Метро Нижнего Новгорода

5 фев 2024, обновлено 28 окт 2024
Метро Нижнего Новгорода

Найти экскурсию

Показать
Нижний Новгород становится всё более популярным у путешественников. В год он привлекает около 4,5 миллиона гостей, стабильно входя в топ-10 самых посещаемых направлений в России. Нижегородский метрополитен — удобный способ добраться с окраины в центр мегаполиса, избежав пробок. Разбираемся, как устроена подземка города на Волге.

История строительства

Метро Нижнего Новгорода занимает в 2024 году третье место в России по длине веток. Подземные пути растянулись более чем на 20 километров — это первое метро за пределами двух столиц, длина линий которого превышает эту отметку.

Нижегородский метрополитен состоит из двух веток: Автозаводской и Сормовско‑Мещерской. На первой — 11 станций, на схеме она обозначается красным цветом. Вторая, синяя линяя, включает пять станций.

Нижегородское метро
1973 год. Подписание документов о строительстве

Метро Нижнего Новгорода существенно моложе московского и петербургского. О необходимости подземки заговорили, когда в 1960‑х годах население города перевалило за миллион человек: в Советском Союзе метро создавали только в мегаполисах. Строительство стартовало в конце 1977 года. А в ноябре 1985‑го был открыт первый отрезок от станции «Московской» до «Пролетарской», соединивший район вокруг автомобильного завода «ГАЗ» с главным железнодорожным вокзалом города. Ещё через четыре года ветку протянули вглубь Автозаводского района — до «Парка культуры».

Строительство шло тяжело, сроки постоянно срывались. Во время работ в 1984 году даже погибли два человека. Причиной стали подземные воды: они размывали грунт и периодически затапливали тоннели. К тому же иногда пути проходили в непосредственной близости от фундаментов домов, которые запрещали сносить или — что сложнее и дороже — передвигать. Поэтому в 1985 году стены одного здания, находившегося вблизи станции «Московской», пошли такими трещинами, что их пришлось срочно опоясывать металлическими скобами, чтобы избежать катастрофы.

1985–1988 годы. Процесс строительства • 1982 год. Перегон Ленинская‑Заречная

Активное развитие метро в Нижнем Новгороде планировалось на 1990‑е годы. Однако после перестройки денег на столь масштабные проекты ни у города, ни у страны не было. В 1993‑м открыли две станции новой Сормовско‑Мещерской ветки, которые начали возводить ещё во времена Советского Союза, — «Канавинскую» и «Бурнаковскую». Тогда же приступили к возведению подземной платформы «Ярмарка», которая должна была появиться возле знаменитых Торговых рядов. Однако финансирования не нашли и работы остановили.

Следующая станция метро открылась только в 2002 году. На Сормовско‑Мещерской линии появилась платформа «Буревестник». Эта станция и сегодня — конечная ветки. Вместе с сетью наземного транспорта она образует важный для города логистический узел.

Ещё по теме
 
Строительство станции «Стрелка»
Первый тоннель на пути к станции «Стрелка». Фото: И. Нижегородов

В 2012 году метро Нижнего Новгорода впервые пришло из‑за Оки в центральную часть города. Была открыта платформа «Горьковская», откуда можно выйти прямо на площадь Максима Горького, чьё имя город носил в советские годы.

В 2018 году к чемпионату мира по футболу открыли ещё одну станцию — «Стрелка». Сегодня это самый верх синей, Сормовско‑Мещерской линии. Платформа расположена недалеко от стадиона «Нижний Новгород», так что это самый удобный и быстрый способ для болельщиков добраться на футбольные матчи.

Одной из технологических до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей метро Нижнего Новгорода стал перегон, который проходит по мосту через Оку. Метромост прекрасно видно с обоих берегов и с автомобильного Канавинского моста. Некоторые гости города специально спускаются в подземку, чтобы прокатиться над Окой. Однако нужно учитывать: опоры моста настолько толстые, что человеческому глазу даже в ясную погоду не удастся за обилием конструкций и проводов рассмотреть красоты внизу. И уж тем более не получится сделать удачные фотографии.

