Медный всадник: памятник, который стал символом Санкт-Петербурга

19 апр 2024, обновлено 22 апр 2024
Медный всадник — одно из самых известных изваяний в Петербурге. Но это не просто одна из достопримечательностей города, а ещё и интереснейший объект со своей историей. Открыли монумент спустя 14 лет после начала работы над композицией. Почему понадобилось столько времени и с какими трудностями столкнулись создатели памятника, рассказываем в статье.
СодержаниеКому посвящён памятникИстория создания Медного всадникаЛегендыГде находится памятникЗаключение

Кому посвящён памятник

Один из самых знаменитых российских памятников изображает императора Петра I на коне. Величественный монумент появился в центре Петербурга по велению Екатерины II — так императрица решила увековечить память царя-плотника, отдать дань уважения его реформам и одновременно подчеркнуть своё положение как продолжательницы его дел. Место для установки императрица тоже выбрала сама — на Сенатской площади, хотя изначально там планировалось возвести памятник в её честь.

Главный монумент Петербурга впечатляет размерами. Его высота — более 10 метров, пять из них приходится на гранитный постамент, а чуть больше пяти метров — на бронзовое изваяние императора.

Медный всадник
Фото: Shutterstock

Кстати, общеизвестное название никак не связано с материалом, из которого выполнены фигура императора и его коня, — композицию отлили из бронзы. Однако после 1833 года памятник стали называть Медным всадником после выхода одноимённой поэмы Александра Пушкина. В ней изваяние оживает и преследует главного героя, который от отчаяния проклинает императора. Очевидно, что писатель точно знал, что памятник не медный (в поэме есть строчки про бронзового коня), но слово «медный», возможно, появилось для рифмы и в итоге закрепилось в названии произведения, став почти нарицательным.

История создания Медного всадника

Воплощать свою задумку по созданию памятника императрица начала в 1760-е годы. Сразу же встал вопрос — кто будет его делать и какой будет скульптура. Считается, что царица видела Петра I на коне, а философ Дени Дидро, с которым она переписывалась, вообще предлагал вместо скульптуры установить в честь императора фонтан. И именно французский мыслитель порекомендовал российской правительнице малоизвестного скульптора Этьена Фальконе.

1741 год. Портрет Этьена Мориса Фальконе. Художник: Ж. -Б. Лемуан • 1770 год. Транспортировка «Гром-камня». Художник: Ю. М. Фельтен

В Петербурге приглашённый Фальконе оказался в 1766 году. С собой он привёз эскиз скульптуры, выполненный из воска. По преданию, ещё в Париже Фальконе изучил литературу про русского императора и придумал образ будущего памятника — это был всадник на вздыбившемся коне. При этом правитель империи был изображён без парадной одежды и даже без седла — вместо него была звериная шкура. Придворные вельможи были недовольны — они видели монумент более помпезным. Однако скульптор отстоял свой вариант.

В столице империи Фальконе начал создавать новый макет — из гипса и в натуральную величину. Под мастерскую отдали один из залов Зимнего дворца, а моделями стали два породистых скакуна и гвардейский офицер. В помещении установили помост с наклоном, на котором коня заставляли вставать на дыбы.

1773 год. Портрет Мари-Анн Колло. Художник: П. Э. Фальконе • Модель головы для памятника Петру I. Скульптор: Мари-Анн Колло • Фото: блог «Пешком по Петербургу и не только»

Работа над памятником стала для Фальконе настоящим испытанием. Первые трудности начались во время изготовления гипсовой статуи царя. Скульптору никак не удавалось выполнить голову. Три варианта, которые он изготавливал, не понравились Екатерине II. В итоге сделать голову доверили ученице ваятеля. За образец Мари-Анн Колло взяла прижизненную маску императора, благодаря чему гипсовое лицо получилось максимально похожим на лик Петра I. На этот раз Екатерина II осталась довольна.

Ещё один помощник Фальконе занимался змеёй, которая должна была располагаться под задним копытом лошади. Эту часть композиции создал Фёдор Гордеев — в дальнейшем русский скульптор стал ректором Академии художеств. По задумке Фальконе, змея у ног правителя символизировала препятствия, которые преодолевал на своём пути император. Одновременно у неё был и другой, более практичный замысел. Змея служила дополнительной точкой опоры для коня и придавала устойчивость композиции.

1770-е годы. Схема отливки памятника

В 1768-м гипсовая модель Медного всадника была закончена. Уже пора было приступать к отливке монумента из бронзы, но снова случился форс-мажор. Фальконе пригласил из Франции литейщика, но тому оказалось не под силу справиться со сложной задачей — скульптуру нужно было выполнить по особой технологии: верх более тонким, а низ — массивным.

Весь следующий год ушёл на поиски русского мастера. В итоге взяться за работу согласился литейщик пушек. К отливке Емельян Хайлов вместе со скульптором приступили в 1774-м. Когда работа была почти завершена, в мастерской лопнула труба с расплавленной бронзой и начался пожар. Его Хайлов смог погасить, но сам он получил ожоги, а верх скульптуры был испорчен. Заново её выполнили только в 1777 году, а вся композиция была готова спустя год. Почти сразу после этого Фальконе уехал из Петербурга: причиной стал конфликт с приближёнными императрицы.

