10 вещей, которые надо сделать в Москве хотя бы однажды
Покататься на трамвае, «навестить» Ленина и попробовать лучшие пончикиПобывать там, где начиналась Москва
Первое, что нужно сделать в столице, — отправиться в древнейшую часть города. Ею считается Боровицкий холм, на котором сейчас расположены Красная площадь и Кремль.
Первое летописное упоминание деревянных укреплений на месте Кремля датировано 1147 годом, который принято считать годом основания Москвы. С тех пор облик главной крепости неоднократно менялся. Во второй половине XIV века по указу князя Дмитрия Донского возвели белокаменные стены. А при Иване III Кремль перестроили в привычном для нас красном кирпиче.
Любопытный факт: хотя главная площадь Москвы — Красная, историческим центром правильнее считать Соборную, ведь её облик сформировался на два века раньше — в XIII столетии. Первоначальные деревянные постройки не уцелели. Зато сохранились древние каменные сооружения, возведённые на их месте в XV-XVI веках: Грановитая палата, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, — а также знаменитые Царь‑пушка и Царь‑колокол. Обратите внимание: Соборная площадь расположена на территории Кремля, попасть туда можно только по билетам.
А вот на Красную площадь, находящуюся за пределами могучих стен, вход свободный. После прогулки по гладкой каменной брусчатке и традиционных фото на фоне собора Василия Блаженного загляните в ГУМ. В нарядном здании конца XIX века в неорусском стиле витает атмосфера старины: побродите по торговым галереям и рассмотрите ретровитрины, попробуйте знаменитый пломбир по советскому рецепту, а напоследок загляните в местный туалет. Да‑да, это тоже полноценная достопримечательность. Интерьер уборной воссоздан на основе первоначального проекта: зеркала в золочёных рамах, отделка из мрамора, изящные шкафчики и светильники — здесь переносишься на сто лет назад.
Посмотреть Ленина в мавзолее
Существует шутливый список признаков настоящего москвича, и согласно одному из пунктов, истинный житель столицы ни разу не был в мавзолее. Это, конечно, миф, но доля правды в нём есть. В усыпальницу Ленина нужно отстоять немалую очередь, и далеко не каждый москвич и уж тем более гость столицы находит на это время. И всё же это одна из достопримечательностей, которые стоит увидеть хотя бы однажды в жизни.
Немного истории: мавзолей на Красной площади возвели в 1924 году, изначально он планировался как временный и потому был построен из дерева. С тех пор усыпальницу вождя дважды перестраивали, поначалу снова в дереве, а после, в 1930 году, — в камне.
Стеклянный саркофаг с телом В. И. Ленина тоже не раз видоизменялся. Поначалу его установили на четырёх незаметных опорах из металла, поэтому создавалось впечатление, будто гроб парит в воздухе. Но из‑за того, что стекла бликовали, а лампочки вокруг саркофага сильно нагревались и их часто приходилось выключать, конструкцию решили заменить.
В 1945 году провели реконструкцию усыпальницы. Здесь установили кондиционеры, поддерживающие постоянную температуру. Также создали новый саркофаг с современным освещением. Его расположили под таким углом, что стекло стало практически незаметным. В 1973 году его заменили пуленепробиваемым.
Сейчас бесплатно посетить мавзолей может любой желающий. Он открыт в первой половине дня, понедельник и пятница — выходные. Обратите внимание: во время проведения массовых мероприятий на Красной площади усыпальницу закрывают.
Проехать по самому старому участку московского метро
Столичная подземка славится своей красотой на весь мир. Первая линия Московского метрополитена открылась в мае 1935 года и называлась сначала Кировским диаметром, затем Кировско-Фрунзенской линией, а с 1990‑х — Сокольнической. Поначалу поезда курсировали между станциями «Сокольники» и «Парк культуры». А длина всего участка составляла почти 11 километров (современная протяжённость Сокольнической линии — 44 километра).
В оформлении первых станций московского метро участвовали знаменитые советские архитекторы. Правда, декорировали платформы тогда не так роскошно, как станции второй очереди (например, «Маяковскую»). Возможно, это было связано с тем, что работы выполняли в сжатые сроки.
Одной из самых ярких и богато украшенных станций первой очереди стала «Комсомольская». Вдоль путей тянутся ряды мраморных колонн, а со стороны северного выхода красуется майоликовое панно с изображением первых строителей метро, созданное по эскизам художника Е. Е. Лансере. Обязательно сойдите на этой станции, чтобы оценить её убранство, а заодно заглянуть на соседнюю «Комсомольскую» (кольцевую), открытую уже в 1950‑е и оформленную с присущим этому периоду шиком. Архитектор А. В. Щусев стилизовал платформу под русское барокко: своды украшены лепниной и грандиозными мозаичными панно из драгоценных камней и смальты.
Осмотрев «Комсомольскую» (кольцевую), возвращайтесь на Сокольническую линию и обязательно дождитесь ретропоезда, созданного по образцу вагонов 1930‑х, который курсирует наравне с остальными составами. Внутренний декор стилизован под советское прошлое: воссозданы старинные светильники‑бра и мягкие, обитые кожзамом сиденья. В таком антураже кажется, что поезд вот‑вот унесёт тебя в довоенную Москву!
Отстоять очередь за пончиками в Останкине
Самая знаменитая пончиковая Москвы расположена на 1‑й Останкинской улице, в симпатичном сказочном домике с черепичной крышей. Её история началась в 1953 году, когда на этом месте появилась небольшая палатка. Пончики быстро стали популярными среди местных и со временем превратились в настоящий московский бренд.
В 1990‑е годы для пончиковой построили собственное здание. В 2016‑м его хотели снести, но горожане собрали более 8 тысяч подписей и отстояли любимую кафешку.
Москвичи приходят сюда не только за угощением, но и за чувством приятной ностальгии. Многие говорят, что таких вкусных, как в их юности или детстве, пончиков сейчас нигде не найти. И приводят сюда детей и внуков, чтобы передать тёплые воспоминания молодому поколению.
Съесть горячие посыпанные сахарной пудрой пончики можно прямо на месте, пока не остыли. Поблизости от пончиковой есть симпатичный пруд с уютными скамейками, в котором отражается Останкинская башня. А можно устроить полноценный пикник в Останкинском парке в паре минут ходьбы. Здесь легко найти уединённое местечко.
Выбрать любимый павильон на ВДНХ
В этом парке, а точнее в одном из крупнейших в мире выставочных комплексов под открытым небом, спокойно можно провести целый день. Здесь есть множество кафешек и палаток с закусками на любой вкус. А в тёплое время года на ВДНХ открываются велопрокаты. Поэтому его живописными цветниками и монументальными фонтанами можно полюбоваться во время велопрогулки.
На территории ВДНХ расположено несколько десятков исторических павильонов, возведённых с 1937 по 1939 год для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. И каждый не похож на другой. Среди самых красивых — павильоны, посвящённые бывшим республикам СССР. В их архитектуре читаются отсылки к культуре и традициям каждой страны. Например, фасад павильона «Карелия» отделан морёным дубом, а «Казахстан» украшен тонким кружевом традиционных узоров.
Внутри некоторых зданий можно приобрести национальные товары. Так, в павильоне Республики Беларусь работает несколько магазинчиков с белорусскими сладостями и трикотажем. А при входе расположено небольшое кафе, где готовят блюда национальной кухни, в том числе несколько видов драников.
Другие павильоны ВДНХ изначально были посвящены достижениям советской культуры, науки и техники. В наше время во многих из них работают временные или постоянные выставки. Например, в павильон «Космос» стоит зайти любителям космонавтики: здесь работает отличный интерактивный музей. В коллекции более двух тысяч экспонатов: летательных аппаратов, скафандров, а также редких архивных документов и фото. Один из самых интересных — базовый блок и три модуля орбитальной станции «Мир», в которые можно забраться, чтобы почувствовать себя покорителем космоса.
Побывать внутри сталинской высотки
Главные символы советской эпохи в Москве — семь высоток, построенных в разных районах столицы по указу И. В. Сталина. Все они были заложены 7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы. В изначальном генеральном плане высоток было восемь, а по центру между ними должен был возвышаться Дворец Советов. Но небоскрёб на территории нынешнего Зарядья, как и Дворец Советов на месте современного храма Христа Спасителя, так и не построили.
Назначение грандиозных сооружений было различным: в одних располагались госучреждения, в других — квартиры и гостиничные номера. Символически же высотки должны были выполнять сразу несколько задач: демонстрировать величие Советского Союза, стать главной достопримечательностью столицы и олицетворять возрождение страны после Великой Отечественной войны. Ну и конечно, нужно было не отставать от Америки, для которой небоскрёбы к тому моменту стали нормой.
Высота «семи сестёр» по тем временам казалась невероятной. Самый низкий небоскрёб — гостиница «Ленинградская» — вместе со шпилем достигал 139 метров. А самый высокий, Главное здание МГУ, — 240 (также со шпилем). До 1990 года здание университета было самым высоким в Европе, пока его не обошла 256-метровая Ярмарочная башня во Франкфурте‑на‑Майне.
Самый простой способ побывать в сталинской высотке — снять номер в одной из гостиниц: «Ленинградской» и Radisson Collection Hotel (бывшая «Украина»). Кстати, на 33‑м этаже последней с апреля по ноябрь работает смотровая площадка, откуда открывается живописный вид на современные небоскрёбы «Москва‑Сити».
В жилых домах на Кудринской площади или Котельнической набережной можно арендовать квартиру на сутки или несколько дней. В некоторые другие здания получится попасть только с экскурсией.
Проехать на трамвае от Таганки до Чистых прудов
В Москве до сих пор популярны и любимы трамваи, один из наиболее старинных и уютных видов общественного транспорта. Самый известный маршрут — запущенный в 1911 году трамвай А, в народе известный как «Аннушка». В то время в Москве существовали и другие «буквенные» маршруты, для которых придумывали ласковые прозвища. Например, трамвай Б называли «Букашкой», а В — «Верочкой».
