Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга

30 мая 2023, обновлено 9 окт 2024
Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга

Найти экскурсию

Показать
Над грандиозными зданиями Петербурга трудились именитые европейские мастера и самые талантливые отечественные зодчие — не зря исторический центр города сегодня входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и привлекает путешественников со всего мира. Рассказываем о самых известных архитекторах города на Неве и их проектах.

Доменико Андреа Трезини

Годы жизни: 1670-1734

Архитектор, который построил город на Неве с нуля. Родился зодчий в Швейцарии, обучался в Италии, затем перебрался работать в Данию, но признание и славу получил только в России.

Памятник Трезини
Памятник Трезини на Васильевском острове в Санкт‑Петербурге. Фото: Дмитрий Песочинский

Известные работы

В 1703 году Трезини приехал на пустынные берега Невы — тогда здесь не было ничего, даже кирпичи привозили морем. Первой (и, пожалуй, главной) его работой стал проект перестройки Петропавловской крепости из деревянной в каменную. Работы затянулись почти на 20 лет и были закончены уже после смерти зодчего, но все его задумки были воплощены в жизнь.

Архитектору принадлежит проект Петропавловского собора. Огромный резной иконостас московские мастера изготовили также по рисункам Трезини. Он пережил несколько реставраций, но по‑прежнему является главным украшением внутренней части собора.

Следующая большая работа Трезини — проект Александро-Невской лавры. Одной из первых построек монастыря стала Благовещенская церковь (сохранилась до наших дней) на берегу реки Монастырки по совместному проекту Трезини и архитектора Леонарда Теодора Швертфегера.

Петропавловская крепость • Фрагмент иконостаса Петропавловского собора • Благовещенская церковь Александро-Невской лавры

А ещё зодчего называют основоположником «петровского барокко». Этому стилю свойственна симметрия и чёткость линий, простота убранства, но вместе с тем красочность и декоративность. Трезини спроектировал внешний вид большей части Васильевского острова: именно ему этот район обязан своей геометрической планировкой и роскошью фасадов.

Жан‑Батист Александр Леблон

Годы жизни: 1679-1719

Французский зодчий в начале 18 века был весьма востребован на родине. А когда слава о мастере дошла до города на Неве, Пётр I выписал его в Россию. Император назначил Леблона ведущим архитектором Санкт‑Петербурга и определил ему огромное по тем временам жалованье — 5000 рублей (для сравнения — великому Трезини платили в пять раз меньше).

Жан‑Батист Александр Леблон • «Первостроителям Санкт‑Петербурга» — памятник в Сампсониевском саду первым архитекторам города: А. Шлютеру, Ж.-Б. Леблону, Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли и скульптору Б. К. Растрелли. Фото: GAlexandrova, CC BY-SA 4.0

Известные работы

Совместно с немцем Иоганном Фридрихом Браунштейном Леблон занимался строительством дворца «Монплезир» на берегу Финского залива, опираясь на рисунки и схемы самого Петра I. Архитектор обустраивал парк вокруг будущей резиденции императора. Сегодня на территории комплекса открыт музей.

Ещё по теме
 
Дворец «Монплезир» • Дом М. П. Боткина

В 1717 году Леблон подготовил генплан города. Уже после смерти архитектора по его чертежам был возведён дом М. П. Боткина и особняк Бракгаузен на набережной Лейтенанта Шмидта, а также подворье Александро-Невской лавры.

Леблон прославился не только как зодчий. Именно ему принадлежит проект первого в России уличного фонаря. По его наработкам изготовили и установили на набережной Невы четыре фонарных столба. С этого момента в Санкт‑Петербурге началось стремительное развитие уличного освещения.

Франческо Бартоломео Растрелли

Годы жизни: 1700–1742

Родился в Париже в семье известного скульптора, который работал при дворе Людовика XIV. В Россию переехал в 1716 году вместе с родителями и спустя четыре года получил первый самостоятельный заказ — дворец на Миллионной улице для Дмитрия Кантемира (не сохранился). С этого и начался его головокружительный успех.

Портреты Растрелли. Художники: Люкас Конрад Пфантсельт, Пьетро Антонио Ротари

Известные работы

В своих проектах архитектору удивительным образом удавалось совмещать барокко и классицизм с элементами древнерусского зодчества. Именно Растрелли обновил парадную резиденцию русских императоров — Зимний дворец, увеличив его площадь.

