Самые красивые особняки Санкт‑Петербурга
Дома в городе на Неве, на которые стоит обратить вниманиеОсобняки Санкт-Петербурга на карте
Особняк П. Н. Демидова
Адрес: Большая Морская улица, 43
Здание в стиле барокко было построено знаменитым Огюстом Монферраном (автором Исаакиевского собора) по заказу владельца уральских чугунных заводов П. Н. Демидова в 1840 году. Архитектор широко использовал в оформлении элементы барокко: русты, пилястры и объёмный декор. А фасад, облицованный популярным в том время сердобольским гранитом, украшают величественные мраморные фигуры, которые как будто держат на руках массивный балкон. На фасаде также сохранился герб семьи Демидовых: две женские фигуры с крыльями держат в руках щит с крестом посередине, увенчанный короной.
Внутренним оформлением особняка занимались архитектор Гарольд Боссе и художник Антонио Виги. Совместными усилиями они органично совместили в интерьерах классицизм с элементами барокко и рококо. Залы украшают хрустальные люстры, зеркала и лепнина. Много лет в особняке располагалось итальянское посольство. Сегодня его помещения делят между собой сразу несколько организаций. Попасть в здание свободно не получится, однако некоторые залы сдаются в аренду под свадьбы и банкеты.
Особняк А. А. Половцова (Дом архитектора)
Адрес: Большая Морская улица, 52
С виду это не самый примечательный дом в Санкт‑Петербурге, зато его внутренняя отделка заслуживает пристального внимания. В оформлении было использовано 11 видов мрамора, а также зеркала, позолота, липа и морёный дуб. С дореволюционного времени здесь даже сохранился камин XVI века, привезённый из Италии.
Кроме того, А. А. Половцов, владевший домом с середины XIX до начала XX века и сильно перестроивший его после приобретения, был заядлым коллекционером, поэтому интерьеры его дома украшали редкие картины и дорогие гобелены. Семья Половцовых была очень радушной и нередко устраивала у себя приёмы на 300 гостей, а перед Рождеством хозяин проводил у себя детские ёлки. Возможно, на такой бывал и маленький Владимир Набоков, который родился в доме напротив. Недолгое время Половцовы и Набоковы были соседями.
После революции дом национализировали, а в годы Великой Отечественной войны часть залов серьёзно пострадала, но позже интерьеры были преимущественно восстановлены. При советской власти особняк занял Союз архитекторов, поэтому здание часто знают под вторым названием — Дом архитектора.
В 2018‑м, после крупного пожара, дому понадобился ещё один масштабный ремонт. Но большинство помещений удалось восстановить. Сегодня его можно посетить по выходным: по субботам в 13:00 и по воскресеньям в 12:00 и 16:00 по предварительной записи.
Дворец великого князя Михаила Александровича
Адрес: Английская набережная, 54
Здание XVIII века много раз меняло владельцев и внешний вид, пока в начале ХХ века не было передано великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату императора Николая II. Реконструкцией особняка занимался архитектор Р. Ф. Мельцер (по его проекту также сделали Готическую гостиную Николая II в Зимнем дворце), который изменил фасад, флигели (в одном из них обустроили гараж), а также интерьер жилых покоев и бельэтажа.
После революции особняк был национализирован и передан Всероссийскому обществу глухих, которому и принадлежал до начала XXI века. До наших дней сохранились историческая лестница и танцевальный зал, а также частично рабочий кабинет Михаила Александровича: здесь осталась обшивка деревянными панелями и встроенный книжный шкаф. В бывшей столовой также можно увидеть оригинальную отделку стен, двери, зеркало в стиле модерн и отопительные радиаторы. Уцелели также три камина из белого и цветного мрамора и некоторые детали, включая оконную фурнитуру.
Внутрь посетителей пускают только по предварительной записи. Но если очень хочется увидеть интерьеры дворца, советуем посмотреть фильм «Господин оформитель», где особняк выступил в роли жилища главного героя — Платона Андреевича.
Особняк П. А. Зубова
Адрес: Исаакиевская площадь, 5
Изначально принадлежал графу Закревскому, но в 1870‑х перешёл к графу Зубову, поэтому иногда можно встретить двойное название: по фамилиям обоих владельцев.
При Закревском в особняке часто устраивали пышные балы, на которых бывали А. С. Пушкин и П. А. Вяземский. При Зубове здание подверглось серьёзной реконструкции: его изначально строгий фасад был полностью переделан и декорирован лепниной по последней архитектурной моде того времени.
С 1912 года в особняке размещался институт истории искусств, созданный семьёй Зубовых по аналогии с флорентийским. После революции он стал Государственным институтом истории искусств, который функционирует и сейчас. Внутри сохранились интерьеры XIX века, которые могли соперничать с убранством императорского дворца. Сегодня здесь можно увидеть Красный зал в итальянском стиле, Малахитовую гостиную (совсем как в Зимнем) и роскошную библиотеку, в которой хранится более 260 тысяч книг.
