Достопримечательности Клина: что посмотреть и куда сходить

Необычные экскурсии от местных жителей города
Его называют одним из малоизученных архитектурных памятников XVI века в Московской области. По описаниям историков, Успенский храм был частью монастыря Успения Пресвятой Богородицы, первые письменные упоминания о котором встречаются в документах XVI века. Есть предположения, что сама церковь построена была гораздо раньше, но точных данных не сохранилось. Дата возведения каменного храма также неизвестна. Предположительно собор построили между 1539 и 1542 годами, но почти все учёные относят его к середине XVI века. Храм неоднократно перестраивался. В результате бесконечных изменений, к середине XX века он оказался «погребён» под многочисленными надстройками XIX–XX веков. В советское время здание сначала передали под библиотеку и музей, а потом открыли в нём общежитие. Затем внутри устроили даже соляной склад, в результате чего соль буквально «пропитала» пол и стены. В 1992 году Успенский храм начали восстанавливать, а в 1994-м рядом построили колокольню в архитектурном стиле псковских церквей.
Успенская церковь
Место, где с головой можно окунуться в историю российского стекольного дела. В XIX веке в Клинском районе обнаружили большие залежи кварцевого песка. В связи с находкой здесь в 1848 году открыли первый в регионе стекольный завод, который находился неподалёку от Клина. Сначала тут изготавливали лампы, бутылки и ёмкости для аптек, а потом и изящную посуду, которая прославилась на всю Россию. Сегодня с продукцией завода путешественники знакомятся в Музее ёлочной игрушки. Он состоит из 12 залов, и каждый посвящён определённой теме. Так, в первом зале посетителей встречает рождественская ёлочка с изящными украшениями, а во втором путешественники попадают в мастерскую XIX столетия. Здесь можно посмотреть на инструменты и рабочее место мастера-стеклодува. Есть отдельный зал, который посвящён всевозможным Дедам Морозам. В нём каждый посетитель сможет найти «своего» новогоднего волшебника — того, который стоял под домашней новогодней ёлкой. А в соседнем зале работает настоящая стеклодувная мастерская, где изготавливают ёлочные игрушки, превращая обычное стекло в изящные яркие изделия.
Клинское подворье
Построен он был в 1840-х годах. В то время эта территория считалась окраиной Клина. Храм решили возвести после устройства здесь нового городского кладбища. Строили его на средства местного купца Н. А. Кудрявцева, а проект здания заказывали в Санкт-Петербурге. Сначала церковь была приписана к Троицкому собору Клина, но после 1918 года здесь существовал отдельный приход со своим духовенством. В Великую Отечественную войну храм сильно пострадал: был повреждён купол, выбиты почти все стёкла. Но даже в таких условиях здесь продолжали проводить службы. Под куполом сделали настил из дерева, чтобы снег не попадал внутрь, а для отопления поставили печки-буржуйки. При этом в подвале храма устроили склад бочек с селёдкой. Восстанавливать церковь начали с 1943 года. Интересно, что Скорбященский храм — один из немногих в Клину, который не закрыли в советское время. Правда, почему — неизвестно. Сегодня церковь действующая. На месте старинного кладбища возле неё в наше время располагается Аллея Памяти с захоронениями солдат-героев, поэтому каждый год 9 мая в храме проходит молебен в честь защитников Клина.
Скорбященская церковь
Одна из литературных достопримечательностей Клина. Симпатичное деревянное здание неразрывно связано с именем известного детского писателя. Здесь А. П. Гайдар снимал комнату с 1938 по 1941 год и отсюда ушёл на фронт. Обратно он уже не вернулся — погиб в разведке в 1941 году. Гайдар очень любил это место. «Домик-крошечка в три окошечка» — так ласково называл его писатель. Здесь он создал множество известных своих произведений, таких как «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и другие. Экспозиция музея делится на две половины. Первая — мемориальная, рассказывающая об основных этапах жизни писателя. Здесь выставлены снимки Гайдара с родными и друзьями, воссоздано его рабочее место и обстановка его комнаты. Вторая часть — литературная. Она посвящена творчеству писателя: от дневников и набросков до прижизненных изданий произведений Гайдара, которые он написал во время жизни в Клину. Сходить в музей можно даже с самыми маленькими путешественниками. Для юных посетителей здесь предусмотрены специальные игровые программы: например, празднование Нового года с Чуком и Геком.
