Луны

Адрес: улица Малая Ордынка, 31, строение 1

В строгом, но изящном здании 1912 года постройки расположился один из самых романтичных театров столицы. Он был основан в 1993 году режиссёром С. Б. Прохановым. Здесь выступала молодая Чулпан Хаматова: интересно, что именно после роли в спектакле Московского театра Луны о ней заговорила вся Москва.

Ещё по теме
 
1913 год. Дом товарищества Учительского института. Фото: П. Павлов. Источник: семейный архив С. Г. Величко и М. Мартиросян • Современный вид здания • Спектакль «Комедия по Фрейду». Фото: Алекс Ондар

В театре ставят спектакли и для детей, и для взрослых. Объединяет их настроение: романтическое, загадочное. Под стать тематике театра оформлены и его интерьеры: зеркала, мостики, авангардные скульптуры и сияющая мраморная облицовка стен.

Усадьбы и особняки

В Замоскворечье сохранилось множество усадеб и особняков — таких же своеобразных и характерных, какими были когда‑то их хозяева. Среди них особенно выделяются несколько. Предлагаем отправиться на прогулку и осмотреть их.

Особняк Коробковой

Адрес: Пятницкая улица, 33-35

Особняк известного в своё время предпринимателя и мецената Т. И. Коробкова и его жены — один из самых красивых домов старейшей улицы Замоскворечья, Пятницкой. Его называют «хамелеоном», так как цвет стен здания меняется в зависимости от погоды и освещения: иногда он кажется лиловым, иногда сиреневым или серым.

Особняк в стиле эклектики привлекает внимание необычной асимметричной архитектурой, высокой башенкой‑эркером с чешуйчатой крышей, коваными решётками, изысканной лепниной с растительными орнаментами, лицами‑маскаронами и женскими фигурами-кариатидами.

1897 год. Дом до достройки • 1899–1910 годы. Особняк Т. И. Коробкова • Современный вид. Фото: Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Первоначальное здание было построено в 1866 году, а в 1894‑м кардинально перестроено известным архитектором Л. Н. Кекушевым. Фирменным знаком зодчего можно считать оригинальные окна различной формы. Ещё одна интересная деталь — морда льва на крыше башенки. Изображения царя зверей Кекушев добавлял в свои архитектурные произведения в качестве подписи.

Сейчас в здании находится посольство Республики Гана.

Ещё по теме
 

Усадьба Демидовых

Адрес: Большой Толмачёвский переулок, 3

Одна из красивейших усадеб Замоскворечья построена на рубеже XVIII и XIX веков. Первым её владельцем был военный, дворянин А. П. Демидов, происходивший из рода известных горнозаводчиков.

Главный усадебный дом, по мнению исследователей, был построен в стиле классицизм М. Ф. Казаковым или одним из архитекторов его круга. Во время московского пожара 1812 года особняк сильно пострадал, от него остались лишь кирпичные стены и своды. Разорённая усадьба была продана почётному купцу И. М. Козлинину, который энергично взялся за её восстановление.

1900–1903 годы. Ворота усадьбы Демидовых • 1912 год. Шестая гимназия • Современный вид

К главному дому пристроили высокий портик с колоннами, достигавшими второго этажа. Стены украсили барельефами и медальонами аллегорического содержания. Ещё одно украшение усадьбы — ажурная ограда, выкованная на демидовских заводах в 1770‑х годах. В таком виде дом дошёл до нашего времени.

Сейчас в усадьбе находится библиотека имени К. Д. Ушинского.

Дом Брашнина

Адрес: Пятницкая улица, 44

Ещё одна до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Пятницкой улицы — небольшой двухэтажный особняк в стиле классицизм. Был построен в конце XVIII века и за время своего существования сменил много хозяев, но сохранил имя первого владельца — почётного гражданина, предпринимателя Н. С. Брашнина. Никите Сергеевичу принадлежала шёлкоткацкая фабрика в Орехово‑Зуеве.

1930–1939 годы. Дом Брашнина • Современный вид • Фото: Н. Н. Лебедев, портал мэра и правительства Москвы, CC BY 3.0

Особняк, на первый взгляд не слишком примечательный, радует глаз чёткой симметрией и строгой красотой. Это уцелевший обломок старой Москвы, задающий тон и настроение всему ансамблю улицы. В отличие от стоящих по соседству зданий, он избежал перестроек и дошёл до нас в первозданном виде.

Сейчас в здании находится административная организация.

Церкви и монастыри

Богатая история Замоскворечья и пёстрый национальный состав района сказались и на его религиозных памятниках: здесь есть и старообрядческий храм, и мечеть. Но больше всего — православных храмов.

