Фабрика «Красный Октябрь»: история и современность
Маяковский на фантиках, поющий шоколад и необычные граффитиПроисхождение названия: от создания товарищества «Эйнема» до «Красного Октября»
Для начала перенесёмся в 1846 год. Шоколад в России тогда был диковинкой: какао‑бобы, которые везли из Латинской Америки, стоили безумных денег. Именно в этот период амбициозный двадцатилетний немец и потомственный дворянин Фердинанд Теодор фон Эйнем решил делать бизнес в царской России.
Приехав в Москву из королевства Вюртемберг, начинающий кондитер стал продавать колотый сахар, а затем открыл на Арбате крохотный магазинчик‑кафе. Там можно было полакомиться нежнейшими конфетами, приготовленными день в день, и выпить горячего шоколада, необычайный аромат и вкус которого так и манил прохожих!
Есть легенда, что в начале Крымской войны в кондитерскую заглянул важный чиновник. Он попросил чашечку шоколада и в ожидании заказа возмущённо читал фронтовые сводки: англичане посылали своим солдатам апельсины, а русские… горький хрен. Эйнем предложил: «Вот бы отправить нашим защитникам варенье для поддержания боевого духа!» Так якобы в 1853 году он получил контракт на поставку сладостей для армии.
Создание фабрики и её архитектурная ценность
Сколотив небольшой капитал, в 1866 году будущий шоколадный король открыл паровой завод в здании XVII века рядом с Московским Кремлём. Оно стоит и сейчас — это первый дом на Софийской набережной (номер 6, строение 1).
После смерти основателя компании Эйнема в 1876 году дело продолжил его компаньон по бизнесу Юлиус Гейтс. Именно он приобрёл разрозненные участки земли на Берсеневской набережной, напротив только построенного храма Христа Спасителя. и с 1893 года начал возводить новый фабричный комплекс из 23 зданий.
Цеха и общежития с тёмно‑красной кирпичной кладкой выстроены гармонично, хотя над ними работали разные архитекторы: Производственный корпус (1900 год) — детище шведа Акселя Флодина, Административный (1906) и Шоколадный (1910) корпуса построены по проектам Александра Калмыкова, одного из архитекторов Третьяковской галереи.
В общей сложности облик грандиозной фабрики формировался на протяжении 25 лет. Рабочие той эпохи называли её «шоколадным дворцом», а в наше время здания признаны ярким образцом промышленной архитектуры XIX-XX веков.
Кондитерские эксклюзивы: поющий и целующий шоколад
В цехах товарищества «Эйнема» творилось волшебство. Именно так считали покупатели, которых кондитеры постоянно удивляли. Например, по спецзаказу они выпускали шоколад с коррагеновым мхом — это антибактериальная водоросль, которая растёт в Атлантическом океане у берегов США и помогает при простуде и чахотке.
В 1904 году на прилавках компании появилось ещё одно чудо — музыкальные шоколадные пластинки! На них были нанесены тонкие полосы: когда сладкое изделие ставили в специальный мини‑граммофон, то звучала кокетливая мазурка, забавная речь пасхального зайца или другая из 72 мелодий. Такой музыкальный шоколад стоил дорого — порядка 25-30 рублей. На эти деньги можно было купить отличную корову!
А какой был нейминг! Тортики называли «Поцелуй меня», за них нужно было отдать три или пять рублей. Тогда в кондитерских только начали работать девушки, и мужчины шутливо флиртовали с продавщицами: «Поцелуй меня за три рубля!»
В конце XIX века придумали и самую старинную конфету завода — миндальное пралине «Мишка косолапый». Считается, что название и обёртка появились благодаря тому, что в кабинете сыновей Гейтса, которые к тому времени унаследовали шоколадную империю, висела репродукция картины И. И. Шишкина.
Революция 1917 года и создание «Красного Октября»
К 1913 году компания «Эйнемъ» стала поставщиком двора императорской семьи. Рабочие жили хорошо: у них была высокая зарплата, уютное общежитие, столовая, школа для детей, библиотека. Здесь впервые в России женщинам стали оплачивать короткий отпуск по беременности и родам. Учитывая всё это, пролетариат из «Эйнема» не поддержал революционные протесты.
