Маяки Владивостока и окрестностей

Дарья Савина
Дарья Савина
Обновлено 28 июля 2025
Маяки Владивостока и окрестностей

Найти экскурсию

Показать
Более 26 000 экскурсий и туров по всему миру
Владивосток — морские ворота России, и его маяки уже полтора века служат ориентиром для кораблей в бескрайних просторах Японского моря и Тихого океана. Сегодня в городе и его окрестностях работает около десяти маяков. Рассказываем про самые примечательные.

Токаревский маяк

Построенный в 1913 году, этот маяк считается визитной карточкой Владивостока. Его установили для безопасного прохода судов через пролив Босфор Восточный, и маяк до сих пор служит важным ориентиром для кораблей, направляющихся в бухту Золотой Рог.

Токаревский маяк: 1918–1920 годы • 1918–1922 годы

12-метровая постройка стоит на искусственной каменистой косе, протянувшейся от мыса Токаревского. В отлив до маяка можно дойти пешком, но во время прилива косу затапливает, так что для прогулки сюда готовьтесь идти босиком или прихватите резиновые сапоги.

За свою вековую историю маяк претерпел несколько модернизаций: сначала работал на керосиновых лампах, с 1930‑х перешёл на электричество. Сегодня его свет виден на расстоянии почти 20 километров. До середины XX века на маяке был туманный колокол, который сообщал мореходам об опасности при плохой погоде, но потом его перестали использовать и демонтировали.

Ещё по теме
 
Фото: Shutterstock

Подняться на маяк нельзя, так как он действующий, но по узкой косе можно подойти к нему вплотную. Отсюда открываются прекрасные виды на остров Елены, грандиозный Русский мост и футуристическую 150-метровую опору ЛЭП.

Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

Маяк Скрыплёва

Островной маяк, названный в честь гидрографа Константина Григорьевича Скрыплёва, уже полтора века освещает восточный вход в пролив Босфор Восточный. Его история началась в 1866 году, когда стремительное развитие Владивостокского порта потребовало создания надёжной навигационной системы. Однако из‑за финансовых трудностей сооружение построили только спустя 10 лет. В то время маяк был деревянным и функционировал только в навигационный период.

Маяки Владивостока: остров Скрыплёва
1904 год. Остров Скрыплёва

В конце XIX века деревянную конструкцию заменили каменным строением с башней высотой 52 метра. Новый маяк получил комплекс сигнального оборудования, включая туманный колокол и мощную сирену, и работал круглый год.

Экскурсии к маякам Владивостока

Современный облик Скрыплёвский маяк приобрёл после модернизации в 1948 году. Сегодня он является важнейшим навигационным объектом Приморского края. Его красный свет, видимый на расстоянии 32 километров, вместе с зелёным огнём маяка Басаргина образует своеобразные морские ворота Владивостока.

Фото: Shutterstock

Сойти на остров Скрыплёва и осмотреть маяк вблизи не получится (это режимный объект), но можно полюбоваться этим историческим сооружением во время морских прогулок. Особенно впечатляюще маяк выглядит на закате, когда его красный свет начинает пульсировать в наступающих сумерках.

Маяк Басаргина

Красно‑белая башня, возвышающаяся на крутом скалистом уступе одноимённого мыса, давно стала одним из самых узнаваемых символов Владивостока. Благодаря эффектному расположению, маяк стал объектом притяжения для многих путешественников и нередко попадает в кино.

Маяки Владивостока: Басаргина
1960–1969 годы. Маяк Басаргина. Фото: Н. А. Назаров

Своё название маяк и мыс получили в честь Владимира Григорьевича Басаргина — известного географа и исследователя дальневосточных земель. История сооружения началась в 1930‑х с деревянной постройки, её в 1956 году сменила восьмиметровая каменная башня, свет от которой расходится на расстояние до 16 километров. Комплекс включает не только маяк, но и техническое здание с туманной сиреной и спутниковой системой.

Фото: Shutterstock

Скалу с башней соединяет с материком узкий перешеек, который во время штормов полностью скрывается под водой. Для обеспечения постоянной связи между скалами построили 75-метровый подвесной мост. Увы, пройти по нему не получится, поскольку доступ на территорию маяка закрыт (это режимный военный объект), но осмотреть маяк и сделать красивые фото можно с воды.

Маяк Шкота

Находится на одноимённом острове, соединённом с Русским островом небольшой косой. Летом её затапливает, и пройти можно только вброд. В первой половине XX века на Шкоте располагалась артиллерийская батарея, защищавшая подступы к Владивостоку, о чём до сих пор напоминают заросшие окопы и руины казарм.

Маяк, построенный в 1930‑х годах на краю скалистого мыса, давно прекратил свою службу. От некогда важного навигационного сооружения осталась лишь пустая башня с площадкой наверху: всё оборудование давно исчезло. Но именно эта заброшенность придаёт месту особый шарм. Здесь кажется, будто оказался на краю земли, а виды на морские просторы и острова архипелага Императрицы Евгении с маяка открываются захватывающие.

Посетить маяк стоит ради живописной тропинки, ведущей к нему от косы. Маршрут проходит вдоль красивых бухт с отвесными красно‑коричневыми скалами и эффектными кекурами (так называют столбовидные скалы). Рядом с маяком есть крутой спуск к уединённому пляжу, где можно устроить пикник и в тёплую погоду искупаться.

