Зимний дворец: прошлое и настоящее царской резиденции в Санкт‑Петербурге
Роскошные залы, царские покои и другие сохранившиеся интерьеры/https://cdn.tripster.ru/photos/38065ed5-e2c3-4123-a3c4-e1addbfc9aab.jpg)
История создания
Зимний дворец, каким мы его знаем, далеко не первая зимняя резиденция императорской четы. В Санкт‑Петербурге в разное время и для разных правителей было построено несколько дворцов. Рассказываем обо всех по порядку.
Первые варианты
Сначала, в 1711 году, появился небольшой деревянный домик на берегу Невы, рядом с которым прорыли новый канал — Зимнюю канавку. А через пару лет у самого канала возвели двухэтажный каменный дворец по проекту немецкого архитектора Георга Маттарнови. После смерти Петра I здание расширили и построили вдоль канала дополнительные корпуса. Сейчас на этом месте располагается Эрмитажный театр.
/https://cdn.tripster.ru/photos/84691459-7c23-460d-b161-60bea503fd31.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/06e1d49d-711d-4b71-81d4-a5d41672b67f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a47fab36-c1f4-4187-b9e8-70872a2891de.jpg)
С восшествием на престол Анны Иоанновны началось строительство нового Зимнего дворца, потому как прежний императрица посчитала недостаточно просторным. Чтобы освободить территорию, Анна Иоанновна выкупила соседние графские дома на Дворцовой набережной. К 1735 году на их месте уже возвышался огромный четырёхэтажный дворец, спроектированный Франческо Растрелли. Главный фасад был развёрнут к Адмиралтейству, а южный выходил на современную Дворцовую площадь. Дворец прослужил царской резиденцией 20 лет.
в приложении
Зимний дворец Елизаветы Петровны
С приходом к власти новой императрицы начинается история знакомого нам Зимнего дворца. Она несколько раз перестраивала резиденцию Анны Иоанновны, с каждым разом желая всё больше её расширить. В 1754 году Елизавета Петровна утвердила проект нового дворца.
Строительные работы под руководством Растрелли продолжались семь лет, и ещё год потребовался для оформления внутреннего убранства. Правда, в новом дворце императрице так и не довелось пожить. В 1762 году зимнюю резиденцию принял новый император — Пётр III, которого вскоре сменила Екатерина II. Она тоже внесла небольшие изменения в первоначальный проект, так как на смену модному во времена Елизаветы барочному стилю пришёл строгий классицизм.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6be9b919-91f0-4d11-98d7-d8aafb03a143.jpg)
Архитектурные особенности
Несмотря на множество перестроек и страшный пожар в 1837 году, Зимний дворец не утратил своего великолепия. Он, как и задумывала Елизавета Петровна, стал воплощением мощи российской монархии и во все времена привлекал внимание своим величием.
/https://cdn.tripster.ru/photos/bb9c4594-b41c-4bec-8b4c-66cc9178b0dd.jpg)
Архитектурный стиль
Зимний дворец традиционно причисляют к елизаветинскому барокко, которое отличается пышностью, обилием декора и золотой отделки, а также использованием контрастных цветов в оформлении фасадов.
Согласно проекту Растрелли, трёхэтажное здание построили в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. При создании дворца особое внимание архитектор уделил отделке фасадов. Белоснежные колонны на всём протяжении постройки в одних местах расставлены тесно, небольшими группами, а в других — широко, обнажая участки стен. Карниз дворца украшен древнеримскими статуями и вазами, а окна — богато декорированными наличниками. Интересно, что каждое лепное украшение в наружной отделке здания было сделано мастерами вручную, поэтому все они уникальны.
Несмотря на обилие декора, дворец выглядит сдержанно и аккуратно. Визуально всё здание поделено на два яруса: нижний — более приземистый и верхний — воздушный и парадный. Парадный вход южного фасада (со стороны Дворцовой площади) украшен тремя арками, а также фронтоном с часами и флагштоком.
/https://cdn.tripster.ru/photos/3ff9eefd-88af-4f2a-bb68-ab717e662a63.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a279cf15-f729-4094-af14-fd849e6c41b6.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f42597d5-14f7-4220-94d5-bc3f0d0a7171.jpg)
Кстати, бирюзовый оттенок у дворца появился сравнительно недавно — в 1947 году. Изначально здание покрасили в охристые тона, а декор был белым. При Александре II дворец приобрёл более тёмный оттенок, а Николай II распорядился перекрасить его в кирпичный цвет. После революции цвет здания ещё несколько раз меняли, пока не нашли тот самый, ставший визитной карточкой Зимнего дворца.
