20 самых красивых залов Эрмитажа

20 самых красивых залов Эрмитажа
Главный музей Санкт-Петербурга (да и страны в целом) входит в десятку самых посещаемых в мире. Его открыли в Зимнем дворце 1764 году, ещё при Екатерине II. Сегодня музейный комплекс состоит из шести зданий, а в коллекции Эрмитажа около трёх миллионов экспонатов. Чтобы пройти всё и изучить экспозицию, нужно очень много времени. Рекомендуем 20 самых впечатляющих залов музея, которые стоит увидеть в первую очередь.
СодержаниеСколько всего залов в ЭрмитажеЗалы Зимнего дворцаПосольская лестницаБольшой Тронный зал«Большая церковь»Белый залФельдмаршальский залМалый тронный залГербовый залАлександровский залМалахитовая гостинаяБудуар Марии АлександровныЗолотая гостиная Марии АлександровныНиколаевский залМалая столовая Николая IIСамые известные залы Малого ЭрмитажаПавильонный залЗалы Большого ЭрмитажаЛоджии РафаэляЗал ТицианаЗал Леонардо да ВинчиЗалы Нового ЭрмитажаАнтичное искусствоИскусство Древнего ЕгиптаМалый и Большой Итальянский просветыРыцарский залЭрмитаж на карте Санкт-ПетербургаЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Дарья

    Коренная петербурженка, проводит как исторические квесты, так и классические экскурсии. А ещё умеет работать с детьми, всегда рада показать город самым маленьким гостям!

  • Татьяна

    Считает Петербург неиссякаемым источником вдохновения и величайшим памятником человеческому мастерству и воле.

  • Татьяна

    Гид высшей категории: рассказывает о сложных исторических понятиях простым, современным и актуальным языком. Осторожно! Влюбляю в Петербург.

Сколько всего залов в Эрмитаже

В дворцовом комплексе на набережной Невы открыто 365 комнат. Во время реставрации некоторых из них и переноса временных выставок число залов периодически меняется. Переходы между корпусами незаметны, поэтому путешествовать по Эрмитажу очень удобно.

Залы Зимнего дворца: Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля

Залы Зимнего дворца

Бывшая императорская резиденция на Дворцовой площади образует единый архитектурный ансамбль длиной в несколько сот метров. В роскошных залах Зимнего дворца сегодня представлена основная экспозиция музея, которую ежегодно приезжают увидеть около пяти миллионов человек не только из России, но и со всего мира.

Посольская лестница

Это не зал, но пройти мимо неё точно не получится — вход в музей начинается именно здесь. По этой лестнице иностранные послы поднимались на аудиенцию к императору, именно поэтому её и назвали Посольской.

Императорская семья спускалась по ней в праздник Крещения Господня к Неве для традиционных купаний в проруби — иордани. Именно поэтому лестница получила свое второе название — Иорданская.

Первоначально она была деревянной, но не дожила до наших дней из-за пожара 1837 года. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор В. Стасов, в интерьере появились новые элементы в стиле барокко: белая балюстрада из каррарского мрамора, статуи, скульптуры из алебастра, гранитные колонны. При оформлении лестничного пространства использовали белый цвет и позолоту.

Интерьерные лайфхаки

У лестницы свои секреты. Например, она имеет очень низкие ступени, чтобы дамам в пышных и тяжёлых платьях было удобно по ней подниматься. А ещё окна здесь специально отражаются в зеркалах, визуально расширяя и без того немаленькое пространство.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Заказчик не оценил

Елизавета Петровна (заказчица проекта) безумно любила дворцы и наряды, но, к сожалению, не дожила всего несколько месяцев до завершения отделки своей резиденции. А новая монархиня — Екатерина II — не любила подобный стиль, однако в память о своей предшественнице оставила нам эту барочную сказку.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Женское начало

На Парадной лестнице гостей встречали статуи, посвящённые Справедливости, Процветанию, Правосудию. Все они были облачены в женские образы, ведь XVIII — век женского правления, поэтому нужно было настроить посетителей на встречу с императрицей-женщиной.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
У Посольской лестницы стоит посмотреть наверх: вид завораживает!

