Пять вокзалов Санкт‑Петербурга
От самого старинного до самого современного/https://cdn.tripster.ru/photos/ca1f18e6-07b5-4777-93f6-763f7cf6ba9b.jpg)
Вокзалы Санкт‑Петербурга на карте
в приложении
Витебский вокзал
Адрес: Загородный проспект, 52
Витебский — самый старый вокзал в Санкт‑Петербурге. Он появился на карте города в 1830‑е. Его строительство связано с прокладыванием первой железной дороги России, соединившей столицу империи с Царским Селом. Тогда это был путь в одну колею, спроектированный австрийским инженером Францем Герстнером. До него ничего подобного в стране не строили, а ход работ лично проинспектировал Николай I.
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bf7ebbf-31dd-4bb0-9f84-ef4ce51b9261.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c329ea0b-5eca-4198-83c2-ec03c801e948.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1e02dbd1-b945-47e9-8811-51aa26ba4a0b.jpg)
Изначально вокзал был небольшим и деревянным, но по мере роста пассажиропотока его расширили и перестроили в камне. Последней масштабной реконструкцией, которая состоялась в 1904 году, руководил талантливый архитектор Станислав Бржозовский. Именно при нём здание приобрело современный вид, тогда же рельсы проложили до Витебска.
Выбрать экскурсию по Витебскому вокзалу
Витебский вокзал ценен ещё и архитектурой стиля модерн: его куполообразная крыша и арки дебаркадера вызывают восторг даже спустя 100 с лишним лет. В начале XX века он также поражал техническим оснащением: между этажами курсировал лифт, а багаж перемещали на подъёмной машине. Это старинное оборудование сохранилось до наших дней, став историческим достоянием вокзала.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6a46cbde-2a9a-438e-b7bc-38646d45e28c.jpg)
Ещё больше чудес таят интерьеры вокзала времён царской России. Внутри здания можно полюбоваться оконными витражами, латунной фурнитурой, напольной плиткой и другими аутентичными деталями начала прошлого столетия. Мебель — тоже историческая. Особого внимания заслуживают скамейки в Картинном зале и буфет в зале ресторана, которые помнят первых пассажиров. Всё это неоднократно становилось декорациями для съёмок фильмов — например, «Шерлок Холмс» и «Анна Каренина».
Витебский вокзал — это также и музей, где представлены экспонаты, связанные с первой железной дорогой России. Среди них, например, памятник Францу Герстнеру, который воплотил проект в жизнь. Бронзовая статуя инженера установлена у выхода на перрон, как бы провожая пассажиров к поездам, а в руках — уменьшенная копия паровоза «Проворный», совершившего первый рейс с этой станции в XIX веке.
/https://cdn.tripster.ru/photos/64e98126-8a51-46ba-a1b7-410ccc6a8118.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c6ca3d6c-c2de-49fc-9d62-64f03030b745.jpg)
Основные направления
С Витебского отходят электрички в соседние с Санкт‑Петербургом посёлки и города — например, в Вырицу, Оредеж и Павловск. Кроме того, с этого вокзала можно отправиться в путешествие по России и ближнему зарубежью. Так, поезда следуют в Москву, Смоленск, Белгород, Сухум, а также белорусские Минск, Гомель и Брест.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c34010ff-8fde-4524-9db1-a250861fd5d1.jpg)
Московский вокзал
Адрес: Невский проспект, 85
Отсюда в середине XIX века пошли первые поезда из Петербурга в Москву. Строительство железной дороги между городами началось в 1843 году по указу Николая I, продлилось восемь с половиной лет и обошлось казне в 67 миллионов рублей! Эта была первая в России двухпутная магистраль, полностью принадлежавшая государству.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ebd5f987-16e5-4e8a-8a3a-9144905fbff4.jpg)
Одновременно с этим возводился и вокзал, архитектором которого выступил Константин Тон — на тот момент уже известный по проекту храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца. Любимый архитектор императора, как называли его современники, оформил фасады в стиле неоренессанс и пристроил к ним башню с часами. Это придало зданию вид средневековой ратуши, какую можно встретить в любом городе Европы. В таком же духе была решена московская станция, но стараниями другого мастера — Рудольфа Желязевича.
