Дворец Топкапы в Стамбуле
Лабиринты из дворов и садов, шикарные интерьеры и коллекции сокровищИстория строительства
Самый известный дворец османских правителей возвели через 25 лет после падения Константинополя — в 1453 году. Сначала для султана Мехмеда II, покорившего столицу Византийской империи, построили небольшой особняк на площади Баязид, но уже в 1465 году он приказал возвести более просторный дворец.
Место для резиденции правитель выбрал сам. Падишаху понравился участок на Сарайбурну — это мыс, который вдаётся в Босфор, а с двух сторон с него открываются виды на бухту Золотой Рог и Мраморное море. Строение начали возводить на руинах византийского дворца, работы закончились только в 1478 году. Дворец назвали Топкапы — на турецком это означает «пушечные ворота». Всё дело в необычной традиции: когда правитель выезжал или возвращался, стреляли пушки, которые стояли возле ворот.
Главная резиденция османов заняла площадь 700 тысяч м², а всю территорию защищала стена протяжённостью 1400 метров. По сути, это был настоящий город в городе. Внутри могли жить до 5 тысяч человек. Здесь были кухни, конюшни, хозпостройки, склад оружия, сад с фонтанами и цветниками. Правда, появилось всё это не сразу. До середины XIX века Топкапы не раз расширяли и украшали. Благодаря этому дворец превратился в эклектичное строение, где в архитектуре переплелись традиционные османские веяния, барокко и ампир.
Наиболее глобальные изменения появились при самом известном хозяине резиденции — Сулеймане I, потому место часто называют дворцом султана Сулеймана. До его правления для глав Османской империи резиденция была лишь местом для работы и приёмов. Остальное время султаны проводили в гареме за её пределами. В середине XVI века Сулейман Великолепный перенёс во дворец часть гарема. Для этого не только возвели новые строения, но и украсили существующие помещения резьбой и мозаикой. Гарем тоже неоднократно перестраивали — в итоге получился большой комплекс из жилых помещений, больниц, бань и мечетей.
В 1854 году Топкапы перестал быть главным дворцом Турции. Тогдашний правитель Абдул‑Меджид I переехал в новый особняк в стиле барокко. Помпезный Долмабахче построили по европейским архитектурным канонам — средневековый Топкапы уже уступал ему в великолепии.
В начале XX века система управления страной изменилась: в 1922‑м османский султанат перестал существовать, а в 1923‑м Топкапы стал музеем.
Устройство и архитектура дворцового комплекса
Огромный старинный замок чётко разграничен на зоны. В резиденции — четыре двора, в каждом из которых множество построек и сооружений, окружённых пышными садами. Вот в каких уголках дворца можно оказаться во время визита.
Первый двор
Самый большой во дворце. Во времена Османской империи в первый внутренний двор Топкапы мог пройти любой человек без оружия. Тогда там проходили церемонии, приёмы и праздники, сейчас эта территория тоже открыта для посетителей. Это не часть музея, поэтому попасть сюда можно без билета.
Входят во двор через величественные ворота Повелителя. Их построили в XV веке одновременно со всем дворцом. Парадный вход украшен арабской вязью с цитатами из Корана и туграми падишахов (личный знак или печать султана).
На территории двора сохранились почти все строения: монетный двор, фонтан, дворцовые пекарни, деревянный склад. Самая большая и известная постройка — византийская церковь святой Ирины. Храм IV века по размеру и величию уступает только собору Святой Софии, в отличие от которого не превратился в мечеть. В период мусульманства в церкви устроили казармы, а в XIX веке открыли музей древностей и оружия. В этом ярком образце византийской архитектуры сохранились уникальные картины и росписи: библейские цитаты, монограммы императоров и орнаментальные мозаики. Сейчас здание открыто для посетителей, не работает оно только во вторник и во время мусульманских праздников.
Второй двор
Ещё его называют площадями Дивана или Справедливости. Ведут туда ворота Приветствия, остроконечные башни и зубцы стен которых напоминают средневековую европейскую крепость. По преданию, через ворота верхом имел право проезжать только падишах, все остальные должны были идти пешком, а иностранные гости и вовсе входили во двор через другой вход. Рядом с воротами с одной стороны находилось помещение, где посетители ожидали аудиенции падишаха, а с другой — комната палача. Под воротами Приветствия были тюремные камеры для заключённых, ожидающих казни.
Во втором дворе со сводчатыми галереями по периметру располагались административные здания: Диван, башня Правосудия и казначейство. В первом принимали все важные государственные решения в империи — в этом помещении несколько раз в неделю собирались визири. В небольшом зале — несколько диванов для османских чиновников, а в центре — купол, с которого свисает золотой шар. Но главный акцент здесь — небольшое окошко за позолоченной решёткой над местом главного визиря. Его называли «Око султана», а придумал его Сулейман Великолепный. Когда он не присутствовал лично на заседании Совета, то мог подойти к окну и наблюдать за встречей. При этом визири не знали, в какой момент за ними следит падишах.
