По следам Будды в России
Самые интересные буддийские храмы и их реликвииИстория буддизма в России
Древнейшая мировая религия начала распространяться в Российском государстве в XVII веке, проникнув в страну из Тибета, Монголии и Китая. Долгое время буддизм оставался непризнанным, а официальный статус обрёл только при императрице Елизавете Петровне. В этот период на территории Бурятии начали строить первые храмы, где прихожан принимали ламы — духовные учителя, проповедующие учение Будды.
Буддизм в России исповедуют представители трёх народов: буряты, калмыки и тувинцы. Причём в каждом случае традиционное учение смешивается с другими верованиями и культурными особенностями этноса. Так, в Туве на него повлиял шаманизм — религия, которую исповедовали здесь задолго до буддизма.
Как и представители других конфессий, буддисты подвергались гонениям при советской власти. Сегодня же в стране наблюдается возрождение этой веры: регистрируются всё новые общины, восстанавливаются старинные обители, возвращаются утраченные реликвии. В наши дни эту религию исповедуют до двух миллионов россиян.
Хошеутовский хурул в Астраханской области
Хурул — это калмыцкое название буддийского храма. Хошеутовским его именуют потому, что он построен в одноимённой местности. А уникально сооружение своим солидным возрастом — ему более 200 лет! Это старейший буддийский храм в России.
История
Возвели хурул в 1818 году в память о калмыцком конном полку (Астраханская область — одна из территорий проживания представителей этого народа), дошедшего до самого Парижа в годы войны с Наполеоном. Заказчиком выступил калмыцкий военачальник Серебджаб Тюмень.
Первые сто лет Хошеутовский хурул использовали по назначению, а вот его дальнейшая судьба складывалась печально: целый век в нём размещались светские учреждения: детский сад, школа, клуб и даже зернохранилище. Храм вновь открыл двери для прихожан уже в 2000‑е. В 2018‑м завершилась реставрация, и сегодня здесь вновь проводят службы.
Архитектура и интерьер
Исторически храм включал несколько объединённых построек. Центральное здание, которое занимала молельня, было увенчано башней. К нему, словно распахнутые крылья, примыкали две полукруглые галереи. Знатоки архитектуры узнают в этом описании черты Казанского собора. И это не совпадение. Заказчик здания, военачальник Серебджаб Тюмень, по одной из версий, присутствовал в Петербурге на торжествах в честь победы в войне 1812 года, впечатлился величественным храмом и решил воссоздать его на земле предков.
Есть и ещё одно объяснение необычной формы хурула. В плане он похож на натянутый лук — именно этот символ изображён на гербе тюменевского рода. Клейма с тем же знаком можно увидеть на кирпичах, из которых построен Хошеутовский хурул. Их не стали заштукатуривать, оставив открытыми для осмотра.
К сожалению, полукруглыми галереями полюбоваться уже не удастся: они не пережили войны и кризисы XX века. Та же участь постигла и храмовые реликвии. По свидетельствам тех, кто застал Хошеутовский хурул в его лучшие времена, он славился большой библиотекой со старинными рукописями. Бесценные фолианты канули в Лету, как и другие почитаемые предметы культа.
А вот молельня с башней чудом сохранилась: в 1990–2000 годах её отреставрировали, вернув памятнику былую красоту, но пока лишь внешнюю. Внутри храма всё ещё восстанавливают оригинальные росписи с изображением летящих журавлей, человека, сидящего верхом на птице, и монаха с лягушкой на плече.
Чем заняться
Хошеутовский хурул — это уникальное место, где можно понаблюдать за обрядами на стыке местной культуры и буддизма. Например, гал тяглгн, или подношение огню. Во время церемонии ламы поливают пламя маслом и просят у богов благополучия.