Торжественное открытие вокзалов‑близнецов состоялось в 1851‑м. Помимо схожего экстерьера их объединяла одинаковая планировка: она включала залы ожидания для простых пассажиров, отдельные апартаменты для знатных особ, а также служебные помещения для железнодорожников.
/https://cdn.tripster.ru/photos/77c67caa-207e-4daa-aab6-2ba1410b59a6.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a31af899-3d5b-4bce-aa12-1f400ab0c98b.jpg)
Сегодня снаружи вокзал выглядит так же, как в позапрошлом столетии. А вот исторические интерьеры не сохранились: с ростом пассажиропотока их расширяли и перестраивали чуть ли не каждое десятилетие. Вместе с этим меняли и внутреннее убранство зала: в царские времена холл украшал бюст Николая I, после революции — памятник идеологу коммунизма Владимиру Ленину. А с 1990‑х на их месте установили бюст царя‑реформатора Петра I.
Ещё один монумент, связанный с железными дорогами, некогда стоял на площади у вокзала. Это была бронзовая фигура Александра III, ведь именно при нём построили Транссибирскую магистраль, соединившую Петербург с отдалёнными уголками России. В наши дни скульптура императора установлена во дворе Мраморного дворца, а на её месте высится обелиск «Городу‑герою Ленинграду».
/https://cdn.tripster.ru/photos/3f364f81-a969-4943-b72e-0151abea9b8e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/43a7eba5-20fa-44c2-9dad-c349460d88dc.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f7285994-4d1c-4750-b191-7a812f9dc9a2.jpg)
Основные направления
Отсюда чаще всего отправляются в столицу страны (как на обычных поездах, так и на скоростных «Сапсанах»), а также на курорты Чёрного и Азовского морей, Абхазии и Кавказа.
Помимо этого, с Московского вокзала едут в Волгоград и Таганрог, Самару и Уфу, Белгород и Брянск. С другими направлениями дальнего следования можно ознакомиться на официальном сайте РЖД.
Кроме того, отсюда отходят электрички в Тосно, Любань, Малую Вишеру и «Ласточки» до Великого Новгорода.
/https://cdn.tripster.ru/photos/1441c283-a956-412c-814f-607d002228af.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ca080023-13de-4363-8135-8dbb0a19854a.jpg)
Балтийский вокзал
Адрес: площадь Балтийского вокзала, 1
В середине XIX века, когда Россия ещё не успела оправиться от Крымской войны, два предприимчивых барона — Евгений фон Фелейзен и Александр фон Штиглиц — построили первую в стране частную железную дорогу. Эта магистраль соединила Санкт‑Петербург с Петергофом — излюбленной летней резиденцией династии Романовых. Именно поэтому первое название вокзалу дали по месту назначения — Петергофский. А Балтийским он стал в 1872 году, когда в результате продления рельсов сюда прибыл первый состав из Ревеля (Таллина).
Первыми пассажирами поездов, следующих в этом направлении, были члены императорской семьи. Роскошные кареты прибывали к новой станции на берегу Обводного канала. Её архитектором выступил Александр Кракау, взявший за образец Восточный вокзал в Париже. Фасады здания он оформил в стиле неоренессанс, над главным входом разместил полукруглый витраж, а боковые корпуса соединил стеклянным перекрытием, которое служило ещё и навесом для перрона. Левый флигель предназначался для русских монархов, а правый — для хранения багажа.
/https://cdn.tripster.ru/photos/5bf8e3c7-c0da-4765-ad94-13f366828cd1.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/57afdb3d-fe05-4dc0-b033-22c7878e07c7.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c1c977d6-7016-4208-8eb9-7636a35817e8.jpg)
В дальнейшем здание неоднократно перестраивали, поэтому сейчас оно выглядит совсем не так, как в XIX веке. В 1930‑е перрон под стеклянным перекрытием переоборудовали в зал ожидания, а в 1950‑х к одному из корпусов здания пристроили станцию метро в стиле сталинского классицизма. Но несмотря на это, тут ещё можно встретить следы прошлых эпох. Среди них, например, каретные пандусы и часы фирмы «Павел Буре», которые работают до сих пор.