Третий двор
Считался личной территорией падишаха, куда можно было зайти через роскошные ворота Счастья с круглым куполом. В этой части резиденции, которую ещё называли двором Эндерун (то есть внутренним), находились личные покои правителя, сокровищница, зал для приёма посетителей, библиотека, школа для молодёжи и мечеть.
Одно из самых роскошных помещений Топкапы — Императорский, или Тронный, зал. В нём принимали послов, а также собирались визири после заседаний Дивана и устраивали развлечения для гарема. Роскошное убранство зала в стиле ампир сильно отличается от других дворцовых интерьеров. Дело в том, что в середине XIX века здесь случился пожар, поэтому большая часть первоначальной отделки была утрачена. Зал восстанавливали архитекторы и мастера, которые возводили дворец Долмабахче. Они украсили помещение изящной росписью на стенах и сводах, арабской вязью и лепным декором. Но в тронном зале Топкапы сохранилась стихотворная надпись на куполе, которая говорит о том, что строение возвели при Мехмеде III в конце XVI — начале XVII века.
Ещё одно интересное строение во дворе Эндерун — мраморный павильон в неоклассическом стиле. Там находится библиотека, которую построил султан Ахмед III в начале XVIII века. Для отделки помещения использовали изникскую плитку, которую доставили из других османских дворцов, а дверь и ставни библиотеки украсили перламутром и слоновой костью. В помещение стоит зайти, чтобы полюбоваться изысканной оттоманской архитектурой, которая здесь сохранилась без изменений.
Четвёртый двор
Один из самых живописных уголков дворца Топкапы в Стамбуле, который тоже считался частью личных владений падишаха. Здесь находится мечеть, роскошные павильоны для отдыха, беседки и террасы в окружении сада. А ещё отсюда открываются великолепные виды на Мраморное море, Босфор и Принцевы острова.
В четвёртом дворе — несколько изящных построек, которые считаются шедеврами османской архитектуры. Среди них — Багдадский павильон. Его построили в 1638 году по приказу Мурада IV, завоевавшего Багдад. Небольшое строение окружает сводчатая крытая галерея, а внутри настолько роскошное убранство, что вспоминаются сюжеты восточных сказок. В помещении хочется разглядывать каждую деталь интерьера: зелёную и синюю изразцовую плитку, росписи на потолке, витражные окна и многочисленные инкрустации из перламутра.
А вот павильон Меджидие — самый молодой в Топкапы. Постройка появилась в 1858 году при султане Абдул‑Меджиде I. По стилю этот павильон сильно отличается от других. В нём прослеживаются европейские традиции: строение напоминает маленький французский дворец, а внутри царит стиль ампир.
Музейные объекты и экспозиции
В Топкапы можно не только полюбоваться на традиционную восточную архитектуру, но также зайти на выставки и лучше узнать историю этой резиденции Турции. Одни дворцовые экспозиции размещены в бывших покоях падишахов, другие занимают десятки помещений, дворов и галерей. Рассказываем, в какие уголки Топкапы точно стоит заглянуть.
Гарем
Он находится в стороне от четырёх дворцовых дворов. Вход в гарем расположен под башней Правосудия. Эта часть хоть и относится к резиденции, но для прохода в музей нужно покупать отдельный билет.
В гареме — почти 300 комнат, в прошлом здесь жили около тысячи женщин и порядка 400 слуг. Большинство покоев появилось во время правления Мурада III, а не Сулеймана Великолепного, как часто считается — он лишь перевёз в гарем супругу Хюррем‑султан с её свитой.
Женская половина Топкапы — настоящий лабиринт из коридоров, лестничных пролётов, хамамов, двориков и садов. В покоях и павильонах — множество арок, сводов, пейзажных фресок и картин со сценами из жизни гарема. За пределами жилых комнат — террасы, беседки, изящные лестницы, бассейны и фонтаны. Удивительные интерьеры гарема отчасти воссозданы в сериале «Великолепный век», но на самом деле они ещё роскошнее.
Правда, увидеть получится не всё: в гареме часто идут реставрационные работы. Для посетителей открыт первый этаж. Почти в каждом помещении — богатое убранство: стены отделаны цветной плиткой, много золота и арабской вязи. Одни из самых роскошных комнат принадлежали матери правителя, или валиде‑султан. Её апартаменты включали в себя спальню, столовую, комнату для молитвы, зал для приёмов и музыкальную комнату. Все покои облицованы сине‑белой или жёлто‑зелёной плиткой с цветочными мотивами и украшены картинами XVIII–XIX веков.
