Его называют одним из малоизученных архитектурных памятников XVI века в Московской области. По описаниям историков, Успенский храм был частью монастыря Успения Пресвятой Богородицы, первые письменные упоминания о котором встречаются в документах XVI века. Есть предположения, что сама церковь построена была гораздо раньше, но точных данных не сохранилось. Дата возведения каменного храма также неизвестна. Предположительно собор построили между 1539 и 1542 годами, но почти все учёные относят его к середине XVI века. Храм неоднократно перестраивался. В результате бесконечных изменений, к середине XX века он оказался «погребён» под многочисленными надстройками XIX–XX веков. В советское время здание сначала передали под библиотеку и музей, а потом открыли в нём общежитие. Затем внутри устроили даже соляной склад, в результате чего соль буквально «пропитала» пол и стены. В 1992 году Успенский храм начали восстанавливать, а в 1994-м рядом построили колокольню в архитектурном стиле псковских церквей.
Место, где с головой можно окунуться в историю российского стекольного дела. В XIX веке в Клинском районе обнаружили большие залежи кварцевого песка. В связи с находкой здесь в 1848 году открыли первый в регионе стекольный завод, который находился неподалёку от Клина. Сначала тут изготавливали лампы, бутылки и ёмкости для аптек, а потом и изящную посуду, которая прославилась на всю Россию. Сегодня с продукцией завода путешественники знакомятся в Музее ёлочной игрушки. Он состоит из 12 залов, и каждый посвящён определённой теме. Так, в первом зале посетителей встречает рождественская ёлочка с изящными украшениями, а во втором путешественники попадают в мастерскую XIX столетия. Здесь можно посмотреть на инструменты и рабочее место мастера-стеклодува. Есть отдельный зал, который посвящён всевозможным Дедам Морозам. В нём каждый посетитель сможет найти «своего» новогоднего волшебника — того, который стоял под домашней новогодней ёлкой. А в соседнем зале работает настоящая стеклодувная мастерская, где изготавливают ёлочные игрушки, превращая обычное стекло в изящные яркие изделия.
Построен он был в 1840-х годах. В то время эта территория считалась окраиной Клина. Храм решили возвести после устройства здесь нового городского кладбища. Строили его на средства местного купца Н. А. Кудрявцева, а проект здания заказывали в Санкт-Петербурге. Сначала церковь была приписана к Троицкому собору Клина, но после 1918 года здесь существовал отдельный приход со своим духовенством. В Великую Отечественную войну храм сильно пострадал: был повреждён купол, выбиты почти все стёкла. Но даже в таких условиях здесь продолжали проводить службы. Под куполом сделали настил из дерева, чтобы снег не попадал внутрь, а для отопления поставили печки-буржуйки. При этом в подвале храма устроили склад бочек с селёдкой. Восстанавливать церковь начали с 1943 года. Интересно, что Скорбященский храм — один из немногих в Клину, который не закрыли в советское время. Правда, почему — неизвестно. Сегодня церковь действующая. На месте старинного кладбища возле неё в наше время располагается Аллея Памяти с захоронениями солдат-героев, поэтому каждый год 9 мая в храме проходит молебен в честь защитников Клина.
Одна из литературных достопримечательностей Клина. Симпатичное деревянное здание неразрывно связано с именем известного детского писателя. Здесь А. П. Гайдар снимал комнату с 1938 по 1941 год и отсюда ушёл на фронт. Обратно он уже не вернулся — погиб в разведке в 1941 году. Гайдар очень любил это место. «Домик-крошечка в три окошечка» — так ласково называл его писатель. Здесь он создал множество известных своих произведений, таких как «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и другие. Экспозиция музея делится на две половины. Первая — мемориальная, рассказывающая об основных этапах жизни писателя. Здесь выставлены снимки Гайдара с родными и друзьями, воссоздано его рабочее место и обстановка его комнаты. Вторая часть — литературная. Она посвящена творчеству писателя: от дневников и набросков до прижизненных изданий произведений Гайдара, которые он написал во время жизни в Клину. Сходить в музей можно даже с самыми маленькими путешественниками. Для юных посетителей здесь предусмотрены специальные игровые программы: например, празднование Нового года с Чуком и Геком.
Его в Клину открыли неслучайно — именно в этом городе прошли последние годы жизни композитора. Сначала он жил в усадьбах Майданово и Фролово (сёла Клинского района Московской области), где написал «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», а также ряд известных опер: «Чародейка», «Черевички» и т. д. А в доме на окраине города композитор поселился в 1892 году. Здесь он провёл последний год своей жизни и написал заключительное своё произведение — Третий фортепианный концерт. Сегодня этот дом — центр Государственного музея-заповедника П. И. Чайковского. Внутри практически в первозданном виде сохранена обстановка последних лет жизни композитора и почти полностью — его огромная библиотека. В музее действует постоянная экспозиция «Чайковский. Симфония „Жизнь“», где выставлено множество личных вещей Чайковского: от фотографий до его дневников. Здесь можно даже послушать голос композитора в записи, сделанной на фонографе Эдисона.