Растрелли принадлежит проект роскошного Екатерининского дворца в Царском Селе с белоснежными колоннами и парадной анфиладой во всю длину здания, которая украшена золочёной резьбой — за что и получила звание «золотой».

Ещё по теме
 
Зимний дворец • Екатерининский дворец в Царском Селе • Смольный собор

Зодчий возглавлял строительство Смольного собора. Здание в стиле «елизаветинского» барокко возвели по приказу Елизаветы Петровны как часть одноимённого монастыря, в котором она собиралась провести старость. Правда, Растрелли не успел закончить работу. Смольный собор после его смерти достраивали уже другие архитекторы.

Антонио Ринальди

Годы жизни: 1710-1794

Родился в Италии в дворянской семье, а обучался у Луиджи Ванвителли — одного из ведущих архитекторов барокко. Под его руководством Ринальди стал знаменитым зодчим и в 1754 году приехал в Россию. Ему покровительствовала Екатерина II, поэтому после её вступления на престол, он стал главным архитектором СПб, сменив на этом посту своего предшественника Бартоломео Растрелли.

Антонио Ринальди
Бюст Ринальди на Манежной площади в Санкт‑Петербурге. Фото: Анна Кудрявцева

Известные работы

Большую часть своего рабочего времени Ринальди проводил в Царском Селе. Здесь самыми известными его проектами стали триумфальные колонны (Чесменская, Морейская и Крымская), Китайский павильон и Китайский дворец — резиденция Екатерины II. Последний, кстати, сначала был одноэтажным, а второй этаж пристроили уже позже — в середине 19 века.

В Санкт‑Петербурге самым знаменитым творением Ринальди считается Мраморный дворец. Возводили ансамбль для графа Григория Орлова, но будущий владелец умер ещё до завершения строительства. Позже дворец выкупила у наследников Орлова Екатерина II и даровала его своему внуку Великому князю Константину Павловичу. Величественное сооружение на Дворцовой набережной — редкий пример архитектуры раннего классицизма. Его фасад искусно отделан природным камнем и сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

Интересно, что у Ринальди был свой «фирменный знак» — скрещённые ветви пальмы и лавра. Их можно отыскать на большинстве зданий, которые построили по его проектам.

Чесменская триумфальная колонна в Царском Селе • Китайский павильон в Царском Селе • Мраморный дворец в Санкт‑Петербурге

Василий Иванович Баженов

Годы жизни: 1737-1779

Будущий архитектор предположительно появился на свет в Москве (по другой версии — в Калужской губернии) и с детства любил рисовать. В 1758–1760 годах обучался в санкт-петербургской Академии художеств, а после продолжил учёбу во Франции. В город на Неве вернулся в 1765 году.

Василий Иванович Баженов
Портрет В. И. Баженова в кругу семьи. Неизвестный художник

Известные работы

Большинство зданий по проекту Баженова возводились в Москве. Среди них — усадебный комплекс в Царицыно, с которым связана странная история. После завершения строительства Екатерина II приказала снести две почти законченные постройки и отстранила архитектора от работы. Возможно, разгневала императрицу масонская символика, которую зодчий использовал в отделке зданий.

В Петербурге самой знаменитой работой Баженова стал Михайловский замок. Он был возведён по заказу Павла I на месте снесённого Летнего дворца Елизаветы I. Среди других городских построек он выделялся не только архитектурой, но и оригинальным розовато‑оранжевым оттенком. В 19 веке в замке располагалось Инженерное училище, а сегодня находится филиал Государственного Русского музея.

Царицыно, Москва • Михайловский замок в Петербурге

Кстати, с этой работой у Баженова тоже возникли сложности. Он разработал проект Михайловского замка, но был отстранён (якобы за критику идей Павла I), а строительство поручили архитектору Винченцо Бренна.

Джакомо Кваренги

Годы жизни: 1744–1817

Родился в Италии, но славу великого зодчего обрёл только в России, куда в возрасте 35 лет переехал по приглашению Екатерины II. Здесь он жил и работал почти 40 лет до самой смерти и стал одним из ярких представителей классицизма в русской архитектуре.

Портрет Кваренги • Бюст Кваренги на Манежной площади в Санкт‑Петербурге. Фото: Анна Кудрявцева

Известные работы

Наиболее масштабным проектом Кваренги в Санкт‑Петербурге стал Александровский дворец. Архитектор спроектировал его по заказу Екатерины II в качестве подарка к свадьбе её внука Александра Павловича (будущего императора Александра I). Дворец в лучших традициях классицизма построили в Царском Селе, и он по‑прежнему принимает гостей — сегодня там открыт музей.

