Самые необычные экспонаты в музеях России
Древние мумии, подкованная блоха и настоящий метеоритМумия Укокской принцессы
Где находится: Национальный музей имени А. В. Анохина, Горно‑Алтайск
Таким именем журналисты окрестили одну из самых известных в России мумий. Она была обнаружена в 1993 году на территории высокогорного плато Укок на юге Республики Алтай. Хорошо сохранившееся захоронение женщины — представительницы древней пазырыкской культуры, развитой в VI–II веках до н. э., находилось в могильнике Ак‑Алаха-3. Благодаря проведённому исследованию останков удалось выяснить, что она умерла от рака молочной железы, не достигнув 30 лет.
Мумифицированное тело женщины пролежало в погребальной камере около 2500 лет и было буквально законсервировано под толщей льда, так что даже татуировки с изображениями животных на её руках отлично сохранились. Вместе с женщиной были похоронены шесть лошадей. Это указывало на знатное происхождение «Укокской принцессы» и породило различные легенды о том, что она была царицей с божественными силами или даже прародительницей всех алтайцев. По мнению учёных, женщина, скорее всего, была жрицей.
Извлечение мумии из древнего могильника вызвало невероятный общественный резонанс. Некоторые представители коренного населения связывали с этим природные катастрофы в республике и призывали к скорейшему захоронению останков. Ещё большее негодование вызвало то, что мумию перевезли в Новосибирск для изучения, где она находилась до 2012 года. Но даже после её возвращения в республику и экспонирования в музее споры не утихли. Некоторые алтайцы уверены, что, пока тело не похоронят на плато Укок, весь народ будет преследовать проклятие.
Укокская принцесса выставлена в отдельном зале в специально изготовленном саркофаге, а увидеть её можно только в определённые дни месяца. Такое расписание связано не только с тем, чтобы минимизировать воздействие окружающей среды на экспонат, но и с народными верованиями алтайцев. Ориентируясь на лунный календарь, сотрудники музея показывают посетителям мумию в благоприятные периоды новолуния.
Метеорит «Челябинск»
Где находится: Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинск
Один из самых интересных экспонатов зала природы и древней истории в Музее Южного Урала — осколок метеорита весом чуть больше 500 килограммов, который подняли со дна озера Чебаркуль в Челябинской области. Он был частью более крупного небесного тела размером с шестиэтажный дом, которое вошло в земную атмосферу утром 15 февраля 2013 года. При этом жители Челябинска, Еманжелинска, Сатки видели ослепительную вспышку почти в 30 раз ярче Солнца.
Поскольку в состав космического объекта входил в основном камень, а не прочные металлы, он мгновенно разрушился на высоте около 20 километров и до земли долетели лишь фрагменты, составившие меньше процента от его первоначальной массы.
До сих пор кажется невероятным, что падение метеорита обошлось без человеческих жертв, но общий ущерб инфраструктуре области оценивался в 1 миллиард рублей. Считается, что если бы похожее по размеру небесное тело было металлическим и вошло в атмосферу вертикально, а не под углом, то разрушения были бы намного серьёзнее.
Теперь самый крупный осколок знаменитого метеорита выставляется на всеобщее обозрение под защитным куполом. Учёным удалось выяснить, что возраст этого фрагмента больше 4 миллиардов лет, а значит, он появился в период зарождения Солнечной системы.
Троянский клад
Где находится: ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
Помимо ценности обнаруженных скандально известным археологом артефактов Древнего мира, интересна и история перемещений троянского клада по музеям. Изначально он хранился в Берлине, но в 1945 году был вывезен советской армией в качестве репараций. В дальнейшем сокровища находились в Москве в фондах Пушкинского музея, но, поскольку эта информация держалась в строжайшем секрете, считалось, что троянское золото было утеряно. И только в 1996 году находки Шлимана выставили перед публикой. Сегодня коллекция обнаруженных Генрихом Шлиманом предметов при раскопках 1872–1890 годов хранится в третьем зале музея.
