Еврейская Москва
По следам столичного еврейства: от черты оседлости до возрождённых синагогИстория появления еврейских общин в Москве
Первые упоминания о пребывании евреев в Москве относятся к XV веку. Но появление крупной еврейской общины произошло только в конце XVIII столетия. Это связано с разделом Речи Посполитой, которая считалась центром еврейского мира. Вместе с новыми землями в составе Российской империи оказалось около миллиона евреев. Екатерина II, обеспокоенная появлением в центральной части России большого количества иудеев, ввела черту оседлости. Она ограничивала место постоянного жительства евреев 15 губерниями, отдалёнными от центра империи (территории современной Польши, Литвы, Украины, Белоруссии и Молдавии). Черта оседлости существовала вплоть до Февральской революции 1917 года.
Впрочем, некоторые евреи имели право жить вне черты. Например, те, кто принял православие, как известный поэт Осип Мандельштам и композитор Антон Рубинштейн. Или богатые купцы первой гильдии, а также учёные и врачи, исповедующие иудаизм. Они могли жить и в столице.
Районы
В разное время еврейская диаспора в Москве обитала в нескольких районах. Рассказываем про самые известные места, связанные с историей московского еврейства.
Зарядье и его окрестности
Глебовское подворье в Зарядье стало первым еврейским кварталом в Москве. Здесь с конца 1820‑х разрешалось останавливаться приезжим евреям‑торговцам, прибывшим в столицу на пару месяцев. Также в подворье селились окончившие военную службу евреи‑солдаты (они имели право проживать в столице). Кстати, в подворье могли жить только мужчины, а за аренду государство часто назначало завышенную цену.
Позже, в 1850‑х, Глебовское подворье упразднили. Александр II позволил селиться в Москве купцам, ремесленникам и учёным еврейской национальности, причём в любом районе. А Зарядье превратилось в настоящее еврейское гетто, где жили в основном бедные ремесленники и отставные солдаты с семьями. Здесь же открыли первые московские синагоги.
К 1890‑м число зарегистрированных в Москве евреев достигло 35 тысяч. Но вскоре в городе началось массовое выселение еврейских ремесленников и служащих нижних чинов, проведённое по указу московского губернатора великого князя Сергея Александровича. Синагоги были закрыты, а подворье опустело.
Бронные улицы
Связаны с одним из самых богатых столичных евреев — банкиром Лазарем Соломоновичем Поляковым, которого за солидное состояние прозвали московским Ротшильдом. Более 30 лет Поляков возглавлял московскую еврейскую общину, жертвовал крупные суммы для устройства больниц и школ для иудеев, а в 1883 году даже открыл домашнюю синагогу на территории своей усадьбы на Большой Бронной.
Владения банкира были впечатляющими: сразу несколько доходных домов между Тверским бульваром и Большой Бронной. До наших дней сохранился изящный особняк в стиле неоклассицизм с башенкой, возведённый для внука банкира в 1913 году.
С еврейской общиной связан и Театр на Бронной, в здании которого с 1921 по 1949 год работал Государственный еврейский театр. В его репертуар входили как постановки по пьесам еврейских авторов, так и произведения мировой классики на идише. Сегодня о театре напоминает памятник еврейскому писателю Шолому Рабиновичу (Шолом‑Алейхему), установленный на пересечении Малой и Большой Бронной улиц.
Пречистенка
Ещё одно знаковое для московских евреев место — бывший дом генерала М. Ф. Орлова на углу Пречистенки и Чертольского переулка. В конце XIX века после смерти хозяина часть комнат дома сдавали внаём. В одной из них какое‑то время жил и работал художник Исаак Левитан, ставший жертвой еврейских гонений в Москве (его выселяли из столицы дважды — в 1878 и 1892 годах).