Ещё одним впечатляющим проектом зодчего в Санкт‑Петербурге стал Смольный институт. Сначала в здании обучали благородных девиц, но настоящую известность оно приобрело после Октябрьской революции 1917 года. В бывшем Смольном институте открылся городской Совет депутатов, а потом и комитет КПСС. Сегодня здесь находится резиденция губернатора.

Заслуживает внимания и Эрмитажный театр. Кваренги создал совершенно новый тип театрального здания. Он устроил зрительный зал по античной модели — в виде полукруга, чтобы сцену было хорошо видно с любого места.

Александровский дворец в Царском Селе • Смольный институт • Эрмитажный театр

Андрей Никифорович Воронихин

Годы жизни: 1759-1814

Крестьянин, ставший великим архитектором. Родился в 1759 году в семье крепостных графа А. С. Строганова. Талант Воронихина так поразил графа, что уже в 1785 году Андрей Никифорович получил вольную и отправился учиться в Санкт‑Петербург, где его карьера началась с перестройки дачи барина.

Портрет А. Н. Воронихина. Неизвестный художник • Памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения А. Н. Воронихина

Известные работы

Воронихина не зря называют великим архитектором Санкт‑Петербурга. Главное его детище — великолепный Казанский собор. Строить его начали в 1801 году, а на закладке фундамента присутствовал сам Александр I, только что ставший императором. Собор возводили 10 лет — в итоге он стал самым высоким зданием Петербурга того времени (почти 72 метра в высоту). Правда, проект Воронихина так до конца и не реализовали, убрав из плана южную колоннаду и частично изменив внешний декор и внутреннее убранство.

Кроме Казанского собора, бывший крепостной прославился восстановлением Павловского дворца, который пострадал от пожара в 1803 году. Воронихин создал эскизы интерьеров и подробные планы помещений с расположением мебели, драпировок и даже декора: канделябров и ламп.

Ещё по теме
 
Казанский собор • Павловский дворец • Константиновский дворец

Не менее интересна и история спасения Воронихиным Константиновского дворца. Парадную царскую резиденцию начали возводить при Петре I: роскошный ансамбль с парком и фонтанами должен был стать «русским Версалем», но в результате идею воплотили в Петергофе. Константиновский дворец законсервировали, комплекс долгие годы пустовал и ветшал. Позже его пытались «оживить», но каждый раз снова закрывали. В конце 18 века дворец перешёл во владения цесаревича Константина Павловича, который решил вновь вдохнуть в заброшенное здание жизнь. Для этой цели был приглашён Воронихин. Ему удалось восстановить первоначальный облик сооружения, изменив внутреннюю планировку. Но по неизвестным причинам зодчего от работ отстранили: заканчивал стройку архитектор Луиджи Руска.

Жан Тома де Томон

Годы жизни: 1760-1813

Ещё один француз, к которому признание и слава пришли в городе на Неве, куда он переехал из Австрии в 1799-м по приглашению князя А. М. Голицына. Правда, первоначально Томон получил известность благодаря своим карандашным рисункам и акварелям. А слава зодчего к нему пришла позже — в 1801 году, после перестройки Большого театра по приказу Александра I. Императору результат понравился и Томон получил звание придворного архитектора.

Известные работы

Один из знаменитых проектов Томона — здание Биржи на Васильевском острове. Строить её начинал Кваренги, но работы затянулись из‑за недостатка финансирования: купцы, которые вкладывались в строительство, считали, что Биржа портит облик улицы. После многочисленных споров проект передали Томону.

Здание Биржи • Стрелка Васильевского острова

Помимо самого здания, архитектору предстояло разработать планировку всей стрелки Васильевского острова. Ничего настолько монументального прежде Томон не создавал. Есть легенда, что вдохновение к зодчему пришло за завтраком, когда его жена поставила на стол поднос, а рядом с ним — симметрично две чашки и кофейник между ними. Якобы при виде этой «композиции» у архитектора и сложился весь ансамбль будущей площади: с Биржей и двумя ростральными колоннами по бокам.

