Сикстинская капелла — знаменитый памятник эпохи Возрождения
Шедевры и интересные факты о всемирно известной капелле ВатиканаИстория создания
Самая известная капелла апостольского дворца Ватикана была построена по инициативе папы Сикста IV — отсюда и название. Став понтификом в 1471 году, он распорядился возвести на месте старой домовой церкви новую. По задумке Сикста, она должна была стать ещё и оборонительным строением: всё дело в том, что в 1453‑м османские войска взяли Константинополь — столицу Восточной Римской империи, поэтому понтифик опасался и штурма Рима.
Строительство Сикстинской капеллы длилось восемь лет — с 1473‑го по 1481‑й. Архитектор Джордже де Дольчи разработал проект здания не только неприступного, но и напрочь лишённого фасадного декора. Длина трёхэтажной постройки — 41 метр, ширина — 13, а высота — 21. Эти размеры были взяты из Ветхого Завета: капелла строго повторяет очертания храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году.
Высокие стены первого этажа надёжно защищали неприметную часовню от иноземных захватчиков. Второй этаж украсили большие стрельчатые окна. Благодаря им просторный зал Сикстинской капеллы всегда наполнен светом. А третий этаж предназначался для обороны — здесь вместо окон бойницы. Именно поэтому верхний ярус изначально не имел крыши. Двускатную кровлю построили значительно позже — для защиты фресок.
Внутреннее убранство капеллы создавали долго. Работа над росписями стен растянулась на несколько десятилетий. Самые первые из них появились в 1480‑х. Над фресками трудилась группа флорентийских художников во главе с великим Сандро Боттичелли.
Капеллу освятили 15 августа 1483 года. В этот же день здесь прошла первая месса. С 1492‑го и по сей день в главной часовне апостольского дворца проводятся собрания кардиналов для избрания нового папы — конклавы.
Детали интерьера
Внутри Сикстинской капеллы — большой зал с высоким овальным сводом. Изящная решётчатая перегородка из мрамора делит его на две неравные части. Но главное здесь — фрески, покрывающие все стены и потолок. Это один из главных шедевров мирового искусства. Кроме грандиозных работ Микеланджело — на своде и на западной (алтарной) стене — тут представлены творения и других мастеров эпохи Возрождения. Рассказываем о великих росписях подробнее.
Фрески северной и южной стен
Они созданы с 1481‑го по 1483‑й ведущими флорентийскими живописцами — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, а также их подмастерьями. Художники оставили в общей сложности 16 работ, но до наших дней дошли 12. Фрески северной стены изображают сцены из жизни Христа, а южной — Моисея.
«Крещение Христа» Пьетро Перуджино
В центре росписи — стоящий в Иордане Иисус. Рядом — проводящий обряд крещения Иоанн Креститель, а на небе — окружённый херувимами и серафимами Бог Отец. На пейзаж стоит обратить особое внимание: кроме пышной зелени и горных вершин художник вписал сюда и главные римские достопримечательности — Колизей и Пантеон.
«Искушение Христа» Сандро Боттичелли
Эта фреска посвящена сразу нескольким евангельским эпизодам. Дьявол уговаривает Христа превратить камни в хлеб, броситься с крыши, а также поклониться ему. Особенно впечатляют выразительные образы свидетелей происходящего на переднем плане. Предположительно, некоторых из них Боттичелли писал со своих современников. Например, считается, что крайний справа мужчина в красном плаще — племянник Сикста IV.
«Призвание Моисея» Сандро Боттичелли
Здесь изображены семь эпизодов из жития еврейского пророка. Они взяты из Книги Исхода. Рассматривать фреску нужно слева направо: в каждой из этих сцен Моисея можно узнать по его жёлто‑зелёному одеянию. Интересно, что дуб и апельсиновое дерево на переднем плане — своеобразная «эмблема мира» между Римом и Флоренцией. Дубовое дерево изображено на гербе рода делла Ровере, из которого происходил Сикст IV, а апельсины — на гербе семейства Медичи.
Потолок
Изначально впечатляющий овальный свод Сикстинской капеллы площадью 600 м² выглядел по‑другому. По моде того времени художник Пьерматтео д’Амелия расписал его в виде звёздного неба. В 1504‑м из‑за строительных работ возле здания на потолке образовались трещины. И хотя их заделали, тогдашний папа Юлий II пожелал перекрасить свод. Для заказа он обратился к Микеланджело Буонарроти. Гений эпохи Возрождения был искренне удивлён выбором понтифика. Как это ни парадоксально, он считал себя хорошим скульптором, но не очень хорошим художником. И всё же отказать просьбе папы Микеланджело не посмел.
По одной из легенд, он создавал свой шедевр лёжа. Но это не так: Микеланджело придумал специальную платформу на кронштейнах — она позволяла работать стоя. И всё равно мастеру предстояла непростая и изнурительная работа — расписывать огромное пространство. Без помощи ассистентов и даже без предварительных эскизов Микеланджело справился с поставленной задачей всего за четыре года — с 1508‑го по 1512‑й. Когда Юлий II увидел окончательный результат, он обомлел от восторга. Масштаб, сложность композиций, яркие цвета, проработанные детали — этот грандиозный проект эпохи Ренессанса продолжает восхищать и сегодня.