Но широкую известность дом получил благодаря печально известному Еврейскому антифашистскому комитету, который размещался в здании с 1942 по 1948 год. Комитет информационно поддерживал СССР среди еврейских диаспор всего мира, а также собирал пожертвования для покупки танков и самолётов для Красной Армии. Члены комитета издавали газету на идише, где освещали жизнь евреев в Союзе и ход боевых действий. А ещё собирали информацию о преступлениях нацистов против евреев для «Чёрной книги», которая была издана только в 1980‑х в Иерусалиме.
После окончания Великой Отечественной войны комитет стали рассматривать как опасный националистический центр, а также подозревать в антисоветской деятельности и шпионаже. Вскоре организацию закрыли, её участников и руководителей арестовали, а затем расстреляли. После смерти Сталина все члены Еврейского антифашистского комитета были реабилитированы. Сегодня об их трагической судьбе напоминает мемориальная доска на фасаде дома.
Марьина Роща
В XIX веке считалась пригородом Москвы, куда начали массово переселяться евреи во время гонений 1890‑х. По‑настоящему еврейским районом Марьина Роща стала после Октябрьской революции. В 1926 году здесь даже появилась деревянная синагога. Она стала единственной, построенной в период советской власти.
Вокруг синагоги быстро образовалась община, открылись кошерные магазины и еврейская школа, где преподавали на идише. Школу закрыли в 1936‑м, а вот синагоге повезло больше — она работала вплоть до распада СССР и сгорела в 1993 году при невыясненных обстоятельствах.
На месте старой синагоги появилось большое семиэтажное здание Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ), ставшее одной из крупнейших еврейских организаций в России. Сегодня Марьина Роща остаётся еврейским районом с синагогой, школами, магазинами и кафе, подходящими для иудеев. Здесь же работает один из самых необычных музеев Москвы — Еврейский музей и центр толерантности, посвящённый истории еврейской общины в России.
Знаменитые синагоги
Сегодня синагоги открыты во многих районах Москвы. Рассказываем про самые значимые еврейские духовные центры столицы.
Московская хоральная синагога
Адрес: Большой Спасоглинищевский переулок, 10
В конце XIX века Еврейское общество получило от московского губернатора разрешение на строительство молельни. Участок земли в Большом Спасоглинищевском переулке власти позволили выкупить с условием погашения всех предыдущих долгов владения. Сумма была настолько большая, что община выплачивала её 35 лет.
Проект величественного здания в виде купольной базилики спроектировал архитектор С. С. Эйбушитц. Синагогу украсили четырёхколонным портиком, а купол венчала звезда Давида. Однако в 1888 году, во время обострения антисемитских настроений, купол демонтировали, а синагогу после завершения строительства закрыли на несколько лет. В 1906 году, в связи с выходом манифеста о свободе вероисповедания, она открылась вновь. Внутри появились мозаики и настенные росписи, выполненные по проекту Р. И. Клейна.
В советское время синагога продолжала работать. В 2000‑е её отреставрировали и вернули купол. Напротив здания в парке «Горка» установили уменьшенную копию иерусалимской Стены Плача.
Синагога на Большой Бронной
Адрес: Большая Бронная улица, 6, строение 3
Возвели в 1886 году в качестве домашней иудейской молельни на территории усадьбы еврейского мецената и банкира Л. С. Полякова. Архитектурный проект синагоги разработал М. Н. Чичагов. Здание в мавританском стиле щедро украсили иудейской символикой, увенчали куполом со звездой Давида. А внутри устроили подземный ход, чтобы спастись от внезапных погромов. Синагога Полякова предназначалась только для его семьи, правда, по большим праздникам власти разрешали устраивать общие молитвы.
После смерти Полякова в 1914 году и Октябрьской революции синагога какое‑то время действовала. Но в 1937‑м её закрыли. Внутреннее убранство уничтожили, а фасады перестроили. В здании разместили дом народного творчества.