Интересно, что находки немецкого археолога датируются 2400–2200 годами до н. э. и не имеют отношения к событиям из знаменитой поэмы Гомера «Илиада». Дело в том, что во время раскопок Шлиман, одержимый поиском мифологической Трои и её сокровищ, обнаружил на холме Гиссарлык на территории современной Турции поселение (его принято называть Троя II), которое относится к намного более древнему периоду троянской истории. Оно существовало в эпоху раннего бронзового века, до появления письменности, поэтому никаких упоминаний о нём не сохранилось.
Сам того не ожидая, Шлиман сделал феноменальное археологическое открытие, но принял золотые украшения и сосуды за сокровища гомеровской Трои. А описанный древнегреческим поэтом город (его принято называть Троя VI и Троя VII), который так отчаянно стремился найти археолог, расположен на том же холме, но значительно выше по уровню культурного слоя. Он относится к совершенно другой эпохе — позднему бронзовому веку, который существовал на 1200 лет позже и исторически не связан с более ранним поселением. Археологи всё же изучили «настоящую» Трою, однако многие постройки того периода были утеряны, поскольку Шлиман сильно повредил культурные напластования XII века до н. э. в процессе раскопок. Теперь учёные часто шутят, что именно он разрушил знаменитый город, а не ахейцы.
В коллекции Пушкинского музея представлены 259 предметов, которые Шлиман назвал «Кладом Приама», но к сокровищам троянского царя из «Илиады» они не имеют никакого отношения. Самый известный экспонат — Большая диадема с подвесками, выполненная древними ювелирами из листового золота. Вероятно, она принадлежала царице или знатной жрице и использовалась при торжественных церемониях или погребальных ритуалах. Мировую славу этому украшению принесли фотографии Софии Шлиман — жены археолога, которая позировала в диадеме для «Атласа троянских древностей». Самым ценным из всего найденного Шлиман считал четыре топора‑молота, которые выполнены настолько виртуозно, что превосходят по уровню обработки камня любые похожие находки той эпохи.
Спускаемый аппарат корабля «Восток-1»
Где находится: Музей РКК «Энергия», Королёв
Именно на этом аппарате Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества пилотируемый полёт в космос. Интересно, что экспонат не ремонтировался и не реставрировался, поэтому его можно увидеть фактически в первозданном виде и прикоснуться к корпусу, который обгорел, проходя плотные слои атмосферы.
Ракета‑носитель, которая вывела на орбиту советский корабль с космонавтом на борту, была запущена с космодрома Байконур в Казахстане. «Восток-1» имел два отсека: спускаемый сферический аппарат диаметром 2,5 метра с катапультируемым креслом внутри, где размещался человек, и приборный отсек с аппаратурой. Во время посадки над сферой раскрывался парашют, а космонавт на высоте 7000 метров катапультировался, спускаясь на землю также с парашютом. Кадры приземлившегося в Саратовской области Гагарина, пролетевшего по околоземной орбите за 108 минут, стали известны всему миру. Спускаемый аппарат также совершил успешную посадку недалеко от космонавта.
Попасть в музей можно в составе экскурсионной группы по предварительной записи.
Подземная камера №5
Где находится: Музей вечной мерзлоты, Игарка (Красноярский край)
Одна из самых интересных подземных камер музея была вырыта в вечной мерзлоте в научных целях. Сотрудники Института мерзлотоведения Сибирского отделения АН СССР использовали помещения, соединённые коридорами, для изучения свойств мёрзлых пород, хранения образцов сельскохозяйственных культур, животных и даже документов при отрицательных температурах. Подобные опыты не имели аналогов в мировой практике и выполнялись впервые.