Фото: Shutterstock

Маяк Сысоева

Стоит на живописном мысе, там, где начинается Уссурийский залив, и считается одним из важнейших навигационных ориентиров Приморья. Его история началась в 1932 году: сначала это был скромный навигационный знак в виде деревянной пирамиды, которую через шесть лет заменили чугунным сооружением, а рядом построили целый маячный городок с домом смотрителя и техническими помещениями.

Современный облик маяк обрёл в 1970‑х. Сегодня это стройная одиннадцатиметровая башня с восемью гранями, окрашенная в ярко‑красный цвет. Её мощный белый свет, видимый за 30 километров, помогает судам безопасно проходить пролив Аскольд и Уссурийский залив.

Маяк действующий, поэтому территория закрыта для посещения. А лучшие виды на него открываются с окрестных сопок. Отсюда можно сделать впечатляющие кадры красной башни на фоне моря, а затем прогуляться по сорокаметровому утёсу, послушать шум волн, разбивающихся об острые скалы, и насладиться зеленью местных сопок.

Маяк Сысоева во Владивостоке
Фото: группа ВК «Маяки и Ося»

Маяк Брюса

Белоснежный маяк, тёмные базальтовые скалы и белая пена разбивающихся волн — пейзажи мыса Брюса напоминают скандинавские фьорды или живописные берега Исландии.

Маяк Брюса возвели на одноимённом мысе в 1911‑м под руководством французских специалистов в виде жилого дома со встроенной 10-метровой башней. Маяк сохранил исторический облик и с тех пор несколько раз менял своё техническое оснащение: от керосиновой горелки до современного электрического оборудования с навигационными системами.

Маяк Брюса
Фото: Shutterstock

По одной из версий, название мыс и маяк получили в честь английского мореплавателя Джеймса Брюса, который в середине XIX века впервые описал и нанёс на карту эти места. Позже многие иностранные названия в этих краях изменили, например, залив Туламу переименовали в Славянский. А имя Брюса удивительным образом сохранилось.

Экскурсии к мысу Брюса из Владивостока

Приезжают на мыс не только ради маяка. Здесь немало эффектных мест, от которых захватывает дух. Например, мыс Парящей Черепахи — очень красивое место с отвесными базальтовыми скалами, уходящими в море. Своё название он получил из‑за камня у обрыва, который похож на черепаху, готовую взлететь.

Маяк Брюса
Фото: Shutterstock

Маяк Гамова

Считается самым южным маяком на Дальнем Востоке. Вот уже более века он указывает курс морякам, проходящим мимо бухты Опасной, в которой из‑за мелей и подводных камней в разное время погибло четыре судна.

Маяк возвели в 1906 году на высоком 49-метровом скальном уступе. И до сих пор он сохраняет свой исторический облик: 19-метровая белая башня, вырастающая из каменного здания. Изменения коснулись лишь оборудования: в 1980‑х старые навигационные системы заменили новыми.

Маяк Гамова
Полуостров Гамова. Фото: Shutterstock

Территория маяка закрыта для посещения, но его можно рассмотреть с холма или — что гораздо эффектнее — во время морской экскурсии. С воды открывается прекрасный вид на маяк и живописные скалистые склоны. В спокойную погоду катера и теплоходы подходят близко к берегу, позволяя разглядеть камень Опасности, который скрывается в полуметре под поверхностью воды.

Экскурсии к полуострову Гамова во Владивостоке

Маяк Гамова
Маяк Гамова. Фото: Shutterstock

Маяк Назимова

Расположен на самой оконечности длинной песчаной косы, практически у границы с КНДР. Его история началась в 1896 году, когда на россыпи камней в конце косы установили шестиметровую металлическую башню белого цвета. Венчал её французский фонарь с уникальной оптикой и сигнальным устройством. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает исправно работать по сей день.

Маяк Назимова
Фото: Shutterstock

Хотя территория маяка закрыта для посещения, его можно рассмотреть с одноимённой песчаной косы, которая протянулась в длину почти на пять километров. Эти места славятся кристально чистой водой и идеальными песчаными пляжами, а за сильные ветра место облюбовали виндсёрферы.

Авторские туры на Дальнем Востоке

Маяк Назимова
Фото: Shutterstock

Заключение

Маяки Владивостока манят путешественников романтикой и красивыми пейзажами. Некоторые из них можно посетить самостоятельно, прогулявшись по живописным тропам, но труднодоступные маяки лучше исследовать в компании местных гидов, которые расскажут интересные факты из истории этих сооружений и организуют целое морское путешествие. Актуальные предложения доступны на сайте и в приложении Tripster.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Анатолий Гид во Владивостоке
Анатолий
Гид во Владивостоке
5,0
321 отзыв
Зовут меня Анатолий, во Владивостоке живу 25 лет. Заинтересовался историей города относительно недавно. Никогда раньше не имел отношения к сфере проведения экскурсий. Очень заинтересовала тема основания Владивостока, тема сильных, выдающихся людей, только благодаря которым и существует сейчас наш город. Проработав большой объем информации, составил собственный взгляд на историю Владивостока и региона. И теперь мне хочется не только помочь людям выпутаться из противоречивых сведений о нем, представив его картину более понятной, но и познакомить со своим мнением об образе города «не благодаря, а вопреки». Главное мое отличие от других гидов — в интерпретации информации. Экскурсия — это сказка, основанная на реальных событиях. Какой будет эта сказка — зависит только от гида.

Ещё на тему путешествий

Отдых для души: необычные мастер‑классы в городах РоссииОтдых для души: необычные мастер‑классы в городах России Озвучиваем кино, создаём свой парфюм и рисуем воском

Ещё экскурсии по теме