Архитектура Нижнего Новгорода
От средневековой крепости до авангардных новостроек/https://cdn.tripster.ru/photos/221f16b7-f47a-4e11-9a46-9eafa52190da.jpg)
Нижегородский кремль
Главный архитектурный памятник города ведёт свою историю с 1515 года, когда завершилось строительство каменной крепости. Работами руководил итальянский мастер — Пьетро Франческо или, как его называли в России, Пётр Фрязин. Поэтому башни Нижегородского кремля возвели на итальянский манер: немного выдвинули за линию стен. Это позволило лучше контролировать подступы к стенам и башням при осаде.
/https://cdn.tripster.ru/photos/1fb881a2-dcd8-4ea9-88f4-dfcde6b48907.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/42928c41-6bda-45f1-8f79-ded965213894.jpg)
Уникально и расположение Нижегородского кремля на склоне высокого холма: стены и башни спускаются к Волге, на некоторых участках перепад высот составляет больше 50 метров. В древности это делало крепость ещё более неприступной, а сегодня подчёркивает красоту Волжского откоса.
Мощь и масштабы Нижегородского кремля впечатляют. Кольцо зубчатых стен соединяет 13 квадратных и круглых башен, некоторые из которых достигают 30 метров в высоту. Правда, не все сооружения сохранились до наших дней. В XVIII веке из‑за утраты оборонительной функции многие башни существенно пострадали от перестроек, две другие рухнули из‑за оползня.
/https://cdn.tripster.ru/photos/30cc94f1-1b42-459c-96ff-cc62dce5f849.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fabb51ed-e39e-4d48-a599-e4db668be443.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/99884867-1e41-4a32-904c-43531cb17f2e.jpg)
В 2000‑х кремлёвский комплекс полностью восстановили: ему вернули исторический облик, построили недостающие участки стен, так что по боевому ходу теперь можно пройтись. К осмотру доступны восемь башен: в некоторых устроены смотровые площадки, в других работают исторические выставки Нижегородского музея‑заповедника.
в приложении
Дворец труда
Адрес: площадь Минина и Пожарского, 1/1
Эффектное здание, сочетающее черты русского стиля и модерна, с 1904 года украшает главную нижегородскую площадь. Местные прозвали дом «дважды бугровским даром». Всё потому, что особняк был построен на деньги благотворителя Н. А. Бугрова, и это стало его второй попыткой подарить этот участок городу.
/https://cdn.tripster.ru/photos/f1386a49-d87c-463c-b62e-799991a12038.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b4e4f17c-cb10-4241-a4b8-f8b79167efcc.jpg)
С 1850‑х на месте Дворца труда стоял красивый трёхэтажный доходный дом, принадлежавший деду Бугрова. Особняк пережил несколько пожаров, неоднократно менял владельцев и в итоге пришёл в запустение. В 1897 году Николай Александрович решил восстановить дом деда и передать его в дар городу. Правда, во время строительных работ повредилась проводка, и здание практически целиком сгорело. Тогда Бугров выделил снова деньги — на этот раз на строительство нового здания на этом месте.
Проект особняка в духе эклектики разрабатывал архитектор В. П. Цейдлер. Согласно плану, в здании должны были разместиться городская управа, суд и залы для заседаний, а на первом этаже со стороны Большой Покровской улицы — торговые лавки. В оформлении фасадов соединились черты модного в то время модерна (завитки на карнизе, эркеры и башенки со шпилями), а также русского стиля (шатровая кровля, изображение герба города).
Своё нынешнее название — Дворец труда — здание получило в советское время, когда в нём расположили различные профсоюзные организации.
/https://cdn.tripster.ru/photos/93111874-f7e9-4a2d-9251-ee8517b4cb11.jpg)
Государственный банк
Адрес: Большая Покровская улица, 26
Заслуженно входит в топ самых красивых зданий Нижнего Новгорода. Похожий на настоящий сказочный замок, он был вдохновлён древнерусским искусством. На строительство столь роскошного здания для Госбанка власти не поскупились и выделили впечатляющую для начала ХХ века сумму — два миллиона рублей.