Кстати, ещё больше об истории Балтийского и других вокзалов Санкт‑Петербурга расскажут в расположенном по соседству Музее железных дорог, который называют крупнейшим в Европе. Внутри него представлены десятки моделей поездов в натуральную величину — например, уникальный вагон для устриц, где перевозили морские деликатесы для состоятельных пассажиров XIX века. Это место — настоящий рай для любителей железнодорожной техники.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6bd5d8f2-ba08-45bb-8212-a80de6fb48e2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c71b69df-3cad-4755-bd15-198fab3d7aa3.jpg)
Основные направления
Сегодня с Балтийского вокзала отправляются только пригородные электрички, но несмотря на отсутствие дальнего сообщения, он — один из самых востребованных в Санкт‑Петербурге. Дело в том, что именно отсюда удобнее всего добираться до Петергофа, Гатчины и других летних резиденций династии Романовых, а также до популярного у путешественников Пскова.
/https://cdn.tripster.ru/photos/92298dea-2285-4df4-8d9e-dd2451bd9d7b.jpg)
Финляндский вокзал
Адрес: площадь Ленина, 6
Его история началась в 1870 году, когда была открыта железная дорога, связавшая Санкт‑Петербург с северными окраинами и Великим княжеством Финляндским. Первые поезда отправлялись с единственного на всей ветке каменного вокзала, возведённого неподалёку от набережной Невы гражданским инженером Петром Купинским.
/https://cdn.tripster.ru/photos/9ae48547-c7d3-4ef4-b604-76d9cf3576c9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0bea6669-21cd-4e2b-add5-9bd569878654.jpg)
В отличие от других железнодорожных станций столицы империи, здание получилось скромным: одноэтажное с боковыми павильонами и навесом над путями. Зато внутри всё было продумано до мелочей: залы ожидания разных классов и багажные отделения отличались удобством и комфортом.
В царские времена через этот вокзал шёл большой поток пассажиров — от простых петербуржцев до императорской семьи. А в период падения самодержавия — революционеров, скрывавшихся за границей. В 1917‑м вождь мирового пролетариата Владимир Ленин тайно бежал отсюда в Финляндию, а через полгода триумфально вернулся обратно. Паровоз, на котором он совершил эту поездку, стоит у платформы как памятник событиям тех лет.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d0d8f80e-897f-4f08-97b7-2a0f6faf13dd.jpg)
Важную роль вокзал сыграл и в блокаду Ленинграда. В те тяжёлые времена он продолжал работать несмотря на постоянные артобстрелы. Кроме того, именно сюда прибыл долгожданный провиант сразу после снятия осады. Сегодня об этом напоминает километровый столб — первый из 56, стоящих вдоль Дороги жизни.
После Великой Отечественной войны вокзал перестроили в стиле советского функционализма, сохранив лишь фрагмент старого фасада. Тогда же у здания появилась новая доминанта — 16‑метровая башня с часами и шпилем со звездой. Ею лучше всего любоваться с площади у вокзала, где также находятся «поющие» фонтаны: 20 гранитных чаш со светомузыкой привлекают горожан красочным шоу, которое проходит дважды в день.
/https://cdn.tripster.ru/photos/90b60d4e-291f-4abe-8aab-828f6a845093.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/56b77701-53a3-4da7-baea-96fe0910bbe8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/358960fe-d8c2-4d53-9f71-ee413fb17685.jpg)
Основные направления
Финляндский вокзал — это первая точка на пути к северной природе и Финскому заливу с его песчаными пляжами. Отсюда ежедневно отправляются электрички в Репино и Комарово — старинные посёлки на побережье, где царит дачная атмосфера начала XX века, а также в Зеленогорск с его санаториями и пансионатами.
Кроме того, именно с этой станции отходят «Ласточки» в Выборг (старинный город со средневековой застройкой и знаменитым замком) и на такие карельские курорты, как Сортавала и Петрозаводск.
/https://cdn.tripster.ru/photos/aa2e343a-d786-40d9-bfb8-d350149cd6d6.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fe732f3a-fa51-4e4d-b56f-8a4b973f3db9.jpg)
Ладожский вокзал
Адрес: Заневский проспект, 73
Самый молодой и технологичный в Санкт‑Петербурге. Его торжественное открытие состоялось в 2003 году — к 300‑летию Северной столицы.
