Этот памятник архитектуры считают одним из самых крупных среди подобных ему в России. Цифры действительно впечатляют: общая протяжённость стен составляет около полутора километров, их толщина достигает 6,5 метра, а высота — 15. Сохранившиеся до наших дней башни, а также некоторые элементы сооружения относят к XV веку. Исследователи сходятся во мнении, что их возводили практически одновременно с Московским Кремлём. Одна из разрушенных, Пречистенская башня 1490 года постройки (на месте ныне расположенного центрального входа в кремль со стороны Великого моста) была копией Спасской башни Московского Кремля. А возможно, наоборот: Спасская башня Московского Кремля, учитывая более поздний год (1491-й) постройки, является копией Пречистенской. Долгое время Детинец (ещё одно название средневековой крепости) являлся центром Новгорода: сюда вели городские улицы и Великий мост через реку Волхов. Тут же размещали государственные учреждения, для которых строили отдельные здания. Сегодня они объединены в архитектурный комплекс, признанный Всемирным наследием ЮНЕСКО.
По преданию, в начале XI века здесь стоял великолепный дворец, принадлежавший Ярославу Мудрому. Отсюда и название места (хотя следы этой постройки так и не были обнаружены). В Средние века тут располагался торг с многочисленными лавками и амбарами. Здесь продавали всё, чем была богата Древняя Русь: мёд, воск, меха, кожу и даже моржовый клык. А иностранные купцы везли сюда товары из Азии и Европы, которые доставляли кораблями по реке и выгружали на пристанях, растянутых вдоль побережья Волхова. В ХVII-ХVIII веках на этом месте построили Гостиный двор. Всё, что осталось от него после Великой Отечественной войны, — каменная аркада. Сегодня она служит памятником времён Петра I. Это и другие сооружения на Ярославовом дворище являются частью архитектурного комплекса, внесённого в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их точно стоит увидеть тем, кто интересуется древнерусской архитектурой.
Древнейший на территории России храм построили в XI веке. Первоначально здание не отличалось богатой отделкой. Так, внешние стены долгое время не штукатурили. Своды расписали спустя век после окончания строительства, а купол позолотили в 1408 году. После революции Софийский собор могла постичь участь большинства церквей, но большевики решили не сносить постройку и разместили тут музей атеизма. Сегодня здесь рады и прихожанам, и путешественникам, для которых проводят познавательные прогулки. Есть легенда, что в Новгороде в 1570 году Иван Грозный учинил страшный погром. Почти седьмая часть города погибла тогда. И когда над городом пролетал голубь и сел передохнуть на крест собора, то ужаса окаменел. Некоторые новгородцы убеждены, что если голубь слетит, то городу не бывать.
В XIV веке её построили на Торговой стороне Новгорода для иконы «Богоматерь Знамение», которая теперь украшает Софийский собор. Среди храмов того времени она выделялась нарядностью архитектурных деталей и торжественным видом. Сюда стоит сходить по одной причине: церковь расписал Феофан Грек. Этот живописец из Византии стал знаменитым в Древней Руси ещё при жизни. Главное украшение храма, выполненное его рукой, дошло до наших дней. Речь идёт об изображении Спаса Вседержителя, окружённого ангелами и серафимами, в куполе храма. Для росписи храма художник использовал два цвета — охру и белила. Помимо этого, он отошёл от композиционного канона, отказавшись от острых углов и изобразив многие фигуры по кругу. Среди других новшеств Грека — тщательная прорисовка ликов святых. Есть мнение, что часть из них он писал с новгородских отшельников.
Каменное здание возвели рядом с церковью Спаса Преображения в XVII веке. Оно также предназначалось для иконы «Богоматерь Знамение», которая хранилась тут некоторое время. Расписанные после окончания строительства интерьеры хорошо сохранились до наших дней. Центральная композиция — «Страшный суд» — отличается довольно светским характером, несвойственным религиозной стенописи. Её стоит рассмотреть повнимательнее: на ней есть изображение человека в немецком платье и башмаках, напоминающее Петра I. Знаменский собор строился на средства казны Софийского дома и выделяется своим «не новгородским» обликом. Он построен пришлыми мастерами из Ярославля, Костромы и Поволжья.
