Красная площадь: самое интересное
20 башен Кремля, 11 церквей в одном храме, нулевой километр и не толькоМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Карта Красной площади в Москве с достопримечательностями
Кремль
Главная достопримечательность столицы. В 1156 году были построены деревянные укрепления — тогда и началась история Кремля. Сегодня это небольшой город внутри города: на территории площадью 28 гектаров расположены улочки и скверы, главная резиденция президента, памятники древнерусской архитектуры и музеи. Например, знаменитая Оружейная палата — сокровищница царской России, коллекции которой насчитывают свыше четырёх тысяч драгоценных экспонатов. Среди них — роскошный возок (зимняя повозка) с тонкой резьбой и росписью, в котором в 1742 году в Москву на коронацию прибыла императрица Елизавета Петровна, и легендарная шапка Мономаха.
В прежние времена Кремль и другие крепостные стены города белились. В сочетании с огромным числом белоснежных храмов (у подножия стены со стороны Красной площади располагалось 27 церквей и часовен) кремлёвские стены производили невероятно нарядное впечатление, потому и закрепилась за столицей такая слава: Москва белокаменная.
В XIX веке появилась традиция «здороваться с Москвой за руку». Сделать это можно и сегодня. Для этого нужно подойти к Никольской башне Кремля. Там вы увидите небольшую дверь и необычную ручку в виде кулака, в котором зажат свиток. Говорят, что такие ручки установили по указу Александра II на всех проходных башнях Кремля, но на сегодняшний день сохранилась только одна — на Никольской. Подержавшись за такую ручку, можно смело говорить, что вы поздоровались с Москвой за руку.
Соборная площадь Кремля окружена старинными храмами, и каждый из них заслуживает внимания. Например, в Благовещенском соборе XV века сохранились древние фрески. А ещё здесь можно увидеть иконы, приписываемые Феофану Греку и Андрею Рублёву. В частности, здесь находится одна из самых известных икон последнего — «Благовещение» (XIV век).
Каждая из 20 башен Кремля — тоже самостоятельная достопримечательность. Когда‑то башни украшали двуглавые орлы — символ Российской империи и самодержавия, но в 1935 году фигуры сняли и заменили на звёзды, которые обозначили новый этап в истории страны.
У каждой башни в старину было своё назначение. Например, под Тайницкой находился секретный подземный ход, который вёл к Москве‑реке — отсюда и название башни. А Кутафья служила стрельницей. Любопытно, что изначально она была совсем неприглядной, нарядный венец украсил её только в конце XVII века. Кстати, и название башня получила из‑за своей невзрачности: «кутафьей» раньше называли несуразно одетую женщину.
В оформлении башен можно рассмотреть множество интересных деталей и объектов. Например, Троицкую и Спасскую украшают фигурки животных и птиц, которые часто остаются незамеченными.
Храм Василия Блаженного
Ансамбль из нескольких церквей официально называется собором Покрова на Рву. Но среди путешественников он более известен как храм Василия Блаженного. Его назвали так в честь местного чудотворца. По легенде, он босиком бродил по улицам Москвы, проповедовал милосердное отношение к ближнему и собирал пожертвования на возведение храма. После смерти Василия канонизировали и в память о нём построили церковь. Позже она стала частью соборного комплекса.
Городская легенда гласит, что в 1930‑е годы архитектор П. Д. Барановский не позволил тяжёлой технике начать снос храма Василия Блаженного. Чтобы защитить жемчужину мировой архитектуры, Пётр Дмитриевич прыгнул в ковш экскаватора. Как позже выяснилось, эту байку в 1960‑х рассказал журналистам сам архитектор, что, впрочем, не умаляет бесценного вклада реставратора, самоотверженно спасавшего для нас шедевры православного зодчества.
Храм Василия Блаженного — ансамбль из 11 церквей на общем фундаменте, объединённых сводчатыми галереями. Изначально, в 1561 году, храмов было девять, ещё два возвели позже — в 1588 и в 1672 годах.
Храм строили по приказу Ивана Грозного, а с завершением работ связана жутковатая легенда. Когда царь увидел великолепный собор, он повелел выколоть мастерам глаза (по другой версии — казнить), чтобы они больше не создали ничего подобного.