В центральной части потолка Сикстинской капеллы изображены девять сцен из Книги Бытия. Они связаны с сотворением мира, созданием человечества и грехопадением, а также жизнью Ноя‑праведника. Именно здесь находится самая завораживающая фреска Микеланджело — «Сотворение Адама». К прародителю человеческого рода летит Бог. Рука Творца протянута к руке Адама — она передаёт первому человеку жизненную энергию. Среди других изображений на своде капеллы — предки Иисуса, сюжеты на тему чудесного спасения израильтян, образы пяти сивилл (языческих прорицательниц) и семи пророков.
Алтарная стена
Хотя годы изнурительного труда в знаменитой часовне подорвали здоровье Микеланджело (у него развились сколиоз и артрит), через четверть века он вновь согласился тут поработать. В 1536‑м 61‑летний мастер по желанию папы Павла III приступил к росписи алтарной стены площадью в 200 м². Посвящённая Второму пришествию Христа и апокалипсису фреска «Страшный суд» была завершена в 1541 году.
Последний, по мнению критиков, шедевр эпохи Ренессанса поражает выразительностью, драматизмом и масштабностью. На нём изображены более 300 фигур. Композиционно «Страшный суд» делится на три части. В верхней из них можно увидеть ангелов с атрибутами Страстей Христовых. Центральная часть изображает Христа и Марию в окружении проповедников, пророков, святых и героев Ветхого Завета. Среди них — апостол Варфоломей с содранной кожей в руке. Предположительно, лицо на ней — автопортрет самого Микеланджело. В нижней части стены — играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, восходящие на небо праведники и низвергаемые в ад грешники.
Фреска вызвала неоднозначную реакцию у современников гения. Если Павла III она потрясала, то многих кардиналов возмутила — из‑за наготы святых. В 1564 году было принято решение «одеть» большую часть персонажей «Страшного суда». Написанием драпировок и набедренных повязок занимался уже не Микеланджело, а его ученик Даниеле Риччарелли.
Фрески восточной стены
В ней находится главный вход в зал Сикстинской капеллы. Стену украшают два финальных эпизода из циклов о Христе и Моисее. Оригинальные работы были созданы флорентийскими мастерами ещё в 1480‑х. Но в 1522‑м эти изображения были уничтожены из‑за рухнувшей двери. В конце XVI века папа Григорий XIII решил восстановить утраченные фрески. «Вознесение Христа» выполнил фламандец Хендрик ван ден Брок, а «Спор у тела Моисея» — итальянец Маттео да Лечче.
Интересные факты
В 1514‑м папа Лев X заказал Рафаэлю эскизы для 10 гобеленов со сценами из «Деяний апостолов» для нижней части боковых стен. На изготовление великолепных шпалер из золотых и шёлковых нитей ушло пять лет, и сегодня их можно увидеть в пинакотеке Ватикана. А в самой капелле на их месте — необычные фрески, изображающие драпированную ткань.
Одна из главных проблем для сохранности фресок — человеческий пот: влага и соль постоянно оседают на поверхности стен. Поэтому команда реставраторов регулярно обрабатывает живописные шедевры дистиллированной водой, которая впитывает соль, а после этого осторожно промакивает их специальной японской бумагой.
Кроме того, старинным фрескам потенциально вредна фотовспышка. В часовне нельзя не только фотографировать, но и производить видеосъёмку — за этим строго следит охрана. Но посетители всё равно умудряются делать фотографии исподтишка.
Стоимость билетов и режим работы
Сикстинская капелла — часть музейного комплекса Ватикана. Для визита в неё необходимо приобрести билет, который даёт право на посещение 26 музеев. Его можно купить на месте — в кассе, отстояв двух‑трёхчасовую очередь. Стоимость стандартного билета для взрослого — 20 евро. Но билет можно приобрести и без очереди — на официальном сайте комплекса. Покупка билета онлайн обойдётся в 25 евро (оплатить его картой российского банка не получится).
Музеи Ватикана открыты ежедневно кроме воскресенья — с 8:00 до 19:00, но пускают в них только до 17:00. С марта по декабрь по пятницам и субботам они работают дольше обычного — до 20:00 (зайти можно до 18:00). А в последнее воскресенье каждого месяца во все музеи Ватикана можно попасть бесплатно — с 9:00 до 12:30.
Правила посещения
Чёткое соблюдение дресс‑кода — одно из главных условий. В Сикстинскую капеллу не пускают в одежде без рукавов и с глубоким вырезом, коротких шортах (выше колена), мини‑юбках и головных уборах. Также стоит знать, что сотрудники музеев Ватикана обращают внимание на татуировки посетителей. Если изображение, по их мнению, может оскорбить чувства католиков, вам могут отказать в посещении часовни.
Для посетителей с рюкзаками, большими сумками и пакетами работает бесплатная камера хранения. А длинные зонты и штативы можно оставить сотрудникам гардероба.
В часовне запрещается пользоваться не только фото‑ и видеокамерами, но и фотографировать и снимать на смартфон. Все мобильные устройства должны быть отключены.
Заключение
Сикстинская капелла в Ватикане — удивительное место. В стенах невзрачного здания спрятана одна из главных арт‑жемчужин человечества. Любоваться великолепием Сикстинской капеллы, а также другими достопримечательностями города‑государства в центре Рима можно в компании местных гидов. Они не только помогут разобраться в исторических перипетиях, но и расскажут о тайнах, которые хранит Ватикан.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Прогуляться по лабиринтам любимого района римлян и узнать его секреты
Побывать как в местах из путеводителей, так и в неизведанных закоулках — под нескучные рассказы
Пройти по следам Бернини, «прочитать» его скульптуры и получить атмосферные снимки
О шедеврах, интригах и легендах Ватикана — просто, понятно и с юмором!