В XV веке на территории кремля построили здание для религиозных чинов того времени, во главе которых стоял новгородский архиепископ Евфимий II. Оно входило в состав большого архиерейского двора. Тут принимали послов, пировали, а также проводили заседания с участием знатных бояр и высшего духовенства. На фасаде палаты в 1436 году были установлены куранты с колокольным звоном, древнейшие на Руси после курантов на дворе великого московского князя. Здание оформили в стиле готики. В этом можно убедиться внутри помещений: своды держатся на каркасе из так называемых рёбер, что считается классическим приёмом для готической архитектуры.
Упоминание о нём встречается в летописях XII века. В древние времена мост помогал новгородцам перебраться с одного берега реки Волхов на другой и назывался Великим. По всей видимости, эту функцию он выполнял и в следующие столетия — вплоть до оккупации города немецкими войсками. В Великую Отечественную войну его уничтожили. Первое инженерное обследование моста проводилось во второй половине XVIII века, когда Екатерине II в Санкт-Петербург персидские послы доставляли слона и лошадей редких пород в качестве подарка. Их путь лежал через Великий Новгород. В древности на мосту располагались торговые лавки и ремесленные мастерские, а сам он выглядел как городская улица. На Великом мосту не раз происходили кровопролитные схватки, в которых жители Торговой и Софийской сторон подчас решали свои споры.
Музей под открытым небом находится на берегу озера Мячино рядом со Свято-Юрьевым монастырём на месте бывшей усадьбы А. А. Орловой-Чесменской. Тут сохранился усадебный дом и часть парка. Сегодня здесь выставлено несколько десятков памятников деревянного зодчества XVI — начала XX века: избы, церкви, часовни, амбары, мельницы, конюшни, бани. Большинство из них перевезли сюда из областных сёл и даже других регионов России. Внутри некоторых сооружений работают интересные экспозиции, рассказывающие о быте, занятиях и промыслах новгородских крестьян. Всё это позволяет представить, как выглядела русская деревня на протяжении нескольких столетий. В «Витославлицах» особенно интересно побывать в период проведения массовых народных гуляний, когда на территории играют, поют и танцуют. Самые яркие мероприятия в расписании музея: летний праздник фольклора и ремёсел (в конце июня), фестиваль колокольного звона (в начале осени) и масленичные гулянья. Вот несколько важных объектов заповедника, на которые стоит обратить внимание.
В XII веке это была княжеская церковь, посвящённая очень почитаемому святому — Николаю Чудотворцу. Спустя полвека она превратилась в городской собор. В этот период у её стен собиралось вече — законодательная власть Новгородской республики. В Средние века здание пришло в упадок. В таком состоянии оно просуществовало до XIX века, дождавшись масштабной реставрации. После революции приход продолжал работать, но вскоре вместо него открыли музей. Во время Великой Отечественной войны здание переделали в казарму, а после её окончания — в планетарий. Бурная история оставила отпечаток на внутреннем убранстве Никольского собора. Долгое время считалось, что большинство фресок безвозвратно утрачены. Однако это место многие века хранило тайну, которая была раскрыта пару столетий назад. Во время восстановительных работ под кладкой лестницы были обнаружены фрагменты одной из самых древних фресок со «Страшным судом», на которой видны огненная река, грешники и фигура Сатаны. В 1990-х при прокладке отопительной системы нашли ещё одну часть этой росписи — с изображением ада.