В начале XX века здесь, у реки Оккервиль, находилась товарная станция (её историческое здание сохранилось до наших дней). Идея строительства пассажирского терминала возникла ещё в 1960–1970‑х. Однако к реализации приступили только к началу нового тысячелетия. Архитектор Никита Явейн создал проект, который удалось воплотить в сжатые сроки — всего за 23 месяца. Рекордной оказалась и сумма, потраченная на стройку, — 3,7 миллиарда рублей!
Архитектурное решение вокзала сочетает функциональность и эстетику. Две круглые башни, соединённые стеклянным мостом, придают зданию лёгкость и воздушность. А центральный зал, где расположены кассы, камеры хранения и зоны отдыха, наполнен естественным светом за счёт прозрачных стен и крыши.
/https://cdn.tripster.ru/photos/e50ffe98-4997-4ac4-9b34-eb35d5042fd1.jpg)
Платформа электричек, объединённая переходами со станцией метро «Ладожская», находится на нижнем этаже. Средний уровень отведён под товарные составы, а верхний обслуживает поезда дальнего следования. Все этажи связаны между собой лифтами и эскалаторами.
Техническая оснащённость здания поражает не меньше архитектуры. Здесь внедрена система интеллектуального управления освещением, отоплением и другими инженерными системами. А ещё это единственный вокзал города с транзитной, а не тупиковой схемой движения, что в своё время позволило разгрузить Московский и Финляндский вокзалы.
Несмотря на перечисленные преимущества, с этим терминалом связан курьёзный случай: при открытии один из составов врезался в платформу из‑за проектной ошибки, но это единственное ЧП в его истории. Сегодня он носит гордое звание «самого умного» в Санкт‑Петербурге, а после реконструкции 2018 года стал ещё современнее и востребованнее у петербуржцев.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4e862ed4-277c-436e-9a8c-84135233c2d8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/643a61eb-f923-4853-b191-f3d2e7ae2240.jpg)
Основные направления
С Ладожского вокзала можно быстро добраться до соседних населённых пунктов — например, Мги, Киришей, Волховстроя и других, а также крупных городов Северо‑Запада России: Петрозаводска, Мурманска, Вологды и Архангельска.
Кроме того, отсюда отходят поезда дальнего следования, которые едут в Москву, Поволжье (Казань, Нижний Новгород), на Урал (Челябинск, Екатеринбург), в Сибирь (Тюмень, Новокузнецк) и в Республику Коми (Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги).
/https://cdn.tripster.ru/photos/e4d4195e-cc39-4de9-a575-125a1e978a60.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/18436b01-7873-47db-98ab-974d9e9ba857.jpg)
Заключение
Некоторые вокзалы Санкт‑Петербурга можно смело внести в список шедевров архитектуры наряду с другими памятниками города. Однако их красота раскрывается не сразу. А чтобы по‑настоящему оценить эти здания по достоинству, стоит посетить их в компании местного гида. Актуальные предложения с экскурсиями по городу можно найти на сайте и в приложении Tripster.
Ещё на тему путешествий
Самые атмосферные кинотеатры Санкт‑Петербурга 10 мест, куда захочется вернуться
Лучшие оранжереи Петербурга: 8 вечнозелёных локаций Северной столицы От цветочной экспозиции в метро до одной из крупнейших мировых коллекций
Петербург Романовых: места, где жили члены императорской семьи 13 дворцов с непростой историей
Отдых для души: необычные мастер‑классы в городах России Озвучиваем кино, создаём свой парфюм и рисуем воском/https://cdn.tripster.ru/photos/8240791d-50c6-472b-a11c-c48b0e3d6c3c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cdcc4536-3e64-4c6f-9e09-d23288b4be66.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/29d4ee0e-0443-47ab-a0f2-0ce2d2c53597.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/14a0910c-829b-41c3-82a2-9db402aa5d97.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2384a6fb-ee6f-4819-8ed0-8ce99390581e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/585e7f06-4bd3-43d3-994b-03aa260fce02.jpg)