2008 год. Возведение метромоста. Фото: kaaquantum, CC-BY-SA-3.0

Сейчас в Нижнем Новгороде строятся ещё две станции Автозаводской линии — «Площадь Свободы» и «Сенная площадь». Они расположены в центре и соединят окраины с важными транспортными узлами, а также с некоторыми городскими до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями: Театром оперы и балета имени А. С. Пушкина и канатной дорогой через Волгу. Открытие новых станций запланировано на 2025 год.

Схема метро

Актуальная схема. Фото: сайт МП «Нижегородское метро» • План развития

Интересные факты о метро в Нижнем Новгороде

Нижегородский метрополитен — это прежде всего быстрый и удобный вид городского транспорта. Но, зная несколько любопытных деталей, пользоваться подземкой интереснее.

  • Метро Нижнего Новгорода стало первым в России, где появилась возможность прямо на турникете оплачивать проезд картой или любым другим бесконтактным способом (например, телефоном или умными часами). Система успешно работает с 2017 года.
  • Название станции «Комсомольская» написано узнаваемым фирменным шрифтом газеты «Комсомольская правда».
  • Ходит легенда, что между станциями «Московская» и «Стрелка» можно увидеть платформу‑призрак «Ярмарка». Её действительно собирались построить в начале 1990‑х, однако работы так и не начались. Так что это всего лишь городская байка.
  • Можно сфотографироваться с памятником в честь начала строительства нижегородского метрополитена. Его установили в 1977 году возле будущей станции «Ленинской». Однако ровно через 40 лет монумент был демонтирован в связи со строительством рядом ресторана быстрого питания. После возмущений городских активистов памятную букву «М» вернули практически на то же место.
Название станции «Комсомольская» • Памятный знак, установленный в честь начала строительства • Фото: проект «Прогулки по метро», агентство «Утренние новости»

Самые интересные станции

В метро Нижнего Новгорода много станций, которые удивят даже тех, кто серьёзно увлекается промышленным туризмом.

  • Станция «Московская» является одной из двух в России, где на платформе сходится сразу четыре пути. Причём вторая такая станция — это её столичный «близнец» с названием «Нижегородская».
  • Единственная станция, расположенная не под землёй, а снаружи, — «Буревестник» на синей ветке. Она построена на месте бывшей железнодорожной платформы.
  • «Горьковская» — самая глубокая (16 метров) и одна из наиболее впечатляющих станций нижегородского метрополитена. Стены облицованы коричневым мрамором и мозаичными панно. Своды платформы поддерживают колонны, которые закругляются сверху, напоминая крылья буревестника из произведения М. Горького.
«Московская» • «Буревестник» • «Горьковская» • Фото: проект «Прогулки по метро»

Стоимость и оплата проезда

Оплатить проезд можно наличным и безналичным способом в кассе и автоматах. Можно купить транспортную карту, бумажный чек с QR‑кодом для прохода или металлический жетон. Также есть возможность оплатить проезд банковской картой, приложив её к терминалу на турникете.

Стоимость проезда в нижегородском метрополитене можно узнать на официальном сайте или в кассе.

График работы

Метро в Нижнем Новгороде открыто с 05:15 до 00:10. Точное время отправления первого и последнего поезда для конкретной станции можно узнать на официальном сайте.

Метро Нижнего Новгорода
Фото: А. Трефилов, CC BY-SA 4.0

Заключение

Нижегородский метрополитен сейчас удобен в основном тем, кто живёт в Заречной части мегаполиса. Однако планы по развитию подземки огромные: скоро метро охватит важные локации в центре, что заметно упростит жизнь не только горожанам, но и путешественникам.

Автор: Александр Ефремов
Заглавное фото: A. Savin, FAL

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Чем интересен ГородецЧем интересен Городец Что посмотреть в одном из самых старых городов Нижегородской области

Еще экскурсии по теме