Построен он был в 1907 году при тюремном замке (клинской тюрьме). Сначала храм носил имя другого святого — богослова XVIII века Тихона Задонского. На службу приходили не только заключённые, но и простые горожане. Особенно после того, как в 1915 году в Клин сослали священника Владимира Востокова, яростно критиковавшего Григория Распутина — любимца Николая II. На проповеди Востокова приходило столько народу, что храм просто не вмещал всех желающих. В 1920-х годах тюрьму закрыли, а её здание сначала передали под жилой дом, а потом под склад. Позже закрыли и церковь, устроив в ней общежитие стекольного завода. С 1970 года и жилой дом, и храм опустели и стали разрушаться. Верующим церковь вернули в 1989 году. Храм был полностью восстановлен и сегодня является действующим. Правда, носит уже другое имя — в 1992 году он был освящён в честь святителя Тихона, русского патриарха с 1918 по 1925 год.
Основал его в 1479 году Иосиф Волоцкий — священник и богослов. Первые постройки монастыря были деревянными, а каменное строительство началось позже. Сегодня архитектурный ансамбль XV–XVII веков иногда называют одним из самых красивых в русской церковной архитектуре. Он удивительным образом сохранился до наших дней практически в неизменном варианте. На территории есть не только храмы и роскошные соборы, но и три искусственных пруда, на берегах которых живут краснокнижные птицы. Самой древней частью монастыря считается Богоявленская церковь 1504 года постройки. Она почти не изменилась, за исключением здания трапезной, которой пристроили к ней в начале XVI века. А главным храмом считается величественный Успенский собор. В нём находятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого (основателя обители) и его вериги — цепи весом около 15 килограммов, которые он носил при жизни. В Успенский собор стоит зайти и чтобы посмотреть на огромные изразцы «Павлинье око» под куполами, созданные знаменитым мастером XVII века Степаном Полубесом.
Находятся они в центре города, на Соборной площади. Первые торговые ряды были построены из дерева и сгорели в 1885 году в мощном пожаре. Говорят, в его тушении участвовал даже П. И. Чайковский, который в то время жил в Клину. Вторые торговые ряды строились уже капитально — из камня. Возводили их на средства клинских и московских купцов. Автором проекта стал архитектор С. К. Родионов, а здания построили в псевдорусском стиле. Торговые ряды состоят из двух длинных корпусов, которые соединены аркой — когда-то она служила парадным въездом. Архитектура зданий сохранилась до наших дней почти в неизменном виде: маленькие симпатичные башенки, флюгера и старинные двери. В большинстве помещений торговых рядов по-прежнему находятся небольшие магазины, в том числе и с сувенирами. Так что можно совместить два в одном: полюбоваться архитектурой и сходить за презентами на память.
Она считается одной из самых старых в городе. Находится она на высоком берегу у излучины реки Сестры. Согласно историческим описаниям, первая церковь 1642–1646 годов была деревянная, а каменную построили предположительно в 1715 году. Позже рядом возвели здание гостиницы для паломников, а уже в конце XVIII века рядом «выросла» трёхъярусная колокольня. В 1930-е годы церковь и соседние здания были полностью перестроены. В храме разместились различные училища, а рядом открыли общежитие. В процессе перестройки внешний вид церкви полностью изменился — она стала напоминать типовое прямоугольное двухэтажное здание. В наше время храм отреставрировали и вернули его первоначальный облик. Церковь действующая, службы проводятся ежедневно.
Этот кирпичный двухэтажный дом на углу улиц Ленина и Литейной видно издалека. По описаниям в исторических документах здание построил купец М. С. Михайлов. Правда, в то время на доме не было часов и башни. Их пристроили значительно позднее — в 1920–30-х годах. Большую часть XX века внутри здания находились различные магазины, в том числе универмаг «Торгсина», витрины которого всегда буквально ломились от продуктов. В 1943 году внутреннюю планировку полностью поменяли, устроив на первом этаже общежитие для женщин, а на втором — для мужчин. Потом дом снова передали под магазин, а сегодня его занимает Управление архитектуры и градостроительства Клина. А на первом этаже разместилась клиника кинезиотерапии. Дом с часами считают одной из главных архитектурных достопримечательностей Клина. За его состоянием тщательно следят и даже повесили специальные защитные чехлы на уличные кондиционеры — чтобы не портить внешний вид здания.