Церковь Климента Папы Римского

Адрес: Пятницкая улица, 26, строение 1

Пожалуй, самый известный храм Замоскворечья — благодаря и расположению, и архитектурному своеобразию. Церковь стоит недалеко от станции «Третьяковская» — каждый, чей маршрут пролегает рядом с метро, наверняка заметит устремлённые в небо купола. Церковь считается самой высокой в Замоскворечье.

Храм был построен в 1770 году на личные средства жившего неподалёку коллежского асессора К. М. Матвеева. Имя архитектора доподлинно неизвестно, но есть предположение, что им мог быть сам П.‑А. Трезини — основоположник петровского барокко.

1870–1880 годы. Церковь св. Климента • 1910–1915 годы. Ограда церкви. Источник: архив ГМРА • Современный вид

Нарядный, яркий, пышно украшенный храм радует глаз композиционным единством и изяществом деталей. Сдвоенные арки, обрамляющие окна, роскошные лепные детали и кованые ажурные решётки по верху здания делают храм одним из красивейших в Москве. Его архитектура не типична для России и напоминает европейскую.

В советское время здание было отдано под хранение книг Библиотеке имени Ленина. Сотрудники бережно сохранили доставшийся им архитектурный памятник, в результате интерьеры храма и резной семиярусный иконостас XVIII века дошли до нашего времени.

Ещё по теме
 

Марфо‑Мариинская обитель милосердия

Адрес: улица Большая Ордынка, 34

Маленький женский монастырь притаился за глухой каменной стеной в самом центре суетливой Москвы. Он был основан в 1909 году великой императрицей Елизаветой Фёдоровной.

1909–1910 годы. Возведение Покровского собора • 1914–1917 годы. Марфо‑Мариинская обитель. Фото: М. В. Нестеров • 1912 год. В гостях у Великой княгини Елизаветы Фёдоровны император Николай II с дочерьми

В строительстве обители принимали участие виднейшие художники начала XX века. Архитектором главного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал А. В. Щусев, а росписи выполнил М. В. Нестеров.

Одухотворённые лица и фигуры святых, густые, глубокие цвета фресок до сих пор радуют взгляд посетителей монастыря. В саду летом цветёт множество растений, а от белокаменных стен церкви, обликом напоминающей древнерусский храм, веет прохладой и спокойствием. Обитель можно назвать одним из самых умиротворяющих мест Москвы.

Ещё по теме
 
Фото: Фёдор Вяземский

Храм Троицы Живоначальной в Вишняках

Адрес: Пятницкая улица, 51, строение 4

Храм находится на пересечении Пятницкой улицы и Вишняковского переулка. С давних времён в этом квартале селились стрелецкие полки, и первоначальная деревянная Троицкая церковь предназначалась именно для них.

Первый каменный храм на этом месте вырос в конце XVII века, но затем неоднократно перестраивался. В пожаре 1812 года церковь почти полностью сгорела и была восстановлена в 1815 году. К этому времени относится основной массив храма, колокольня же была построена в 1828 году.

1882 год. Фото: альбом изд. Н. А. Найдёнова • Современный вид

Каменная церковь долгое время выделялась на фоне деревянных построек Замоскворечья. и хотя облик района с течением времени изменился, просторный и высокий храм по сей день служит архитектурной доминантой Пятницкой улицы.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Адрес: Садовническая улица, 6, строение 11

На острове Балчуг, в тех местах, где когда‑то цвели царские сады, стоит небольшой храм во имя Георгия Победоносца. Он был построен в 1653 году в стиле русского узорочья и московского барокко: церковь декорирована затейливыми наличниками и кокошниками.

Судьба церкви была нелёгкой: храм многократно страдал от наводнений и пожаров. Во время одного из наводнений рухнула колокольня. Новую, в стиле классицизм, построили в 1806 году на пожертвования прихожан.

Сейчас храм является подворьем Соловецкого монастыря — этакое посольство Соловков в Москве.

1882 год. Фото из альбома Н. А. Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» • Современный вид. Фото: Евгений Голубев

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Адрес: Большая Серпуховская улица, 24/21а, строение 1

Церковь интересна своей историей: её строительство на землях, выделенных Даниловским монастырём, велось в начале XVIII века под покровительством цесаревича Алексея, сына Петра I. Архитекторами на разных этапах выступали Д.‑А. Трезини, И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский.

Строительство пришлось прервать на середине — то ли из‑за нехватки денег, то ли из‑за указа царя, дозволявшего возводить каменные постройки только в Петербурге. А есть легенда, что в немилость у Петра I храм попал лишь потому, что инициатором строительства был его нелюбимый сын, Алексей.

