Колизей: бессменный символ Рима
История и современность одного из самых грандиозных сооружений АнтичностиИстория Колизея
В начале нашей эры Римской империей правил Нерон. История запомнила его как деспотичного императора: он не считался с сенатом, сосредоточив всю власть в своих руках, грабил казну вместе со своими приближёнными, вёл разгульную жизнь и, передоверив дела государственные своим фаворитам, выступал в театре и цирке, считая себя великим артистом.
В 64 году в Риме случился страшный пожар, уничтоживший большую часть города. В поджоге обвинили правителя, а тот, чтобы отвести от себя подозрения, возложил ответственность за пожар на христиан и показательно казнил многих из них. Всё это привело к восстанию, заговорам и свержению императора: Нерон, боясь расправы, покончил с собой.
Это событие обернулось гражданской войной, во время которой в 69 году власть захватил Тит Флавий Веспасиан. Чтобы укрепить государство и завоевать народную любовь, он провёл военные и финансовые реформы и занялся строительной политикой. Император возвёл новые здания и общественные сооружения, например храм Мира, в котором, несмотря на название, размещались библиотека, музей и канцелярия. Но одним из его главных проектов в Риме стал Колизей: самый масштабный амфитеатр за всю историю Древнего мира символизировал победу над диктатором.
Строительство Колизея
В центре Рима в I веке располагался дворцово‑парковый комплекс Золотой дом, который Нерон построил на руинах города после ужасающего пожара. В самом центре имения располагался пруд, который Веспасиан распорядился засыпать. На месте водоёма впоследствии и вырос грандиозный амфитеатр — Колизей.
Несмотря на внушительные размеры сооружения, строительство шло очень быстро по меркам того времени и заняло всего восемь лет. Проектированием занимались местные архитекторы и инженеры, а тяжёлую работу выполняли рабы: накануне император выиграл войну в Иудее и пригнал оттуда 100 тысяч пленных. Строительство Колизея закончили в 80 году, уже при сыне Веспасиана Тите, и назвали в честь новой правящей династии — амфитеатром Флавиев.
Завершение масштабного строительства решили отметить не менее грандиозным праздником и в честь открытия стадиона устроили торжество длительностью целых 100 дней! Гости смотрели гладиаторские бои, травлю животных, морские сражения (для них специально заливали арену водой) и другие представления. Многие не выходили из амфитеатра по несколько дней и брали с собой внушительный запас еды, чтобы не отрываться от зрелищ ни на минуту.
На несколько столетий Колизей стал главным увеселительным заведением Рима. Но кровавые представления радовали не всех и противоречили христианской морали, которая укрепилась в империи к концу IV века. На гладиаторском бою в 404 году монах Телемах призвал остановить сражение и одуматься, но публика, требующая «хлеба и зрелищ», забила его камнями до смерти. Впечатлившись поступком священнослужителя, император Гонорий запретил бои — это выступление гладиаторов стало последним в истории Колизея.
Упадок Колизея
После запрета гладиаторских сражений грандиозный амфитеатр принимал зрителей ещё чуть больше века, однако со временем начал терять былую славу. Упадок Колизея происходил на фоне глобальных перемен в самом государстве: территории Римской империи с начала V века оккупировали германские племена, в 455 году Рим разгромили вандалы, а в 476 году после свержения Ромула Августула государство пало. Колизей за это время пережил разорения, два землетрясения и пожар, после которых строение неоднократно реставрировали. Последний раз амфитеатр принял зрителей в 523 году, после чего был заброшен.
Пустующее здание быстро заняли горожане: в нём устроили ремесленные мастерские, торговые лавки и овощехранилища. Жили рабочие здесь же — импровизированные квартиры размещались на верхних ярусах амфитеатра.
Роковым для Колизея стал 1349 год: южная стена амфитеатра рухнула во время землетрясения. После разрушения горожане стали разбирать руины на кирпичи — материал шёл на строительство новых зданий и церквей. Колизей служил местной каменоломней порядка трёх веков. Травертин, из которого построен амфитеатр, использовали, например, в возведении палаццо Венеция, палаццо Канчеллерия и палаццо Фарнезе.
Сохранением памятника озаботились только в середине XVIII века. Первым, кто взял Колизей под свою защиту, стал папа Бенедикт XIV. Он освятил Колизей, установил в центре арены крест и алтари в память о замученных в стенах амфитеатра христианах (их впоследствии убрали) и положил начало традиции крестного хода вокруг сооружения. Восстановлением и сохранением одной из самых важных исторических достопримечательностей Рима и всей Италии местные власти продолжают заниматься до сих пор.