Большой Тронный зал

Парадная анфилада по традиции ведёт к главному месту во дворце. Большой Тронный зал оформлен в подобающем для официальных приёмов и торжественных церемоний стиле. В интерьере использован дорогой материал — белый каррарский мрамор. Зал открыли в 1795 году в День святого Георгия, отсюда и второе его название — Георгиевский. Кроме того, над самим троном красуется мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

Зеркальное отражение

Тот самый случай, когда сначала появился трон, а затем декорировали и сам зал. Стоит также отметить, что рисунок паркета практически зеркально повторяет потолочное убранство.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Во времена СССР тронное место разобрали: в 1917 убрали символы Российской империи, а полностью демонтировали в 30-х годах. Исторический облик залу вернули в 2000 году, после масштабной реставрации. Второе открытие тоже состоялось в день Святого Георгия Победоносца.

В советское время на месте трона была карта «Индустрия социализма», сделанная в технике флорентийской и русской мозаики. Для её создания было использовано более 45 тысяч каменных пластин, драгоценные и полудрагоценные камни, серебро и золото. Сейчас этот шедевр (кстати, его отреставрировали в 2006-2012 годах) находится в Санкт-Петербургском Геологоразведочном музее.

Статья по темеНеобычные музеи Санкт-Петербурга

1963 год, Большой тронный, или Георгиевский зал. Мозаика «Карта индустриализации СССР»

«Большая церковь»

Здесь проходили торжественные богослужения и церемониальные службы, например, обряды бракосочетания и крещения членов императорской семьи.Домовая церковь тоже пострадала из‑за пожара, поэтому её восстанавливали. Кстати, это одно из немногих помещений, где воссоздали первоначальный стиль интерьеров Зимнего дворца — Елизаветинское барокко. Позолоченная отделка и монументальная живопись создают торжественную атмосферу. Потолок украшает плафон «Воскресение Христово».

Белый зал

Название говорит само за себя. В интерьере огромного залитого светом зала в стиле древнеримской виллы действительно преобладает белый цвет. Стены обильно украшены барельефами с изображением олимпийских богов и муз, символизирующих различные виды искусства. Позолота встречается только в деталях.

Бюст для одежды

Александр Керенский жил здесь во времена Временного правительства. Он использовал предметы интерьера не по назначению — на исторических ценностях сушил бельё и развешивал одежду.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Фельдмаршальский зал

В Восточной анфиладе дворца его создали первым. На стенах зала висят портреты российских фельдмаршалов: Потёмкина, Суворова, Кутузова и других военачальников. По традиции, принятой в XIX веке, последняя ниша под картину осталась свободной.

Место героя вакантно

Когда-то в эпоху Николая I в зале помимо портретов прославленных военных разных эпох висели две пустые рамы, затянутые зёленой тафтой. Так монарх намекал, что свободны места для следующих героев отечества.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Малый тронный зал

Второе его название — Петровский. Он посвящён памяти первого российского императора. Картина «Пётр I с Минервой» висит между колоннами из яшмы в глубине крупной ниши (эскедры).

Чтобы не забыть, кто тут главный

По углам стен и над троном можно заметить монограмму из двух латинских букв P, которая означает Petro Primus или Пётр Первый.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Боковые стены зала украшают росписи с батальными сценами времён правления Петра I, среди которых, например, знаменитая «Полтавская битва». Малый тронный зал богато декорирован вензелями, коронами и двуглавыми орлами, что добавляет атмосфере помпезности.

Малый тронный зал • Эскедра • Картина кисти Якопо Амигони, «Пётр I с Минервой»

Гербовый зал

Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа занимает площадь в 1000 квадратных метров. Зал украшают массивные позолоченные колонны и люстры с гербами российских губерний. Вход охраняют скульптуры древнерусских воинов со знамёнами.

За всю свою историю помещение использовали по-разному. Сначала здесь была галерея для балов и приёмов, затем тут обустроили торжественную залу для проведения траурных церемоний.