Её построили в XIII веке, назвав в честь святой, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Поэтому тут несколько столетий работал отдельный торг. Традиционно лавки открывались по пятницам. Параскева в переводе от греческого означает «вечер перед субботой или пятница». Параскева пятница считалась покровительницей Новгородского купечества, именно поэтому Великий Новгородский торг открывался и работал по пятницам. Говорили раньше, что если однажды незамужняя девушка прогуляется вокруг храма, то обязательно повстречает богатого купца. Не верите? А тропа вокруг храма не зарастает до сих пор. Притворы имеют необычные углы — с «пучковыми пилястрами» — многопрофильными уступами с полуколонной в центре. Поэтому церковь называли в старину «о ста углах».
Это живописная территория, полукольцом огибающая кремлёвские стены с одной стороны и площадь Победы-Софийскую — с другой. Парк был создан в 1820-е годы на месте располагавшихся вокруг крепости земляных валов времён царствования Ивана Грозного. В те времена он назывался Летним садом. Строительством и благоустройством занимались французы, пленённые в ходе войны с Наполеоном. Парк разбит в XIX веке пленными французами после войны с Наполеоном на месте бывших Петровских редутов и бастионов. От эпохи Петра I сохранились остатки двух бастионов: Никольского на севере и Спасского на юге, на месте которого сейчас памятник освобождения Новгорода от немецко-фашистских войск. Так как парк возводили пленные наполеоновские солдаты, нисколько неудивительно то, что улица, пролегающая вдоль парка, носит французское название Газон.
Грандиозный архитектурный комплекс XII века расположен на берегу реки Волхов. Центральное здание на территории обители — Георгиевский собор. Здесь вели летопись и располагалась усыпальница князей. Сегодня тут представлены старинные фрески, частично сохранившиеся до наших дней, и вновь созданный семиярусный иконостас. Древние иконы в нём покрыты золочёными ризами, инкрустированными драгоценными камнями. При росписи фресок Георгиевского собора монастыря в начале XII века использовался дорогой минерал лазурит, грамм которого по стоимости был равен грамму золота. На сегодня известно три места залегания этого минерала: Южное Прибайкалье, Афганистан и на Памире (Таджикистан).
Это место появилось на карте Великого Новгорода в XVIII веке и за два столетия несколько раз меняло своё название и назначение. Поначалу безымянная площадь использовалась военными для смотров и парадов. В середине XIX века был построен дом Дворянского собрания, который разделил её на две части: парадную Софийскую и торговую Сенную. В революционные годы она именовалась площадью 9 Января, а после Великой Отечественной войны — в честь 9 Мая. Сейчас площадь имеет двойное название — Победы-Софийская. В древности планировка Великого Новгорода не предполагала наличие площадей. Вся территория площади Победы-Софийская была плотно застроена деревянными зданиями, а позже небольшими торговыми рядами. После указа Екатерины II, все постройки были снесены. Ещё 80 лет назад именно через Софийскую площадь и кремль проходила дорога, связывающая две столицы, а сама площадь была центром пересечения дорог из Петербурга и Пскова.
Один из древнейших деревянных храмов России и первый экспонат музея. Церковь построили в 1595 году в деревне Курицко, откуда и привезли в 1964 году. Она попала сюда в очень плохом состоянии, поэтому над её восстановлением несколько лет трудились лучшие реставраторы. Благодаря им сегодня посетители могут увидеть классический образец древнерусской храмовой архитектуры шатрового типа. Внутри также воссоздан исторический иконостас.
Сегодня в зданиях, окружённых кремлёвской стеной, расположены музейные экспозиции. Сюда стоит пойти, чтобы узнать историю древнерусского города и увидеть предметы, найденные в ходе экспедиций археологов, которые по значимости можно сравнить с раскопками Трои и Помпей. Здание Присутственных мест возвели в центре кремля в екатерининское время — в период её царствования тут размещались государственные учреждения. В начале XIX века произошёл пожар, после которого постройку пришлось обновлять. Следующий период восстановительных работ связан с разрушениями, полученными в ходе Великой Отечественной войны. После этого внутри открыли историческую экспозицию. Вход в музей украшают величавые львы, которых называют «питерскими». На самом деле скульптуры привезены из роскошной усадьбы графа Аракчеева в Новгородской губернии, которую полностью разрушили в годы Великой Отечественной войны. Здесь отбывал ссылку известный революционер — А. И. Герцен. Он работал в канцелярии губернского правления с полдвенадцатого до полчетвертого и остался всем крайне недоволен.