Устройство и архитектура Колизея
Несмотря на масштабные разрушения, древние руины дают достаточно полное представление о том, каким амфитеатр был две тысячи лет назад. Крупнейший античный стадион в плане представляет эллипс размером 188 на 156 метров. Арена обнесена стеной высотой 50 метров, которая разделена на четыре яруса.
Три уровня состоят из аркад, украшенных колоннами ионического, дорического и коринфского ордеров и антаблементами. На нижнем расположены 80 арок, которые служили входами в здание. Четыре предназначались для высокопоставленных лиц, остальные — для обычных горожан. Такое устройство здания позволяло зайти всем гостям в амфитеатр за 15 минут, а покинуть его всего за пять.
На трибуны попадали по внутренним коридорам и лестницам, арена могла вместить около 80 тысяч зрителей. Выбор ряда зависел от сословия, к которому принадлежал зритель. Самый нижний занимали правитель, его семья и сенаторы. За ними садились представители городской власти, следом — граждане империи, а последние ряды занимали люди низших сословий. Все скамьи и кресла были выполнены из мрамора, а места, предназначенные для знати, — пронумерованы и подписаны именами владельцев.
В амфитеатре под открытым небом, чтобы укрыть зрителей от зноя, на верхнем ярусе натягивали тенты — веларии. Их конструкция напоминала мачты кораблей с механизмом подъёма парусов. А нижняя императорская секция отделялась от арены оградой, чтобы во время представления защитить почётных гостей от свирепых животных.
Сама арена выполняла функцию не только площадки для выступлений. Под полом была организована целая система ходов и помещений, где содержались звери и готовились к боям гладиаторы. На подземном этаже даже построили 36 механических лифтов, которые поднимали животных и бойцов на арену и приводились в действие рабами.
Интересные факты
Колизеем амфитеатр стали называть в XI веке. По одной из распространённых версий, такое имя памятнику дали из‑за соседства с гигантской статуей (колоссом) императора Нерона.
У Колизея есть прототип. Им стало здание театра Марцелла, который построили на Марсовом поле в Риме в 11 году нашей эры. В плане он представлял собой полукруг и так же, как и Колизей, состоял из трёх аркадных ярусов с колоннадами ионического, дорического и коринфского ордеров. Руины театра сохранились до наших дней, поэтому во время экскурсии по городу оценить можно не только Колизей, но и его менее известный прототип.
Есть у Колизея и современный аналог. В 1943 году в 20 минутах езды от древнего амфитеатра по проекту архитектора Марчелло Пьячентини возвели Дворец итальянской цивилизации, или Квадратный Колизей. Здание должно было символизировать начало новой Римской империи под руководством Бенито Муссолини, а внутри планировали проводить Всемирную выставку технических достижений. После падения фашистского режима здание забросили на десятилетие, а затем проводили в нём сельскохозяйственные выставки. Сейчас в Квадратном Колизее располагается штаб‑квартира модного дома Fendi.
График работы и стоимость билетов
Амфитеатр открыт каждый день (зимой и летом график отличается) кроме двух дней в году — 25 декабря и 1 января. Актуальные часы работы, а также стоимость билетов лучше уточнять на официальном сайте Колизея. Внутрь пускают по билетам, которые также действуют на территории Римского форума и Палатинского холма.
Приходить сюда стоит рано утром, до открытия, чтобы успеть купить билет, иначе придётся отстоять огромную очередь. Ещё удобнее — оплатить вход заранее на официальном сайте.
Где находится и как добраться
Колизей расположен в самом центре Старого города в окружении других древних руин: Римского форума и парка на Оппийском холме, где раньше находился дворец Нерона. Адрес амфитеатра: Piazza del Colosseo, 1.
Прогулка пешком от главного железнодорожного вокзала Термини до амфитеатра займёт около 15 минут. Также сюда можно добраться на общественном транспорте — метро, автобусе или трамвае: выйти нужно на остановке или станции Colosseo.
Заключение
Грандиозный Колизей на протяжении веков остаётся одним из главных символов итальянской столицы. Его посещение — обязательный пункт программы путешествия по Риму. Отправляться в него лучше в компании местных гидов: они расскажут об устройстве амфитеатра и его истории, а заодно поделятся массой лайфхаков, которые сделают вашу поездку по Италии комфортнее и интереснее.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Пройти по следам Бернини, «прочитать» его скульптуры и получить атмосферные снимки
Открыть легенды еврейского гетто, чудеса в Трастевере и тайны Капитолийского холма
Побывать как в местах из путеводителей, так и в неизведанных закоулках — под нескучные рассказы
О шедеврах, интригах и легендах Ватикана — просто, понятно и с юмором!