/https://cdn.tripster.ru/photos/118bd076-8d13-4148-b263-e30d43f1aedc.jpg)
Проект разработал известный архитектор В. А. Покровский. Увлечённый изучением допетровской архитектуры, он работал в неорусском стиле. Согласно его задумке, нижегородский Госбанк включил в себя целый комплекс построек: главное здание, флигель и небольшую башенку с часами.
/https://cdn.tripster.ru/photos/b2b6c44c-ee02-4ef5-b52a-2d1bb67650d9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/48a6619c-76fe-425e-b7c0-77247e61610a.jpg)
Главный корпус отделали белым уральским камнем и искусной резьбой: особенно впечатляет высеченный герб Российской империи над главным входом. Не менее эффектно выглядит крыльцо с шатром, украшенное резьбой и позолоченным флюгером в виде оленя. Каждая деталь в оформлении фасадов, начиная от резьбы и заканчивая коваными решётками и фонарями, была выполнена по эскизам Покровского.
Ещё больше красоты — внутри. В создании интерьеров участвовал художник И. Я. Билибин. Особенно эффектно оформлен большой операционный зал. 13‑метровый сводчатый потолок украшают росписи: растительные орнаменты, изображения мифических существ и исторических событий.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c9b12c6a-f97a-4394-b13d-1d1280b8c542.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/90f1052e-3ab8-4305-bec0-2e1e3d780be4.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/95572c94-f49f-4ed7-b66f-19a193e973db.jpg)
Строительные и отделочные работы закончили в 1913 году, приурочив открытие Госбанка к юбилею дома Романовых. Сегодня, как и более ста лет назад, в здании работает отделение Центрального банка России. Поэтому попасть внутрь затруднительно. Сделать это можно только дважды в год, во время дней открытых дверей.
Усадьба Рукавишниковых
Адрес: Верхне‑Волжская набережная, 7
Великолепный особняк в духе итальянского палаццо называют самым красивым зданием города. Его возвели в 1877 году по заказу богатого купца С. М. Рукавишникова.
Фасад главного дома богато украшен львиными головами, фигурами кариатид, муз и ангелочков, а балкон поддерживают на плечах атланты. Нарядные наличники, карнизы с растительными орнаментами, вазы и вензеля — каждая деталь говорит о великолепии и богатстве хозяина.
/https://cdn.tripster.ru/photos/cf1962a3-0656-4f9b-afe1-f61a1bfa74ec.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/eddaa74c-fcc4-415b-a3c0-08898ab39833.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8511cf88-94ea-4222-a4da-316efdc75101.jpg)
Не менее роскошно оформлены интерьеры. Например, хозяйский кабинет, отделанный гипсовой лепниной розового цвета и позолотой, поражает обилием изображений львиных голов. На стенах, ножках диванов и рабочего стола, на подлокотниках кресел — повсюду можно встретить резные маскароны. Однако самым роскошным считается бальный зал, богато украшенный лепниной, фигурками ангелов и живописными плафонами. На полу сохранился оригинальный паркет, собранный из 19 пород дерева.
После Октябрьской революции в особняке разместили экспозиции городского музея, благодаря чему до наших дней сохранились оригинальные интерьеры. Сегодня усадьба Рукавишниковых — главный филиал музейного объединения Нижегородского историко-архитектурного музея‑заповедника. Внутри помимо интерьеров можно увидеть обширную экспозицию изделий из стекла и фарфора, а также коллекцию старинной кухонной утвари, шкатулок и музыкальных инструментов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c5602f86-1ec7-43e8-af03-4abeae04933e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/dfab0cb1-233f-42a0-948d-003ffa42a417.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d40630ff-6b25-4c54-81ef-41439519ea42.jpg)
Строгановская церковь
Адрес: Рождественская улица, 34а
Яркий памятник строгановского барокко — стилевого направления, популярного на рубеже XVII–XVIII веков. Своё название стиль получил по имени крупного солепромышленника Г. Д. Строганова, на чьи средства построили несколько храмов в Нижнем Новгороде, Сольвычегодске, Гордеевке и Устюжне. Главное отличие этого стиля — пышный декор и традиционная форма храма в виде четверика, увенчанного пятиглавием.