Птицы-мутанты

На люстрах здесь восседают орлы с тремя головами и лапами. В одной птица держит скипетр-посох, направляющий Россию в верную сторону, во второй — державу, символизирующую идеальный мир. А в третьей — меч, защищающий от врагов.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Правильная акустика

Благодаря широким балконам этот парадный зал особенно часто становился танцевальным: на балконах размещали музыкантов, музыка лилась сверху, а танцующие занимали всю площадь бального зала.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото: Алексей Сергеев

Александровский зал

Его создали в память об императоре Александре I и Отечественной войне 1812 года. По задумке архитектора А. Брюллова, в интерьере органично объединили два стиля: классицизм и готику. Они придают помещению торжественный и храмовый вид. На стенах — медальоны, изображающие самые важные события Отечественной войны и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах.

Статья по темеАрхитектура России: где смотреть разные стили

Фото: Александр Новиков

Малахитовая гостиная

Для отделки этого зала использовали примерно две тонны ярко-зелёного минерала. Комната была личными покоями жены Николая I Александры Фёдоровны и служила своеобразным «коридором», соединяющим её с парадными залами. Здесь императрице официально представляли дам, которые могли присутствовать на придворных балах.

Малахитовый вопрос

Про гостиную писал Павел Бажов в «Хозяйке медной горы»: якобы колонны выполнены из цельного малахита. На самом же деле это техника русской мозаики: кусочки подгонялись по размеру, цвету и создавали эффект цельного камня.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
База Временного правительства

Именно здесь находилось министры Временного правительства, когда большевики начали штурмовать Зимний дворец.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Кроме малахита, в убранстве комнаты особую роль играл красный шёлк, различные позолоченные элементы. При отделке интерьера мастера использовали декоративную технику «русская мозаика» — сложнейшую технологию, при которой поверхность оклеивали фрагментами цветного камня так, что в итоге создавалось впечатление монолитной плиты. Из малахита здесь также созданы вазы, камины и колонны с пилястрами.

На полу гостиной уложен узорный паркет из девяти пород ценной древесины. К счастью, часть старинной мебели уцелела после пожара и представлена в экспозиции.

Будуар Марии Александровны

Покои жены Александра II проектировал А. Брюллов, но в начале 1850‑х их полностью переделал архитектор Г. Боссе. В глубине будуара, оформленного в стиле неорококо, обустроили альков с ажурной аркой и позолоченной решёткой. В интерьер гармонично вписалась лёгкая изящная мебель: кресла, диваны и небольшие столы. Мраморный камин вынесли на фасадную стену. Он стал единственным отопительным устройством, расположенным на наружной стене дворца.

Женские хлопоты

Будуар — это женский кабинет-гостиная, располагавшийся рядом со спальней. В таком интерьере Мария Александровна пила утром чай с супругом, писала письма, принимала гостей. В правой части будуара можно заметить небольшую дверь, которая вела на лестницу и вниз, в детские комнаты. В семье было 8 детей, однако императрица старалась уделять время всем.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Золотая гостиная Марии Александровны

Парадная комната создавалась к свадьбе Александра II. Её прототипом стал Тронный зал Мюнхенской резиденции курфюрстов: сплошь позолоченные стены и пилоны, украшенные тонким орнаментом. Камин с мозаичным барельефом во фризе — один из самых сложных элементов дворцового интерьера.

Традиции нового года

В эпоху правления Николая I в Золотой гостиной традиционно отмечали новогодние праздники и для каждого члена семьи ставили отдельную новогоднюю ёлку.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Интерьер Золотой гостиной создавал архитектор Александр Брюллов

Николаевский зал

Торжественный вид интерьеру придают позолоченные люстры из хрусталя, потолок с живописной каймой, отделанные искусственным мрамором стены. По периметру Николаевского, или Большого зала, расположены белые колонны коринфского ордера с лепниной. Он получил своё название после смерти Николая I, когда сюда был помещён большой парадный портрет императора.

Статья по темеСамое интересное про Эрмитаж

Николаевский зал. Картина К А. Ухтомского

Малая столовая Николая II

Эта комната входит в список самых необычных в Эрмитаже. Ранее столовая была отделана в модном на тот момент помпейском стиле и называлась Помпейской. Архитектор А. Брюллов, оформивший её, принимал участие в раскопках древнеримского города и перенёс в интерьер элементы помпейского искусства. Но всё это не сохранилось. Оценить былое величие комнаты можно только по паркету со сложным геометрическим рисунком, который перенесли в Бильярдную Николая II, и столешнице, на которую можно посмотреть в кабинете последнего русского императора.