Сегодня все 11 церквей открыты для посещения. Можно побродить по крытым галереям и полюбоваться росписями стен XVII века с растительным орнаментом. Реставраторы говорят, что ни один цветок в узоре не повторяется! Стоит заглянуть в каждую церковь, чтобы сравнить интерьеры: одни удивят аскетичностью (например, церковь Троицы с белёными потолками и стенами), другие, напротив, поразят богатым убранством и росписями. Чего стоит один огромный иконостас в храме Василия Блаженного с образом Богоматери Смоленской XVI века!
Памятник Минину и Пожарскому
Изначально монумент планировали установить в Нижнем Новгороде, так как именно в этом городе в 1612 году собиралось народное ополчение для борьбы с польской интервенцией. Но позже скульптуру решили расположить в Москве, освобождённой от захватчиков благодаря Минину и Пожарскому. Открытие на Красной площади состоялось в 1818 году.
Памятник Минину и Пожарскому — это первый гражданский памятник в России. Но вот если присмотреться, то мы увидим, что главные герои одеты в античные тоги. Возникает вопрос: почему же люди, жившие в России в XVII веке, одеты как древние греки? Ответ достаточно прост: дело в том, что памятник создавали в начале XIX века, а тогда было модно в архитектуре и скульптуре обращаться к античным мотивам. Поэтому Минина и Пожарского нарядили в такие одежды.
Монумент стал первым на тот момент памятником, который отлили разом — в один приём. Ушло на это 10 часов и около 1100 пудов (примерно 18 тонн) меди. Этот способ стал прорывом в изготовлении монументов — раньше большие скульптуры отливали по частям.
Скульптурная композиция изображает Кузьму Минина, который вручает Дмитрию Пожарскому меч и взмахом руки призывает народ подняться на защиту Москвы. Интересно, что раньше монумент находился перед нынешним ГУМом и был обращён к Кремлю, на который и указывал Минин. Однако в 1931 году скульптуру перенесли к храму Василия Блаженного.
Лобное место
Каменная конструкция, издалека напоминающая колодец. Многие ошибочно полагают, что Лобное место — средневековый эшафот (площадка для казни), но на самом деле всё не так страшно.
Первые упоминания о Лобном месте в летописях относятся к концу XVI века. Учёные выдвигают разные версии о его происхождении (кто‑то даже называет его нулевым километром Москвы), но сходятся во мнениях о его назначении. Именно здесь зачитывали царские указы, сообщали горожанам о начале войн и других важных событиях. Сюда же приводили преступников для оглашения приговора.
Есть версия, что однажды казнь здесь всё‑таки совершили: якобы в 1671 году на Лобном месте четвертовали Степана Разина. Так ли это — доподлинно неизвестно, но в 1919 году рядом с Лобным местом установили памятник атаману. Композиция «Степан Разин с ватагой» была почти полностью выполнена из дерева, автором стал советский скульптор С. Т. Конёнков. Скульптурная композиция изображала атамана, его соратников и возлюбленную — персидскую княжну, которую он, по легенде, утопил. Простоял памятник недолго. Торжественное открытие состоялось 1 мая, а 25 мая «Степана Разина с ватагой» переселили сначала в Первый пролетарский, а затем в Русский музей, где композицию можно увидеть и сегодня.
Мавзолей
Это третья по счёту усыпальница В. И. Ленина. Первую возвели в 1924 году в рекордно короткие сроки: деревянную конструкцию собрали всего за три дня. Позже на Красной площади построили более основательное деревянное здание. Третий Мавзолей, который дошёл до наших дней, возвели в 1930 году по проекту архитектора А. В. Щусева.
В 1953 году усыпальница стала «последним пристанищем» и для И. В. Сталина. Его тело перенесли сюда 9 марта, через четыре дня после смерти. Предполагалось, что позже для Сталина построят отдельный саркофаг, но проект реализован не был. Усыпальницу переименовали в Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина. На фасаде поместили новую надпись с именами двух вождей, а старую — «Ленин» — планировалось распилить и использовать как материал для других памятников. Однако комендант мавзолея Константин Мошков уберёг гранитные буквы — и, как позже выяснилось, не зря.
