Колизей: бессменный символ Рима

1 апр 2024, обновлено 4 ноя 2024
Колизей: бессменный символ Рима
«Пока стоит Колизей, стоит Рим» — в словах средневекового британского монаха Беды точно есть доля правды. Один из древнейших античных памятников напоминает о великой цивилизации уже два тысячелетия, а его образ неразрывно связан с самим городом — Рим без Колизея действительно невозможно представить. Рассказываем, как строили самое знаменитое сооружение Италии и почему его непременно стоит увидеть.

История Колизея

В начале нашей эры Римской империей правил Нерон. История запомнила его как деспотичного императора: он не считался с сенатом, сосредоточив всю власть в своих руках, грабил казну вместе со своими приближёнными, вёл разгульную жизнь и, передоверив дела государственные своим фаворитам, выступал в театре и цирке, считая себя великим артистом.

В 64 году в Риме случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города. В поджоге обвинили правителя, а тот, чтобы отвести от себя подозрения, возложил ответственность за пожар на христиан и показательно казнил многих из них. Всё это привело к восстанию, заговорам и свержению императора: Нерон, боясь расправы, покончил с собой.

1745 год. Колизей. Художник: Антонио Каналь • 1853 год • 1918 год • Фото: Shutterstock

Это событие обернулось гражданской войной, во время которой в 69 году власть захватил Тит Флавий Веспасиан. Чтобы укрепить государство и завоевать народную любовь, он провёл военные и финансовые реформы и занялся строительной политикой. Император возвёл новые здания и общественные сооружения, например храм Мира, в котором, несмотря на название, размещались библиотека, музей и канцелярия. Но одним из его главных проектов в Риме стал Колизей: самый масштабный амфитеатр за всю историю Древнего мира символизировал победу над диктатором.

Строительство Колизея

В центре Рима в I веке располагался дворцово‑парковый комплекс Золотой дом, который Нерон построил на руинах города после ужасающего пожара. В самом центре имения располагался пруд, который Веспасиан распорядился засыпать. На месте водоёма впоследствии и вырос грандиозный амфитеатр — Колизей.

Несмотря на внушительные размеры сооружения, строительство шло очень быстро по меркам того времени и заняло всего восемь лет. Проектированием занимались местные архитекторы и инженеры, а тяжёлую работу выполняли рабы: накануне император выиграл войну в Иудее и пригнал оттуда 100 тысяч пленных. Строительство Колизея закончили в 80 году, уже при сыне Веспасиана Тите, и назвали в честь новой правящей династии — амфитеатром Флавиев.

Колизей
Золотой дом Нерона, реконструкция. Фото: Дмитрий Розаков

Завершение масштабного строительства решили отметить не менее грандиозным праздником и в честь открытия стадиона устроили торжество длительностью целых 100 дней! Гости смотрели гладиаторские бои, травлю животных, морские сражения (для них специально заливали арену водой) и другие представления. Многие не выходили из амфитеатра по несколько дней и брали с собой внушительный запас еды, чтобы не отрываться от зрелищ ни на минуту.

На несколько столетий Колизей стал главным увеселительным заведением Рима. Но кровавые представления радовали не всех и противоречили христианской морали, которая укрепилась в империи к концу IV века. На гладиаторском бою в 404 году монах Телемах призвал остановить сражение и одуматься, но публика, требующая «хлеба и зрелищ», забила его камнями до смерти. Впечатлившись поступком священнослужителя, император Гонорий запретил бои — это выступление гладиаторов стало последним в истории Колизея.

1878 год. «Последняя битва гладиаторов». Художник: Й. Сталлаэрт • 1894 год. Навмахия (морская битва). Художник: У. Чека

Упадок Колизея

После запрета гладиаторских сражений грандиозный амфитеатр принимал зрителей ещё чуть больше века, однако со временем начал терять былую славу. Упадок Колизея происходил на фоне глобальных перемен в самом государстве: территории Римской империи с начала V века оккупировали германские племена, в 455 году Рим разгромили вандалы, а в 476 году после свержения Ромула Августула государство пало. Колизей за это время пережил разорения, два землетрясения и пожар, после которых строение неоднократно реставрировали. Последний раз амфитеатр принял зрителей в 523 году, после чего был заброшен.

Колизей в 1854–1867 годах
1854–1867 годы. Фото: Louis-Alphonse Davanne

Пустующее здание быстро заняли горожане: в нём устроили ремесленные мастерские, торговые лавки и овощехранилища. Жили рабочие здесь же — импровизированные квартиры размещались на верхних ярусах амфитеатра.

Роковым для Колизея стал 1349 год: южная стена амфитеатра рухнула во время землетрясения. После разрушения горожане стали разбирать руины на кирпичи — материал шёл на строительство новых зданий и церквей. Колизей служил местной каменоломней порядка трёх веков. Травертин, из которого построен амфитеатр, использовали, например, в возведении палаццо Венеция, палаццо Канчеллерия и палаццо Фарнезе.