Особняк К. Б. Зигеля
Адрес: улица Марата, 63
Снаружи здание, построенное в 1890 году, похоже на пряничный терем, покрытый розовой глазурью. Этот особняк во французском стиле выделяется из череды домов по улице Марата своей причудливой асимметричностью и необычным дизайном. Здесь и эркер с шатровой крышей, и лепные карнизы, и разнообразные по форме окна и даже масонский символ.
Попасть внутрь не получится, но внутри, как ни удивительно, очень сдержанная и практичная отделка без особых изысков. Так что наслаждаться особняком во всех смыслах лучше снаружи.
Дом купца Зигеля примыкает к его же механическому заводу — куда более брутальному сооружению из красного кирпича. Местные жители называют его «Здание с мишками»: вход на завод охраняют бронзовые медведи, которые стоят на этом месте уже больше 110 лет.
Особняк А. Ф. Кельха
Адрес: улица Чайковского, 28
Эклектичное по стилю здание было построено в 1858-1859 годах для греческого консула И. Е. Кондоянаки. В 1898 году по заказу барона Кельха особняк частично переделали. Его жена Варвара (дочь богатейшего золотопромышленника П. И. Базанова) попросила создать проект, напоминающий средневековые замки. Она мечтала, чтобы от взгляда на особняк «дух захватывало». В средствах творцов никто не ограничивал, поэтому дом строился из лучших материалов.
В результате получилось уникальное сооружение, сочетающее в себе готику, рококо, барокко и ар‑деко. Если внимательно изучить постройку, все эти стили видны как в оформлении фасада, так и во внутренней отделке. Каждая лестница и коридор отличаются разнообразием оформления и смешением стилей. Лепнина здесь сочетается с тонкой резьбой по дереву и камню, а в нише одной из стен, например, установлена копия мраморной скульптуры «Венера Италийская». У здания есть также очень интересная архитектурная деталь: со стороны улицы оно двухэтажное, а со стороны двора — трёхэтажное.
Есть в особняке и бронированная комната, которую сегодня занимает архив. Кельхи же хранили здесь яйца Фаберже, которые коллекционировали. До наших дней ювелирные сокровища не сохранились: после развода с мужем Варвара Петровна увезла их в Париж, где и передала драгоценности местной галерее.
В 1930‑х особняк национализировали: здесь находилась школа актёрского мастерства, а с 1999 года — юридический факультет СПбГУ. Сейчас особняк закрыт на реставрацию, поэтому попасть внутрь нельзя. Зато на экскурсиях от местных гидов можно услышать интересные истории о Кельхах и их необычном доме.
Особняк Л. В. Кочубея
Адрес: улица Чайковского, 30
Здание построено в 1840‑х годах для князя Кочубея, сына первого в Российской империи министра внутренних дел. Фасад дома был оформлен в стиле флорентийского неоренессанса, а интерьеры стилизованы под рококо и барокко — с обилием лепнины и декоративных элементов.
В начале 1880‑х годов новым владельцем участка стал Ю. С. Нечаев‑Мальцов. Дипломат и владелец стекольных заводов, он во всём стремился к роскоши, поэтому пригласил архитектора Л. Н. Бенуа, под руководством которого были созданы панно для бального зала и других помещений. В главном зале также установили роскошный рояль, а в зимний сад запустили тропических птиц. О балах и приёмах в доме Нечаева‑Мальцова слагали легенды: вино на них лилось рекой, а экзотические блюда подавали гостям безо всяких ограничений.
Последним владельцем дома стал приёмный сын Нечаева‑Мальцова. После революции дом национализировали. Его занимали райисполкомы, а с 2004 года — МВД. Для посещения особняк закрыт.
Особняк Ф. К. Сан‑Галли
Адрес: Лиговский проспект, 60-62
Стилизованный под эпоху ренессанса двухэтажный дом был построен для владельца чугунолитейного и механического завода и его семьи. Архитектором выступил К. К. Рахау, который использовал в оформлении фасада флорентийские мотивы: облицовка имитирует большие каменные блоки как в южной итальянской архитектуре, окна первого этажа оформлены в форме арок. При этом автор проекта говорил, что специально никакого стиля не искал.
Все металлические конструкции, включая трубы для отопления, водопровода и канализации, были изготовлены на заводе хозяина особняка — Франца Карловича. Со стороны сада можно увидеть башенку, которая возвышается над домом: отсюда владелец заводов наблюдал за работой своего предприятия. Интерьер дома украшали созданные по мотивам сказок витражи. Здесь можно увидеть сюжеты «Белоснежки» и «Спящей красавицы». Сегодня особняк отреставрирован, а в его залах проводятся различные мероприятия, включая съёмки. Так, например, здесь снимали свои клипы группы «Ленинград» и «Звери».