После Великой Октябрьской революции завод, как и все частные предприятия в России, национализировали большевики. В 1918 году его переименовали в Государственную кондитерскую фабрику №1, с припиской — «бывшая „Эйнемъ“».
В 1922‑м название решили поменять ещё раз. Почему так вышло? Руководство компании посчитало, что бренд должен ассоциироваться с новым правопорядком. Поэтому сложили два слова: «красный» как цвет революции и «октябрь» в память о месяце, изменившем политический строй. Этот выбор стал окончательным.
История бренда «Красный Октябрь» и фабрики под новым названием
Уже в начале 1930‑х переименованное производство стало самым крупным среди кондитерских предприятий города Москвы, а ещё через полсотни лет — флагманом отраслевой промышленности СССР.
Главные вехи развития
Сладости нужны были бюджетные, поэтому в 1920‑е акцент сделали на производстве карамели. Названия отражали дух времени: «Красноармейская звезда», «Вожди революции», «Наша индустрия». Двустишия для фантиков придумывал поэт‑бунтарь Владимир Маяковский. Вот одно из них: «Шёл Юденич на красный Питер, да о штыки бока повытер!»
В годы Великой Отечественной войны на фабрике освоили производство 25 рецептур фронтовых конфет для солдат, а также концентратов каш и… пламегасителей для самолётов.
В 1960‑е перед технологами поставили непростую задачу — придумать бюджетную шоколадку, которую сможет купить каждый советский гражданин. Так родилась любимая поколениями «Алёнка». Почему шоколад назвали именно так? В честь новорождённой дочки первой женщины‑космонавта, национальной героини В. В. Терешковой. В плитке было много молока, и стоила она всего 80-90 копеек — почти как два килограмма картошки.
В 1970‑е «Красный Октябрь» стал экспериментальной площадкой: здесь придумывали и тестировали большинство сладостей, которые продавались в СССР. Продукцию выпускали по принципу «вечером в газете — утром на конфете»: в честь полёта Гагарина придумали конфеты «Космические», в период Олимпиады-80 — «Финиш», «Волейбол» и другие.
Где теперь производство и почему его перенесли
В 1990‑е фабрику приватизировали. В начале XXI века она влилась в холдинг «Объединённые кондитеры», а в 2007 году переехала из исторических зданий на Берсеневской набережной на территорию концерна «Бабаевский» на Малую Красносельскую улицу в Москве. Именно там теперь в промышленных масштабах производят свыше 300 наименований продукции — около 70 тысяч тонн конфет, шоколада и глазури.
Арт‑пространство «Красный Октябрь» в Москве: новейшая история фабрики
Сегодня на территорию экс‑цехов приходят за крутыми фото в стиле loft и культурно‑архитектурными впечатлениями. Здания бывшей фабрики «Красный Октябрь» занимают атмосферные музеи, модные выставки, а также магазины, рестораны и бары. Рассказываем о самых интересных местах, которые стоит посетить.
Территория арт‑кластера: искать граффити и подняться на крышу
Гуляя по «Красному Октябрю», хочется бесконечно нырять в арки‑проходы и разглядывать архитектурные детали: оригинальные изгибы кирпичной кладки, окна с мелкой квадратной расстекловкой, чугунную плитку, дореволюционные пожарные вышки. Заблудиться здесь нереально: на всех зданиях красуются таблички, повествующие о том, как называются цеха.
У Шоколадного корпуса, рядом с чудо‑динозавром из металлических запчастей, стоит фотогеничный агрегат — чугунный меланжер ростом с человека, в котором в прошлом веке измельчали какао‑бобы и орехи. Фишка нового времени — нужно покрутить гранитные жернова (тяжело, но крутятся!) и загадать: «Чтобы всё было в шоколаде!»
Очень интересны родные фабричные интерьеры. Если заглянуть в неприметный подъезд Административного корпуса, можно прикоснуться к метлахской плитке, похожей на пчелиные соты, и пройтись по роскошной винтовой лестнице из фильма «Семнадцать мгновений весны». Чтобы в полной мере оценить красоту места, встаньте прямо к стене у лестничного пролёта и посмотрите наверх — геометрический рисунок перил изумителен! В помещении также можно увидеть своды Монье — это небольшие цилиндрические арки между балками.
