Архитектура модерна в Москве
Гостиница «Метрополь», особняк Рябушинского и другие шедеврыХарактерные черты стиля
Модерн — ведущее направление в европейской и русской архитектуре на стыке двух столетий — XIX и XX. Оно противостояло «аскетизму» классицизма, не позволявшему зодчим экспериментировать ни с формами, ни с материалами. Вот лишь некоторые отличительные черты этого стиля: плавные линии, асимметрия, природные мотивы в декоративных элементах, разнообразие материалов, большие окна (часто с витражами).
Модерн получил широкое распространение в нашей стране. Сегодня любоваться памятниками этого архитектурного стиля можно в Санкт-Петербурге и Москве, Самаре и Таганроге, Перми и Владивостоке.
Шедевры московского модерна
Среди них не только бывшие особняки и доходные дома, но и, например, роскошная гостиница в самом центре города.
Гостиница «Метрополь»
Адрес: Театральный проезд, 2
Легендарный столичный отель, над проектом которого работали сразу несколько архитекторов московского модерна: Кекушев, Валькот, Эрихсон.
В 1898 году богатый купец Савва Мамонтов приобрёл известную гостиницу с банями с целью реконструировать её под культурный центр. По его задумке, здесь, кроме номеров, должен был появиться и оперный театр на 3000 мест. Увы, этот проект так и остался на бумаге: меценат разорился, а новые хозяева решили превратить «банный отель» в фешенебельную гостиницу с огромным рестораном.
Открытие нового гостиничного комплекса состоялось в 1905-м. «Метрополь» поражал не только фантастическими для того времени удобствами (телефон, холодильник, горячая вода — в каждом номере), но и великолепием архитектуры. Его фасад украсили псевдоготические башенки, скульптурный фриз, ажурные балконы и целых 23 майоликовых панно. Самое большое из них — «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля — копия живописной работы, которая вызвала большой скандал в художественном сообществе и сегодня хранится в Третьяковской галерее.
Изучать характерные особенности модерна можно и внутри. Здесь есть и почти воздушное лепное панно Кекушева «Сфинкс в царстве Флоры», и изящные кованые перила, и огромные стёкла с растительными витражами в пролётах. Цветным стеклом декорирован даже лифт — самый красивый в Москве. Он работает и сегодня.
Доходный дом Перцовой
Адрес: Соймоновский проезд, 1/35
Один из самых ярких образцов русского модерна — «теремок» на левом берегу Москвы-реки.
Идея постройки этого нарядного здания принадлежит инженеру и меценату Петру Перцову: он задумал возвести доходный дом для творческих людей. Автором его проекта стал Сергей Малютин — художник, архитектор, а также создатель матрёшки. По его замыслу, постройка должна была сочетать в себе черты русского зодчества XVII века и западной средневековой архитектуры. Именно поэтому здание похоже не только на терем: если внимательно приглядеться, то можно заметить здесь и готические мотивы. Но атрибуты модерна тут тоже присутствуют: майоликовые панно на фронтонах или асимметричная планировка фасада.
В разные годы в этом доме жили пианист Константин Игумнов, актёр Никита Балиев, художник Роберт Фальк, а также «демон революции» Лев Троцкий. Интересный факт: с 1908-го по 1910-й в подвале здания размещалось кабаре «Летучая мышь», в котором мхатовские актёры представали в необычных для себя амплуа (Ольга Книппер-Чехова, например, — в образе французской певицы).
Архитектурный памятник оставался жилым домом до 1970-х, а потом перешёл в ведомство МИДа.
Особняк Листа
Адрес: Глазовский переулок, 8, строение 1
Считается, что это здание — первая постройка в стиле модерн в Москве. Она была возведена в 1899-м по проекту Льва Кекушева — одного из пионеров этого архитектурного направления в России.
Элегантное двухэтажное здание из боровичского кирпича отделано тарусским известняком и декорировано мозаичными панно. На выступающей части фасада можно увидеть фриз с подснежниками на золотистом фоне, а в арочной нише над главной дверью, которая украшена растительным орнаментом, — изображение водорослей и обитателей подводного царства. Интересна и угловая лоджия: она декорирована небольшой гранитной колонной, увенчанной металлической капителью с цветочным декором.
Кекушев построил особняк для себя, однако уже в 1900-м его хозяином стал фабрикант Отто Лист. А ещё через несколько лет дом стал собственностью художницы Натальи Кусевицкой — жены известного контрабасиста и дирижёра Сергея Кусевицкого. В разные годы в этом особняке бывали Борис Пастернак, Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин. В 1909-м в доме у Кусевицких останавливался Александр Скрябин, а в 1913-м — гастролирующий по России Клод Дебюсси.
В советское время в этом архитектурном памятнике располагались дипломатические миссии, а сегодня здесь — представительство Калужской области.
Особняк Рябушинского
Адрес: Малая Никитская улица, 6/2, строение 5
Одно из главных зданий московского модерна.
В 1900-м в центре города началось строительство особняка для банкира и мецената Степана Рябушинского. Автором проекта здания был Фёдор Шехтель — один из самых востребованных архитекторов своей эпохи, работавший в разных стилях, включая модерн.
Фасад особняка из светлого кирпича хоть и неброский, но нарядный: его украшает майоликовый фриз с ирисами, рамы в форме развесистых деревьев, «улиткообразные» решётки. А внутреннее убранство здания потрясёт даже тех, кто не увлекается историей архитектуры. Не сделать тут фото невозможно: в оформленном в морской тематике холле — 12-метровая мраморная лестница в форме волны, напоминающая медузу лампа, а на втором этаже — колонна с капителью в форме цветов и саламандр.
Оценить великолепие интерьеров может каждый желающий. В этом архитектурном шедевре сегодня открыт Музей-квартира Максима Горького: писатель провёл в этих стенах последние годы жизни, с 1931-го по 1936-й. Здесь была написана пьеса «Егор Булычёв и другие». А среди коллег, приходивших к Горькому в гости, были и иностранцы — Бернард Шоу и Ромен Роллан.
Фото этого шедевра модерна в Москве можно увидеть и на открытках, и на обложках книг, посвящённых отечественной архитектуре.
Особняк Якунчиковой
Адрес: Пречистенский переулок, 10, строение 1
Один из немногих в нашей стране образцов британского модерна.
Участок, на котором появилось это здание, принадлежал одному из крупнейших домостроительных предприятий Российской империи. Для него и был создан проект особняка. Его автор — Вильям Валькот — архитектор с интересной биографией.
Этот уроженец Одессы — сын шотландца и этнической немки — рос в Европе, изучал архитектуру у Леонтия Бенуа в Петербурге и работал в керамических мастерских Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Предположительно на создание лаконичного здания с изысканным декором его вдохновили работы шотландского архитектора и художника Чарльза Макинтоша.
Облицованная желтоватым кирпичом постройка состоит из трёх параллелепипедов, а также эркера (выступа фасадной стены), кровля которого служит балконом второго этажа. Дом декорирован и майоликовыми панно, и лепниной, и коваными решётками.
Первой хозяйкой особняка стала Мария Фёдоровна Якунчикова — художница, предпринимательница и племянница Мамонтова. Ей принадлежал «Магазин русских изделий» на Петровке, а среди посетителей этого стильного дома были Антон Чехов и Константин Станиславский. В советское время в здании располагались Дом комсомола, библиотека, а также дипломатическая миссия Заира.
Конторский дом Сытина
Адрес: Настасьинский переулок, 2
Стены этого памятника архитектуры помнят Владимира Немировича-Данченко и Александра Куприна, Максима Горького и Владимира Маяковского.
Когда-то здесь был двухэтажный особняк в стиле ампир, принадлежавший генерал-майору Петру Телегину. А в начале ХХ столетия его новым хозяином стал Иван Сытин — известный книгоиздатель. Он и решил его полностью перестроить в самом востребованном на тот момент стиле модерн. Сытин заказал проект нового дома Адольфу Эрихсону (автору здания торговой фирмы Михайлова на Кузнецком Мосту), и в 1904-м на Тверской появилось изящное четырёхэтажное сооружение с мезонином. Оно декорировано ажурными решётками, «растительной» лепниной и фризом с цветочным орнаментом, созданным знаменитым художником-иллюстратором Иваном Билибиным. На протяжении десятилетий (и в советское время тоже) здесь располагались редакции газет.
В 1979-м, во время реконструкции Пушкинской площади, дом Сытина был перемещён на 30 метров в сторону Настасьинского переулка. Здание весом в 10 тысяч тонн отрезали от фундамента и с помощью катков и домкратов переставили на новое место. Этот «переезд» продолжался трое суток.
Ярославский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 5
Один из самых красивых не только в нашей стране, но и в мире.
Первое здание Ярославского вокзала появилось в 1862 году. Выглядела эта двухэтажная постройка элегантно, но назвать её запоминающейся было сложно. С годами из-за увеличения пассажирского потока возникла необходимость в переустройстве здания. Первый проект реконструкции Ярославского вокзала разработал Лев Кекушев: он даже успел перестроить одно из его крыльев. Но в 1899-м работы был приостановлены, а правление дороги пригласило другого архитектора — Фёдора Шехтеля. Именно благодаря его проекту «по мотивам» павильона Русского Севера Константина Коровина для Нижегородской ярмарки 1896-го Ярославский вокзал стал одним из символов Москвы.