Сокровищница
В павильоне султана Мехмеда II хранятся ценнейшие артефакты Османской империи, а также уникальные ювелирные украшения. В сокровищнице вы увидите коллекции драгоценных камней, корон и тронов падишахов, золотой и серебряной посуды, оружия. В числе самых знаменитых экспонатов музея — кинжал «Топкапы», изготовленный ювелирами в XVIII веке. На его рукоятке — четыре крупных изумруда, а внутри скрыты миниатюрные часы работы английских мастеров. Ножны для кинжала выполнены из чистого золота.
Здесь же экспонируется один из самых великолепных драгоценных камней на Востоке — алмаз «Ложечник». Это бриллиант в 86 каратов в серебряной оправе, на которой находятся ещё 49 маленьких бриллиантов. По преданию, камень нашёл рыбак, но не понял его ценности и променял на три ложки.
Священные реликвии
Рядом с сокровищами османской династии выставлены предметы религиозного культа. В этом музее Топкапы в Стамбуле собраны порядка 300 священных для мусульман реликвий. Многие экспонаты хранятся здесь 500 лет. На выставке увидите ключи и замки каабы (мусульманская святыня в Мекке) — в прошлом правители Турции считались их хранителями.
Самой большой ценностью считается мантия пророка Мухаммада. Её привезли во дворец в XVI веке во времена правления султана Селима I. Рядом выставляются мечи и луки пророка, а также оружие его сподвижников. Среди особо важных экспонатов — древний Коран Османа, написанный в VIII веке. Рукопись подарил Махмуду II в начале XIX века правитель Египта.
Музей оружия
В нём представлена одна из самых больших коллекций среди музеев дворца Топкапы. Здесь собрано 33 тысячи единиц оружия, которым пользовались османы на протяжении 1300 лет. На витринах экспонируют огнестрельное оружие, шлемы и доспехи, которые принадлежали султанам, наследникам престола, визирям и сановникам Османской империи.
На выставке представлен меч Мехмеда II, завоевавшего Константинополь. Оружие из стали, железа и золота изготовили в XV веке. А самыми древними считаются мечи омейядских и аббасидских халифов VII–XIII веков и оружие и доспехи мамлюков XIV–XVI столетий.
Когда будете осматривать оружие, обращайте внимание на самые мелкие детали. Тогда заметите, что почти все предметы богато украшены. Луки и стрелы — рисунками или инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней, а мечи, кинжалы и доспехи — золотыми и серебряными насечками, гравюрами с цветочными орнаментами и каллиграфией.
Как добраться
Один из самых знаменитых музеев Турции находится в районе Фатих. Это сердце Стамбула и популярная у путешественников локация. Топкапы расположен рядом с площадью Султанахмет и собором Айя‑София. Добираться сюда удобно из разных районов мегаполиса. От площади Эминёню через старинные кварталы идёт трамвай, а также автобус — он проходит по берегу Босфора.
Из азиатской части города до дворца можно добраться на монорельсе (линия «Мармарай») до остановки «Сиркеджи» (она находится в здании вокзала XIX века). Затем до Топкапы идти примерно 15 минут.
Правила посещения
Строгих требований для посетителей в Топкапы нет. На входе в музей нужно пройти через пункт досмотра, а во время осмотра экспозиций нельзя трогать витрины с экспонатами и фотографировать их.
Как правило, в музее скапливаются очереди на входе и перед экспозициями. Чтобы не терять времени, планируйте визит на пятницу — это рекомендация официального сайта дворца. В понедельник и четверг также не так много посетителей, но только в первой половине дня или ближе к закрытию. Самые загруженные дни — среда и суббота.
На осмотр всех зданий и экспозиций закладывайте примерно три‑четыре часа.
Время работы и стоимость посещения
Попасть в Топкапы можно круглый год. Часы работы дворца — с 09:00 до 18:00. Закрыт он лишь во вторник и по большим мусульманским праздникам.
Основной билет даёт право прохода в сам дворец, гарем и собор Святой Ирины. Либо можно купить отдельные билеты в гарем и византийский храм. Стоимость периодически меняется, поэтому перед посещением уточняйте её на
Заключение
Одна из самых больших и колоритных достопримечательностей Стамбула есть в топ‑листе большинства путешественников. Величественную и пышную резиденцию можно рассматривать бесконечно: здесь множество интересных помещений и экспонатов. Но если ваша цель — погрузиться в историю дворца Топкапы, приходите сюда с местным гидом. Он подробно расскажет об архитектурных изысках, традициях и загадках султанской резиденции.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Айя-София, Голубая мечеть, Сулеймание и базары
Увидеть главные достопримечательности и прокатиться на пароме
Побывать в ключевых местах города и погрузиться в их историю — на групповой экскурсии
Открыть нетуристические места в мини-группе