В 1991‑м синагогу передали общине евреев‑хасидов. Постепенно силами общины и пожертвователей здание реконструировали. В результате получилось совершенно новое современное здание, но с деталями, отсылающими к дореволюционной синагоге. Например, по архивным чертежам воссоздали исторический фасад, «спрятав» его за наклонной стеклянной стеной, а ещё восстановили убранство молельного зала, включая шкаф для свитков Торы. Визуальным центром стала высокая башня с большим окном, украшенным ханукальным девятисвечником (обрядовый светильник с девятью подсвечниками).
Мемориальная синагога на Поклонной горе
Адрес: Кутузовский проспект, 53
Входит в состав мемориального комплекса парка Победы, посвящённого событиям Второй мировой войны. На территории парка, помимо музеев и памятников, есть три храма: православная церковь Георгия Победоносца, мемориальная мечеть, посвящённая памяти воинов‑мусульман, а также мемориальная синагога. Правда, это скорее музейное пространство, нежели молитвенный дом. Здание, построенное в 1998 году в форме куба, увенчано восьмигранным стеклянным конусом со звездой Давида.
В мемориальной синагоге на Поклонной горе есть молельный зал, но ежедневные молитвы не проводят. Здесь нет миквы (бассейна для ритуального омовения) и трапезной для Шаббата. Зато на цокольном этаже работает музей, посвящённый жертвам холокоста. Экспозиция разделена на несколько частей и знакомит с историей еврейского народа в Российской империи, в годы советской власти и геноцида Второй мировой. В коллекции представлены ритуальные предметы (ханукальные девятисвечники, бсамим — серебряные сосуды для благовоний), а также архивные документы Третьего рейха, расстрельные списки, фотографии и письма погибших.
Еврейские музеи
Кроме мемориальной синагоги, в Москве работает несколько музеев, связанных с историей евреев.
Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: улица Образцова, 11, строение 1а
Современный музейный комплекс, созданный в восстановленном здании Бахметьевского гаража (архитектурный памятник авангарда, построенный по проекту К. С. Мельникова и В. Г. Шухова). Музей открылся в 2012 году. В большом пространстве (общая площадь составляет 8500 квадратов) расположены не только экспозиции, посвящённые истории евреев в России и мире, но и образовательный центр для взрослых и детей, творческие мастерские и даже отделение Российской государственной библиотеки.
Музейная экспозиция разделена на 12 частей, каждая из которых знакомит с определённым этапом еврейской истории, начиная с IV века и заканчивая современностью. Залы включают интерактивные инсталляции, архивные документы и даже воссозданную квартиру и целый еврейский городок штетл. Особенно впечатляет воссозданная кофейня конца XIX — начала XX века. За интерактивными столами можно познакомиться с историями из жизни диаспоры.
Музей истории евреев в России
Адрес: Петровско-Разумовская аллея, 10, корпус 3, офис 7
Частный музей, создан на основе личной коллекции члена президиума Российского еврейского конгресса С. Л. Устинова в 2011 году. Фонды музея насчитывают около семи тысяч экспонатов. Это архивные документы, старинные фотографии, а также бытовые и ритуальные предметы наиболее крупных общин из разных уголков Российской империи и СССР.
Здесь можно узнать подробности о бытовой и религиозной жизни евреев, об их занятиях и профессиях, о народных музыкантах — клезмерах и их традиционных инструментах, а ещё о погромах и гонениях в Российской империи и репрессиях в Советском Союзе. В экспозиции представлены традиционная одежда евреев, посуда и украшения. Гордость музея — арон‑кодеш (деревянный резной шкаф для свитков Торы) середины XIX века и бархатный Тора‑мантл — чехол для свитка Торы второй половины XIX века, вышитый серебряными нитями.
Заключение
Несмотря на гонения, за несколько столетий евреи оставили значительный след в истории Москвы. Сегодня в столице открыты синагоги, культурные центры и музеи, знакомящие всех желающих с историей и культурой этого народа в России и по всему миру. Пройтись по знаковым еврейским местам в Москве, послушать интересные истории и узнать, какой вклад внесли евреи в развитие столицы, можно на экскурсии с одним из местных гидов.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Погрузиться в андеграунд Москвы и перевернуть представление о столичной барной культуре