Метро Нижнего Новгорода
Изучаем подземку пятого по численности населения города РоссииИстория строительства
Метро Нижнего Новгорода занимает в 2024 году третье место в России по длине веток. Подземные пути растянулись более чем на 20 километров — это первое метро за пределами двух столиц, длина линий которого превышает эту отметку.
Нижегородский метрополитен состоит из двух веток: Автозаводской и Сормовско‑Мещерской. На первой — 11 станций, на схеме она обозначается красным цветом. Вторая, синяя линяя, включает пять станций.
Метро Нижнего Новгорода существенно моложе московского и петербургского. О необходимости подземки заговорили, когда в 1960‑х годах население города перевалило за миллион человек: в Советском Союзе метро создавали только в мегаполисах. Строительство стартовало в конце 1977 года. А в ноябре 1985‑го был открыт первый отрезок от станции «Московской» до «Пролетарской», соединивший район вокруг автомобильного завода «ГАЗ» с главным железнодорожным вокзалом города. Ещё через четыре года ветку протянули вглубь Автозаводского района — до «Парка культуры».
Строительство шло тяжело, сроки постоянно срывались. Во время работ в 1984 году даже погибли два человека. Причиной стали подземные воды: они размывали грунт и периодически затапливали тоннели. К тому же иногда пути проходили в непосредственной близости от фундаментов домов, которые запрещали сносить или — что сложнее и дороже — передвигать. Поэтому в 1985 году стены одного здания, находившегося вблизи станции «Московской», пошли такими трещинами, что их пришлось срочно опоясывать металлическими скобами, чтобы избежать катастрофы.
Активное развитие метро в Нижнем Новгороде планировалось на 1990‑е годы. Однако после перестройки денег на столь масштабные проекты ни у города, ни у страны не было. В 1993‑м открыли две станции новой Сормовско‑Мещерской ветки, которые начали возводить ещё во времена Советского Союза, — «Канавинскую» и «Бурнаковскую». Тогда же приступили к возведению подземной платформы «Ярмарка», которая должна была появиться возле знаменитых Торговых рядов. Однако финансирования не нашли и работы остановили.
Следующая станция метро открылась только в 2002 году. На Сормовско‑Мещерской линии появилась платформа «Буревестник». Эта станция и сегодня — конечная ветки. Вместе с сетью наземного транспорта она образует важный для города логистический узел.
В 2012 году метро Нижнего Новгорода впервые пришло из‑за Оки в центральную часть города. Была открыта платформа «Горьковская», откуда можно выйти прямо на площадь Максима Горького, чьё имя город носил в советские годы.
В 2018 году к чемпионату мира по футболу открыли ещё одну станцию — «Стрелка». Сегодня это самый верх синей, Сормовско‑Мещерской линии. Платформа расположена недалеко от стадиона «Нижний Новгород», так что это самый удобный и быстрый способ для болельщиков добраться на футбольные матчи.
Одной из технологических достопримечательностей метро Нижнего Новгорода стал перегон, который проходит по мосту через Оку. Метромост прекрасно видно с обоих берегов и с автомобильного Канавинского моста. Некоторые гости города специально спускаются в подземку, чтобы прокатиться над Окой. Однако нужно учитывать: опоры моста настолько толстые, что человеческому глазу даже в ясную погоду не удастся за обилием конструкций и проводов рассмотреть красоты внизу. И уж тем более не получится сделать удачные фотографии.
Сейчас в Нижнем Новгороде строятся ещё две станции Автозаводской линии — «Площадь Свободы» и «Сенная площадь». Они расположены в центре и соединят окраины с важными транспортными узлами, а также с некоторыми городскими достопримечательностями: Театром оперы и балета имени А. С. Пушкина и канатной дорогой через Волгу. Открытие новых станций запланировано на 2025 год.
Схема метро
Интересные факты о метро в Нижнем Новгороде
Нижегородский метрополитен — это прежде всего быстрый и удобный вид городского транспорта. Но, зная несколько любопытных деталей, пользоваться подземкой интереснее.
- Метро Нижнего Новгорода стало первым в России, где появилась возможность прямо на турникете оплачивать проезд картой или любым другим бесконтактным способом (например, телефоном или умными часами). Система успешно работает с 2017 года.
- Название станции «Комсомольская» написано узнаваемым фирменным шрифтом газеты «Комсомольская правда».
- Ходит легенда, что между станциями «Московская» и «Стрелка» можно увидеть платформу‑призрак «Ярмарка». Её действительно собирались построить в начале 1990‑х, однако работы так и не начались. Так что это всего лишь городская байка.
- Можно сфотографироваться с памятником в честь начала строительства нижегородского метрополитена. Его установили в 1977 году возле будущей станции «Ленинской». Однако ровно через 40 лет монумент был демонтирован в связи со строительством рядом ресторана быстрого питания. После возмущений городских активистов памятную букву «М» вернули практически на то же место.
Самые интересные станции
В метро Нижнего Новгорода много станций, которые удивят даже тех, кто серьёзно увлекается промышленным туризмом.
- Станция «Московская» является одной из двух в России, где на платформе сходится сразу четыре пути. Причём вторая такая станция — это её столичный «близнец» с названием «Нижегородская».
- Единственная станция, расположенная не под землёй, а снаружи, — «Буревестник» на синей ветке. Она построена на месте бывшей железнодорожной платформы.
- «Горьковская» — самая глубокая (16 метров) и одна из наиболее впечатляющих станций нижегородского метрополитена. Стены облицованы коричневым мрамором и мозаичными панно. Своды платформы поддерживают колонны, которые закругляются сверху, напоминая крылья буревестника из произведения М. Горького.
Стоимость и оплата проезда
Оплатить проезд можно наличным и безналичным способом в кассе и автоматах. Можно купить транспортную карту, бумажный чек с QR‑кодом для прохода или металлический жетон. Также есть возможность оплатить проезд банковской картой, приложив её к терминалу на турникете.
Стоимость проезда в нижегородском метрополитене можно узнать на официальном сайте или в кассе.
График работы
Метро в Нижнем Новгороде открыто с 05:15 до 00:10. Точное время отправления первого и последнего поезда для конкретной станции можно узнать на официальном сайте.
Заключение
Нижегородский метрополитен сейчас удобен в основном тем, кто живёт в Заречной части мегаполиса. Однако планы по развитию подземки огромные: скоро метро охватит важные локации в центре, что заметно упростит жизнь не только горожанам, но и путешественникам.
Автор: Александр Ефремов
Заглавное фото: A. Savin,
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погулять по кремлю и двум главным улицам исторического центра, шаг за шагом погружаясь в их прошлое
Самые интересные места и лучшие панорамы города на обзорной авто-пешеходной экскурсии
Узнать самое интересное о людях и зданиях старинного города на авто-пешеходной обзорной экскурсии
Проехать по улицам города, полюбоваться панорамами со смотровых площадок и услышать легенды кремля