Когда началась перестройка, предыдущее здание архитектор планировал снести, а материал, который от него останется, использовать для отсыпки набережной. Кваренги до последнего защищал своё «детище», но в итоге Биржу всё‑таки разобрали. Старые кирпичи использовали при строительстве нового здания, которое по сей день украшает стрелку Васильевского острова.

Карло ди Джованни Росси

Годы жизни: 1775-1849

В Россию попал в 11 лет, когда его отчима, танцора Шарля Ле Пика, пригласили обучать танцам детей Павла I. После того как на престол взошёл Александр I (именно он поручил будущему великому зодчему первые серьёзные проекты), Росси стал одним из самых высокооплачиваемых архитекторов в мире — ему платили 15 тысяч рублей в год, что по тем временам было баснословной суммой.

Портрет архитектора • Бюст Росси на Манежной площади в Санкт‑Петербурге. Фото: Анна Кудрявцева

Известные работы

Первым масштабным проектом Росси стал ансамбль на Елагином острове — резиденция Марии Фёдоровны (вдовы Павла I). Зодчий подошёл к делу ответственно и педантично: в работе он учёл даже увлечения вдовствующей императрицы. Она любила, чтобы ей читали вслух; зная это, архитектор спроектировал помещения с хорошей акустикой. Даже смета была составлена удивительно точно (ровно 1 587 632 рубля 40 копеек), причём расходы ни разу не были превышены.

После завершения строительства ансамбля Елагина острова Росси взялся за очередной важный проект. На этот раз архитектору было поручено привести Дворцовую площадь «в правильность» (видимо, имелась в виду симметричность строений), оставив Зимний дворец центром композиции. Росси спроектировал арку Главного штаба напротив въезда во дворец, как бы «развернув» всю площадь к зданию.

Ещё по теме
 
Елагин дворец • Дворцовая площадь • Александринский театр • Михайловский дворец

Росси также работал над проектом Александринского театра и в результате создал весь ансамбль площади перед ним. Он включал здание Императорской Публичной библиотеки и два симметричных корпуса, образовавших Театральную улицу, которая сегодня носит имя великого архитектора.

Самая знаменитая работа Росси — Михайловский дворец (не путать с Михайловским замком!), построенный по указу Александра I для Михаила Павловича, младшего брата императора. Над проектом зодчий работал долгих шесть лет и, помимо великолепного ансамбля в стиле русского ампира, спроектировал площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившие дворец с Невским проспектом. Сегодня здание входит в состав Русского музея.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран

Годы жизни: 1786-1858

Ещё одна «архитектурная легенда» Санкт‑Петербурга. Монферран появился на свет в семье учителя верховой езды, служил в армии Наполеона и даже получил звание капитана. В 1816 году перебрался в город на Неве и благодаря своему таланту стал придворным архитектором Александра I.

Портрет архитектора • Бюст Монферрана в Исаакиевском соборе

Известные работы

Исаакиевский собор — основной и самый масштабный проект Монферрана. К моменту, когда архитектор взялся за работу, здание перестраивали уже трижды, но итог каждый раз не нравился императору Александру I. Закладка нового собора состоялась в 1819 году, но сам проект зодчий дорабатывал ещё шесть лет. Монферран работал и над оформлением интерьера здания: росписями и декором.

Собор стал легендарным долгостроем — возводили его почти 40 лет. и всё это время стройкой бессменно руководил Монферран. Затянувшиеся работы породили легенду: якобы некий колдун предсказал архитектору, что тот умрёт, как только закончится стройка. Правда это или нет — неизвестно, но Монферран действительно скончался спустя месяц после освящения Исаакия.

Архитектору также принадлежит проект Александровской колонны на Дворцовой площади. Работу над ней поручил Монферрану Николай I, который пожелал таким образом увековечить победу и славу своего брата Александра I в войне с Наполеоном.

Исаакиевский собор • Александровская колонна

Заключение

Мы собрали имена самых известных архитекторов, строивших город на Неве, однако свой вклад в облик одного из красивейших городов России внесли и десятки других знаменитых зодчих. Для более глубокого погружения в архитектурные традиции Санкт‑Петербурга рекомендуем обратиться к гидам Tripster. Они покажут самые впечатляющие творения великих мастеров и расскажут о них живо и интересно, разбавляя сухие факты местными легендами и захватывающими историями.

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о КронштадтеМорские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте Форты, военно‑морские музеи и парки старинного города

Еще экскурсии по теме