И. В. Сталин покоился в мавзолее недолгих восемь лет. В 1961 году, по приказу Никиты Хрущёва, под покровом ночи, в условиях строжайшей секретности, тело Сталина вынесли из мавзолея и захоронили у Кремлёвской стены. Название усыпальницы снова изменили, вернув прежнее «Ленин» на место.
Вход в мавзолей бесплатный, правда, чтобы посетить его, придётся выстоять длинную очередь. Обратите внимание: фотографировать внутри усыпальницы строго запрещено.
Некрополь у Кремлёвской стены
Первые похороны на Красной площади состоялись в 1917 году: захватившие Кремль революционеры захоронили у крепостной стены 238 бойцов, погибших в ожесточённых сражениях. Позже здесь стали появляться могилы глав советского государства и других видных политических деятелей. Среди них — Фрунзе, Дзержинский, Сталин, Брежнев и Андропов. Урны с прахом ещё 114 советских политиков, учёных и известных литераторов замурованы прямо в Кремлёвской стене. Любопытно, что в колумбарии покоится прах нескольких иностранцев, которые внесли особый вклад в развитие рабочего движения. Например, здесь захоронен американский писатель Джон Рид — автор книги «Десять дней, которые потрясли мир» о событиях революции 1917 года.
ГУМ
Не просто торговый центр, а настоящий дворец с богатой и непростой историей. Уже само название «ГУМ» (Государственный универсальный магазин) представляет историческую ценность: это одна из немногих аббревиатур, сохранившаяся с 20‑х годов XX века.
Огромный торговый комплекс в русском стиле построили в 1893 году по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Для того времени здание было уникальным: в нём работала собственная электростанция, был водопровод, скважина с артезианской водой и даже небольшая железная дорога для перевозки товаров. А над торговыми рядами простирался стеклянный потолок, спроектированный знаменитым инженером В. Г. Шуховым.
Тяжёлые времена для самого на тот момент большого торгового пассажа Европы настали после революции. В 30‑е годы на месте магазинов расположились кабинеты различных ведомств и министерств и даже общежитие: из‑за нехватки жилья некоторые помещения пришлось переоборудовать в коммунальные квартиры. А в 1935 году пассаж чуть было не снесли. Спас его Л. П. Берия — на 1‑й линии ГУМа находился его кабинет, поэтому здание не тронули.
Сегодня ГУМ снова используется по назначению. Однако путешественники приходят сюда не столько за покупками, сколько за впечатлениями. Например, чтобы окунуться в атмосферу советского прошлого, разглядывая ретровитрины, и попробовать знаменитый пломбир по рецепту 1954 года.
Ещё одна популярная достопримечательность ГУМа — исторический туалет! Он воссоздан на основе первоначального проекта, поэтому здесь можно посмотреть на аутентичный дореволюционный интерьер. А напоследок стоит сфотографироваться у фонтана — единственного в столице, который работает круглый год.
Собор Казанской иконы Божией Матери
Его построили на Красной площади в XVII веке на средства князя Дмитрия Пожарского. Храм возвели в честь победы над польскими оккупантами в 1612 году. А освятили в честь Казанской иконы Божией матери. Она считалась чудотворной и сопровождала ополченцев в походах.
Храм перестраивался шесть раз! Перестройка 1913 года, приуроченная к 300‑летию дома Романовых, настолько изуродовала здание, что приехавший на переосвящение церкви патриарх разочарованно отметил, что теперь сооружение больше похоже на сельский храм. Первоначальный облик здания был восстановлен уже в 1990‑х архитектором О. И. Журиным — по чертежам и обмерам, которые его учитель П. Д. Барановский сделал перед сносом храма в 1930‑е.
В 1630 году деревянный храм сгорел, а вместо него возвели новую, каменную церковь. Затем её несколько раз перестраивали, а спустя три века, уже при советской власти, собор снесли, а на его месте открыли летнее кафе.
Здание вновь украсило архитектурный ансамбль Красной площади в 1993 году. Казанский собор стал первым из разрушенных храмов Москвы, который восстановили с нуля. Сегодня здесь проходят службы, а внутри можно увидеть копию Казанской иконы Божьей Матери.
Государственный исторический музей
Издалека это здание с замысловатым декором больше напоминает терем из народных сказок. В 1875 году Александр II лично заложил первый камень в основание фундамента, а спустя восемь лет музей был официально открыт.
В годы Великой Отечественной войны Государственный исторический музей (ГИМ) остался единственным в Москве, который продолжал работать несмотря на бомбардировки. Даже в этот непростой период сотрудники пополняли коллекцию. Так, например, сюда попал бесценный Таманский саркофаг IV-III веков до н. э. До войны он хранился в музее в Тамани, но оккупанты вывезли его в Керчь, откуда планировали отправить в Германию. В 1944 году советские войска разгромили врага в Крыму, а спасённый саркофаг перевезли в Москву. Путь занял почти две недели, затем экспонат долго реставрировали, а сегодня на него можно посмотреть в зале Боспорского царства.
Сегодня коллекции ГИМа насчитывают почти 5 миллионов предметов. А каждый зал сам по себе — архитектурный шедевр. Чего стоят только расписные потолки Парадных сеней — символическое генеалогическое древо русских правителей с 68 портретами: от княгини Ольги до Александра III. А одну из стен зала №2 украшает панно «Каменный век», написанное В. М. Васнецовым. Художник создавал его в селе Абрамцево, на даче у известного мецената Саввы Мамонтова, а для изображения первобытных людей ему позировали крестьяне и гости усадьбы (среди которых был и В. А. Серов).
Воскресенские ворота
Центральный вход на Красную площадь, который в XVI веке был частью Китайгородской крепостной стены и предназначался для защиты города. Первоначально ворота назывались Неглиненскими, позже — Львиными. Такое «грозное» имя появилось в 1556 году, когда король Англии Филипп передал в дар царю Ивану IV двух живых львов. Клетки с ними установили возле ворот на потеху горожанам. В 1689 году на ворота со стороны площади повесили икону с изображением Воскресения Христова. В честь неё их вновь переименовали — на этот раз в Воскресенские.
Первые ворота не сохранились: в 30‑х годах XX века их снесли, по официальной версии, чтобы расширить дорогу для военной техники, которая участвовала в парадах на Красной площади. Восстановили сооружение в 1990‑х годах.
Рядом с Воскресенскими воротами расположена ещё одна достопримечательность — Иверская часовня (поэтому, кстати, и сами ворота тоже часто называют Иверскими). С XVII до начала XX века в ней хранилась копия иконы Иверской Божьей Матери, которую считали чудотворной. Местные ласково называли её Матушкой. Среди горожан даже ходила поговорка: «кто Матушку не видал — тот в Москве не бывал». Часовня тоже не уцелела: в 1929 году её разрушили, а все святыни изъяли и уничтожили. По одной из версий, чудотворная икона всё же сохранилась, и сегодня на неё можно посмотреть в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Заново отстроили часовню в 1990‑е вместе с воротами. А в Иверском монастыре на Афоне для возрождённой церкви создали новый список (копию) святого образа.
Вокруг Красной площади
Посмотрев на Кремль, постояв у Лобного места и изучив экспонаты Исторического музея, отправляемся дальше: в живописный сад, ультрасовременный парк и на прогулку по одной из самых старых улиц столицы.
Нулевой километр
Этот знак установили между Красной и Манежной площадью в 1995 году как условную точку отсчёта дорожных расстояний страны.
Знак выполнен в виде круга с обозначением сторон света. Рядом расположены металлические плиты с изображениями растений, зверей и птиц. Они здесь не просто так: каждое животное символизирует определённую сторону света. Например, олень и полярная сова обращены на север, а кобра и тигр — на восток.
Говорят, если загадать желание, бросить монетку и попасть точно в центр нулевого километра — оно обязательно сбудется. Есть даже рекомендации для правильного броска. Говорят, что нужно встать лицом к Иверской часовне, загадать желание и бросить монетку через плечо. Однако чаще всего путешественники поворачиваются спиной к Воскресенским воротам — так получаются более эффектные фото.
Александровский сад
Был разбит по указу Александра I в 1820–1823 годах, автором проекта стал архитектор Осип Бове. Территория делится на три участка: Верхний, Средний и Нижний сады.
Это настоящий оазис в центре города, куда приходят отдохнуть от многолюдной Красной площади. Часто сюда заглядывают и во время прогулок по булгаковской Москве: ведь именно в Александровском саду Азазелло пригласил Маргариту в гости к Воланду.
Самый интересный из трёх садов — Верхний, с павильоном‑руиной «Грот». Его построили в 1820–1823 годах в память о чудовищных разрушениях в Москве во время войны 1812 года. При возведении павильона были использованы обломки зданий — их можно разглядеть в боковых частях руины.
В Верхнем саду находится фонтанный комплекс со скульптурами работы Зураба Церетели. Есть здесь и небольшой водоём, имитирующий русло Неглинной — реки, которая когда‑то протекала по Александровскому саду. Через него перекинуты изящные мостики, а по «берегам» обустроены смотровые площадки.
Парк «Зарядье»
Относительно новая московская локация, которая сочетает красоту природы (в парке воссозданы четыре природные зоны: тундра, болото, лес и степь) и современные архитектурные решения.
Развлечений здесь хватит на целый день — и взрослым, и детям. Например, в «Зарядье» можно перенестись в Арктику — в ледяной пещере, где температура круглый год не поднимается выше -4°C, или полетать над Россией — в современном кинотеатре с панорамным экраном и подвижными креслами. Путешествие запомнится надолго, ведь красивые виды дополнены спецэффектами: ветром, запахами и даже брызгами волн. А любителям истории стоит спуститься в подземный музей, построенный прямо вокруг фрагментов Китайгородской стены XVI века.
И не забудьте постоять на Парящем мосту — одной из самых известных локаций «Зарядья». Конструкция, будто повисшая в воздухе над Москвой‑рекой, кажется невесомой и почти невидима: ограждения выполнены из стекла, поэтому ничто не помешает сделать красивые фото — разве что толпы путешественников. Их здесь много в любое время дня.
Никольская улица
Впервые упоминается в летописях 1547 года и считается одной из самых старых в городе.
В XVI веке на Никольской открыли первую русскую типографию и печатный двор. К сожалению, его постоянно перестраивали и до наших дней сохранилось всего одно здание. Это постройка в псевдоготическом стиле, возведённая в XIX веке после очередной масштабной реконструкции печатного двора. Фасад украшен барельефами со львами и единорогами.
Изначально улица была частью Владимирского тракта — главной дороги из Москвы во Владимир. Покровитель путешественников — Николай Чудотворец, к тому же начиналась улица от Никольской башни Кремля, так что совершенно естественным образом стала именоваться Никольской.
История Никольской связана с ещё одним важным учреждением — Славяно‑греко‑латинской академией, которая когда‑то размещалась на территории Заиконоспасского монастыря. Обитель основана Борисом Годуновым в 1600 году, а учебное заведение здесь появилось чуть позже — в 1685‑м. Сюда в 1731 году из родных Холмогор пешком пришёл 19‑летний Михаил Ломоносов и именно здесь проучился пять лет.
Гуляя по Никольской, стоит внимательно смотреть по сторонам — здесь что ни здание, то живая история. Например, в доме №21 в конце XIX века находилась самая большая аптека в Европе, напоминают о которой статуи богини здоровья Гигиеи на фасаде. А здание Никольских торговых рядов (дом №5/1) украшают маски в виде львиных морд — фирменный знак архитектора Льва Кекушева, родоначальника московского модерна.
Заключение
На главную площадь столицы можно возвращаться снова и снова: на одни только церкви Василия Блаженного и залы Исторического музея легко потратить пару‑тройку дней. Спланировать время и определиться, куда сходить в первую очередь, помогут гиды‑москвичи. С ними прогулка станет интереснее: они составят маршруты так, что от впечатлений захватит дух, а достопримечательности Красной площади откроются с совершенно неожиданной стороны.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Душевная прогулка по легендарному дачному посёлку, где вместо стен живут окна