/https://cdn.tripster.ru/photos/5413d612-2105-4632-a18f-62f23a8563a5.jpg)
Нарядную церковь в честь собора Пресвятой Богородицы Г. Д. Строганов велел возвести возле своего дома в Нижнем Новгороде. Основные строительные работы завершились к 1719 году, тогда же церковь освятили. Однако службы в ней начали проводить только через семь лет. Почему — неизвестно. Исследователи склоняются к тому, что всё это время в храме ещё шли работы.
Эффектная церковь и пристроенная к ней высокая четырёхъярусная колокольня щедро украшены белокаменной резьбой. Добавляют облику церкви праздничности разноцветные главы. Кстати, такими они были не всегда. Изначально они были выкрашены в зелёный, но в конце XIX века их переделали по образу куполов московского храма Василия Блаженного.
/https://cdn.tripster.ru/photos/83f714d3-9086-4b3f-b6ce-f5c38e8d3abb.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/df062b0b-6edb-4dc9-b19d-efbb641dbf74.jpg)
Сегодня Строгановская или, как часто её называют нижегородцы, Рождественская церковь — действующий православный храм. Оригинальное убранство, к сожалению, плохо сохранилось, зато уцелел позолоченный резной иконостас с иконами конца XVII века.
Блиновский пассаж
Адрес: Рождественская улица, 24
Внушительный торговый комплекс стал первым торговым пассажем в провинциальном городе. В дореволюционное время в нём располагалось более 70 магазинов и лавок, а также работали гостиница, трактир, телеграф и несколько контор.
/https://cdn.tripster.ru/photos/0d398659-4034-4470-af25-cccdc9d10ec6.jpg)
Грандиозное здание длиной в 119 метров возвели в 1870‑х по проекту нижегородских купцов‑миллионеров Блиновых. Долгое время пассаж считался самой большой постройкой в городе. Его фасады украсили деталями в модном в то время русском стиле. Например, поясом ширинок (квадратные углубления в стене), машикулями (навесными бойницами) под карнизом, а также наличниками с резными колоннами. Дополняет нарядный облик ряд арок на первом этаже, украшенных столбами с дыньками, и шатёр на углу пассажа.
После Октябрьской революции в здании по‑прежнему продолжали работать разнообразные учреждения, а вот помещения верхних этажей переделали под коммунальные квартиры. В 1980‑х жильцов расселили и передали помещения Союзу художников для устройства мастерских.
Сегодня Блиновский пассаж не утратил свою торгово‑деловую функцию: здесь работают разные учреждения, открыты кафе и бары. До сих пор кипит жизнь и в местных художественных мастерских. С 2014 года в одной из галерей пассажа действует постоянная выставка работ местных мастеров. Осмотреть её можно бесплатно.
/https://cdn.tripster.ru/photos/99c3894c-72e7-43c5-bf79-269732e372ba.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a82ab3cd-9df6-416e-bc4b-02e4d95fcbc5.jpg)
Палаты купца А. Ф. Олисова
Адрес: Крутой переулок, 7
У обрыва Ильинской горы сохранились белокаменные палаты XVII века, эффектно выделяющиеся на фоне советских многоэтажек. Это дом нижегородского купца Афанасия Олисова, построенный в 1676 году. Вместе с белокаменной Успенской церковью, также возведённой на средства Олисова, палаты составляют единый архитектурный ансамбль.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d01a992d-65b3-48dd-a8fa-dd15ec363131.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/bed6af69-ad04-451b-a4b6-06df9d46278c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b883e551-71da-4450-9bb8-fec8af61eec1.jpg)
Изначально особняк был трёхэтажным. Первые два этажа — каменные, в них располагались хозяйственные помещения и парадные залы. А на третьем деревянном этаже (до наших дней не сохранился) были хозяйские покои.