Современный интерьер Малой столовой • 1874 год. Помпейская столовая. Картина К А. Ухтомского • Стул на колёсиках, сохранившийся от прежнего интерьера

Более позднее оформление зала в белых тонах с изысканным орнаментом выполнено в стиле рококо. Комната украшена изящной мебелью, ткаными настенными шпалерами в рамах и коврами ручной работы. Малую столовую Николая II украшают мраморный камин с часами, недавно отреставрированная английская музыкальная люстра (аналогов которой в мире нет) и разнообразные изделия из хрусталя.

Комната интересна и своей ролью в истории: здесь во время революционных событий 1917 года были арестованы члены Временного правительства, о чём напоминает табличка из камня.

Самые известные залы Малого Эрмитажа

Павильонный зал

Шедевр архитектора А. Штакеншнейдера и яркий пример эклектики. Этот изысканный зал Северного павильона Малого Эрмитажа объединяет в интерьере детали Ренессанса, античного и мавританского стилей. Здесь много пространства и света за счёт больших окон и отделки светлым мрамором. На мозаичном полу установлены фонтаны, названные Бахчисарайскими. Штакеншнейдер создал их по образу «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.

Главное украшение зала — часы «Павлин», подаренные императрице Екатерине II её фаворитом, графом Потёмкиным. Здесь также установлены декоративные столы, инкрустированные мозаикой работы итальянских мастеров.

Залы Большого Эрмитажа

Лоджии Рафаэля

Екатерина II восхищалась гравюрами Д. Оттавиани и Д. Вольпато из серии «Лоджии Рафаэля в Ватикане» и с позволения папы римского заказала точные копии фресок великого мастера. Для их размещения по проекту итальянского архитектора Д. Кваренги в Эрмитаже построили лоджии в виде длинной галереи с 13 арками. За 11 лет работы в Ватикане художники зафиксировали на холстах 52 сюжета, неотличимых от оригинала.

Фантастические твари

Простенки расписаны гротесками (использование несовместимых между собой элементов): это и крылатые медведи, и рыбные деревья, и Фавн с Фавнихой и даже Фавнёнком, и другие странные существа.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Своды полукруглых арок украшены фресками на библейские сюжеты, поэтому их иногда называют Библией Рафаэля. Галерея знакомит с основными сюжетами из Ветхого и Нового Завета и отражает главные идеи эпохи Ренессанса.

Зал Тициана

Назван в честь знаменитого художника эпохи Возрождения, подарившего миру шедевры итальянской живописи. На стенах, окрашенных в тон ткани несохранившейся обивки XIX века, представлены 10 картин кисти великого итальянского живописца, среди которых «Даная» и «Святой Себастьян».

Достойная коллекция

Собрание картин Тициана в Эрмитаже одно из лучших в мире — многие из работ украшали интерьеры дома художника в Венеции и куплены сначала герцогом Барбариго, а у него по заказу Николая I для государственного Эрмитажа.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Импрессионизм до того, как стал мейнстримом

Особое внимание привлекает картина «Святой Себастьян» — по сути, это первая ласточка импрессионизма задолго до его расцвета, недооценённая современниками.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
«Святой Себастьян» — образец позднего стиля Тициана. Картина написана в 1576 году • «Даная». К этому мифологическому сюжету художник обращался 5 раз (кстати, все картины композиционно схожи). В Эрмитаже выставлено полотно, написанное в 1553-1554 годах • Зал Тициана. Фото: сайт Эрмитажа

Зал Леонардо да Винчи

Сюда приходят любоваться на две картины великого мастера: «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Сам зал, выполненный по проекту архитектора Ю. Фельтена, украшен плафонами, вставками из лазурита в каминных нишах, яшмовыми колоннами, изящными потолочными и стеновыми панно.

