Пять вокзалов Санкт‑Петербурга

Инна Метелькова
Инна Метелькова
Обновлено 18 авг 2025
Пять вокзалов Санкт‑Петербурга

Найти экскурсию

Показать
Более 26 000 экскурсий и туров по всему миру
Петербургские вокзалы — это не просто технические постройки: пассажирские терминалы и платформы, с которых отправляются поезда. Многие из них также привлекают любителей архитектуры, а некоторые даже способны стать настоящим порталом в прошлое города. Рассказываем о самых красивых и интересных вокзалах Северной столицы.

Вокзалы Санкт‑Петербурга на карте

Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

Витебский вокзал

Адрес: Загородный проспект, 52 

Витебский — самый старый вокзал в Санкт‑Петербурге. Он появился на карте города в 1830‑е. Его строительство связано с прокладыванием первой железной дороги России, соединившей столицу империи с Царским Селом. Тогда это был путь в одну колею, спроектированный австрийским инженером Францем Герстнером. До него ничего подобного в стране не строили, а ход работ лично проинспектировал Николай I. 

Царскосельский вокзал: 1861–1869 годы • 1900 год • 1925–1926 годы

Изначально вокзал был небольшим и деревянным, но по мере роста пассажиропотока его расширили и перестроили в камне. Последней масштабной реконструкцией, которая состоялась в 1904 году, руководил талантливый архитектор Станислав Бржозовский. Именно при нём здание приобрело современный вид, тогда же рельсы проложили до Витебска.

Выбрать экскурсию по Витебскому вокзалу

Витебский вокзал ценен ещё и архитектурой стиля модерн: его куполообразная крыша и арки дебаркадера вызывают восторг даже спустя 100 с лишним лет. В начале XX века он также поражал техническим оснащением: между этажами курсировал лифт, а багаж перемещали на подъёмной машине. Это старинное оборудование сохранилось до наших дней, став историческим достоянием вокзала.

вокзалы санкт‑петербурга
Современный вид Витебского вокзала. Фото: Shutterstock

Ещё больше чудес таят интерьеры вокзала времён царской России. Внутри здания можно полюбоваться оконными витражами, латунной фурнитурой, напольной плиткой и другими аутентичными деталями начала прошлого столетия. Мебель — тоже историческая. Особого внимания заслуживают скамейки в Картинном зале и буфет в зале ресторана, которые помнят первых пассажиров. Всё это неоднократно становилось декорациями для съёмок фильмов — например, «Шерлок Холмс» и «Анна Каренина».

Витебский вокзал — это также и музей, где представлены экспонаты, связанные с первой железной дорогой России. Среди них, например, памятник Францу Герстнеру, который воплотил проект в жизнь. Бронзовая статуя инженера установлена у выхода на перрон, как бы провожая пассажиров к поездам, а в руках — уменьшенная копия паровоза «Проворный», совершившего первый рейс с этой станции в XIX веке.

Парадный зал с мраморной лестницей • Памятник Францу Герстнеру • Фото: Shutterstock, Гудкова Наталья, CC BY-SA 4.0

Ещё по теме
 

Основные направления

С Витебского отходят электрички в соседние с Санкт‑Петербургом посёлки и города — например, в Вырицу, Оредеж и Павловск. Кроме того, с этого вокзала можно отправиться в путешествие по России и ближнему зарубежью. Так, поезда следуют в Москву, Смоленск, Белгород, Сухум, а также белорусские Минск, Гомель и Брест.

вокзалы санкт петербурга
Платформа Витебского вокзала. Фото: Shutterstock

Московский вокзал

Адрес: Невский проспект, 85

Отсюда в середине XIX века пошли первые поезда из Петербурга в Москву. Строительство железной дороги между городами началось в 1843 году по указу Николая I, продлилось восемь с половиной лет и обошлось казне в 67 миллионов рублей! Эта была первая в России двухпутная магистраль, полностью принадлежавшая государству.