Первое, что бросается в глаза, — парадное высокое крыльцо, украшенное столбами с резным декором и полихромными изразцами. Венчает постройку деревянная «бочка» (тип крыши, характерный для деревянной архитектуры XVII–XVIII веков). Не менее красиво оформлены наличники килевидной формы с резным геометрическим декором.
/https://cdn.tripster.ru/photos/7311a73f-db41-4768-92a1-b7ddda4fafad.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/33b8137e-6c70-435e-b3a5-7e066eda1208.jpg)
В советское время в палатах сначала устроили несколько квартир, а затем здание передали Центру народного творчества. Сегодня в доме Олисова располагается небольшой музей, где работают люди с нарушением слуха. Внутри можно увидеть несколько комнат с воссозданной обстановкой XVII–XVIII веков, панораму Бородинской битвы 1812 года, вылепленную из пластилина, а также картины и сувениры, сделанные слабослышащими.
Здание бывшей фабрики «Маяк»
Адрес: Рождественская улица, 23
Банк Рукавишникова или фабрика «Маяк» — оба эти названия относятся к единому комплексу зданий между Нижне‑Волжской набережной и Рождественской улицей, спроектированных знаменитым архитектором Ф. О. Шехтелем в 1910–1914 годах.
У двух зданий, объединённых общим служебным корпусом, совершенно разные фасады. На Рождественскую выходит часть комплекса, которую называют банком Рукавишниковых. Она оформлена в стиле позднего модерна. Кстати, «банк Рукавишниковых» — не официальное название, а прозвище, закрепившееся за зданием в народе. Внутри располагались различные конторы, в том числе принадлежавшие семье Рукавишниковых, а ещё крупнейший дореволюционный Русский торгово-промышленный банк. Так что два названия попросту наложились друг на друга.
/https://cdn.tripster.ru/photos/eb6f3dde-3a7c-497a-9deb-e57895a7cd94.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/632afafc-f1b5-41ef-823c-3b3e1dc50dec.jpg)
Фасад банка облицован цветной керамикой, а выразительности зданию добавляют плавные линии аркатуры и широкий парапет, покрытый лепниной с растительным орнаментом. Главный вход украшен чугунными скульптурами, олицетворяющими промышленность и сельское хозяйство.
Второе здание выходит на набережную. Его фасад тоже облицован плиткой, а вот украшен в стиле псевдоготики: остроконечными башенками-пинаклями и щипцами, а также узкими окнами. Строительные работы завершились накануне Первой мировой, поэтому в здании разместили эвакуированную из Варшавы швейную фабрику. Она работала в этих стенах и после Октябрьской революции, а в 1960‑х получила новое название — «Маяк».
Предприятие закрылось в 2015 году, и после реставрации на территории фабрики начал работать культурно-просветительский центр. Сегодня здесь проводят выставки, научные конференции, а также разнообразные фестивали и форумы.
/https://cdn.tripster.ru/photos/028a65cb-5478-4f63-aaae-0ec05e5582cf.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a97872bd-1eec-4a55-aaef-99fd76ede5e9.jpg)
«Башня‑репродуктор»
Адрес: улица Фрунзе, 7
Это причудливое здание — творение бюро знаменитого нижегородского архитектора А. Е. Харитонова. Вместе со своей командой он проектировал необычные и эффектные сооружения, такие как дом «Пила» или «Титаник», которые стали символами новой архитектуры 1990‑х.
«Башня‑репродуктор» совсем не похожа на постройку 1995 года. Плавные изогнутые линии, большие арочные окна и асимметричный фасад — черты популярного в начала ХХ века стиля модерн. В композиции угадываются и элементы, свойственные русскому стилю, например, окна‑бойницы и кокошник с мозаикой, изображающей нижегородский кремль.