Размеры дворца
Он и сегодня поражает не только великолепием убранства, но и внушительными размерами. Площадь Зимнего дворца составляет 60 тысяч квадратных метров, на которых расположено около полутора тысяч комнат. На втором и третьем этаже находились царские покои, многочисленные парадные залы и апартаменты придворных. На первом этаже — подсобные помещения и комнаты для прислуги (всего во дворце проживало примерно четыре тысячи служащих). Помимо этого, здесь были столовые, библиотека, сад, театр и даже две церкви.
Экскурсии в Эрмитаж в Санкт‑Петербурге
Вплоть до начала XX века Зимний дворец считался самым высоким зданием в Санкт‑Петербурге. В 1844 году Николай I даже выпустил указ о запрете строительства домов выше 11 саженей (23,5 метра) — именно такой была высота дворца.
/https://cdn.tripster.ru/photos/daa86f89-ef2f-49ef-81e0-21dc6018a2f3.jpg)
Интерьеры Зимнего дворца
Внутреннее убранство царской резиденции впечатляет роскошью. Правда, далеко не все залы сохранили свой первоначальный облик таким, каким его задумывал Растрелли. Новые владельцы переделывали покои под свои вкусы, а после пожара 1837 года большую часть интерьеров пришлось восстанавливать. Рассказываем про самые интересные залы главной императорской резиденции.
Иорданская лестница
Считается главной в Зимнем дворце. По ней поднимались иностранные послы и гости на аудиенцию с императором. Лестница выполнена из белого мрамора, а её высота — 22 метра. Пролёты украшены скульптурами XVIII и начала XIX веков, золочёной лепниной и массивными колоннами на верхней площадке. Лёгкость и воздушность помпезной конструкции придают дневной свет, который отражается от ложных зеркальных окон, и огромная картина‑плафон на потолке.
После пожара в начале XIX века Иорданская лестница была практически уничтожена. Её восстановлением занимался архитектор Василий Стасов, который сумел воссоздать проект Растрелли, правда, с некоторыми изменениями. Вместо розовых колонн установили серые, из натурального гранита. А утраченный плафон с росписью итальянского художника Франческо Фонтебассо заменили новым — «Олимпом» Гаспаро Дициани.
/https://cdn.tripster.ru/photos/3bca3349-3c19-421a-8220-9d15fc035132.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/6c0d1b13-c796-4b53-a2d0-84d80dbe8eb6.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/aee410b6-8162-4d6e-a8bb-a4f2b8cb8b0d.jpg)
За время своего существования лестница сменила несколько названий: Парадная, Посольская и, наконец, Иорданская. Последнее она получила от слова «иордань», что значит прорубь. Царские особы в Крещение спускались по лестнице к Неве, чтобы окунуться.
Аванзал
Зал №192
Наверху Иорданской лестницы находится вход в первый зал Невской анфилады (так называют несколько парадных залов, которые в 1791–1793 годах создал по указу Екатерины II Джакомо Кваренги).
Аванзал — это небольшая светлая комната с лепным карнизом и потолочным плафоном. На плафоне изображена сцена жертвоприношения Ифигении работы итальянского художника Джакомо Гуарана.
После пожара интерьер этого зала был восстановлен по проекту Василия Стасова. Архитектор в мельчайших деталях повторил отделку, выполненную Кваренги, украсив стены мрамором и лепниной.
/https://cdn.tripster.ru/photos/e3b168dc-df0c-49a6-9309-5579870d10b1.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ada2ca1f-3df1-49dd-87fe-5ac88b71e306.jpg)
В 1958 году в центр зала из Александро-Невской лавры перенесли Малахитовую ротонду, украшенную яркими колоннами и куполом из золочёной бронзы. В 1830‑е годы её подарил Николаю I богатейший петербургский меценат Анатолий Демидов. Но император щедрый дар не оценил: назвал ротонду «клеткой» и отправил пылиться на склад, а позже её передарили Александро-Невской лавре.
Николаевский зал
Зал №191
За аванзалом следует самый большой парадный зал Зимнего дворца (около 1100 м²). Сюда после смерти Николая I перенесли его большой портрет, поэтому зал стали называть Николаевским. Интерьер помещения после пожара также восстанавливал Василий Стасов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/2795f47b-63de-4c03-ac43-fc76986fea85.jpg)
Просторный белоснежный зал предназначался для официальных приёмов и балов. Строгость и одновременно торжественность помещению придают коринфские колонны с лепниной, мраморная отделка стен и роскошные хрустальные люстры с позолотой конца XIX века.
В 1915 году по указу императорской семьи в зале разместили хирургический лазарет для тяжелораненых солдат. А сегодня здесь проводят временные выставки.