Клин — не только старинный город с богатой историей. Это ещё и место, где П. И. Чайковский провёл несколько лет. Памятников великому композитору здесь пять. Первый — на железнодорожном вокзале, а остальные — по всему городу. Один из самых интересных монументов установлен на территории Музея-заповедника П. И. Чайковского. Здесь он изображён сидящим на скамейке с листом из блокнота в руке. Если посмотреть на него повнимательнее, можно разглядеть отрывок из партитуры к «Пиковой даме». Многие путешественники обязательно присаживаются рядом с композитором, чтобы сделать фото на память. Стоит повнимательнее приглядеться и к памятнику напротив клинского Дома культуры. На постаменте под фигурой композитора установлен бронзовый рельеф, изображающий нотный лист. Это — мотив из оперы «Иоланта». Говорят, что те, кто владеет нотной грамотой, могут даже наиграть его.
Его открыли в 2012 году. Этот монумент стал первым памятником Петру и Февронии, который установили в Московской области. Место выбрали особое — у городского загса, так что теперь бронзовые фигуры двух святых встречают клинских молодожёнов. В руках они держат голубей, которые символизируют любовь земную и небесную. Пётр и Феврония были канонизированы (причислены к лику святых) в 1547 году. Они считаются покровителями брака. Поводом для канонизации стала история всепобеждающей любви князя Петра, который вопреки запретам бояр женился на простолюдинке Февронии. В 2008 году в России был даже официально утверждён День семьи, любви и верности, и с тех пор он отмечается ежегодно 8 июля.
Находится он примерно в 40 километрах от Клина и считается одной из древнейших обителей Подмосковья. Монастырь был основан в 1361 году. Для строительства первых деревянных храмов брёвна носили через реку пешком, поэтому обитель назвали «Пешношской» («пеш (пешая) ноша»). Монастырь неоднократно посещали русские цари и императоры. Так, Иван Грозный приезжал сюда в 1554 году и остался так доволен визитом, что передал обители одно из окрестных сёл. К сожалению, здешние старинные храмы в своём первозданном виде сегодня практически не сохранились. Постройки монастыря неоднократно горели, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадали от бомбардировок и взрывов. В советское время на территории обители разместился психоневрологический интернат. Сегодня все постройки отреставрированы, а некоторым из них даже удалось вернуть первоначальный облик. Например, Никольский собор, которому после реставрации возвратили внешний вид XVI века — времени, когда он был построен.
Её в 1865 году совместно с профессором Н. П. Ильиным приобрёл великий русский учёный Д. И. Менделеев. Усадьба находилась на вершине холма Бобловая Гора — отсюда и появилось название имения. По проектам Менделеева в Боблове возвели большой дом с химической лабораторией и устроили парк с экзотическими растениями. Также по инициативе учёного выстроили и метеостанцию для наблюдения за погодой. Есть версия, что именно из Боблова Менделеев в 1887 году совершил полёт на воздушном шаре, чтобы пронаблюдать солнечное затмение. До наших дней сохранился только дом профессора Н. П. Ильина, остальные здания были разобраны. В нём находится музей, посвящённый жизни и работе Д. И. Менделеева, где можно посмотреть на обстановку старинной дворянской усадьбы, личные вещи учёного и его семьи. Выставлены здесь и макеты опытных бассейнов, корзина воздушного шара, в которой химик совершил полёт. Есть карты путешествий учёного, а отдельный зал полностью посвящён открытию периодического закона и химической таблице Менделеева.
Открыли его в мае 1995 года, в день 50-й годовщины Победы. Комплекс условно делится на три части. Первая — мемориал «Вечный огонь», факел для зажжения которого привезли с 41-го километра Ленинградского шоссе. Сегодня — это район города Зеленограда, а в Великую Отечественную войну именно здесь советские солдаты остановили немецкие войска, стремящиеся к Москве. Вторая часть — Аллея Памяти, в центре которой разбиты цветники. Это не просто клумбы, а воинские захоронения солдат, погибших в 1941 году. Недалеко от них находится и могила Миши Балакирева — клинского пионера, которого немецкие захватчики расстреляли за помощь партизанам. И третья часть — памятник павшим воинам. Многие считают его центром всего мемориального комплекса. Скульптурная группа изображает раненого солдата, которого бережно поддерживают его боевой товарищ и санитарка.
Этот храм можно смело назвать «новоделом». Построили его в городе в 2001 году в 6-м микрорайоне, где до этого церквей не было. Сначала администрация выделила жителям половину одноэтажного дома, в котором разместили храм. Но крохотная церковь не вмещала всех прихожан, и в 1999 году состоялась закладка фундамента нового здания. Работы велись совместными усилиями. Жители микрорайона принимали активное участие в строительстве, оказывали помощь и частные предприниматели. Церковь Ксении Петербургской открылась в 2001 году. Она построена по образу древних храмов Новгорода и Пскова с простым и лаконичным декором.