В 1950 году в полу камеры на глубине 2,5 метра был заложен ящик с газетами военных лет, который предписано открыть через 95 лет. Этот многолетний эксперимент поможет проверить гипотезу о сохранности исторических документов в вечномёрзлом грунте. А в 1965 году с камеры №5 началось образование музея, большая часть которого расположена под землёй. Идея его создания принадлежала основоположнику мерзлотоведения М. И. Сумгину, который считал, что подобное ледяное хранилище станет местом консервации трупов различных видов животных, растений и даже представителей этнических групп. Это могло бы помочь учёным будущего исследовать, как меняются люди, флора и фауна. Однако планам не суждено было сбыться, поскольку температура грунтов в камерах музея довольно высокая — до –3,6°С.
Сейчас в этой небольшой камере, созданной без каких‑либо строительных материалов, сохраняется постоянная отрицательная температура даже в летнюю жару. Благодаря зимнему проветриванию через вентиляционные отверстия грунты впитывают и консервируют уличный холод, которого хватает на всё тёплое время года.Весной некоторые участки стен обрабатывают «снежной штукатуркой» — смесью снега и холодной воды. Все эти процедуры предотвращают разрушение ледяного подземелья, которое крайне чувствительно к перепадам температур.
В камере можно потрогать и увидеть в разрезе вечную мерзлоту, зона которой занимает около 65% территории России. На стенах помещения в процессе охлаждения потоков более тёплого воздуха образовались красивые ледяные кристаллы с различным строением и узорами. А пол камеры залили водой в качестве напоминания о неосуществлённой идее основателя музея А. М. Пчелинцева создать здесь подземный круглогодичный каток.
Подкованная блоха
Где находится: Музей «Нимфозориум» (Тульский историко‑архитектурный музей), Тула
Главный экспонат, которому посвящён целый зал и вокруг которого организована вся остальная экспозиция музея — реально подкованная блоха. Создание в Туле «Нимфозориума» вдохновлено известным рассказом Н. С. Лескова «Левша», где описана история об оружейном мастере, подковавшем английскую блоху. Кстати, название музея также связано с произведением писателя, «нимфозорией» в нём именуется удивительное творение косого Левши.
А вот в жизни подковать блоху удалось совершенно реальному тульскому мастеру‑токарю Н. С. Алдунину из Алексина, который известен своими микроминиатюрами. В 2002 году он подковал насекомое длиной в 1,744 миллиметра. На такую ювелирную работу у мастера ушло три месяца, а чтобы избежать дрожи в руках, он обрабатывал мельчайшие детали между ударами своего сердца. Для каждой из четырёх подков, выполненных из золота 999 пробы, потребовалось три миниатюрных гвоздика. Их высота составила всего 51 микрон (1 микрон — это тысячная миллиметра), а диаметр шляпки — не больше 5 микрон. Разглядеть подковки насекомого можно через мощный микроскоп.
Подкованных блох, кстати, можно увидеть не только в Туле, но ещё и в Екатеринбурге, Омске, Ярославле, Киеве и даже в Сан‑Франциско.
Мумия жреца Па‑ди‑исета
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург
Главный экспонат Египетского зала привёз в Северную столицу купец Анастас Аверов ещё в XIX веке. Он занялся коллекционированием различных восточных древностей после Отечественной войны. Изначально мумия хранилась в Кунсткамере, поскольку придворный Зимний дворец считался неподходящим местом для экспонирования покойников. Теперь в собрании Эрмитажа находится несколько бальзамированных тел, однако именно это сохранилось лучше всего.