1900–1917 годы. Вид на церковь из Стремянного переулка • 1900 год. Внутреннее убранство храма • 1930–1935 годы. Высший педагогический институт прикладной экономики и товароведения • 1981 год. Ремонт здания ещё до передачи его верующим. Фото: И. Нагайцев • 1992 год. До начала реставрации

Цесаревича Алексея Пётр I в итоге казнил, а храм стоял недостроенным ещё много лет. Местные жители неоднократно просили у императорских особ средств, но были услышаны лишь в 1756 году. Строительство продолжилось, и в 1762 году храм был достроен уже в другом стиле — позднего барокко.

В 1929 году храм постигла участь других церквей страны: его закрыли, лишили одной главы, а колокольню и церковную ограду снесли. Нижний ярус церкви перестроили, варварски уничтожив всё убранство, и приспособили сначала под склад, а затем под общежитие и конторы.

Современный вид. Фото: Евгений Заведеев, сайт храма

В 1990‑х храм вернули православной церкви и отреставрировали: воссоздали колокольню, главу и интерьеры. Внутри можно увидеть и кое‑что из исконного убранства. Во время работ специалисты обнаружили под слоем штукатурки оригинальные росписи, а из Даниловского монастыря в церковь передали Иерусалимскую икону Божьей Матери, которая ранее принадлежала храму.

Церковь Григория Неокесарийского

Адрес: улица Большая Полянка, 29а

Рядом с метро «Полянка» стоит небольшой яркий и жизнерадостный храм в стиле московского узорочья. Он был построен на средства царя Алексея Михайловича в конце XVII века и щедро украшен изразцами работы знаменитого мастера Степана Полубеса. Строили его известнейшие зодчие своего времени: Иван Кузнечик и Карп Губа. Внутренними росписями занимался знаменитый иконописец С. Ф. Ушаков.

Известно, что храм был придворным. Существует легенда, впрочем, не подтверждённая фактами, что именно в этом храме Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной, и здесь же затем крестили Петра Алексеевича, будущего царя Петра I. 

Красота храма заставляет любителей старой Москвы сочинять легенды о нём: ещё одна не имеющая серьёзных исторических оснований, но любопытная байка связывает историю церкви с именем Наполеона. По легенде, французский император восхищался красотой здания и во время Великого московского пожара приказал французским солдатам поливать его водой, чтобы спасти от огня.

1896 год. Со стороны 2‑го Полянского переулка • Современный вид. Фото: Sergey Nar

Стоит зайти внутрь, чтобы увидеть главную храмовую святыню — Боголюбскую икону Богоматери, а заодно полюбоваться образами кисти великих мастеров: Г. Т. Зиновьева и С. Ф. Ушакова.

Ещё по теме
 

Историческая мечеть

Адрес: Большая Татарская улица, 28, строение 1

В память о временах, когда в Замоскворечье жила татарская диаспора, осталась Историческая мечеть. Это старейшая из сохранившихся в Москве исламских святынь, она находится там, где раньше селились выходцы из Золотой Орды, Казанского и Крымского ханств: в Татарской слободе (местность между Пятницкой и Большой Татарской улицами).

Первое упоминание о мечети относится к 1712 году. Она находилась при дворе татарского князя, служившего переводчиком в Иностранной коллегии. В XIX веке мечеть исчезла: то ли её разобрали из‑за ветхости, то ли она сгорела всё в том же наполеоновском пожаре. Татары многократно подавали прошение о разрешении построить новую мечеть, но получили его лишь в 1823 году, причём с условием, что мечеть не должна ничем отличаться от окружающих зданий. По сути, в те времена это был просто молельный дом. Лишь в 1882 году к зданию пристроили минареты. Тогда же мечеть была значительно расширена и перестроена.

1884 год. Мечеть на Татарской улице • Современный вид • Фото: альбом изд. Н. А. Найдёнова, Евгений Измайлов, CC BY-SA 3.0

Сейчас мечеть открыта для всех желающих — нужно лишь уважительно относиться к традициям её общины. Интерьеры оформлены керамической плиткой белого и голубого цветов, арки сводов добавляют восточного колорита. Многие верующие называют её одной из самых малолюдных и умиротворяющих мечетей Москвы.

Заключение

Замоскворечье — самый «московский» район Москвы, где атмосфера старого города сохранилась как нигде. Так что если хотите увидеть настоящую старую столицу — отправляйтесь сюда на прогулку с опытным гидом, который покажет все тайные места и расскажет много интересного.

Автор: Татьяна Иванова‑Дятлова

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Зимняя Москва: куда пойти и чем занятьсяЗимняя Москва: куда пойти и чем заняться От ГУМ‑катка на Красной площади до фестиваля орхидей в Аптекарском огороде

Еще экскурсии по теме