/https://cdn.tripster.ru/photos/cdc7fa6d-07ea-4ac9-a9a4-c05ed6cc9bea.jpg)
Визуально здание разделено на четыре части, которые кардинально отличаются друг от друга. Визуальная доминанта — башня с конусообразной крышей и кессонами на фасаде, напоминающими сетку репродуктора. За ней «прячется» круглая башенка с узкими вертикальными окнами. Сегодня «Башня‑репродуктор» находится в ведении Федеральной налоговой службы.
Квартал церкви Трёх Святителей
Небольшой участок в границах нескольких улиц (Короленко, Новой, Славянской и Студёной), где сохранились исторические деревянные дома. Этот район Нижнего Новгорода начали застраивать в 1840‑х, а селились тут как простые небогатые люди, так и представители интеллигенции. Теперь этот район называют «Заповедными кварталами», ведь силами неравнодушных жителей здесь восстановили целых 28 деревянных домов.
Квартал вокруг церкви Трёх Святителей — это не просто музей деревянной архитектуры под открытым небом, но ещё и полноценный культурный центр. Многие восстановленные дома квартала обрели вторую жизнь. Например, в доме крестьянки Щелухиной (улица Короленко, 17), украшенном декоративным шатром, восстановили интерьеры и теперь проводят в нём тематические экскурсии и выставки.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ba053bdf-5d77-42cb-bda9-b1431da006c5.jpg)
А некоторые из зданий стали своеобразными холстами для уличных художников. Например, на боковом фасаде дома № 40 на улице Короленко можно увидеть надпись Покраса Лампаса «Огонь, выйди вон». А на соседнем доме Панкратовых — ассамбляж из деревянных панелей и досок, созданный художником Алексеем Лукой. Постепенно облагораживают и сады между домами. Они часто становятся площадкой для разнообразных мероприятий: от городских ярмарок до музыкальных концертов.
Главный ярмарочный дом
Адрес: Совнаркомовская улица, 13
Нижегородскую ярмарку — известный на всю Россию рынок — начали строить в «нижней» части города на левом берегу Оки в 1817 году. Сегодня от гигантского комплекса не сохранилось ничего, кроме Главного ярмарочного дома.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d7317552-14f9-4f31-8297-264e98f7fd02.jpg)
Пассаж в неорусском стиле возвели в 1890 году на месте старой обветшалой постройки. Ярмарочный дом украсили башнями с шатровыми крышами, арочными окнами и резным декором. Кокошники, пояс ширинок и гирьки‑висяги на окнах — все эти элементы декора вдохновлены древнерусской архитектурой, в частности деревянными теремами Новгорода и Ростова.
До революции на первом этаже пассажа работали около 70 магазинов, где продавали дорогие товары: от роскошных тканей до ювелирных изделий. На втором располагалась ярмарочная контора, отделение банка, телеграф и ресторан. Центральное помещение занимал парадный Гербовый зал для официальных приёмов. Его оформили в классическим стиле: арочные проёмы отделили пилястрами, а потолок украсили лепниной. Решётки балкона украсили 62 изображениями гербов русских городов — отсюда и название зала.
/https://cdn.tripster.ru/photos/869f7ab1-75d0-4ef9-9cd6-f1c66d94ee17.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fea12fbc-a54c-4b75-8a83-ac5d57d04d46.jpg)
Сегодня ярмарочный дом закрыт на реконструкцию, работы планируют закончить в декабре 2025 года. Однако здание можно осмотреть снаружи, погулять по Ярмарочной площади и сфотографироваться рядом с установленными здесь арт‑объектами: миниатюрной копией Шуховской башни и русской печью.
Пакгаузы
Адрес: улица Стрелка, 21, литер Ж, И
Выставочные павильоны на Стрелке (мыс у слияния Волги и Оки) считаются одними из самых необычных строений Нижнего. Причудливые ажурные каркасы, внутрь которых помещены зеркальные павильоны, — удачный пример синтеза истории и современной архитектуры.
