Мариинский театр — главная сцена Санкт‑Петербурга
История, интересные факты, практическая информацияМариинский театр на карте Санкт‑Петербурга
История Мариинского театра
Свою историю главный храм искусства Северной столицы ведёт с конца XVIII века. Однако переехал в знаменитое здание и стал именоваться Мариинским театр значительно позже. Но обо всём по порядку.
В 1783‑м в Санкт-Петербурге на Карусельной площади (с 1821‑го — Театральной) по распоряжению Екатерины II открылся Большой Каменный театр — первый регулярный в нашей стране. Автором проекта здания стал известный итальянский архитектор Антонио Ринальди (по его же чертежам строили Гатчинский дворец). Постройка поражала и внутренним убранством, и грандиозной сценой, оборудованной по последнему слову техники. В этом музыкальном театре ставились не только балетные и оперные спектакли, но и драматические. Кроме того, здесь проводили инструментальные концерты в исполнении симфонического оркестра, а также устраивали балы. В Большой Каменный театр частенько захаживал А. С. Пушкин, любил тут бывать и его герой — Евгений Онегин. И именно на этой сцене состоялись премьеры обеих опер Глинки — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Прошли годы, и часть оперных и балетных спектаклей из репертуара перенесли в другое здание — тоже на Театральной площади. Всё дело в том, что в 1849‑м напротив Большого Каменного открылся новый Театр-цирк с двумя конюшнями, который со временем стал одним из самых востребованных увеселительных заведений Санкт‑Петербурга — по легенде, именно из-за него в нашей стране появились спекулянты билетами. В этот театр и переехали оперные и балетные постановки будущей Мариинки.
В 1859‑м в Театре‑цирке произошёл сильный пожар. На месте сгоревшего здания по приказу Александра II был возведён новый музыкальный театр. Он и получил название Мариинский: в честь Марии Александровны, супруги российского императора. Автором проекта театра стал архитектор Альберто Кавос. Именно в этой постройке сегодня размещается историческая сцена. При этом балетные и оперные постановки продолжали идти в Большом Каменном театре вплоть до 1886‑го: лишь в конце XIX века это историческое здание передали Русскому музыкальному обществу, а после реконструкции в нём открылась Санкт-Петербургская консерватория, которая находится здесь по сей день.
История Мариинского театра неразрывно связана с историей отечественной музыкальной культуры. В разные годы на его сцене блистали выдающиеся артисты балета (Павлова, Нижинский, Уланова, Нуреев) и оперы (Ершов, Преображенская и, конечно, Шаляпин — с 1918‑го по 1920‑й он даже занимал место художественного руководителя Мариинки). Именно на этой площадке в конце XIX века состоялись премьеры спектаклей «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского (последний оставался в репертуаре театра более 30 лет). А в советскую эпоху здесь показывали «Спартака» Хачатуряна и «Ромео и Джульетты» Прокофьева.
Сегодня в афише Мариинского театра — как классические оперы и балеты, так и новые программы современных композиторов — российских и зарубежных. Директор, художественный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Гергиев не только существенно расширил репертуар, при нём Мариинка стала масштабным театральным комплексом. Зрители могут увидеть постановки как на основной сцене, так и на двух других площадках — в Мариинском‑2 и в Концертном зале. А ещё один из самых известных театров мира проводит лекции и мастер‑классы с участием известных артистов оперы и балета, мероприятия для детей и международные фестивали.
Сцены театра
Новый корпус — Мариинский‑2 — находится в минуте ходьбы от исторического здания: постройки разделяет Крюков канал. А до другого «филиала» театра, Концертного зала, от Театральной площади можно дойти минут за 15. Расскажем о каждой из площадок грандиозного комплекса.
Основная сцена
Адрес: Театральная площадь, 1
Историческое здание представляет собой постройку в неоклассическом стиле. Основная сцена приняла первых зрителей 2 октября 1860 года. Сезон открылся традиционно — оперой «Жизнь за царя». Во второй половине XIX столетия театр неоднократно перестраивался. В 1880‑х к нему пристроили трёхэтажный корпус (под мастерские, репетиционные для труппы и электростанцию). В это же время купол здания украсила башенка, увенчанная лирой и короной: со временем она стала одним из символов Мариинки. Внешне театр напоминает настоящий дворец.
За элегантным фасадом здания — фантастические интерьеры: они и в начале XXI столетия поражают своей изысканностью. Просторные вестибюли и фойе щедро украшены лепниной, а многоярусный зрительный зал Основной сцены (на 1600 человек) удивляет нетипичной цветовой гаммой — он выдержан в золотых и голубых оттенках. Ещё один символ театра, который можно увидеть при посещении, — великолепный плафон работы австрийского художника Энрико Франчиолли «Часы с амурами»: на нём изображены портреты 12 отечественных драматургов.
Сложно не обратить внимания и на сценический занавес, созданный Александром Головиным в 1914‑м. Знаменитый театральный художник оформил его узором, украшавшим шлейф платья российской императрицы Марии Александровны. Его мастерская находилась здесь же, в одном из помещений здания театра. Тут и сегодня изготавливают декорации для оперных и балетных спектаклей из репертуара. Это место помнит скандальную историю, случившуюся в 1909-м: в мастерской Головина поэт Максимилиан Волошин дал пощёчину своему коллеге Николаю Гумилёву за то, что тот распространял слухи о своём романе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, у которой был жених. Благородный Волошин решил защитить честь девушки прямо в стенах храма искусства да ещё и при толпе свидетелей. Такое поведение поэта стало ошибкой и привело к дуэли, которая состоялась на Чёрной речке. К счастью, пистолет Волошина дважды дал осечку, а Гумилёв промахнулся.