1850–1859 годы • 1853–1855 годы • Фото: Tommaso Cuccioni, Pietro Dovizielli

Сохранением памятника озаботились только в середине XVIII века. Первым, кто взял Колизей под свою защиту, стал папа Бенедикт XIV. Он освятил Колизей, установил в центре арены крест и алтари в память о замученных в стенах амфитеатра христианах (их впоследствии убрали) и положил начало традиции крестного хода вокруг сооружения. Восстановлением и сохранением одной из самых важных исторических до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Рима и всей Италии местные власти продолжают заниматься до сих пор.

Устройство и архитектура Колизея

Несмотря на масштабные разрушения, древние руины дают достаточно полное представление о том, каким амфитеатр был две тысячи лет назад. Крупнейший античный стадион в плане представляет эллипс размером 188 на 156 метров. Арена обнесена стеной высотой 50 метров, которая разделена на четыре яруса.

Три уровня состоят из аркад, украшенных колоннами ионического, дорического и коринфского ордеров и антаблементами. На нижнем расположены 80 арок, которые служили входами в здание. Четыре предназначались для высокопоставленных лиц, остальные — для обычных горожан. Такое устройство здания позволяло зайти всем гостям в амфитеатр за 15 минут, а покинуть его всего за пять.

Фасад • Колизей в разрезе • Арена • Фото: Shutterstock

На трибуны попадали по внутренним коридорам и лестницам, арена могла вместить около 80 тысяч зрителей. Выбор ряда зависел от сословия, к которому принадлежал зритель. Самый нижний занимали правитель, его семья и сенаторы. За ними садились представители городской власти, следом — граждане империи, а последние ряды занимали люди низших сословий. Все скамьи и кресла были выполнены из мрамора, а места, предназначенные для знати, — пронумерованы и подписаны именами владельцев.

В амфитеатре под открытым небом, чтобы укрыть зрителей от зноя, на верхнем ярусе натягивали тенты — веларии. Их конструкция напоминала мачты кораблей с механизмом подъёма парусов. А нижняя императорская секция отделялась от арены оградой, чтобы во время представления защитить почётных гостей от свирепых животных.

Вид на Колизей с высоты. Фото: Shutterstock

Сама арена выполняла функцию не только площадки для выступлений. Под полом была организована целая система ходов и помещений, где содержались звери и готовились к боям гладиаторы. На подземном этаже даже построили 36 механических лифтов, которые поднимали животных и бойцов на арену и приводились в действие рабами.

Интересные факты

Колизеем амфитеатр стали называть в XI веке. По одной из распространённых версий, такое имя памятнику дали из‑за соседства с гигантской статуей (колоссом) императора Нерона.

У Колизея есть прототип. Им стало здание театра Марцелла, который построили на Марсовом поле в Риме в 11 году нашей эры. В плане он представлял собой полукруг и так же, как и Колизей, состоял из трёх аркадных ярусов с колоннадами ионического, дорического и коринфского ордеров. Руины театра сохранились до наших дней, поэтому во время экскурсии по городу оценить можно не только Колизей, но и его менее известный прототип.

Руины театра Марцелла • Квадратный Колизей • Фото: Shutterstock, Depositphotos

Есть у Колизея и современный аналог. В 1943 году в 20 минутах езды от древнего амфитеатра по проекту архитектора Марчелло Пьячентини возвели Дворец итальянской цивилизации, или Квадратный Колизей. Здание должно было символизировать начало новой Римской империи под руководством Бенито Муссолини, а внутри планировали проводить Всемирную выставку технических достижений. После падения фашистского режима здание забросили на десятилетие, а затем проводили в нём сельскохозяйственные выставки. Сейчас в Квадратном Колизее располагается штаб‑квартира модного дома Fendi.

График работы и стоимость билетов

Амфитеатр открыт каждый день (зимой и летом график отличается) кроме двух дней в году — 25 декабря и 1 января. Актуальные часы работы, а также стоимость билетов лучше уточнять на официальном сайте Колизея. Внутрь пускают по билетам, которые также действуют на территории Римского форума и Палатинского холма.

Приходить сюда стоит рано утром, до открытия, чтобы успеть купить билет, иначе придётся отстоять огромную очередь. Ещё удобнее — оплатить вход заранее на официальном сайте.

График работы Колизея
Фото: Shutterstock

Где находится и как добраться

Колизей расположен в самом центре Старого города в окружении других древних руин: Римского форума и парка на Оппийском холме, где раньше находился дворец Нерона. Адрес амфитеатра: Piazza del Colosseo, 1.

Прогулка пешком от главного железнодорожного вокзала Термини до амфитеатра займёт около 15 минут. Также сюда можно добраться на общественном транспорте — метро, автобусе или трамвае: выйти нужно на остановке или станции Colosseo.

Римский форум • Вокзал Термини • Станция метро Colosseo • Фото: Shutterstock

Заключение

Грандиозный Колизей на протяжении веков остаётся одним из главных символов итальянской столицы. Его посещение — обязательный пункт программы путешествия по Риму. Отправляться в него лучше в компании местных гидов: они расскажут об устройстве амфитеатра и его истории, а заодно поделятся массой лайфхаков, которые сделают вашу поездку по Италии комфортнее и интереснее.

Автор: Милита Герберсаген

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Фонтан ТревиФонтан Треви Шедевр архитектуры барокко и одна из главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Рима

Еще экскурсии по теме