«Теремочная» гребневидная кровля, посвящённые северной флоре майоликовые вставки, остроконечная боковая башня, изображающие белых медведей фризы — этот сказочный архитектурный памятник можно изучать часами. Внутреннее убранство вокзала — эклектично, но тоже грандиозно. Здесь есть и панно Коровина, включая работу «Ловля рыбы на Мурманском море», и рельефы с изображением животных, появившиеся уже в советское время, и изящные светильники в форме подвесных фонарей по эскизам Шехтеля.
Особняк Носова
Адрес: Электрозаводская улица, 12, строение 1
А этот дом по проекту Льва Кекушева, расположенный в минутах ходьбы от станции метро «Электрозаводская», — один из самых интересных в столице памятников деревянного зодчества.
В 1903-м предприниматель Василий Носов обратился к известному архитектору с просьбой создать проект здания в духе заокеанских коттеджей, фото которых он увидел в журнале Scientific American. Однако Кекушев предложил собственный вариант особняка — в духе бельгийского модерна и выполненного из древесины.
Одним из главных элементов постройки стала круглая терраса с резным декором. Внутри дома — также резная дубовая лестница, кованые люстры, отделанные майоликовыми изразцами камины, двери с витражами. Внутреннее убранство этого архитектурного памятника можно оценить и сегодня.
В советское время тут располагались и ясли, и общежитие, и госучреждение. В 1987 году постройка перешла Российской государственной библиотеке для молодёжи, и сегодня тут работает её филиал. В молодёжном историко-культурном центре регулярно проводятся лекции и выставки, концерты и кинопоказы.
Особняк Шехтеля
Адрес: Ермолаевский переулок, 28, строение 1
Бывший дом знаменитого архитектора — экспериментальная постройка 1896 года, сочетающая в себе элементы модерна и неоготики.
Состоящий из разновысотных кирпичных объёмов особняк Шехтеля — настоящий замок, хоть и небольшой. Его самая выразительная часть — «средневековая» круглая башня, увенчанная кровлей в форме конуса. Вход в здание находится в другой башне — в форме шестигранника. Над крыльцом — мозаичное панно с тремя ирисами на разных этапах цветения, которые символизируют периоды жизни, а также годом постройки и литерой S (от фамилии архитектора с немецкими корнями — Schechtel). А изящная кованая решётка — ещё один декоративный элемент модерна — украшает невысокую ограду здания.
В разные годы в стенах этого особняка бывали А. П. Чехов и И. И. Левитан, К. А. Коровин и М. А. Врубель — друзья архитектора. В советское время один из самых красивых домов модерна в Москве перешёл в собственность бюро по обслуживанию иностранцев. Сегодня тут находится посольство Уругвая.
Скоропечатня Левенсона
Адрес: Трёхпрудный переулок, 9, строение 1
Этот памятник архитектуры модерна тоже создан по проекту Ф. О. Шехтеля. Когда-то тут располагалась одна из самых известных типографий Российской империи: в её цехах печатались газеты и журналы, билеты и альбомы живописцев, а Марина Цветаева на личные средства издала здесь свои первые сборники стихов — «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Фасад этой постройки 1900 года явно перекликается с обликом Ярославского вокзала — та же теремная гребневидная кровля, те же остроконечные башенки. А вот вместо майоликовых вставок — руст (имитирующая камень штукатурка). Впечатляют и элементы декора скоропечатни — лепной орнамент с чертополохом, барельеф с изображением печатников, кованые светильники у главного входа.
В советское время здание перешло тресту «Мосполиграф», а потом на протяжении многих лет находилось в заброшенном состоянии. Но в 2010-х после восстановительных работ скоропечатне вернули первоначальный облик. Сегодня здесь располагаются офисные помещения.
Особняк Александры Дерожинской
Адрес: Кропоткинский переулок, 13
А проект этого дома Шехтель разработал для дочери известного фабриканта Ивана Бутикова.
Постройка облицована светло-зелёной керамической плиткой. Главное украшение выступающей части фасада — большое арочное окно. За ним можно разглядеть просторную гостиную. Главный вход в особняк украшает маскарон. Он изображает героиню германской мифологии — прекрасную Лорелею, сирену Рейна. На ограде здания — изящная кованая решётка с узором по эскизу Шехтеля, повторяющим декор внутри особняка.
После событий 1917 года в доме Дерожинской размещались разные учреждения, пока в 1959-м его не передали посольству Австралии.
Заключение
Любоваться памятниками архитектуры модерна в Москве можно самостоятельно, а можно — в компании местных гидов. Они не только покажут вам самые интересные и красивые постройки, но и расскажут об этих зданиях то, о чём вы не прочтёте ни в одном справочнике.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Узнать историю знаменитого делового района и посетить подземный город