Самые интересные места на маршруте Великого шёлкового пути
Что сегодня можно увидеть в городах, которые помнят историю тысячелетней давностиИстория Великого шёлкового пути
В 139 году до н. э. китайский император отправил на запад своих воинов для поиска военных и торговых партнёров. Вернулись они только через 13 лет, побывав за это время в Средней Азии. Так со II века до н. э. началась история Великого шёлкового пути. Позже исследователи назвали таким термином сеть маршрутов, по которым шли караваны из Поднебесной и обратно.
Дорога почти в 10 тысяч километров проходила через территории, где сейчас находятся Индия, Монголия, Киргизия, Казахстан, Россия, Иран, Турция и Италия. На преодоление такого маршрута у торговцев уходили годы — только от китайского города Сианя до побережья Каспийского моря нужно было добираться почти год.
Условно маршрут Великого шёлкового пути делили на две части. Северная дорога пролегала из Поднебесной к Нижней Волге и берегу Чёрного моря. Южный путь проходил через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока. Между собой две транспортные артерии тоже соединялись развитой сетью дорог.
Передвигались тогда на верблюдах — один караван мог состоять из 50 или даже 500 выносливых животных. Главным грузом (и одним из ценнейших!), который экспортировали из Поднебесной, был тончайший шёлк. Кроме ткани, на другой конец контента везли бумагу, специи, масла, чай, изделия и украшения из бронзы и серебра, драгоценные камни, фарфоровую посуду и порох. Из Европы отправляли мех и кожу, фрукты, овощи и шерстяную ткань. Однако обменивались разные народы не только товарами, но и технологиями, культурными и религиозными ценностями. Например, благодаря Великому шёлковому пути в Европе научились делать бумагу, шёлк и порох.
Расцвет торгового пути пришёлся на IV–VIII столетия, а ещё один виток — на XIII–XIV века. Уже в XV веке древняя дорога стала приходить в упадок из‑за развития морской торговли: европейские купцы стали доставлять товары на Восток через Средиземное море, Атлантический и Индийский океаны.
Интересные места на маршруте
В древности на пути торговцев лежали десятки городов в разных странах. Часть поселений были разрушены войнами и природными катаклизмами, другие же остались не тронутыми временем, сохранив исторические памятники эпохи Великого шёлкового пути. Делимся, что посмотреть в этих городах сегодня.
Сиань, Китай
Этот город часто называют колыбелью китайской цивилизации. Сиань основали в XI веке до н. э., и раньше именно он был столицей Древнего Китая. Отсюда отправлялись караваны по Великому шёлковому пути, благодаря чему город превратился в международный торговый, религиозный и культурный центр. Расцвет Сианя пришёлся на VII–X века при династии Тан. В это время в нём жили буддисты, несториане (еретическое течение в христианстве), манихеи (последователи древнеперсидского учения) и зороастрийцы. Всего в городе проживало около миллиона человек — по тем временам огромный мегаполис. После падения династии Тан город стал приходить в упадок, столицу перенесли в Лоян, но Сиань всё равно оставался важным торговым центром до XIV века.
Сохранившийся со времён Шёлкового пути символ мультикультурности города — Соборная мечеть VIII века. Это один из старейших и крупнейших исламских храмов в Поднебесной. Соборный комплекс занимает площадь 12 000 м², а в пяти внутренних дворах, соединённых воротами, расположены около 20 построек. Все деревянные, а на их стенах вырезаны тексты из Корана на арабском и китайском языках. Также на фасадах построек можно увидеть рельефные изображения драконов, птиц и растений.
Ещё одна старинная и знаменитая достопримечательность Сианя — Большая пагода диких гусей. Строение с необычным названием возвели в середине VII века на территории буддийского монастыря. Изначально пагода служила для хранения священных текстов и реликвий, которые привёз из Индии китайский просветитель Сюаньцзань. Пагоду высотой 64 метра не раз перестраивали, но в целом она сохранила первоначальный облик. На нижнем ярусе находится святилище со статуями Будд, наверху — смотровая площадка, куда можно подняться и полюбоваться окрестностями.
Бухара, Узбекистан
История этого древнего города тесно связана с Великим шёлковым путём. Первые поселения на этой территории появились в V–IV веках до н. э. Позднее город на реке Зеравшан был частью различных империй — от Ахеменидского царства до Арабского халифата и государств Чингизхана и Тимуридов.
Процветать Бухара начала как раз благодаря торговым караванам, следовавшим по Шёлковому пути. В караван‑сараях города купцы делали остановку, чтобы набраться сил перед трудной дорогой через знойные пустыни Средней Азии.
По количеству исторических достопримечательностей Бухара — один из рекордсменов среди стран региона. Здесь их более 400, поэтому город признан музеем‑заповедником под открытым небом.
Must‑see Бухары — ансамбль Пои‑Калян, в который входят минарет и мечеть Калян и медресе Мир‑Араб. Постройки относятся к XII–XVI векам. Первым среди них появился минарет Калон, ставший символом Бухары. Строение из жжёного кирпича высотой 47 метров возвели в 1127 году. По преданию, своим величием минарет так поразил Чингисхана, что тот отказался от идеи разрушить его.
Ещё одна знаменитая локация Бухары — цитадель Арк. Древнюю крепость построили в IV–III веках до н. э. как резиденцию для правителей города. За много веков её не раз разрушали и отстраивали заново. Есть легенда, что в VII веке по совету мудрецов в основание крепости заложили семь столбов по форме созвездия Большой Медведицы. После этого цитадель перестала разрушаться. В последующие годы её не раз укрепляли и достраивали, до наших дней дошли постройки XVII–XIX столетий. Сейчас за стенами высотой 16–20 метров находятся экспозиции музея‑заповедника — они занимают большую часть построек крепости.
Ош, Киргизия
Ош — одно из древнейших поселений Центральной Азии, его даже считают ровесником Рима (киргизскому городу тоже порядка 3000 лет). Основание города легенды связывают с Александром Македонским и пророком Сулейманом. А вот в летописях Ош впервые упоминается только в IX столетии.
Во времена Великого шёлкового пути Ош был одним из важнейших пунктов для караванов — в нём торговая дорога расходилась на два маршрута. Ориентиром для купцов и путешественников служила башня Птолемея — так называли священную гору Сулейман‑Тоо. Увидя её, караваны понимали, что они прошли почти половину пути.
У священной горы высотой 1110 метров — пять вершин, а на её склонах находятся семь пещер, в которых сохранилось порядка 400 древних петроглифов. По преданиям, в одном из гротов жил Заратустра, на вершине горы молился пророк Мухаммед, а на одном из камней оставил знаки пророк Сулейман. Сейчас внутри самой большой пещеры работает археологический музей. В нём собрано порядка 35 тысяч экспонатов: картины и скульптуры местных мастеров, архивные документы, монеты и образцы минералов, которые добывали в местных горах. Но главная ценность музея даже не в экспонатах, а в древних наскальных рисунках, которые можно рассмотреть в пещере, и смотровой площадке перед музеем. С неё открывается потрясающий вид на город.
Кстати, представить, как шла торговля во времена Шёлкового пути, очень легко на Центральном рынке. Это самый древний базар, который сохранился в Киргизии, — он начал работать около 2000 лет назад. Прогуливаясь по нему, вы увидите несколько кирпичных арок — всё, что осталось от ворот древнего базара. Как и тысячелетия назад, сегодня здесь можно купить буквально что угодно — от сувениров и национальной одежды до изделий мастеров‑ремесленников и золота.
Мерв, Туркменистан
Это один из древнейших городов Средней Азии, бывший когда‑то частью цивилизации Маргиана до нашей эры. Первые упоминания о Мерве встречаются в VIII–VI веках до н. э., причём уже тогда он считался величайшим городом.
Наибольшего процветания город достиг в XII столетии. В то время Мерв имел статус восточной столицы Сельджукского султаната и был одним из крупнейших поселений Средней Азии. Тогда же он стал одним из ключевых пунктов на Великом шёлковом пути из‑за своего географического положения: Мерв находился в дельте реки Мургаб, где после или до перехода по пустыне Каракум купцы могли отдохнуть в двухэтажном караван‑сарае.