Стать свидетелем этого ритуала может любой желающий, независимо от вероисповедания. Главное, следовать указаниям монахов. Правда, попасть сюда в день проведения обряда — большая удача. Ритуал совершают в определённые дни, которые могут не совпадать с датами вашей поездки. Актуальное расписание служб и других событий есть в
Дацан Гунзэчойнэй в Петербурге
Историческое название местности, где стоит этот храм, — Старая Деревня. Сегодня это спальный район Северной столицы, а в начале XX века — один из популярных пригородов столицы Российской империи. Петербуржцы приезжали сюда кутить в увеселительных заведениях: кафешантанах и кабаре. Удивительно, но именно тут в то же время построили самую северную буддийскую обитель в мире — дацан Гунзэчойнэй.
История
Строительство дацана началось в 1909 году. Столичный статус храма требовал подчёркнутой роскоши, поэтому для разработки проекта привлекали модного архитектора Г. В. Барановского. К тому моменту он уже прославился такими работами, как магазин купцов Елисеевых и штаб‑квартира Русского географического общества. Средства на строительство собирали среди верующих Бурятии и Калмыкии. Кроме того, немалую сумму пожертвовал сам Далай‑Лама XIII.
В 1915‑м дацан открыл свои двери для верующих. Помимо храма, на его территории разместилось ламское общежитие для желающих постигнуть учение Будды в Петербурге. Однако вскоре для дацана Гунзэчойнэй наступили тёмные времена. После падения самодержавия местная община была ликвидирована, а реликвии переданы в музей. Верующим обитель вернули лишь в 1990‑е годы.
Архитектура и интерьер
Барановский объединил в постройке популярный в тот период северный модерн и черты храмового зодчества Тибета. Внешне дацан напоминает огромный трон, на котором восседает духовный учитель буддистов. Фасады здания отделаны красно‑фиолетовым гранитом из пютерлакских каменоломен под Выборгом (там же добывали материал для колонн Исаакиевского собора). Массивные двери украшены текстом буддийских мантр, а мощные стены — барельефами с восточными иероглифами.
К интерьерам приложил руку известный художник Н. К. Рерих. По его чертежам и рисункам были созданы витражные окна на потолке, которые наполняют помещения естественным светом. Окна украшены разноцветным рисунком в виде мандалы. А пол выложен плиткой с изображением лотоса.
Смотря на здание с улицы, можно насчитать четыре уровня окон, это наводит на мысль, что оно четырёхэтажное. Однако это не так. Первый этаж занимает дуган — квадратное помещение с алтарём и огромной статуей Будды. Второй и третий — приёмные настоятеля и лам. Здесь за одной из дверей есть потайная лестница, ведущая на четвёртый и незаметный с улицы пятый этаж. Туда могут попасть лишь священнослужители. Там проводят буддийские обряды и хранят реликвии храма.
Реликвии
Большая часть оригинальных предметов религиозного культа была утрачена. Сегодня их воссоздают и возвращают местной общине на средства прихожан и меценатов.
Например, на деньги верующих создали и установили во дворе дацана Большую бронзовую курильницу Байпур — обрядовый сосуд для подношения трём драгоценностям буддизма (духовному учителю, его учению и ученикам). А в стенах здания хранятся тханки с пандитами — тканые изображения монахов древнего монастыря в Индии с молитвой в их честь на четырёх языках. Тханки монастырю подарил Далай‑Лама XIV.
Среди других святынь — ритуальные платки хадаки, благославлённые Даши‑Доржо Итигэловым (буддийским учителем и проповедником начала XX века). И, конечно, копия Ганжура — священного писания буддистов с проповедями Будды.
Чем заняться
В дацане проводят хуралы (молебны) для прихожан, а в зелёном саду крутятся молитвенные барабаны и развеваются молитвенные флажки (считается, что, когда они находятся в движении, нанесённые на них молитвы произносятся). Это удивительное место, где можно пообщаться с гостеприимными ламами, познакомиться с прихожанами и просто полюбоваться невероятным памятником архитектуры. А ещё сытно перекусить: на цокольном этаже здания работает столовая, где подают блюда бурятской кухни — буузы (мясо, завёрнутое в тесто и приготовленное на пару), чай с молоком и боовы (печенье из бездрожжевого теста).