Сегодня вековые фасады зданий «Красного Октября» украсили граффитчики. Здесь вы найдёте разноцветные поцелуи, чёрно‑белого Чака Норриса, суперсерьёзного Маяковского, арт‑коллабу символов русских сказок с богатырями и солнышком и даже ногу Акинфеева, подбрасывающего футбольный мяч.
Крыша «Красного Октября» — взглянуть на Москву с необычного ракурса
Ещё одна необычная топ‑локация. В 2015 году крышу разрисовал щёткой для пола уличный художник Покрас Лампас. Масштабный проект даже претендовал на рекорд Книги Гиннесса как самая большая каллиграфия в России. Со временем тонну белой краски затоптали посетители, и сейчас остатки рисунка видны только частично.
Но сама крыша — определённо одна из лучших смотровых площадок центра города. Отсюда видно извилистую Москву‑реку, храм Христа Спасителя, отреставрированный ГЭС-2 и памятник Петру I. Правда, подняться получится только в составе экскурсий по «Красному Октябрю» (ограничение связано с нормами безопасности).
Выставка «Роза Эйнема» — почувствовать себя шоколатье
К шоколадной экспозиции, размещённой в старинных неоштукатуренных стенах, ведёт дорожка из керамических увеличенных в размере фантиков конфет «А ну‑ка отними», «Золотой петушок», «Раковые шейки», «Кис‑кис» и других.
В музейном зале прохладно: здесь соблюдают температурный режим, чтобы не растаяли уникальные образцы шоколадного искусства ручной работы. Здесь можно изучить историю фабрики и увидеть бюст Петра I, скульптуры русских красавиц в костюмах XVIII века, коллекционные обёртки шоколада, старые фото фабрики «Красный Октябрь» и шокоэкспресс — игрушечный поезд с конфетами в вагонах.
Но самое вкусное — поучаствовать в мастер‑классе. Участникам выдают 200‑миллилитровый стакан тёплого шоколада, вафли, мандариновые цукаты и орехи. Из всего этого лакомого богатства, используя формы в виде цветов и бабочек, получаются шоколадные конфеты и вафли, которые можно забрать домой.
Lumiere Hall — оценить ожившие полотна
Неформальное креативное пространство — выставочный центр плюс киноконцертный зал. Приходите сюда, чтобы посмотреть выставки классиков мировой живописи, перенесённые на большие экраны — в формат мультимедийных шоу. Так, здесь показывают «ожившие» картины Кандинского, Рериха, Айвазовского и других мастеров. При этом зрители сидят, развалившись на комфортных креслах‑грушах.
Музей восстания машин — увидеть битву роботов
Эпичное место, куда классно пойти с детьми в Москве. Особенно с мальчишками — фанатами автоботов, киборгов и фантастических блокбастеров!
Фигуры роботов, представленные в экспозиции, мастера соорудили из подручных запчастей. Каждые полчаса проходят развлекательные программы. Также здесь есть комната страха с фантастическими персонажами фильмов ужасов и зал с лазерными лучами.
А в креативной мастерской ребята могут смастерить мини‑роботов.
Где находится фабрика «Красный Октябрь» и как добраться
Здания бывшего кондитерского производства, преобразованные в современный арт‑квартал, находятся по адресу: город Москва, Берсеневская набережная, 6.
Доехать можно следующими способами:
- на метро — до станции «Кропоткинская», далее около 10-15 минут пешком мимо храма Христа Спасителя, по Патриаршему мосту, затем свернуть на Берсеневскую набережную;
- на наземном транспорте — до остановки «Болотная площадь» на автобусах №297, с920, е10, м9 и м1;
- на машине — до Берсеневской набережной, на территории арт‑кластера круглосуточно открыты семь охраняемых платных паркингов.
Заключение
Рядом с модным арт‑кластером «Красный Октябрь» строят жилой комплекс в стиле дореволюционной фабрики. Но все исторические здания, которые признаны памятниками архитектуры, стройка не затрагивает. Прийти сюда и погулять среди красно‑коричневых кирпичных лофтов можно свободно. Но только с местным гидом получится попасть на крышу и заглянуть в потайные закоулки «Красного Октября» — в таком удовольствии себе лучше не отказывать.
Автор: Анна Пыльцына
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами