Романский стиль в архитектуре
Топ‑6 самых известных зданийИстория и особенности романского стиля
Романской европейская архитектура XI–XII веков стала называться в XIX веке. Тогда у историков искусства появилась потребность в том, чтобы разделить разные средневековые стили X–XV веков, которые до этого обозначались как готика.
Новый термин подчёркивал связь архитектуры этого периода с римскими традициями (от латинского romanus — римский). И действительно, здания романского стиля имеют целый ряд сходств с античными памятниками. В первую очередь это выражается в том, что архитекторы Средневековья заимствовали у римлян базиликальный тип постройки. Такие здания имеют вытянутую прямоугольную форму с одним или несколькими нефами — продольными коридорами, отделёнными друг от друга рядами колонн. Довольно часто для увеличения площади строили также трансепт — ещё один неф, который пересекал пространство базилики поперёк, так что в плане постройка напоминала крест.
В восточной части здания находился алтарь, который завершался снаружи апсидой — полукруглым выступом. Цилиндрические своды (образующие в поперечном сечении полукруг) опирались на массивные стены. Именно в форме базилики построена большая часть храмов романского стиля.
Архитектура этого периода очень разнообразна. Внутри стиля сосуществует множество локальных школ, поэтому постройки одной и той же эпохи могут сильно отличаться друг от друга. Дело в том, что развитие феодальной раздробленности в Европе и, как следствие, самостоятельность отдельных земель повлекли за собой и некоторую обособленность искусства. И всё же единство европейской культуры обеспечивала церковь, которая в XI–XII веках достигла вершины своего могущества и выступала одним из основных заказчиков при строительстве.
В период господства романского стиля строилось большое количество культовых сооружений, в частности монастырских храмов. Они отличаются значительной вариативностью в плане формы и декоративных элементов, но сохраняют некоторые общие черты. Так, эти постройки имели толстые стены, довольно узкие оконные проёмы, крупные столбы центрального нефа и преимущественно цилиндрические своды. В западной части храма обычно находилось несколько боковых башен. По своему внешнему виду такие массивные здания напоминали крепость.
Романские соборы украшали фресками, которые покрывали стены и своды. Нередко в оформлении использовались рельефы, которые находились как внутри храма, так и снаружи. Западный фасад обычно декорировали богаче всего. Орнаментальной резьбой, растительными и животными мотивами, фигурами людей и чудовищ украшали капители колонн.
Помимо культовых сооружений, с X века по всей Европе строилось и множество каменных замков. Это объясняется усилением власти феодалов, которые получали от правителей за свою службу наделы земли. Они возводили масштабные крепостные постройки, которые являлись и их поместьем, и оборонительным сооружением, и своеобразным символом власти и могущества над своими подданными.
Замковая архитектура имеет ряд особенностей. Здание располагалось чаще всего на искусственной или естественной возвышенности вблизи реки или дороги. Его окружал ров, который в случае опасности заполняли водой. Стены увенчивались зубцами, за выступами которых могли прятаться лучники, оборонявшие замок. Единственным входом служили ворота, к которым был перекинут подъёмный мост через ров. А архитектурной доминантой сооружения была каменная дозорная башня — донжон.
Примеры романского стиля в архитектуре
Романские соборы и замки можно встретить во многих европейских странах, но особенно этот монументальный, строгий и величественный стиль полюбился архитекторам средневековой Италии, Англии, Франции и Германии.
Пизанский собор, башня и баптистерий
Особенность итальянских храмов, расположенных в Тоскане, заключается в том, что они практически лишены крепостной суровости, присущей большинству построек романского стиля. Напротив, их фасады выглядят нарядными, а в оформлении присутствуют детали в духе античной классики. Так, здания Пизанского комплекса (собор, башня и баптистерий) на Соборной площади богато декорированы изящными аркадами с рядами стройных колонн.
Строительство масштабного пятинефного собора было начато в 1063 году архитектором Бускетто и продолжено в XII веке Райнальдо. Надпись на храме гласит, что средства на его возведение были получены из военных трофеев после победы пизанского флота над сарацинами у берегов Сицилии. Ближе к алтарной части через основной объём здания проходит трёхнефный трансепт, а в месте их пересечения расположен купол. Как и было принято в Тоскане, фасады беломраморного храма украшены не скульптурой, а вставками цветного камня.
Наиболее известная постройка соборного ансамбля — легендарная «падающая» башня с колокольней, строительство которой началось в 1173 году и растянулось примерно на 200 лет. Из‑за инженерной ошибки она отклонена от центральной оси почти на 4 градуса.
Башня была поставлена на неглубокий фундамент в три метра, грунт из песка и глины оказался более мягким под южной частью постройки, чем под северной, и уже в 1178 году она начала наклоняться. Но главная достопримечательность Пизы известна не только этим. Итальянский учёный Галилео Галилей в XVI веке сбрасывал с её вершины объекты различной массы, изучая законы земного притяжения. С помощью этих экспериментов он доказал, что скорость падения тела не зависит от его веса.
Все архитектурные памятники, расположенные на Соборной площади в Пизе, входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Даремский собор
Завоевание Англии нормандцами, которое началось в 1066 году, укрепило культурные связи островного государства с европейским континентом. Благодаря этому английское искусство стало менее изолированным. Со второй половины XI века в архитектуре прослеживается влияние нормандского стиля — разновидности романского. Он распространился на подконтрольных завоевателям территориях.
Строительство масштабного кафедрального собора в Дареме было начато в 1093 году и завершено, скорее всего, к 1128 году. Храм находится рядом с епископским замком на возвышенности, вокруг которой делает петлю река Уир. Здание представляет собой протяжённую трёхнефную базилику. В месте пересечения основного объёма постройки с трансептом расположена высокая башня, а западный фасад украшают две другие — меньшего размера.
Для перекрытий в соборе использованы нервюрные своды, состоящие из выступающих ребёр, которые позволяют уменьшить нагрузку на опоры. За счёт такого новаторского для того времени инженерного приёма получилось значительно увеличить пространство храма.
Любопытно, что нервюрные своды характерны для готических соборов, в романских же зданиях применялись в основном цилиндрические. Они опирались на толстые стены, которые несли всю нагрузку массивного перекрытия. Однако такая конструкция не позволяла «облегчить» здание или увеличить его. Считается, что в Даремском соборе были впервые применены нервюрные своды, а сам храм, являясь по сути романским, стал предвестником готической архитектуры.
Собор в Дареме входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лондонский Тауэр
Известный на весь мир замок‑крепость на левом берегу реки Темзы в самом сердце Лондона. После подчинения Англии Вильгельм I Завоеватель начал возводить на новых территориях множество оборонительных сооружений и замков. И лондонский Тауэр стал одной из самых неприступных крепостей своего времени, окружённой рвом шириной более 36 метров.
Сейчас главная достопримечательность Великобритании представляет собой целый комплекс сооружений, возведённых в разные исторические эпохи. Самая древняя часть замка‑крепости — Белая башня — была заложена около 1078 года и достроена к 1097‑му. Такое название сооружение с зубчатыми стенами и четырьмя башенками по углам получило, скорее всего, из‑за того, что в XIII веке его стены были покрашены в белый.
По назначению башня является донжоном, то есть самой укреплённой частью замка. Здесь располагались жилые помещения владельца, а также огромные кладовые в подземельях и тюрьма. Толщина стен башни — почти 4 метра. В плане она образует прямоугольник длиной в 36 метров и шириной в 32,5 метра, а в высоту достигает 27 метров. Такие размеры сделали лондонский донжон одним из самых больших на территории средневековой Западной Европы.
За почти тысячелетнюю историю крепости неоднократно менялись её функции. В разное время здесь чеканилась монета, хранились бумаги государственного архива, находилась обсерватория, а также старейший в Лондоне зверинец. Но практически с самого момента основания в Тауэре размещались королевский двор и тюрьма, в которой были заточены Генрих VI, Томас Мор, Анна Болейн, Елизавета I, Гай Фокс и многие другие исторические личности. Сейчас в крепости на берегу Темзы находятся музейные экспозиции, посвящённые истории Великобритании.