Это один из самых молодых музеев Великого Новгорода, расположенный рядом с территорией Ярославова дворища. Здесь уже более 30 лет реконструируют древние инструменты, свидетельства о существовании которых находят во время раскопок. Сами сотрудники называют это музыкальной археологией. Тут есть экспонаты, восстановленные по образцам X-XV веков: гусли, гудки, сопели, варганы, свистульки, бубенчики и другие. Есть и оригинальные инструменты, которые тщательно реставрируют и бережно хранят. Древние инструменты можно услышать на лекциях-концертах, где исполняют народные песни Новгородской, Псковской, Вологодской и других областей, а также рассказывают о музыкальных обычаях Древней Руси. В этих мероприятиях также участвует певческий хор, который выходит к зрителям в традиционной одежде (её, кстати, шьют здесь же). Как правило, лекции-концерты проводят с привязкой к старинным праздникам. Поэтому сюда стоит приезжать, предварительно заглянув в народный календарь.
Одна из наиболее необычных экспозиций музея-заповедника, посвящённая соколиной охоте — традиционному занятию в Древней Руси. Сегодня в птичьем питомнике живут ястребы, совы, орлы, коршуны, не все из которых обучены охоте, так как многие оказались тут из-за травм и не могут вернуться в дикую природу. Но по предварительной договорённости на Соколином дворе всё же можно увидеть имитацию охоты ловчих птиц на муляж добычи. Во время шоу также расскажут, какими навыками обладают пернатые хищники, и покажут, как выглядит их амуниция.
Экспозиция занимает несколько залов в здании бывшего Дворянского собрания на площади Победы-Софийской, которое само по себе представляет большой интерес. Его построили в середине XIX века по проекту известного архитектора А. И. Штакеншнейдера — автора многих зданий в Санкт-Петербурге (например, Мариинского и Николаевского дворцов). Первоначально дом, в котором расположен музей, был оформлен очень необычно. Его фасад завершался фронтонами, напоминающими кокошники, а их, в свою очередь, украшали лепные гербы уездных городов Новгородской губернии. В советское время здание перестроили: уничтожили фасадный декор, который выделял его среди других построек, а также добавили третий этаж и портик с колоннами. Единственное, что удалось сохранить после реконструкции — это планировку. Поэтому, оказавшись внутри, можно представить, как выглядели помещения во времена, когда тут проходили депутатские встречи, публичные лекции, музыкальные вечера и губернаторские балы. Сегодня в музее выставлено около двухсот картин XVIII-XX веков — они поступили сюда из бывших дворянских усадеб и крупных музеев России. Первым встречает посетителей огромное полотно «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года», заказанное Александром II по случаю его визита. До 1948 года картина украшала один из залов в Екатерининском дворце Царского Села. Здесь также можно увидеть как работы местных художников, так и великих русских мастеров-пейзажистов И. И. Левитана и И. К. Айвазовского.
Деревянный дом построили в конце XIX века. В середине 1960-х он попал сюда из деревни Рышево. В старые времена избы на три окна считались богатыми. В этой их четыре! Кроме того, они украшены резными наличниками и ставнями — ещё одно свидетельство зажиточности хозяев дома. Внутри — экспозиция, рассказывающая о быте семьи из восьми человек. Для посетителей воссоздана атмосфера предстоящего праздника, во время которого деревенские жители проводили связанные с ним обряды, выставляли лучшую посуду и готовили соответствующие календарю блюда.