музей Гайдара
Его в Клину открыли неслучайно — именно в этом городе прошли последние годы жизни композитора. Сначала он жил в усадьбах Майданово и Фролово (сёла Клинского района Московской области), где написал «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», а также ряд известных опер: «Чародейка», «Черевички» и т. д. А в доме на окраине города композитор поселился в 1892 году. Здесь он провёл последний год своей жизни и написал заключительное своё произведение — Третий фортепианный концерт. Сегодня этот дом — центр Государственного музея-заповедника П. И. Чайковского. Внутри практически в первозданном виде сохранена обстановка последних лет жизни композитора и почти полностью — его огромная библиотека. В музее действует постоянная экспозиция «Чайковский. Симфония „Жизнь“», где выставлено множество личных вещей Чайковского: от фотографий до его дневников. Здесь можно даже послушать голос композитора в записи, сделанной на фонографе Эдисона.
Музей Чайковского
Построен он был в 1907 году при тюремном замке (клинской тюрьме). Сначала храм носил имя другого святого — богослова XVIII века Тихона Задонского. На службу приходили не только заключённые, но и простые горожане. Особенно после того, как в 1915 году в Клин сослали священника Владимира Востокова, яростно критиковавшего Григория Распутина — любимца Николая II. На проповеди Востокова приходило столько народу, что храм просто не вмещал всех желающих. В 1920-х годах тюрьму закрыли, а её здание сначала передали под жилой дом, а потом под склад. Позже закрыли и церковь, устроив в ней общежитие стекольного завода. С 1970 года и жилой дом, и храм опустели и стали разрушаться. Верующим церковь вернули в 1989 году. Храм был полностью восстановлен и сегодня является действующим. Правда, носит уже другое имя — в 1992 году он был освящён в честь святителя Тихона, русского патриарха с 1918 по 1925 год.
Храм Святителя Тихона
Основал его в 1479 году Иосиф Волоцкий — священник и богослов. Первые постройки монастыря были деревянными, а каменное строительство началось позже. Сегодня архитектурный ансамбль XV–XVII веков иногда называют одним из самых красивых в русской церковной архитектуре. Он удивительным образом сохранился до наших дней практически в неизменном варианте. На территории есть не только храмы и роскошные соборы, но и три искусственных пруда, на берегах которых живут краснокнижные птицы. Самой древней частью монастыря считается Богоявленская церковь 1504 года постройки. Она почти не изменилась, за исключением здания трапезной, которой пристроили к ней в начале XVI века. А главным храмом считается величественный Успенский собор. В нём находятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого (основателя обители) и его вериги — цепи весом около 15 килограммов, которые он носил при жизни. В Успенский собор стоит зайти и чтобы посмотреть на огромные изразцы «Павлинье око» под куполами, созданные знаменитым мастером XVII века Степаном Полубесом.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Находятся они в центре города, на Соборной площади. Первые торговые ряды были построены из дерева и сгорели в 1885 году в мощном пожаре. Говорят, в его тушении участвовал даже П. И. Чайковский, который в то время жил в Клину. Вторые торговые ряды строились уже капитально — из камня. Возводили их на средства клинских и московских купцов. Автором проекта стал архитектор С. К. Родионов, а здания построили в псевдорусском стиле. Торговые ряды состоят из двух длинных корпусов, которые соединены аркой — когда-то она служила парадным въездом. Архитектура зданий сохранилась до наших дней почти в неизменном виде: маленькие симпатичные башенки, флюгера и старинные двери. В большинстве помещений торговых рядов по-прежнему находятся небольшие магазины, в том числе и с сувенирами. Так что можно совместить два в одном: полюбоваться архитектурой и сходить за презентами на память.