Современная «Аннушка» стартует в Таганском районе, рядом с Калитниковским прудом. Из окна открываются живописные виды Москвы: трамвай едет мимо нарядных ворот Покровского монастыря, пересекает Москву‑реку по Новоспасскому мосту. Делает остановку возле Павелецкого вокзала, перед которым несколько лет назад разбили красивый сквер, а затем следует по улице Новокузнецкой, где витает атмосфера старой Москвы: здесь сохранились старые купеческие особняки, нет современных высоток и толп путешественников — покой и тишина.
Дальше — ещё два моста (через Водоотводный канал и Москву‑реку) и масса достопримечательностей по пути: высотка на Котельнической набережной, знаменитый Дом со зверями 1909 года, украшенный, словно кружевом, изображениями мифических существ, несколько храмов и скверов.
Финальная точка маршрута — Чистопрудный бульвар. Здесь трамвай заходит на второй круг, не забудьте вовремя сойти: нужная вам остановка Метро «Чистые пруды».
Пройти пешком Бульварное кольцо
Если посмотреть на карту, то по форме эта часть города похожа скорее на подкову. Цепь состоит из 10 бульваров и не замыкается: её началом принято считать Гоголевский бульвар, а финальными звеньями — Покровский и Яузский.
С конца XVI века на месте нынешнего Бульварного кольца высилась белокаменная крепостная стена, а огороженную ею часть Москвы называли Белым, или Царёвым, городом. В 1774 году по указу Екатерины II стены начали разбирать, так как в оборонительных укреплениях в этой части города больше не было надобности. На их месте императрица повелела проложить аллеи с деревьями и обустроить площади.
Первый бульвар, Тверской, заложили спустя почти 20 лет, при Павле I. А самый новый участок Бульварного кольца — Покровский бульвар — появился в 1954 году, на месте плаца одноимённых казарм. Кстати, площади между бульварами до сих пор носят имена располагавшихся на их месте въездных ворот Белого города: Никитские, Арбатские, Покровские Ворота. А остатки укреплений из белого камня сейчас можно увидеть на Покровском бульваре: вокруг них возведён амфитеатр, который неофициально называют Ямой.
Сегодня Бульварное кольцо — прогулочная пешеходная зона, опоясывающая почти весь исторический центр Москвы. Обойти всю «подкову» можно примерно за два часа. Кстати, в зависимости от времени года бульвары выглядят по‑разному. Зимой они украшены разноцветными фонариками, световыми арками и инсталляциями. А весной и летом — гирляндами из цветов и ярких лент.
Прокатиться по Москве‑реке
Один из лучших способов увидеть Москву с непривычного ракурса — полюбоваться ею с воды. Выбор водного транспорта в столице огромный. В тёплое время года (с апреля по ноябрь) по Москве‑реке курсируют речные трамвайчики и теплоходы-рестораны, а зимой — экскурсионные кораблики-ледоколы. С воды можно полюбоваться главными городскими достопримечательностями: проплыть у стен Кремля, мимо парка Горького и памятника Петру I и увидеть храм Христа Спасителя.
Есть и максимально бюджетный вариант водного приключения — по цене нескольких поездок на метро. В 2023 году в столице запустили новый вид транспорта — электросуда, курсирующие по реке круглый год, даже зимой. Самые живописные маршруты расположены в центральной части города. Например, с причала у станции метро «Киевская» можно отправиться в сторону метро «Шелепиха» и по пути полюбоваться с воды сияющими небоскрёбами «Москва‑Сити».
Потусить на «Красном Октябре»
Одно из первых модных арт‑пространств Москвы располагается на стрелке острова Балчуг. Его открыли на территории бывшего завода, а точнее, старейшей шоколадной фабрики. Сейчас в зданиях из красного кирпича располагаются офисы крупных компаний, выставочные залы и бутики, модные рестораны, бары и клубы. Днём в пространствах арт‑кластера проходят лекции и мастер‑классы, по вечерам сюда приходят любоваться видами и пить вино на террасах кафешек, а по ночам на «Красный Октябрь» стекаются тусовщики — на концерты и вечеринки.
Заключение
Список обязательных для посещения в Москве мест можно дополнять ещё и ещё: всё зависит от интересов путешественника. Одним захочется включить в программу музеи, которых в столице в избытке, другим — усадьбы и парки, третьим — секретные бары и модные клубы.
Но каким бы ни был план, чтобы узнать настоящую Москву и поймать её ритм, хотя бы день нужно посвятить бесцельному блужданию по городу. Лучше всего делать это в компании местного, который поможет взглянуть на столицу глазами москвича и не потеряться на широких проспектах и в извилистых переулках.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Прогуляться по парку, заглянуть в павильоны и узнать, как изменился облик комплекса с 1939 года