Металлические конструкции на территории Стрелки обнаружили случайно: в 2015 году во время расчистки местности. Архитекторы установили, что каркасы исторические. Они служили основой для главного павильона Всероссийской промышленной выставки 1896 года. Когда мероприятие завершилось, конструкции выкупила пароходная компания и перенесла их на Сибирскую пристань, где их заложили кирпичом и стали использовать как склады.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6e2e84c1-7bfa-4371-b5a1-a12fa8cb7494.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4922fca2-ecf2-4e40-bc54-52018222c5d1.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3a61c863-d56f-4a56-a6c7-b20453a02118.jpg)
После обнаружения и очистки пакгаузы решили оставить на Стрелке и превратить в арт‑объект. В 2022 году внутрь конструкций встроили зеркальные павильоны, где стали проводить музыкальные концерты и разнообразные выставки. Особенно красиво здесь в сумерки, когда вечерняя подсветка отражается от зеркальной поверхности павильонов и ажурных конструкций.
Царский павильон
Адрес: площадь Революции, 2
Небольшое здание в стиле академической эклектики украшает первую платформу Московского железнодорожного вокзала с 1894 года. Павильон построили специально для приёма царской семьи, а также других высокопоставленных особ.
/https://cdn.tripster.ru/photos/8bada023-482e-467c-933c-dbbf55d58b74.jpg)
Архитектурный проект разрабатывал знаменитый московский зодчий Д. Н. Чичагов. Сдержанное, но величественное, здание облицовано рустами и украшено миниатюрными вазонами по углам. Чтобы подчеркнуть торжественное назначение павильона, на его фронтоне разместили изображения атрибутов царской власти: двуглавого орла, императорскую корону и государственный девиз Российской империи «С нами Бог».
Внутри располагалось несколько пышно оформленных помещений. Из сеней с нарядной тёмно‑зелёной изразцовой печью можно было сразу пройти к торжественному центральному залу, оформленному в бело‑золотых тонах. Стены и потолок украсили лепным декором в виде цветочных узоров и женских головок, растительный орнамент присутствовал и на роскошном мраморном камине. Также внутри были устроены царский кабинет в зелёных оттенках и комната императрицы в розовых тонах.
Николай II посетил павильон дважды: во время Всероссийской выставки 1896 года и во время празднования 300‑летия дома Романовых в 1913 году. После революции в здании размещались разнообразные учреждения и билетная касса. А в 1980‑х павильон снова стал местом торжественных приёмов делегаций и высокопоставленных лиц. В наше время интерьер и экстерьер Царского павильона тщательно воссоздали, однако попасть внутрь нельзя: здание находится в ведении РЖД.
/https://cdn.tripster.ru/photos/0cc70938-fafa-41a4-9133-8570f3ed495e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3499459e-b721-4844-8457-b0e02d83cac9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/bfde0927-0a6f-406e-8ca3-9aab4c22d0ce.jpg)
Заключение
Архитектура Нижнего Новгорода впечатляет переплетением стилей. Здесь гармонично сосуществуют старинные купеческие дома и современные высотки. Чтобы получше узнать о шедеврах нижегородской архитектуры и их судьбе, отправляйтесь на прогулку с местными гидами. Они откроют вам все тайны старинных особняков и помогут лучше понять удивительный город на Волге.
Ещё на тему путешествий
Главные новогодние фильмы «Карнавальная ночь», «Один дома», «Эльф» и другие шедевры
В Казань на Новый год Где искать праздничное настроение в конце декабря и на январских каникулах
Как отметить Новый год в Краснодаре Ищем праздничную атмосферу на юге России
Новый год в Сочи Идеи, как классно отметить праздники/https://cdn.tripster.ru/photos/02593ffb-0979-4edb-bd61-e8cf68b44709.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c643a487-c4f4-4a64-8da3-29bb916fa298.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/10a8461f-61a3-4804-af1d-34f32e4b17c9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/dc26abaf-2317-497e-80b2-e406e4105403.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/533e78f2-bec1-498b-8b9b-b6f1b2b9b54a.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4fd1dac4-4298-488f-9c7e-7c3fa889e70f.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b955cfd9-c7ac-4198-bfaa-3635c62305c9.jpg)