Статья по темеПамятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Медный всадник
1782 год. Открытие монумента Петру Великому. Художник: А. П. Давыдов

Торжественно готовый памятник открыли только через пять лет, в 1782-м. Дату приурочили сразу к двум историческим событиям: 20 лет со дня воцарения Екатерины II и 100 лет восшествия на престол Петра. Грандиозный монумент так впечатлил собравшихся, что почти все преклонили колени. Медный всадник стал первым городским памятником, который появился в Российской империи: прежде в стране в честь исторических событий или правителей было принято возводить только церкви или монастыри.

Легенды

За пару столетий вокруг монумента сложилось множество мифов и преданий, в том числе самых фантастических. Одни из них появлялись ещё во время работы над памятником, другие — спустя годы. Вот самые интересные из них.

Медный всадник
Фото: Shutterstock

Пётр I пообщался со скульптором Фальконе Да, к моменту работы над памятником императора уже не было в живых, но по легенде царь явился художнику во сне, чтобы расспросить его о работе. Дело в том, что Этьен Фальконе очень тщательно подошёл к созданию образа основателя Петербурга. Он изучал архивные документы про императора и даже общался с придворными, которые помнили монарха. Однажды скульптор попросил разрешения переночевать в бывшей спальне императора, которая находилась во дворце Летнего сада. Там художнику и приснился Пётр. Фальконе хоть и нервничал, но пообещал самодержцу создать великолепный монумент в его честь. Но француз якобы так переволновался от этого события, что именно поэтому не смог закончить лицо и поручил это своей ученице.

Постамент появился благодаря молнии Огромный камень, на котором стоит Медный всадник, нашли в окрестностях Петербурга. По задумке скульптора, нужен был валун, похожий по форме на волну — как символ выхода к морю. Однако Фальконе сомневался, что такой камень можно найти. Но на всякий случай разместил объявления в петербургских газетах. Откликнулся крестьянин, который занимался поставкой камня в столицу. Он рассказал, что недалеко от Лахты есть кусок гранита, который после удара молнии откололся от скалы. Местные жители даже уверяли, что когда-то сам император Пётр I забирался на эту глыбу во время Северной войны, чтобы осмотреть окрестности. В итоге камень весом две тонны доставили в Петербург, правда, по дороге валун немного обтесали.

Медный всадник
Фото: Shutterstock

Медный всадник защитил столицу В 1812 году, когда русская армия отступала из Санкт-Петербурга, Александр I повелел эвакуировать все ценности, включая монумент основателю города. Так император хотел защитить памятник на случай вторжения наполеоновских войск. Однако к одному из придворных пришёл человек по фамилии Батурин и рассказал о своём видении. Якобы ему приснился такой сон: Пётр I на коне подъехал к царю Александру I и сказал, что городу нечего опасаться, пока первый император стоит на своём месте. Правящий монарх так впечатлился этим рассказом, что отменил решение. Петербург французы занять так и не смогли, и с тех пор монумент слывёт защитником города на Неве.

Император восседает на любимом коне Считается, что Фальконе усадил царя на Лизетту — этого скакуна бурого окраса Пётр задорого купил у купцов. Лошадь служила императору почти 10 лет, а после её смерти царь приказал сделать чучело животного — его и сейчас можно увидеть в Зоологическом музее.

Фото: Shutterstock, сетевое издание Gazeta.SPb

Глаза Медного всадника говорят о любви Действительно, зрачки статуи царя сделаны в форме сердечек. Это объясняется романтической легендой: как будто голову царя делала ученица, влюблённая в мастера Фальконе, и таким образом она хотела намекнуть ему о своих чувствах. Ещё одна версия гласит, что задумка принадлежит скульптору — так он решил показать любовь императора к своему городу.

Где находится памятник

Расположен монумент в историческом центре Санкт-Петербурга. Памятник возвышается неподалёку от набережной Невы на Сенатской площади — в километре от Дворцовой площади. В пяти минутах ходьбы от Медного всадника находится другая топовая достопримечательность Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор. Добраться к бронзовому Петру можно на автобусе, троллейбусе или метро. Ближайшие к памятнику остановки — «Конногвардейский бульвар», «Исаакиевская площадь» и «Адмиралтейский проспект».

Медный всадник
Фото: Shutterstock

Заключение

Самый известный памятник, посвящённый первому русскому императору, безусловно стоит увидеть при визите в Санкт-Петербург. Остановиться у него специально и заглянуть в глаза. А чтобы проникнуться к городу и другим его достопримечательностям ещё большим интересом, приходите на Сенатскую площадь вместе с местным гидом. Он расскажет самую важную информацию, а также добавит малоизвестных деталей и легенд о главном памятнике на маршруте по городу.

Автор: Юлия Осокина

Ещё на тему путешествий

Музей марципана: что смотреть в экспозицииМузей марципана: что смотреть в экспозиции Мультипликационные персонажи из миндаля, старинные коробки конфет и другие необычные артефакты