Иволгинский дацан в Бурятии
Это духовный центр бурятских буддистов, который существует с середины 1940‑х годов близ Улан‑Удэ. Уникальным его делают три вещи: большие размеры, красивая архитектура и удивительные реликвии.
История
Иволгинский дацан построили в сталинскую эпоху — в тот период, когда антирелигиозная политика ещё оставалась одним из центральных векторов развития СССР, но уже наметились послабления.
Под храм зажиточная семья пожертвовала собственный дом, а его обустройством занимались добровольцы из местной буддийской общины. Спустя несколько десятилетий на месте скромного здания вырос огромный комплекс из нескольких храмов, учебных корпусов, библиотеки, музея, столовой, гостиницы и даже оранжереи. Сегодня дацан функционирует не только как монастырь, но и как университет с четырьмя факультетами: философии, медицины, иконографии и тантры (одно из учений буддизма, которое заключается в достижении состоянии просветления).
Архитектура и интерьер
Всего на территории Иволгинского дацана около 10 культовых построек. Центральное сооружение комплекса — Согчен‑дуган, то есть соборный храм, который копирует культовые буддийские здания второй половины XIX века. Постройка восхищает изяществом: главный вход выделен стройными колоннами, а каждый этаж завершён крышей со вздёрнутыми к небу краями. К ним прикреплены колокольчики, издающие тихий звон при малейшем дуновении ветра.
Самая высокая точка здания украшена сверкающим позолотой многоярусным шпилем (ганджиром) и характерными для буддийского зодчества цилиндрами из меди — жалцанами. Внутри храм разделён на три уровня, а в центре молельного зала высится большая статуя Будды.
Главная святыня
Одна из основных причин, почему паломники со всего мира стремятся в загадочную и труднодоступную Бурятию, — это нетленное тело Даши‑Доржо Итигэлова — буддийского учителя и проповедника начала XX века. Согласно преданию, около ста лет назад он попросил навестить его через 30 лет после смерти, сел в позу лотоса, стал молиться и ушёл в другой мир. Его тело погрузили в кедровый саркофаг и похоронили неподалёку от Улан‑Удэ.
Последователи ламы исполнили его просьбу: через 30 лет саркофаг открыли, но не обнаружили на теле ламы следов тления. Спустя ещё несколько десятилетий его перенесли в Иволгинский дацан. Прихожане полагают, что Даши‑Доржо Итигэлов помогает всем, кто просит у него помощи.
Чем заняться
Сегодня сюда стремятся те, кто встал на путь веры и хочет посвятить жизнь постижению философии буддизма. Однако двери духовного центра Бурятии открыты не только для будущих лам, но и для путешественников.
Верующие могут прикоснуться к удивительным реликвиям, посоветоваться с монахами и проконсультироваться с лекарями, которые специализируются на тибетской медицине. А путешественникам будет интересно полюбоваться храмовой архитектурой, заглянуть в загон с косулями, которые считаются священными животными у бурят, а также прогуляться в оранжереи, где растёт дерево Бодхи — согласно преданию, Будда именно под ним достиг просветления.
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии
Исполинский буддийский храм в центре Элисты называют самым большим в Европе. Огромный размер здания — то, что выделяет его среди других, но это не все достоинства Золотой обители. О них — далее.
История
По сравнению с другими буддийскими храмами из нашего списка, этот ещё совсем молод: его возвели в 2005 году. Глядя на грандиозное сооружение, сложно поверить, что его построили в рекордные сроки — за девять месяцев. Работы вели с благословения Далай‑Ламы XIV, а при разработке проекта глава местной общины даже ездил в Индию, чтобы утвердить проект у духовного лидера буддистов. Последний присутствовал на освящении места под будущий храм и дал ему название — Золотая обитель Будды Шакьямуни.