В XIII веке город разрушили монголы, после этого его лишь частично восстановили столетие спустя при Тимуридах, но чуть в стороне от первоначального расположения. В конце XIX века рядом со старым городом возникли новые поселения, а от древнего Мерва осталось лишь несколько городищ.
Сейчас они входят в историко‑культурный заповедник. Один из самых впечатляющих памятников — мавзолей султана Санджара. Здание высотой около 40 метров построили в начале XII века. Возвести мавзолей правитель приказал сам и назвал его Дар‑ал‑Ахира, что означает «Обитель загробной жизни». В то время это строение считалось самым грандиозным в Центральной Азии. Купол высотой 17 метров когда‑то был покрыт голубым кирпичом, а сейчас на нём можно увидеть изображение восьмиконечной звезды. Внутри мавзолея есть несколько участков, где на стенах сохранились следы росписи.
К числу старейших памятников Мерва относятся и руины крепости Ерк‑Кала. Постройка предположительно относится к VI веку до н. э. Но даже спустя тысячелетия стены цитадели остались высокими и мощными — они возвышаются над землёй почти на 25 метров. Внутри крепости сохранились насыпи от разрушенных построек и площадка, которая предназначалась для военного гарнизона.
Дербент, Россия
Официально городу 2000 лет, но по данным археологов люди начали селиться здесь намного раньше — около 5000 лет назад! Ещё в VI веке до н. э. древнегреческий географ Гекатей Милетский в своих сочинениях упоминал Каспийские ворота — так в древности называли Дербент.
Ключевым торговым и военным центром город стал при арабах, которые завоевали его в VII веке. Дербент превратился в крупнейший порт, куда прибывали караваны с Востока, а торговые суда отправлялись на Запад. Город занимал стратегическое положение — он был своеобразной «дверью», которая закрывала узкий трёхкилометровый проход между морем и горами.
Символом могущества и власти над купцами стала крепость Нарын‑Кала. Её построили в 438 году по приказу шаха Хосрова I Ануширвана из персидской династии Сасанидов. С вершины холма было очень удобно контролировать торговый путь. За свою историю цитадель не раз меняла хозяев — в разные эпохи ей владели персы, арабы, монголы, ширваншахи и османы, а с XVIII века — русские.
Древняя крепость — must‑visit Дербента. Стены цитадели высотой около 20 метров хорошо видно из любой точки города. А попасть в крепость можно через несколько ворот. В древности главным был восточный вход — эти ворота можно узнать по стрельчатой арке и надстроенным зданием ханской канцелярии (оно появилось позже). Внутри сохранилось много интересных построек. Например, два водохранилища, которые предназначались для запасов питьевой воды при длительной осаде крепости. Воду в них накапливали из горных источников, а поступала она по подземным лоткам.
По преданию, Круглое водохранилище предназначалось для хана, а Прямоугольное — для защитников крепости.
Пожалуй, самая мрачная достопримечательность Нарын‑Калы — два зиндана. Это подземная тюрьма XIV–XVIII веков, сделанная в виде колодца глубиной около 11 метров. Причём сооружение было вырыто в виде пирамиды — по наклонным стенам у заключённого не было шансов выбраться наверх.
Тараз, Казахстан
Первые городища в долине реки Талас появились ещё в IV–V веках до н. э. В VI веке византийские летописи уже рассказывают о городе Толосе как о крупном пункте на Великом шёлковом пути. В географических хрониках и сочинениях путешественники часто описывали богатый город, особенно его базар, где купцы из разных стран торговали кожей, шёлком, золотом и серебром, коврами и пряностями.
Пик расцвета города пришёлся на IХ–ХI века. Тогда же появилось его нынешнее название Тараз («весы» или «торговый город»). Богатый укреплённый населённый пункт с садами, мечетями и рынками стал важной точкой на северном маршруте Шёлкового пути: именно через Тараз караваны из Поднебесной шли в Византию.
В XIII столетии Тараз уничтожили войска Чингисхана, после чего город почти 500 лет лежал в руинах. В XVIII веке на его месте возвели крепость, вокруг которой постепенно выросло небольшое поселение Аулие‑Ата. Позже оно называлось Мирзоян и Джамбул, историческое название Тараз ему вернули в 1997 году.
Представить себе город времён эпохи Великого шёлкового пути можно рядом с караван‑сараем Торткуль. На окраине города находится реконструированное здание VI–VII веков, которое тогда возвели для торговых караванов. К началу XXI века от постройки осталась только насыпь. В 2010 году караван‑сарай восстановили — возвели стены высотой пять метров и воссоздали внутреннее убранство, а на территории установили юрты и качели. Сейчас в этнографическом комплексе можно отведать национальные блюда, купить сувениры, пострелять из лука и послушать народную музыку.
Сочи, Россия
В эпоху Великого шёлкового пути территория, где сейчас находится Сочи, тоже лежала на пути торговых караванов. По этой земле с VI века проходила так называемая Даринская дорога — по ней купцы проходили через Кавказский хребет (на месте нынешних Красной Поляны и Адлера) к портам Чёрного моря. Из Питиунты (Пицунда), Себастополиса (Сухум) и Фазиса (Поти) груз по морю отправлялся в Константинополь.
Наследие Шёлкового пути сохранилось в нескольких уголках Большого Сочи. В посёлке Эстосадок можно увидеть руины Ачипсинской крепости, построенной в VII веке. От неё осталось несколько фрагментов стены, сложенных из крупных блоков. Когда-то она достигала 700 метров в длину, а по периметру крепости стояли башни высотой шесть метров. Предположительно, в крепости отдыхали следовавшие по Великому шёлковому пути купцы.
Ещё один памятник времён Шёлкового пути — храм в посёлке Ахштырь. Его возвели византийцы в X–XIII веках на пути купеческих караванов, проходивших по долине реки Мзымты. В XVII веке постройку разрушили османы, захватившие черноморское побережье. В начале XX века древний храм восстановили русские поселенцы, но после революции его взорвали. Сейчас от религиозного строения остались только фрагменты стены и арок.
Тебриз, Иран
Город на северо‑западе страны в истории впервые появляется в 714 году до н. э. под названием Таури (Турис). В течение нескольких столетий поселение становилось частью разных государств — в городе правили Сасаниды, Ильдегизиды, османы и Сефевиды. При этом Тебриз всегда был частью Великого шёлкового маршрута, благодаря чему в нём процветала торговля и развивалась культура. Несмотря на разрушительные войны и землетрясения, в Тебризе всё‑таки сохранились постройки древнейших времён.
Пожалуй, самая известная достопримечательность — Тебризский базар, включённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из самых старых и красивых в мире рынков появился в XII веке, когда в город стекались купцы из разных уголков Азии и Европы. Для них в Тебризе построили торговые помещения, которые постепенно расширялись, и со временем ряды лавок вытянусь почти на четыре километра. Расцвет базара пришёлся на XVI век, когда Тебриз был столицей государства Сефевидов. А важным экономическим центром город оставался вплоть до XVII столетия.
Но стоит иметь в виду, что для изучения Тебризского базара понадобится много сил. Дело в том, что рынок, по сути, город в городе и занимает площадь в миллион квадратных метров. На огромной территории расположены лабиринты крытых рядов с магазинчиками и прилавками, а также мечети, бани и даже медресе и гостиницы. На извилистых рядах базара можно не только купить всё от сувениров и специй до драгоценностей и мебели, но и перекусить, послушать национальную музыку и насладиться атмосферой восточного города, прогуливаясь по длинным торговым рядам с арочными сводами.
Стамбул, Турция
В период Древнего мира город назывался Византий. Поселение на берегу залива Золотой Рог основали греческие переселенцы в VII веке до н. э., а в начале IV века император Константин I перенёс сюда столицу империи и переименовал в Константинополь. После распада Римской империи город стал столицей Византийского государства. При этом удачное расположение Константинополя между Мраморным и Чёрным морями сделало его центром торговли и культуры — из города было удобно отправлять восточные товары в Западную Европу.