сколько вокзалов в санкт петербурге
1880–1893 годы. Николаевский вокзал

Одновременно с этим возводился и вокзал, архитектором которого выступил Константин Тон — на тот момент уже известный по проекту храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца. Любимый архитектор императора, как называли его современники, оформил фасады в стиле неоренессанс и пристроил к ним башню с часами. Это придало зданию вид средневековой ратуши, какую можно встретить в любом городе Европы. В таком же духе была решена московская станция, но стараниями другого мастера — Рудольфа Желязевича.

Торжественное открытие вокзалов‑близнецов состоялось в 1851‑м. Помимо схожего экстерьера их объединяла одинаковая планировка: она включала залы ожидания для простых пассажиров, отдельные апартаменты для знатных особ, а также служебные помещения для железнодорожников.

1935 год. Здание вокзала • 1944 год. Интерьер

Сегодня снаружи вокзал выглядит так же, как в позапрошлом столетии. А вот исторические интерьеры не сохранились: с ростом пассажиропотока их расширяли и перестраивали чуть ли не каждое десятилетие. Вместе с этим меняли и внутреннее убранство зала: в царские времена холл украшал бюст Николая I, после революции — памятник идеологу коммунизма Владимиру Ленину. А с 1990‑х на их месте установили бюст царя‑реформатора Петра I. 

Ещё один монумент, связанный с железными дорогами, некогда стоял на площади у вокзала. Это была бронзовая фигура Александра III, ведь именно при нём построили Транссибирскую магистраль, соединившую Петербург с отдалёнными уголками России. В наши дни скульптура императора установлена во дворе Мраморного дворца, а на её месте высится обелиск «Городу‑герою Ленинграду».

Современный вид • Зал ожидания Московского вокзала • Фото: Shutterstock

Основные направления

Отсюда чаще всего отправляются в столицу страны (как на обычных поездах, так и на скоростных «Сапсанах»), а также на курорты Чёрного и Азовского морей, Абхазии и Кавказа.

Помимо этого, с Московского вокзала едут в Волгоград и Таганрог, Самару и Уфу, Белгород и Брянск. С другими направлениями дальнего следования можно ознакомиться на официальном сайте РЖД. 

Кроме того, отсюда отходят электрички в Тосно, Любань, Малую Вишеру и «Ласточки» до Великого Новгорода.

Платформа Московского вокзала. Фото: Shutterstock

Балтийский вокзал

Адрес: площадь Балтийского вокзала, 1 

В середине XIX века, когда Россия ещё не успела оправиться от Крымской войны, два предприимчивых барона — Евгений фон Фелейзен и Александр фон Штиглиц — построили первую в стране частную железную дорогу. Эта магистраль соединила Санкт‑Петербург с Петергофом — излюбленной летней резиденцией династии Романовых. Именно поэтому первое название вокзалу дали по месту назначения — Петергофский. А Балтийским он стал в 1872 году, когда в результате продления рельсов сюда прибыл первый состав из Ревеля (Таллина).

Первыми пассажирами поездов, следующих в этом направлении, были члены императорской семьи. Роскошные кареты прибывали к новой станции на берегу Обводного канала. Её архитектором выступил Александр Кракау, взявший за образец Восточный вокзал в Париже. Фасады здания он оформил в стиле неоренессанс, над главным входом разместил полукруглый витраж, а боковые корпуса соединил стеклянным перекрытием, которое служило ещё и навесом для перрона. Левый флигель предназначался для русских монархов, а правый — для хранения багажа.

1858–1863 годы. Петергофский вокзал • 1909–1912 годы. Балтийский вокзал • 1913 год. Перрон Балтийского вокзала

В дальнейшем здание неоднократно перестраивали, поэтому сейчас оно выглядит совсем не так, как в XIX веке. В 1930‑е перрон под стеклянным перекрытием переоборудовали в зал ожидания, а в 1950‑х к одному из корпусов здания пристроили станцию метро в стиле сталинского классицизма. Но несмотря на это, тут ещё можно встретить следы прошлых эпох. Среди них, например, каретные пандусы и часы фирмы «Павел Буре», которые работают до сих пор.