/https://cdn.tripster.ru/photos/00e0ed14-43e0-4654-b262-bf32543edaec.jpg)
Малахитовая гостиная
Зал №189
Была парадной приёмной императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I), в которой она устраивала семейные празднества и принимала придворных дам. До пожара 1837 года комната была отделана яшмой. Архитектор Александр Брюллов, занимавшийся восстановлением гостиной императрицы, оформил комнату контрастно. Позолоченные двери и узорчатый потолок вкупе с белыми стенами и колоннами из малахита делают помещение ярким, а изящная мебель придаёт уюта.
/https://cdn.tripster.ru/photos/582d48de-c29c-49c1-b882-75c3944795ad.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/92b00cb8-20ba-4af7-8421-8b8d8e6e652c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a6ab14a5-0668-4a13-92b9-8f492aa7b2e3.jpg)
Малахитовые в зале не только колонны: камень встречается в отделке камина, вазонов и столешниц. Всё это выполнено в сложной технике «русской мозаики» (когда поверхность оклеивают кусочками камня так, что материал выглядит монолитным). Не менее впечатляющее украшение гостиной — изображение аллегорических фигур Поэзии, Дня и Ночи работы итальянского художника Антонио Виги.
Кстати, именно в этой комнате заседало Временное правительство в 1917 году, когда большевики штурмовали Зимний дворец.
Будуар Марии Александровны
Зал №306
С восшествием на престол Александра II изменилась отделка нескольких комнат в царских покоях. Одна из них — будуар супруги императора Марии Александровны. Небольшую комнату‑гостиную в стиле неорококо проектировал Гаральд Боссе в 1850‑х.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6c00dac9-1bf0-43ef-b3a8-ec3e71a6c58e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/85b020e3-081e-473e-aacd-405a100d05ee.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e4538c9e-b2cf-4bca-b0ba-f9789bd3e448.jpg)
Стены будуара обтянуты шёлком гранатового цвета с золочёными узорами‑завитками. На потолке — зеркало в большой золотой раме, растительный орнамент и небольшие скульптуры мальчиков-ангелочков, а над дверью — живописное панно с изображением древнеримской богини любви. В глубине комнаты обустроен альков с потайной дверью, которая вела в детские покои. Эту нишу обрамляет ажурная арка с кариатидами. А около окна, со стороны наружной стены Зимнего дворца, находится небольшой камин из мрамора.
Интерьер практически полностью сохранился, включая изящные кресла, диваны и шкаф‑витрину для безделушек.
/https://cdn.tripster.ru/photos/751b2d22-fe20-46eb-95a4-3446b6ca976e.jpg)
Белый зал
Зал №289
Помещение с купольным сводом, многочисленными арками и огромными белоснежными колоннами предназначалось для торжественных приёмов и балов. Оно было создано на месте трёх гостиных к свадьбе Александра II в 1841 году. Оформлением парадного зала занимался Александр Брюллов, вдохновлённый древнеримскими виллами.
Экскурсии в Эрмитаж в Санкт‑Петербурге
Стены и потолок Белого зала украшены изящной лепниной, повсюду расставлены статуи древнеримских богов, а главным акцентом выступают огромные люстры в позолоте.
/https://cdn.tripster.ru/photos/031b68bc-e036-48e4-a982-bf9d58f1d2b2.jpg)
Сейчас в Белом зале выставлена коллекция мебели конца XVIII века знаменитого немецкого мебельщика Давида Рёнтгена и севрский фарфор (особенно впечатляет синяя ваза высотой почти два метра). А ещё здесь можно увидеть небольшую коллекцию картин французских живописцев XVIII века.
Военная галерея 1812 года
Зал №197
Была основана в 1826 году в честь победы над Наполеоном, а также военных походов 1813 и 1814 годов. Торжественное открытие приурочили к знаменательной дате — 25 декабря (день, когда французские войска были изгнаны из России). После праздничной службы в церкви Зимнего дворца галерею освятили, а мимо портретов знаменитых военачальников торжественным маршем прошли солдаты пехоты и кавалерии.
/https://cdn.tripster.ru/photos/fd36816a-4530-48a5-8f0c-b5f80d8e6da6.jpg)
Проектировал зал архитектор Карл Росси. Зал выполнен в модном в те времена стиле ампир, который подчёркивает строгость и торжественность галереи. На красных стенах ровными рядами размещаются 332 портрета в золочёных рамах. Роскоши портретному залу добавляют расписной цилиндрический потолок и лепные лавровые венки с названиями мест самых значительных сражений.