Лондонский Тауэр входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Нотр‑Дам ла Гранд
Один из шедевров романской архитектуры в Западной Франции. Эта небольшая в высоту и довольно простая в плане трёхнефная базилика с цилиндрическими сводами и двускатной кровлей была построена во второй половине XI века. Средокрестие увенчивает квадратная в основании башня с тремя ярусами, а фасад украшают две другие, меньшие по размеру. Толстые и массивные стены изредка прорезаны узкими маленькими окнами, из‑за чего церковь чем‑то напоминает крепость.
Но общая суровость здания смягчается за счёт обильного декора. Нижний ярус разделён тремя арками, которые опираются на ряды колонн. Средняя из них представляет собой перспективный портал — архитектурно обрамлённый вход в здание, а две другие носят чисто декоративный характер. Практически вся поверхность стен над арками покрыта многочисленными скульптурными композициями на библейские сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Такое богатое оформление фасадов в романской архитектуре встречается лишь в нескольких церквях западной Франции. Чаще всего зодчие локализовали скульптурный декор в определённых местах, например на порталах.
Церковь Сен‑Мишель Д’Эгиль
Была основана в 961 году и считается старейшим действующим храмом во Франции. Строительство церкви ознаменовало возвращение из паломничества епископа Годескалька. Он первым проделал путь из Ле‑Пюи‑ан‑Веле в Сантьяго‑де-Компостела в Испании к предполагаемой могиле святого Иакова. С тех пор из французского городка начинается один из паломнических путей святого Иакова.
Церковь находится в очень живописном месте: на вершине 82‑метровой вулканической скалы д’Эгиль, с которой открывается вид на весь небольшой городок, усыпанный зданиями с черепичными крышами. К храму ведёт высеченная в горной породе лестница из 268 ступеней.
Эта небольшая церковь — пример того, как романские зодчие гармонично вписывали свои постройки в окружающий пейзаж: изящный силуэт колокольни Сен‑Мишель кажется органичным завершением скалы.
Вормсский собор
В XI–XII веках Германия вошла в фазу длительных междоусобных войн и феодальной раздробленности. В это время складывались обособленные княжества, которые экономически и культурно были слабо связаны друг с другом. Это повлияло на развитие большого количества локальных школ в рамках романского стиля. Особый интерес представляет архитектура крупных городов на Рейне (Шпайера, Майнца, Вормса), которые подчинялись власти императора Священной Римской империи. Здесь строились монументальные и величественные храмы.
Грандиозный по своим размерам собор в Вормсе был построен в XII веке и не претерпел в дальнейшем существенных изменений. Здание представляет собой трёхнефную базилику с небольшим трансептом. Средокрестие и центр западного фасада венчают приземистые гранёные башни, ещё четыре — более высокие, круглые и с конусообразными завершениями — стоят по углам собора. Строгие геометрические формы, толстые стены, узкие окна и минимальное декоративное оформление придают зданию строгий вид. Украшают собор лишь немногочисленные аркады и аркатурные пояски — ряды ложных арочек на фасаде.
Храм известен как одно из мест действия средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах», хотя фактически описываемые события происходили до появления собора.
Заключение
Романская архитектура довольно часто находится в тени другого средневекового стиля — готики, который может на первый взгляд показаться более сложным, изящным и целостным. Но стоит всмотреться в величественные базилики с изысканным скульптурным оформлением фасадов, остроконечными башнями и воздушными аркадами, и заблуждения о простоте и скучности романских зданий развеются. Именно этот стиль стоял у истоков готики, и через массивные стены храмов XI века прорастала идея об устремлённых вверх соборах с огромными витражными окнами.
Романская архитектура очень разнообразна, а интересные памятники встречаются не только в вышеназванных странах, но ещё в Чехии, Испании, Португалии и Нидерландах.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Разобраться в английской коллекции и узнать историю самых любопытных экспонатов
Обзорная прогулка с историком искусства по знаковым достопримечательностям столицы
Отыскать «скелеты в шкафу» британской столицы и пройти по следам героев и злодеев городских легенд
Знакомство с шедеврами европейского искусства и техниками живописи