В период блокады Ленинграда здание театра неоднократно подвергалось авианалётам: в него попало более 20 снарядов. Но оно выстояло и было восстановлено уже к осени 1944‑го.
Сегодня на исторической сцене Мариинского театра идут оперы и балеты, которые пользуются неизменным успехом. Есть полезный совет для тех, кто планирует посещение спектакля: считается, что места в третьем ярусе (благодаря акустике) лучше всего подходят для оперных постановок. А если собираетесь на балетную, стоит купить билет в бельэтаж.
И всё же самые желанные места в зале — в роскошной царской ложе, где есть секретная дверь, ведущая в гримёрки: когда‑то после спектаклей члены императорской семьи могли лично поблагодарить артистов труппы. Предположительно, потайным ходом часто пользовался цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), у которого был роман с балериной Матильдой Кшесинской. Сегодня достать билеты в эту ложу Основной сцены — исключительно дело везения.
Новая сцена
Адрес: улица Декабристов, 34
Мариинский‑2 открылся в 2013‑м. Его построили по проекту канадского архитектурного бюро Diamond Schmitt Architects: работы шли более восьми лет. И хотя внешний облик этого 10-этажного здания (три из них — подземные) нельзя назвать особенно интересным, внутреннее убранство впечатляет. Как, впрочем, и акустика, и техническая оснащённость площадки.
Отдельного упоминания заслуживают материалы, использованные в интерьерах здания Новой сцены. Фойе со стенами из оникса украшено оригинальными люстрами из хрустальных пузырьков на невидимых нитях. А боковые панели (перила) одной из лестниц между этажами выполнены из стекла, что придаёт интерьеру некоторую футуристичность.
На третьем этаже расположен амфитеатр, где проходят камерные концерты, фестивали и выставки разных форматов. А на шестом — терраса, откуда открывается один из лучших панорамных видов на Санкт‑Петербург.
Зрительный зал (на 1830 человек) с тремя ярусами балконов имеет форму подковы. Эта конфигурация обеспечивает не только комфорт, но и прекрасную акустику. А сцен — целых три: основная, сцена для проведения репетиций и арьерсцена (для размещения декораций). Их можно объединить в одну общую.
В Мариинском‑2 дают прежде всего новаторские постановки. Впрочем, оперные и балетные спектакли, премьеры которых прошли на исторической сцене, также показывают на этой ультрасовременной площадке города.
Концертный зал
Адрес: улица Писарева, 20 / улица Декабристов, 37
В 1900‑м на месте сегодняшнего Концертного зала по проекту Виктора Шрётера было возведено кирпичное здание. В нём расположился зал дирекции Императорских театров, а также декорационный склад. В 1917-м постройка перешла Мариинке: именно в этих стенах создавались декорации к самым известным её спектаклям ХХ века.
В 2003‑м в здании произошёл пожар: большая часть исторической постройки была уничтожена, уцелел только фасад. Тогда Гергиев решил основать на месте старой мастерской новую театральную площадку — Концертный зал. К проекту привлекли мастеров из разных уголков мира: архитектором здания стал француз Ксавье Фабр, а в качестве специалиста по акустике пригласили японского инженера Ясухису Тоёту (он, в частности, разрабатывал акустическую систему Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе). В 2007-м площадка начала работу и приняла первых зрителей.
Можно долго изучать фойе здания: внимание привлекут огромная люстра, напоминающая водопад из мыльных пузырей, и оригинальные часы, созданные Михаилом Шемякиным. И всё же самое удивительное место здесь — зрительный зал. Он обшит акустическими панелями из древесины, а его планировка весьма необычна: в центре — сцена‑трансформер (на ней можно ставить и оперу, и балет), а ряды кресел расположены прямо вокруг неё.
Сегодня на одной из лучших в мире концертных площадок проводят музыкальные фестивали, ставят спектакли для детей и показывают мюзиклы.
Билеты в Мариинский театр
Приобретать их проще и удобнее всего на официальном сайте. Даже на спектакли на основной сцене можно купить билеты день в день. Если, конечно, вы не собираетесь на премьеру или на спектакль в первую неделю января, когда в Питере особенно много путешественников. Цены билетов варьируются в зависимости от выбора места. Обратите внимание, что ровно за час до начала спектакля или концерта онлайн‑регистрация прекращается. А вот в кассах театра продолжается продажа билетов. Режим их работы можно уточнить на сайте.
Где находится Мариинский театр и как до него добраться
Театральная площадь расположена в историческом центре, до неё можно доехать на метро. Ближайшая станция подземки — «Спасская». Вход в Мариинку, как и в здание Новой сцены, находится примерно в 10 минутах ходьбы от метро. А вот прогулка от станции до Концертного зала займёт около получаса. Помимо метро, до исторического здания также можно доехать на автобусах № 2, 3, 22, 50, 70, 71. Выйти нужно на остановке «Театральная площадь» или «Мариинский театр».
Заключение
Каждая из площадок Мариинского театра по‑своему уникальна. Поклонники академической музыки идут в главное здание на Театральной площади ради знаменитых спектаклей, исторической атмосферы и роскошных интерьеров. Сцена Мариинского‑2 привлекает любителей смелых интерпретаций классики, а в третье здание комплекса — Концертный зал — отправляются за знакомством с творчеством современных композиторов.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!