Дом С. С. Абамелек‑Лазарева
Адрес: набережная Мойки, 23
Этот дом‑дворец считается одним из украшений Санкт‑Петербурга, а фамилии его владельцев можно смело записывать как особо примечательный факт: с конца XVIII века ими были граф В. П. Кочубей, князь В. В. Долгоруков, князь А. Б. Куракин, князь А. М. Потёмкин, князь А. Б. Голицын.
Миллионер и промышленник Абамелек‑Лазарев купил дом в 1904 году и полностью перестроил его. По просьбе заказчика архитектор И. А. Фомин возвёл здание в стиле неоклассицизма. Учитывая ограничения по площади (здание нужно было встроить между домами), задача по возведению монументального особняка с просторными помещениями и даже театральным залом казалась очень сложной. Но Фомин блестяще с ней справился. Прототипом для вдохновения Абамелек‑Лазарев попросил взять Мраморный дворец, но архитектор решил сделать проект совсем в другом стиле.
Страсть к искусствам владельца особняка (на своей итальянской вилле в Риме, например, Семён Семёнович устраивал грандиозные балетные вечера) нашла отражение в деталях фасада: над окнами второго этажа можно увидеть медальоны с изображением греческих богов, покровительствующих искусству.
Внутри залы декорированы лепниной, росписями, гобеленами и живописью. Здесь сохранились величественные колонны и старинные торшеры. В советское время внутри располагался музей и выставочные пространства. Сегодня здесь находится Комитет по физической культуре и спорту Правительства Санкт‑Петербурга.
Дача Безобразовых («Жерновка»)
Адрес: Ириновский проспект, 9
Если вам нравится эстетика заброшенных зданий прошлого, вам точно сюда.
Помимо неофициального названия «Жерновка», усадьбу также называли «Гавриловка», «мыза Крамера» и «Екатерининское». Бывшая дворянская усадьба на берегу реки Жерновки, по догадкам историков, была построена в конце XVIII века знаменитым итальянским архитектором Джакомо Кваренги, который реализовал в Петербурге проект Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе, Старого Гостиного Двора в Москве.
Загородная резиденция (сейчас она находится в черте города) много раз меняла владельцев, а своё последнее название получила в честь Анны Безобразовой, дочери генерал‑адъютанта И. О. Сухозанета — дом стал её приданым.
Сейчас о богатстве интерьеров можно судить только по архивным записям. В прошлом особняк был богато декорирован росписями, лепниной, зеркалами и роскошными люстрами. С начала ХХ века, лишившись постоянных хозяев, дом начал постепенно приходить в упадок. Сегодня главный дом, украшенный монументальными колоннами, всё ещё пустует. Несмотря на то что он находится под охраной государства, реставрационные работы здесь не ведутся, а внутрь можно заглянуть только через грязные стёкла.
Дача А. А. Безбородко
Адрес: Свердловская набережная, 40
Ещё одна заброшенная загородная усадьба с парковым ансамблем, которая сегодня находится в границах современного Петербурга. Первый дом в готическом стиле на набережной Невы был построен на этом месте в 1773-1777 годах по проекту архитектора В. И. Баженова. Усадьба тогда принадлежала сенатору Г. Н. Теплову, который выбрал это расположение из‑за источников, считавшихся целебными.
После его смерти усадьба была продана екатерининскому вельможе и канцлеру империи А. А. Безбородко, который заплатил за неё очень существенную по тем временам сумму — 22 500 рублей. На месте старого дома появился особняк в стиле классицизма, строительством которого тоже занимался Кваренги. Особенно примечательна ограда усадьбы: скульптуры двадцати девяти львов держат в зубах толстую цепь. Эта достопримечательность даже появлялась в кино. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» герои ищут клад под одним из львов.
После смерти Безбородко дача стала популярным оздоровительным курортом, куда знать приезжала поправить здоровье. В 1868 году большая часть водолечебницы сгорела, а то, что уцелело, было продано под пивной завод. С конца XIX века главный дом занимала Елизаветинская община сестёр милосердия, а в советское время здесь находился туберкулёрзный диспансер. В 2020 году дачу Безбородко планировали превратить в культурно‑деловой центр, но для посетителей она до сих пор закрыта.
Заключение
Прогуливаясь по улицам Санкт‑Петербурга, можно нередко встретить дома, поражающие своим великолепием. Многие из них хранят истории, связанные с выдающимися жителями города на Неве, часть отреставрирована и принимает посетителей, другая всё ещё ждёт своего часа. Если хочется узнать об истории петербургских зданий больше, опытные гиды с радостью познакомят с архитектурными сокровищами Северной столицы, показав самые необычные особняки не только снаружи, но и — если есть такая возможность — изнутри.
Автор: Елена Титок
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!