Отделка из «натуральных» материалов

Особой роскошью отличаются двери из чёрного и красного дерева, декорированные орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Залы Нового Эрмитажа

Античное искусство

В Новом Эрмитаже выставлены предметы культуры античных цивилизаций: Древнего Рима и Древней Греции. В экспозиции находятся вазы, скульптуры, статуи и минералогическая коллекция.

«Фотографическое» сходство

В зале Юпитера можно увидеть мраморные бюсты императоров II и III веков нашей эры. Для римлян того времени сходство с оригиналом было в приоритете, поэтому их можно смело назвать настоящими скульптурными портретами. Здесь можно найти изваяния Луция Вера, Александра Севера, Бальбина, Филиппа I Араба и других.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Божественный пирсинг

В Зале Диониса выставлена статуя Венеры Таврической, приобретённая Петром I. У богини даже проколото ушко, на которое надевали украшения древние греки.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Зал Юпитера • Зал Диониса • Фото: Джавангир Сурхаев

В Зале Юпитера представлено искусство Древнего Рима. В интерьере гармонично сочетаются бело-голубой потолок, эффектная итальянская плитка и светло-салатовый искусственный мрамор. Главное украшение зала — статуя Юпитера на троне, ни разу не покидавшая стен Эрмитажа.

Особый интерес представляет 19‑тонная Колыванская ваза — самая большая ваза в мире, изготовленная из цельного куска зелёно-волнистой яшмы.

Искусство Древнего Египта

В зале располагается выставка реликвий страны фараонов. Экспозиция позволяет познакомиться с историей древнеегипетской цивилизации, проследить развитие уникальной культуры с момента её зарождения до упадка. В одном из залов представлены саркофаги, предметы быта египтян и скульптуры. В другом — папирусы, амулеты, украшения, а также старейшие из хранящихся в России древнеегипетских артефактов — скульптура богини Сехмет и статуи фараона Аменемхета III.

Неожиданное открытие

Уникальным экспонатом египетской коллекции является статуэтка Клеопатры VII, последней царицы Египта. Статуэтка из базальта долгое время считалась посвящённой царице Арсиное II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Бесполезный орган

Древние египтяне считали,что для загробного царства нужны все органы, кроме мозга. Они полагали, что человек думает сердцем, поэтому мозг выбрасывали за ненадобностью.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Малый и Большой Итальянский просветы

В Новом Эрмитаже самые большие залы оборудованы стеклянными перекрытиями, наполняющими пространство светом. Именно поэтому их называют просветы. Таких воздушных залов в музее всего три. В Большом просвете разместились самые масштабные полотна императорской коллекции. Их украшают массивные торшеры из родонита и порфира в виде деревьев. Рядом установлены крупные позолоченные вазы на постаментах в виде грифонов.

Статья по темеМаршруты по Эрмитажу

Малый и Большой Итальянский просветы

Рыцарский зал

На втором этаже находится просторное парадное помещение, в котором представлена коллекция из 15 тысяч образцов вооружения и доспехов Средневековья. Коллекция была собрана Александром I и раньше хранилась в Царском селе. В ней находятся трофеи из восточных стран и лучшие экземпляры оружия от мастеров Европы.

Для мальчиков — больших и не очень

Здесь можно найти взрослые и детские доспехи, посмотреть на шпагу для левой руки, шпагу с пистолетом, стилеты и многое другое.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Фото: Алексей Сергеев

Эрмитаж на карте Санкт-Петербурга

Заключение

Не только произведения искусства, предметы интерьера, но и сами по себе залы Эрмитажа имеют большую историческую ценность. Чтобы обойти весь музей, общая площадь которого более 233 тысяч квадратных метров, и уделить каждому из экспонатов по одной минуте, придётся потратить более восьми лет. Так что для многих посетителей всего один визит в Эрмитаж становится веским основанием, чтобы вернуться сюда снова. Тем более, что стоять в огромной очереди для посещения не нужно, приобретя билеты заранее и онлайн.

Автор: Никита Показанников

Ещё на тему путешествий

Куда поехать на майские: идеи путешествий по России и за рубежКуда поехать на майские: идеи путешествий по России и за рубеж Горы, море и атмосферные города для приятного отдыха

Экскурсии в Санкт-Петербурге