Кстати, ещё больше об истории Балтийского и других вокзалов Санкт‑Петербурга расскажут в расположенном по соседству Музее железных дорог, который называют крупнейшим в Европе. Внутри него представлены десятки моделей поездов в натуральную величину — например, уникальный вагон для устриц, где перевозили морские деликатесы для состоятельных пассажиров XIX века. Это место — настоящий рай для любителей железнодорожной техники.

Современный вид • Световой зал вокзала • Фото: Shutterstock, Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0

Основные направления

Сегодня с Балтийского вокзала отправляются только пригородные электрички, но несмотря на отсутствие дальнего сообщения, он — один из самых востребованных в Санкт‑Петербурге. Дело в том, что именно отсюда удобнее всего добираться до Петергофа, Гатчины и других летних резиденций династии Романовых, а также до популярного у путешественников Пскова.

сколько вокзалов в спб
Посадочные платформы Балтийского вокзала. Фото: Shutterstock

Финляндский вокзал

Адрес: площадь Ленина, 6

Его история началась в 1870 году, когда была открыта железная дорога, связавшая Санкт‑Петербург с северными окраинами и Великим княжеством Финляндским. Первые поезда отправлялись с единственного на всей ветке каменного вокзала, возведённого неподалёку от набережной Невы гражданским инженером Петром Купинским.

Финляндский вокзал: 1895–1900 годы • 1937 год

В отличие от других железнодорожных станций столицы империи, здание получилось скромным: одноэтажное с боковыми павильонами и навесом над путями. Зато внутри всё было продумано до мелочей: залы ожидания разных классов и багажные отделения отличались удобством и комфортом.

В царские времена через этот вокзал шёл большой поток пассажиров — от простых петербуржцев до императорской семьи. А в период падения самодержавия — революционеров, скрывавшихся за границей. В 1917‑м вождь мирового пролетариата Владимир Ленин тайно бежал отсюда в Финляндию, а через полгода триумфально вернулся обратно. Паровоз, на котором он совершил эту поездку, стоит у платформы как памятник событиям тех лет.

вокзалы спб
1961 год. Здание вокзала

Важную роль вокзал сыграл и в блокаду Ленинграда. В те тяжёлые времена он продолжал работать несмотря на постоянные артобстрелы. Кроме того, именно сюда прибыл долгожданный провиант сразу после снятия осады. Сегодня об этом напоминает километровый столб — первый из 56, стоящих вдоль Дороги жизни.

После Великой Отечественной войны вокзал перестроили в стиле советского функционализма, сохранив лишь фрагмент старого фасада. Тогда же у здания появилась новая доминанта — 16‑метровая башня с часами и шпилем со звездой. Ею лучше всего любоваться с площади у вокзала, где также находятся «поющие» фонтаны: 20 гранитных чаш со светомузыкой привлекают горожан красочным шоу, которое проходит дважды в день.

Современный вид • Башня с часами • Поющие фонтаны • Фото: Shutterstock

Ещё по теме
 

Основные направления

Финляндский вокзал — это первая точка на пути к северной природе и Финскому заливу с его песчаными пляжами. Отсюда ежедневно отправляются электрички в Репино и Комарово — старинные посёлки на побережье, где царит дачная атмосфера начала XX века, а также в Зеленогорск с его санаториями и пансионатами.

Кроме того, именно с этой станции отходят «Ласточки» в Выборг (старинный город со средневековой застройкой и знаменитым замком) и на такие карельские курорты, как Сортавала и Петрозаводск.

Платформа Финляндского вокзала. Фото: Shutterstock

Ладожский вокзал

Адрес: Заневский проспект, 73

Самый молодой и технологичный в Санкт‑Петербурге. Его торжественное открытие состоялось в 2003 году — к 300‑летию Северной столицы.