За два десятка лет храм успел стать не только точкой притяжения верующих, но и культурным центром мирового уровня. Здесь учат калмыцкому языку и проводят тематические встречи о буддизме. Также в храме есть библиотека с впечатляющим книжным фондом, а ещё музей.
Архитектура и интерьер
Название обитель получила неслучайно: золото здесь повсюду, не пожалели его даже для отделки крыш. Вкупе с белоснежными фасадами позолота придаёт храму особое свечение в солнечную погоду. Убедиться в этом можно, если приехать сюда в летний ясный день.
К главному входу ведёт длинная лестница с каскадным фонтаном, у подножия которой посетителей встречает серебряная фигура покровителя калмыцкого народа — Цаган Аава, что в переводе означает «белый старец». Поднимаясь по ступеням, нельзя не восхититься и высотой здания — его стены устремляются ввысь более чем на 60 метров! Местные говорят, что сверкающий купол храма виден из любой точки столицы республики.
Внимание вошедших в храм моментально приковывает девятиметровая статуя Будды, которую тоже называют крупнейшей в этой части света. Духовный учитель буддистов изображён с чашей для подаяний, которая символизирует отказ от мирских благ. Помимо внушительных размеров, эта скульптура поражает великолепием декора. Каждый миллиметр монумента покрыт сусальным золотом, а в качестве украшения использованы бриллианты. По традиции, внутри огромной фигуры спрятаны священные письмена и другие буддийские реликвии.
Всего в этих стенах несколько сотен статуй Будды. Из тех, что поменьше, складывают необычные пирамиды. Помимо этого, интерьеры украшают настенные росписи с портретами Далай‑Лам и изображением сцен из жизни Будды. Они выполнены в стиле менри, то есть с использованием красок с натуральными материалами в составе (минералами и золотом). Это искусная работа тибетских художников.
Реликвии
В храме два особо почитаемых предмета, связанных с выдающимися буддийскими деятелями и мыслителями. Один из них — волосы ламы Цонкапы. Это тибетский проповедник XIV–XV столетий, биография которого описана в мельчайших подробностях его многочисленными последователями. Другая реликвия относится к ныне живущему Далай‑Ламе XIV. Внутри здания установлена уменьшенная копия пагоды. В ней хранится одежда духовного лидера.
А ещё рядом с храмом стоит скульптурная группа из 17 бронзовых монументов пандитам — монахам древнего монастыря в Индии, которых чтят буддисты. В мире нет другого места, где они изображены в полный рост. Это не реликвия, а скорее достопримечательность, но её тоже стоит увидеть.
Чем заняться
Золотая обитель Будды Шакьямуни — это идеальное место, где можно узнать, как выглядит буддизм в XXI веке и одновременно заглянуть в прошлое. При монастыре работает музей, где хранится несколько сотен экспонатов, связанных с учением Будды. Многим из них по несколько веков. Это, например, тханки — тканые изображения божеств (буддийский аналог православных икон). Здесь есть экземпляры, которым более 300 лет!
Устуу‑Хурээ в Туве
Это имя носят сразу два храма на территории республики. А ещё так же называется фестиваль музыки и веры, который проходит на границе России и Монголии. Расскажем, как они связаны друг с другом и почему считаются главным поводом для посещения Тувы.
История
История этого храма заслуживает экранизации. Устуу‑Хурээ основали в 1905–1907 годах неподалёку от тувинского города Чадан. Инициатором выступил Далай‑Лама XIII — духовный лидер буддистов начала XX века. Стройка была поистине народной: ежедневно к месту проведения работ прибывали новые и новые рабочие, которых выбирали общим собранием жители близлежащих сумонов (сёл).
