Драгоценные яйца: история знаменитой фирмы Фаберже
От семейного дела до всемирно известной ювелирной империиМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Ари
Гиды по Петербургу, специализирующиеся на ювелирном искусстве.
Как начиналось семейное дело
Знаменитая на весь мир фирма появилась в 1842 году, когда ювелир Густав Фаберже открыл небольшой магазин с мастерской в Санкт‑Петербурге. Правда, в то время она ничем не отличалась от остальных в столице Российской империи. Мировую известность семейной компании принёс сын Густава — Карл. Получив образование в Европе, он занялся не только ювелирным ремеслом и развитием семейного дела, но ещё и реставрацией ювелирных изделий из собрания Императорского Эрмитажа.
Мастера фирмы Фаберже были на особых условиях и получали в два-три раза больше, чем коллеги по цеху, — от 100 до 120 рублей в месяц. При этом средняя зарплата ювелира в то время была около 50 рублей.
Став главой фирмы в 1872 году, Карл взял курс на расширение. Он нанял лучших мастеров и тщательно следил за высоким качеством исполнения всех изделий. Говорят, если в работе Карл находил какой‑то изъян, то сразу же разбивал вещицу. Поворотным событием в развитии фирмы стала Художественно‑промышленная выставка в 1882 году, на которой изделия Фаберже заметили Александр III с супругой. Через три года император заказал у Карла первое пасхальное яйцо, производство которых впоследствии принесло фирме мировую известность.
Пик популярности фирмы
К началу ХХ века Карл Фаберже открыл магазины в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. На фирму трудились несколько рабочих мастерских, которые возглавляли талантливейшие ювелиры. В компании работали также скульпторы и художники‑миниатюристы, к сотрудничеству привлекали даже таких известных живописцев, как Валентин Серов и Александр Бенуа, и архитектора Фёдора Шехтеля.
Ювелирный дом регулярно выполнял индивидуальные заказы для династии Романовых и приближённых ко двору, а также для богатейших семей и монарших особ со всего мира. Изделия Фаберже стали символом хорошего вкуса, элитарности и роскоши, поэтому их старались заполучить самые влиятельные и знаменитые люди Старого и Нового Света.
Фирма после Октябрьской революции
В 1917 году магазины и производство Фаберже вместе с изделиями и драгоценными металлами национализировали. Чтобы сохранить хоть какую‑то часть драгоценностей, Карл добровольно отдал свой петербургский дом с магазином и мастерскими в безвозмездное пользование швейцарскому посольству. Он надеялся, что особняк как иностранную собственность не тронут. Впрочем, сокровища в любом случае были надёжно спрятаны в необычном тайнике — лифте‑сейфе с бронированной дверью. Чтобы его не ограбили, лифт останавливали между этажами и держали под электрическим напряжением. Правда, несмотря на все предосторожности и ухищрения, богатства Фаберже всё‑таки украли. Кем были грабители и куда подевалось краденое — до сих пор остаётся загадкой.
Карлу Фаберже удалось бежать в Швейцарию по поддельным документам в 1918 году. Перед побегом он вместе с сыновьями сделал несколько тайников у доверенных лиц в Петербурге и в Москве. Некоторые из них удалось перевезти за границу, другие раскрыли большевики, а некоторые затерялись и, может быть, до сих пор ждут обнаружения.
Возрождение фирмы
В 1930‑х после смерти Карла его сыновья Евгений и Александр решили возобновить семейное дело. Они открыли в Париже небольшую ювелирную мастерскую, в которой создавали популярные изделия Фаберже по сохранившимся эскизам и ремонтировали старые. Однако восстановить былой размах не получилось, и в 1960‑х компанию закрыли.
Одновременно с попыткой сыновей Фаберже возродить фирму, американец Самуэль Рубин открыл свою компанию под именем Fabergé Inc. Правда, под этим брендом бизнесмен выпускал не ювелирные изделия, а парфюмерию и духи. В 1950‑х семья Фаберже подала на американца в суд, но дело проиграла. В результате Самуэль выплатил семье всего 25 тысяч долларов и продолжил использовать знаменитое имя.
Фирма «Фаберже», основанная Рубином, существует по сей день. Бренд создаёт ювелирные украшения, часы и даже пасхальные яйца. А ещё сотрудничает с потомками семьи Фаберже.
История пасхальных яиц Фаберже
Роскошные ювелирные изделия, созданные фирмой Карла, стали традиционным подарком к Пасхе в семье Романовых. С 1885 года Александр III заказывал у Карла Фаберже новые яйца для императрицы, а затем эту традицию вплоть до Октябрьской революции продолжал и Николай II. Монаршие особы предоставляли ювелиру полную свободу творчества, за исключением пары условий: все изделия должны быть связаны с жизнью царской семьи и иметь сюрприз. Например, спрятанные фигурки (некоторые из которых можно было привести в движение), портреты и даже часовые механизмы.
О знаменитых сегодня на весь мир пасхальных яйцах долгие годы никто, кроме Романовых и некоторых сотрудников фирмы Фаберже, ничего не знал. Это были очень личные и семейные подарки, которые изготавливались в атмосфере полной приватности.
Впрочем, Карл создавал пасхальные яйца не только для императорской четы, но и для всех желающих, кто, конечно, мог себе позволить такие подарки. Например, ювелирными яйцами Фаберже владели богатейшие семьи, такие как Базановы‑Кёльх, Юсуповы, Ротшильды и Вандербильты.
Неизвестно, сколько всего яиц изготовил ювелирный дом. До наших дней сохранилось 65 экземпляров, из них 48 были созданы по заказу Романовых. Сегодня они выставляются в ведущих музеях и частных коллекциях России, Великобритании и США.
Самые знаменитые образцы
«Курочка» (1885 год) — первое яйцо в императорской коллекции, которое Александр III подарил супруге Марии Фёдоровне. Сегодня оно хранится в Музее Фаберже. Это самое лаконичное из всех произведений Карла Фаберже. Скорлупка выполнена из белоснежной эмали, внутри — желток из матового золота, в котором спрятана милая золотая фигурка курочки. А в ней были алмазная императорская корона и рубиновый кулон, которые утрачены.
Когда мастера Фаберже приступали к изготовлению «Коронационного» яйца, предполагалось, что в коронационной карете — главном элементе ювелирного изделия — будут находиться император с супругой. Но в итоге в день коронации в карете сидела мать Николая II, а сам он был верхом на коне. Такое развитие событий мастера фирмы, конечно, предугадать не могли, потому что работа над миниатюрной копией кареты началась за несколько месяцев до церемонии.
«Коронационное» (1897 год) посвящено вступлению Николая II на престол. Внешняя отделка яйца из бриллиантов и эмалевых двуглавых орлов напоминает коронационную мантию. А в качестве сюрприза сделана точная копия позолоченной кареты Екатерины Великой, на которой, предполагалось, будущий император с супругой будут въезжать в Москву. Миниатюра может ездить, а её дверцы открываются. Это яйцо сегодня тоже хранится в Музее Фаберже.
«Сибирский поезд» (1900 год) — одно из самых необычных яиц в императорской коллекции сегодня хранится в Оружейной палате. Оно посвящено строительству Транссибирской магистрали. Яйцо установлено на основание из белого оникса, украшенного фигурами грифонов. Снаружи его украшает изображение карты с железнодорожным маршрутом. Внутри — складной миниатюрный поезд с пятью вагонами из золота и маленьким ключиком, которым можно было завести механизм, чтобы паровоз ездил!
«Зимнее яйцо» (1913 год), которое попало в частную коллекцию катарского эмира, считается самым дорогим из всех императорских яиц. Его скорлупка создана из прозрачного горного хрусталя, а морозный узор — из тысячи мелких бриллиантов! Основание яйца имитирует тающую льдину с «ручьями» из платины и алмазов. А внутри — корзинка с подснежниками, искусно вырезанными из нефрита и зелёного кварца.
Другие работы Фаберже
Помимо пасхальных яиц, мастера ювелирного дома создавали самые разнообразные предметы: роскошные сервизы, драгоценные оклады для икон, богато декорированные часы и шкатулки. А ещё фирма выпускала массовую продукцию, например броши, ожерелья, запонки, шкатулки, пудреницы, футляры для часов и портсигары. В прейскуранте фирмы можно было найти как бюджетные изделия из доступных недорогих материалов, так и роскошные вещицы из драгоценных металлов и камней. Все предметы, невзирая на стоимость, были выполнены качественно и с большим вниманием к деталям.
Изделия Фаберже покупали члены монарших семей из разных стран. Например, коллекция британской королевской семьи включала целую серию каменных цветов из драгоценных металлов и камней и около 20 миниатюрных фигурок животных — точные копии обитавших в загородной резиденции английских монархов Сандрингем. Немало изделий Фаберже создал для королевского двора Сиама (ныне Таиланд). Это нефритовая статуя Будды и церемониальные чаши и ковши, а также личные вещи монаршей семьи: кольца и броши с драгоценными камнями, портсигары и набалдашники для трости с головой слона.
Где можно увидеть украшения Фаберже в России
После Октябрьской революции реквизированные изделия в огромных количествах продавали за границу. Предметы Фаберже, завоевавшие популярность во всём мире, стали активно подделывать. Некоторые работы были так искусно исполнены, что даже опытные специалисты не сразу могли отличить оригинал от реплики. Для таких изделий появился отдельный термин — «фальшберже». Вот список мест, где можно увидеть оригинальные изделия.
Музей Фаберже, Санкт‑Петербург
Адрес: набережная реки Фонтанки, 21
Коллекция Музея Фаберже насчитывает около четырёх тысяч предметов, созданных знаменитой ювелирной империей, и считается крупнейшей в мире. Её основу составляет частное собрание бизнесмена Малкольма Форбса, которое он собирал 25 лет, а также приобретения на аукционах фонда «Связь времён», открывшего музей.
Музей располагается в историческом здании Шуваловского дворца, построенного в конце XVIII века. Экспозиция размещается в восстановленных парадных залах. В синей гостиной представлены 11 пасхальных яиц, девять из которых — императорские. Здесь можно увидеть знаменитое «Коронационное» яйцо с миниатюрной каретой, изящное яйцо для Александры Фёдоровны с бутоном чайной розы внутри и необычное в форме лаврового дерева. Последнее, кстати, оснащено специальным механизмом, который поднимает люк и выпускает птичку. Она вертится, открывает клювик и даже щебечет!
Только в Музее Фаберже можно увидеть два яйца, выполненных на одну и ту же пасху для двух императриц — Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны.
В остальных залах представлены коллекции сервизов из серебра разных мастеров, внушительные драгоценные ковши, причудливые парфюмерные флаконы, богато украшенные портсигары. А ещё — часы и фоторамки разнообразных форм и ювелирные украшения.
Главный штаб Эрмитажа, Санкт‑Петербург
Адрес: Дворцовая площадь, 6/8
Экспозиция памяти Карла Фаберже занимает три зала (301–303) на третьем этаже. Здесь представлено одно из самых знаменитых изделий ювелирного дома — миниатюрная копия императорских регалий, исполненная в точности как настоящие. Большую корону, например, украсили тысячей бриллиантов и двумя тысячами алмазов! Регалии создавались специально к Всемирной выставке в Париже 1900 года и произвели настоящий фурор.
Также в экспозиции Главного штаба можно увидеть изысканные серебряные часы в стиле барокко, изготовленные к 25‑й годовщине свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Они украшены 25 фигурками ангелочков, которые ни разу не повторяются. И элегантное яйцо‑часы с сюрпризом в виде золотого петушка, который каждый час появлялся, махал крыльями и пел. Этот заказ был выполнен в начале ХХ века для барона Эдуарда Ротшильда.
Третий зал, посвящённый памяти Фаберже, отражает историю компании во время Первой мировой войны. Здесь собраны походные самовары и кастрюли из меди и латуни, зажигалки и даже шприцы и ёмкости для дезинфекции инструментов, которые выпускала компания в тот период.
Оружейная палата, Москва
Адрес: Кремлёвская набережная, 1с3
После Октябрьской революции большую часть императорских драгоценностей, включая 24 пасхальных яйца Фаберже, привезли в Оружейную палату. Правда, в музейном фонде до наших дней сохранилось всего десять яиц — остальное продали в 1920–30‑х за границу вместе с другими национальными ценностями.
Сегодня коллекция изделий Фаберже представлена в зале № 2 (витрина 20–21). Здесь можно увидеть изящные модели настольных часов, фигурки животных, вырезанных из полудрагоценных камней, ювелирные украшения, драгоценные оклады, а также тарелки и чаши в русском стиле. Но главное — это императорские пасхальные яйца. Особенно впечатляет нефритовое яйцо с моделью Александровского дворца, созданное в 1908 году для Александры Фёдоровны. Или, например, пышно украшенное в стиле неорококо, посвящённое восточному путешествию Николая II. В качестве сюрприза — золотой макет крейсера «Память Азова» на пластине из аквамарина цвета морской воды.
Несмотря на известность Музея Фаберже и его главную ценность — крупнейшую коллекцию императорских яиц, в Оружейной палате хранится самое большое их количество. При этом здесь их всего лишь на одну позицию больше.
Ещё в коллекции Оружейной есть легендарные каменные цветы, большой поклонницей которых была английская королева Елизавета II. В экспозиции можно увидеть легендарный одуванчик с золотым стеблем и листьями из зелёного нефрита, а вот пух на цветке настоящий. Мастера вручную прикрепили отдельные пушинки к серебряной проволоке, а головки украсили миниатюрными бриллиантами — поистине ювелирная работа!
Заключение
Мастера Фаберже оставили яркий след в истории ювелирного искусства. Благодаря высокому качеству и творческому подходу изделия фирмы ценятся во всём мире как уникальные произведения искусства — и продолжают удивлять даже самых искушённых ценителей. Узнать тонкости создания легендарных пасхальных яиц и других известных изделий Фаберже можно на экскурсиях в музеях в Москве и Санкт‑Петербурге.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!