В начале XX века здесь, у реки Оккервиль, находилась товарная станция (её историческое здание сохранилось до наших дней). Идея строительства пассажирского терминала возникла ещё в 1960–1970‑х. Однако к реализации приступили только к началу нового тысячелетия. Архитектор Никита Явейн создал проект, который удалось воплотить в сжатые сроки — всего за 23 месяца. Рекордной оказалась и сумма, потраченная на стройку, — 3,7 миллиарда рублей!

Архитектурное решение вокзала сочетает функциональность и эстетику. Две круглые башни, соединённые стеклянным мостом, придают зданию лёгкость и воздушность. А центральный зал, где расположены кассы, камеры хранения и зоны отдыха, наполнен естественным светом за счёт прозрачных стен и крыши.

вокзалы санкт петербурга
Ладожский вокзал. Фото: Shutterstock

Платформа электричек, объединённая переходами со станцией метро «Ладожская», находится на нижнем этаже. Средний уровень отведён под товарные составы, а верхний обслуживает поезда дальнего следования. Все этажи связаны между собой лифтами и эскалаторами.

Техническая оснащённость здания поражает не меньше архитектуры. Здесь внедрена система интеллектуального управления освещением, отоплением и другими инженерными системами. А ещё это единственный вокзал города с транзитной, а не тупиковой схемой движения, что в своё время позволило разгрузить Московский и Финляндский вокзалы.

Несмотря на перечисленные преимущества, с этим терминалом связан курьёзный случай: при открытии один из составов врезался в платформу из‑за проектной ошибки, но это единственное ЧП в его истории. Сегодня он носит гордое звание «самого умного» в Санкт‑Петербурге, а после реконструкции 2018 года стал ещё современнее и востребованнее у петербуржцев.

Световой зал вокзала. Фото: Shutterstock

Основные направления

С Ладожского вокзала можно быстро добраться до соседних населённых пунктов — например, Мги, Киришей, Волховстроя и других, а также крупных городов Северо‑Запада России: Петрозаводска, Мурманска, Вологды и Архангельска.

Кроме того, отсюда отходят поезда дальнего следования, которые едут в Москву, Поволжье (Казань, Нижний Новгород), на Урал (Челябинск, Екатеринбург), в Сибирь (Тюмень, Новокузнецк) и в Республику Коми (Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги).

Платформа вокзала. Фото: Shutterstock

Заключение

Некоторые вокзалы Санкт‑Петербурга можно смело внести в список шедевров архитектуры наряду с другими памятниками города. Однако их красота раскрывается не сразу. А чтобы по‑настоящему оценить эти здания по достоинству, стоит посетить их в компании местного гида. Актуальные предложения с экскурсиями по городу можно найти на сайте и в приложении Tripster.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Аделина Гид в Санкт-Петербурге
Аделина
Гид в Санкт-Петербурге
4,98
950 отзывов
Параллельно с учёбой в педагогическом вузе окончила курсы гидов-переводчиков, но по этой специальности никогда не работала. Когда стала мамой, как и многие, озадачилась вопросом — куда пойти с ребёнком... Да так, чтобы весело, интересно, в хорошей компании. Музеи Петербурга предлагают огромное количество программ для детей, а вот найти удачного гида по городу, чтобы рассказал задорно, но вместе с тем познавательно, оказалось не так-то просто. И я взялась за дело сама :). На первые экскурсии приглашала друзей, одноклассников, коллег с детьми. И неожиданно стала получать массу благодарностей и просьб: ещё! И дело пошло... У меня есть основная работа, и экскурсиями я занимаюсь для души, просто потому что люблю этот город и готова рассказывать о нём снова и снова. Наверное, поэтому и получается! И я по-прежнему все свои экскурсии тестирую на своих детях :)

Ещё на тему путешествий

Самые атмосферные кинотеатры Санкт‑ПетербургаСамые атмосферные кинотеатры Санкт‑Петербурга 10 мест, куда захочется вернуться

Ещё экскурсии по теме