Самое знаменитое строение, которое появилось в Константинополе в период его расцвета, — величественный собор Святой Софии. Грандиозный храм построили в VI веке на месте более древних христианских церквей. На его возведение ушло шесть лет, а также несколько годовых бюджетов города. Для главной христианской церкви выбирали только лучшие материалы: мрамор, драгоценные камни, слоновую кость, золото и серебро.
Кроме того, при строительстве собора были применены новые технические решения. Так, огромный купол сложили из особого кирпича — его делали из губчатой глины с острова Родос, а весил он в 12 раз легче обычного. Именно поэтому гигантский свод не обрушился под собственным весом, а вместо поддерживающих его колонн архитекторы «опоясали» его полукуполами, которые окружают главный купол. За счёт этого создаётся ощущение невесомости и воздуха внутри собора.
После захвата Константинополя собор стал мечетью, а с 1934 года — музеем. С 2020 года строение вернули верующим, но здание открыто и для туристов (когда не идут службы). Правда, мест, куда можно попасть, стало меньше. Теперь посетителям доступен вход только на галерею второго этажа. Если повезёт, сможете рассмотреть оттуда древние мозаики и росписи, изображающие Христа, Богородицу, святых и византийских императоров на стенах и сводах собора.
Ещё один памятник византийской эпохи — цистерна Филоксена. Водохранилище предположительно построили в V–VI веках, в него могло вместиться порядка 40 тысяч м³ воды. В древности она поступала в Филоксену по системе акведуков. Арочные своды цистерны поддерживают 24 мраморные колонны, между которыми порядка четырёх метров. Сейчас это одна из цистерн Стамбула, куда открыт доступ посетителям.
Венеция, Италия
Город в Венецианском заливе Адриатического моря появился в V веке благодаря римским переселенцам. На островах они спасались от нападения древнегерманских племён. Позже город формально перешёл под власть Византии, а с конца VII века Венецией стали править так называемые дожи. К концу IX века город стал одним из ключевых портов Европы, в XI столетии Венеция контролировала большинство торговых путей между Востоком и Западом.
Именно во времена активной торговли в Венеции построили здания, которые сегодня считаются главными достопримечательностями города. Одна из главных локаций для путешественников — Дворец дожей. Резиденцию для правителей возвели в IX веке. Изначально она представляла собой суровый замок, окружённый защитным рвом. Впоследствии здание не раз перестраивали, свой нынешний вид оно обрело в начале XV столетия.
Роскошный дворец поражает и общим видом, и множеством интересных деталей. В здании причудливо переплелись элементы готической и византийской архитектуры. Массивный верх трёхэтажного строения опирается на изящные ажурные арки с мраморными колоннами — кажется, что дворец, отделанный розовым, белым и серым мрамором, парит в воздухе. Фасад здания можно рассматривать бесконечно: он украшен скульптурами, барельефами со львами, держащими лапу на книге, зубчатым карнизом и резными капителями колонн. Впрочем, старинным дворцом можно не только любоваться с улицы, но и зайти внутрь, чтобы изучить роскошные интерьеры.
Ещё одно впечатляющее здание — замок Фондако‑деи‑Турки на Гранд‑канале, главной водной артерии города. Трёхэтажный дворец возвели в XIII столетии для знатной венецианской семьи, а в 1621 году передали турецким купцам под склад и жилой дом. Сейчас внутри работает Музей естественной истории, в котором можно увидеть скелеты доисторического крокодила и динозавров.
Заключение
Великий шёлковый путь оказал значение на развитие многих городов, которые лежали на его пути. Даже спустя десятки веков и мегаполисы, и небольшие поселения по‑прежнему притягивают внимание путешественников, которые хотят увидеть наследие самого знаменитого торгового и культурного маршрута в истории. Кстати, изучать достопримечательности, связанные с Шёлковым путём, можно не только в городах из нашего списка, но и в десятках других городов Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока и Европы.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
От хай-тека до восточной сказки — три города Чечни и три мечети за одну насыщенную поездку
Проникнуться историей и восточным колоритом одного из древнейших городов мира на обзорной прогулке
Восхититься очарованием самого южного города России после заката
Комфортное групповое путешествие к главным достопримечательностям Дагестана