Мумия жреца из Фив датируется второй половиной VII века до н. э., а значит, ей больше 2500 лет. Судя по надписям на саркофагах, Па‑ди‑исет был из служителей культа при храме Амона, что считалось очень почётной должностью. По египетской традиции, изначально мумию покрывали бинты, смоченные смолами, но в советское время её распеленали. Теперь обнажённое, слегка прикрытое тканью тело жреца находится в специальном стеклянном саркофаге, где поддерживается неизменная температура и уровень влажности. Рядом с мумией выставлен комплекс из трёх саркофагов разного размера (наружного, внутреннего и среднего), куда изначально помещалось тело. Они плотно исписаны погребальными текстами и покрыты красочными изображениями древнеегипетских божеств.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»
Где находится: Музей Фаберже, Санкт‑Петербург
Известная ювелирная фирма Карла Фаберже прославилась на весь мир именно пасхальными яйцами, которые в основном у мастера заказывала императорская семья или очень богатые люди Российской империи. Поражают эти вещицы не только тонкой работой и дороговизной материалов, но и виртуозностью технических решений. Некоторые из этих царских безделушек представляют собой часы или начинены какими‑то довольно сложными механизмами.
В коллекции Музея Фаберже около десятка яиц из 65 сохранившихся в мире, почти каждое из которых — чудо техники. Так, например, праздничный подарок Николая II матери на Пасху 1911 года — с секретом. Крона лаврового дерева в форме яйца с листочками из нефрита и «плодами» из аметистов, цитритов и розовых бриллиантов скрывает внутри птичку. При повороте ключика и нажатии на рычаг в определённом месте на верхушке дерева открывается крышечка, из которой появляется «маленькая пичужка». Она, кстати, покрыта настоящими переливающимися на свету пёрышками, поворачивается в разные стороны, открывает клювик и издаёт мелодичные звуки.
Карл Фаберже знал о пристрастии Марии Фёдоровны к пернатым, поэтому выбрал для пасхального подарка именно такой сюжет не случайно. Птиц содержали для вдовствующей императрицы и во всех загородных резиденциях, и в Аничковом дворце в Санкт‑Петербурге.
Глубоководные обитаемые аппараты «Мир»
Где находится: Музей Мирового океана (экспозиция «Глубина»), Калининград
Аппараты для глубоководных исследований, выставленные в музее, изготовили в 1987 году в Финляндии под надзором российских учёных. Пробные погружения этих батискафов проходили на глубине 6000 метров. Оба аппарата участвовали в 35 глубоководных экспедициях, а затем оригинальный «Мир-1» и уменьшенная копия «Мира-2», подаренная Джеймсом Кэмероном, заняли своё место в экспозиции музея.
С развалом СССР финансирование глубоководных исследований прекратилось, и новые аппараты начали выполнять коммерческие заказы. Известность «Мирам» принесли кадры гигантского лайнера «Титаник», затонувшего в 1912 году в Атлантическом океане. Однако мало кто знает, что Кэмерон не был первым режиссёром, использовавшим российские батискафы для съёмок судна. Его опередил Стивен Лоу, который в 1992 году выпустил документальный фильм об истории известного кораблекрушения. А легендарная мелодрама «Титаник» снималась чуть позже. Кэмерон вместе с учёными сам неоднократно погружался на глубину 3800 метров, где медленно разрушается покрытый ракушками лайнер. Первые минуты фильма с уникальными кадрами расколотого на две части судна, кают и вещей пассажиров были сняты именно при помощи советских глубоководных аппаратов. Режиссёр признавался, что погружение на дно океана было для него заветной мечтой, а фильм стал скорее средством её осуществления.
С точки зрения науки большую значимость имеют и другие экспедиции с участием «Миров». Например, аппараты исследовали Женевское озеро в Швейцарии, погружались на дно Байкала и даже установили титановый российский флаг и капсулу с посланием потомкам на глубине 4300 метров в Северном Ледовитом океане.
Заключение
Самые необычные и интересные экспонаты порой можно обнаружить не только в столичных, но и в региональных музеях. В России с её богатой на удивительные события историей есть ещё множество поражающих воображение предметов, которые однозначно стоит увидеть. А открывать для себя новые места в путешествии лучше в компании опытного гида, который поможет составить оптимальную программу знакомства с новым городом.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Побывать в красивейших точках национального парка на утренней групповой экскурсии
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Познакомиться с производством кондитерских изделий под руководством мастерицы-пряничницы