Над созданием картин для галереи трудился британский живописец Джордж Доу вместе с русскими художниками Александром Поляковым и Василием Голике. В течение 10 лет авторы писали портреты преимущественно с натуры, а погибших военачальников — с уже существующих полотен. Однако изображения 13 героев так и не удалось найти, поэтому в зале можно увидеть пустые рамы, затянутые зелёной тканью.
Кстати, галерея существенно пострадала в пожаре 1837 года, но все без исключения портреты чудом уцелели.
/https://cdn.tripster.ru/photos/47f8fd51-65e2-44b9-b0e3-675fe217f387.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/bb11e09d-5a41-429a-b4d9-bc1e659e41fc.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2c0d9d9a-aa5a-4be6-88cb-b7d1c214c6b5.jpg)
Петровский зал (Малый тронный зал)
Зал №194
Был спроектирован в 1833 году архитектором Огюстом Монферраном. Парадный зал посвящён первому русскому императору Петру I и предназначался для проведения небольших торжественных приёмов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/eebd7e7f-00ab-41d9-b96f-2da338d3e924.jpg)
Элегантное и эффектное помещение украшают яркие настенные панно из пунцового бархата с вышивкой золочёными нитями. На них изображены растительные орнаменты, вензеля, короны и больше тысячи двуглавых орлов. Сводчатый потолок расписан золотом, чуть ниже привлекает внимание лепнина и живописные панно, посвящённые петровским победам в Северной войне.
В центре зала устроена полукруглая ниша, в глубине которой находятся картина Якопо Амигони «Пётр I с Минервой» и позолоченный трон конца XVIII века.
Информация для посетителей
Зимний дворец входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа на Дворцовой набережной. Здания дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажа соединены между собой галереями, поэтому можно свободно перемещаться по залам сразу нескольких корпусов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6e9c3803-dac8-475b-ac5f-a4094914bd61.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c761c647-869f-423f-aefc-2d0fd1e57e01.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1d552fd0-645e-4288-b479-cb843b22977f.jpg)
Правда, увидеть всё за один день вряд ли получится, ведь дворцовый комплекс включает 365 залов! Чтобы провести время интересно и не заплутать в многочисленных комнатах и коридорах, можно воспользоваться готовыми маршрутами по Эрмитажу или обратиться к профессиональным гидам.
Часы работы и стоимость билетов
Попасть в Эрмитаж можно по сеансам с 11:00 до 18:00 (в среду, четверг и воскресенье) и до 20:00 (во вторник, пятницу и субботу). По понедельникам, 1 января и 9 мая музей не работает. Приобрести билеты удобнее всего онлайн.
Билеты в Эрмитаж в Санкт‑Петербурге
Стоимость взрослого билета в 2023 году — 500 рублей; для пенсионеров, студентов и школьников цена ниже — 300 рублей. Каждый третий четверг месяца вход в музей свободный, но имейте в виду, что в этот день посетителей будет очень много.
/https://cdn.tripster.ru/photos/5eb4df1f-f96b-4b13-b530-1bcd435ca345.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/853ceeca-d9fa-4f02-b3e6-c69db741f745.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ea8149c2-7863-4205-b0fa-705aa3d10905.jpg)
Как добраться
Зимний дворец находится по адресу: Дворцовая площадь, 2. На общественном транспорте добираться удобнее всего от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект», а также на городских автобусах №7, 10, 24, 191 до остановки «Дворцовая площадь».
Заключение
Зимний дворец по праву считается главной достопримечательностью Санкт‑Петербурга. Сегодня в его залах можно познакомиться с богатой коллекцией Эрмитажа и роскошными интерьерами бывших царских покоев. А заодно узнать от гидов интересные подробности о жизни и привычках монарших особ, проследить, как сменяли друг друга модные направления, и сделать много великолепных фото на память.
Ещё на тему путешествий
Самые атмосферные кинотеатры Санкт‑Петербурга 10 мест, куда захочется вернуться
Лучшие оранжереи Петербурга: 8 вечнозелёных локаций Северной столицы От цветочной экспозиции в метро до одной из крупнейших мировых коллекций
Петербург Романовых: места, где жили члены императорской семьи 13 дворцов с непростой историей
Отдых для души: необычные мастер‑классы в городах России Озвучиваем кино, создаём свой парфюм и рисуем воском/https://cdn.tripster.ru/photos/8240791d-50c6-472b-a11c-c48b0e3d6c3c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c1cb2cad-0050-47dd-8ce0-0e06e470bcf3.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/68b3bee1-769b-4421-84bc-805d5fa8d5ea.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e757b40f-9ce7-44e5-a217-40860e706ee8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/68032fe3-2197-4f6e-bdd6-bc752ce0de99.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0668fea2-d4a3-401e-97f0-9c37dc6bb329.jpg)