Однако после завершения работ двери храма оставались открытыми лишь несколько десятилетий. С установлением советской власти буддийские обители подверглись варварским разрушениям. В те годы Тува лишилась более 20 религиозных построек. Устуу‑Хурээ выстоял только благодаря тому, что его построили из глины, а не из дерева, как другие монастыри. Стены храма остались невредимы, но со временем превратились в руины.
Спустя полвека остатками сооружения заинтересовалась В. Е. Хаславская — архитектор из Москвы, прибывшая в республику на поиски утерянных памятников архитектуры. Она же разработала проект восстановления здания, но средства, выделенные на эти цели, были потрачены не по назначению. На этом история Устуу‑Хурээ могла бы закончиться, если бы не энтузиасты из числа тувинских музыкантов. Они организовали одноимённый музыкальный фестиваль, собрали нужную сумму и рядом с руинами построили новый храм — точную копию того, что существовал более 100 лет назад.
Архитектура и интерьер
Устуу‑Хурээ построили и перестроили простые люди, но, помимо неравнодушных добровольцев, за его созданием стоят великие мастера прошлого, благодаря которым храм восхищает даже в современном воплощении.
Архитектурные особенности исторической постройки учли при возведении нового храма в XXI веке. Сегодня он такой же, каким его задумывали создатели. Так, стены нижнего этажа имеют небольшой наклон — это дань уважения архитектурной традиции Тибета. Автор проекта старого храма был родом из этой страны, а оказавшись в Туве, придал местной обители черты хорошо знакомых ему храмов. А деревянный павильон второго этажа, увенчанный крышей с загнутыми краями, отсылает к архитектурной традиции Китая. Именно оттуда прибыли специалисты, изготовившие отдельные элементы убранства первого варианта Устуу‑Хурээ.
Кстати, стены старого храма по‑прежнему стоят по соседству. Сегодня их чтут как буддийскую святыню.
Реликвии
В Устуу‑Хурээ нет старинных предметов религиозного культа — все их вывез один из монахов храма ещё в XX веке. С тех пор уникальная коллекция, которая насчитывает полторы тысячи экспонатов, хранится в Национальном музее Тувы. В 2009 году здесь сделали удивительное открытие: во время работы с фондами в бронзовой статуэтке Будды нашли 36 ранее неизвестных реликвий. Подписи гласят, что они могли принадлежать великим учителям и проповедникам буддизма.
Анализ бумаги, в которую были завёрнуты предметы религиозного культа, установил, что самым старинным из них около 1000 лет! По одной из версий, эти вещи хранились у настоятеля Устуу‑Хурээ. Ежегодно в канун Нового года по лунному календарю их выносят на всеобщее обозрение, чтобы верующие могли поклониться святыням.
Чем заняться
Лучше всего посещать обитель летом, в дни фестиваля «Устуу‑Хурээ», который проходит в её окрестностях. Тысячи человек из разных уголков планеты ежегодно приезжают в Туву, чтобы совершить хороо — ритуальное шествие к старинной святыне, пожить в палатке или юрте под открытым небом и послушать музыку в тени гигантских лиственниц.
Здесь нет культурного, религиозного и национального разделения. На одной сцене можно увидеть новоорлеанского джазмена, тувинских рокеров, фольклорный ансамбль и духовой оркестр. А в перерывах между концертами погрузиться в местный колорит — например, посмотреть состязания по национальным видам спорта: борьбе хуреш, конным скачкам, попробовать блюда местной кухни и погреться у костра дружбы — заключительного мероприятия фестиваля, который объединяет участников со всего мира.
Заключение
Большое путешествие в буддийские обители станет уникальным опытом для тех, кто мыслит шире классических маршрутов по России. Это шанс побывать в отдалённых уголках страны и познакомиться с древнейшей религией в мире. А ещё увидеть необычную архитектуру, прикоснуться к священным реликвиям и пообщаться с ламами. Этот путь можно пройти самостоятельно или вместе с опытным гидом, который поможет быстро погрузиться в местный колорит и лучше понять религиозные традиции малых народов России.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца