Петергофский Большой дворец
Парадные залы, пышные интерьеры и постоянные выставки/https://cdn.tripster.ru/photos/b70d82c9-ed29-4d14-8cb6-afb3964f8614.jpg)
История петергофского Большого дворца
Первый дворец, заложенный в 1714 году Петром I, был довольно простым: небольшое двухэтажное здание, где устраивали балы и приёмы. Проект создавался при личном участии императора: сохранились его эскизы и правки на чертежах. Однако уже к 1730‑м годам скромный петровский дворец перестал соответствовать статусу императорской резиденции.
/https://cdn.tripster.ru/photos/876f773d-d5c6-4774-b378-f87d7256fe19.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c6353f2a-5f45-49e3-b892-32ec635564bc.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/aa0834fb-f611-47ed-b488-a038a84d5122.jpg)
Новую жизнь в ансамбль вдохнула дочь Петра I — Елизавета Петровна. Она поручила знаменитому придворному архитектору Ф. Б. Растрелли перестройку дворца. Императрица желала сохранить старое здание, но расширить его и придать фасадам барочное великолепие. Гениальный зодчий блестяще справился: к дворцу добавили третий этаж, пристроили боковые корпуса и два двухэтажных флигеля, удлинив здание до 268 метров. Интерьеры тоже оформили роскошно: золочёной резьбой, большими зеркалами, живописными плафонами и паркетом из ценных пород дерева.
Экскурсии по Большому дворцу в Петергофе
Во второй половине XVIII века барокко уступило место классицизму, и дворец вновь изменился. По приказу Екатерины II некоторые парадные залы переоформили в сдержанных оттенках с обилием лепного декора. При императрице открыли два Китайских кабинета в модном в то время стиле шинуазри. Последние изменения в убранство Большого дворца внёс Николай I. По его указу восточный флигель к свадьбе дочери надстроили третьим этажом и разместили там восемь новых комнат.
/https://cdn.tripster.ru/photos/31df4c5e-f10d-4281-b243-6ac41d13c19c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1a0d2e62-d006-4a38-8101-03c2f5648c67.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/82633567-18be-49aa-86ac-7f5a91d89db9.jpg)
в приложении
После Октябрьской революции
С приходом советской власти петергофский Большой дворец, как и другие императорские резиденции, стал музеем. В годы Великой Отечественной войны здание было превращено в руины. Немецкие войска его сначала подожгли, а затем взорвали при отступлении. От величественного дворца остались лишь обгоревшие стены.
Однако усилиями сотрудников музея многие ценные экспонаты удалось спасти. За считаные месяцы из Петергофа вывезли тысячи предметов: архивные документы, живопись, мебель, люстры и фарфоровые сервизы. Некоторые вещи спрятали в подвалах дворца, а парковые скульптуры закопали в Нижнем парке. Основную часть коллекции отправили в Новосибирск и Сарапул, но некоторые экспонаты пришлось оставить в Петербурге: эвакуировать всё не успели. Всего удалось спасти около 14 тысяч предметов, а больше 16 тысяч потеряли в хаосе войны.
/https://cdn.tripster.ru/photos/de5d97a2-cbe5-42f9-b08c-f6778692f857.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/7ad66357-1368-41b4-af40-0ac5d7ab3e01.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0fab9ef4-58aa-466e-bfa2-d07e892261f1.jpg)
Возрождение Петергофа началось сразу после освобождения: здесь расчищали территорию и разбирали завалы. Работы по реставрации Большого дворца стартовали в 1951 году. Через семь лет удалось восстановить фундамент и перекрытия, а также воссоздать фасады и декоративные элементы. Интерьеры тщательно восстанавливали по старым фотографиям и архивным записям. Первые залы открылись для посетителей в 1964 году, а полностью реставрация завершилась только к 1985‑му.
Архитектура
Большой дворец — композиционный центр всего ансамбля Петергофа, гармонично объединяющий Верхний сад и Нижний парк в единое художественное пространство. Его ярко‑жёлтые фасады украшены пилястрами и фигурными наличниками в духе пышного елизаветинского барокко. Центральная часть здания выделена треугольным фронтоном и изящной ярусной кровлей с позолоченной вазой наверху. Ещё более торжественно выглядят боковые флигели, увенчанные золотыми куполами и украшенные золотыми гирляндами.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4c1273b6-150f-4f15-b3a3-301cff2f0d26.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/03e73f4b-6cd0-4416-a07c-21ebaca6ef5d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ea40f486-f842-4d5c-8f3b-980098bd8ec1.jpg)
Неотъемлемой частью дворцового ансамбля служит Большой каскад с гротами, органично завершающий облик дворца со стороны парадного въезда. Этот грандиозный фонтанный комплекс украшают 225 позолоченных скульптур, окружённых сверкающими водяными струями. Доминантой каскада является легендарная скульптурная группа с фигурой Самсона, разрывающего пасть льва, откуда бьёт мощная 20-метровая струя воды — символ победы России в Северной войне.
Залы петергофского Большого дворца
На протяжении веков интерьеры дворца преображались, вбирая в себя художественные предпочтения разных монарших особ. Одни государи вносили лишь незначительные изменения, другие же переделывали залы до неузнаваемости. Рассказываем про самые интересные — в порядке следования по дворцовой анфиладе.
Парадная лестница
Роскошная лестница, отделанная золотой резьбой и коваными ажурными решётками, ведёт к парадной анфиладе залов. Колонны при входе украшают золочёные кариатиды, поддерживающие вензель Елизаветы Петровны, на перилах — эффектные резные вазы, а в нишах на верхней площадке лестницы стоят скульптуры дев, олицетворяющие времена года. Особую ценность представляет скульптура «Зима» — единственный сохранившийся подлинник XVIII века, тогда как остальные фигуры были воссозданы реставраторами в советский период.
/https://cdn.tripster.ru/photos/e4a29ce4-5d60-4bd1-b534-7f62b1eb7566.jpg)
Площадки лестницы украшены наборным паркетом из пяти ценных пород дерева, а стены и оконные проёмы декорированы искусной росписью в виде растительных орнаментов, имитирующей ажурную деревянную резьбу. Завершает торжественный облик лестницы великолепный плафон «Аллегория весны» итальянского художника Бартоломео Тарсиа, где в образе богини Флоры запечатлена императрица Елизавета Петровна.
Танцевальный зал
Это второй по величине дворцовый зал площадью чуть больше 270 квадратных метров. Его спроектировал Растрелли в 1752 году, вдохновляясь знаменитой Версальской галереей. Зал поражает ощущением простора. Такой эффект создают расположенные напротив окон зеркала, которые отражают дневной свет и блеск свечей.
А ещё, если хлопнуть в ладоши у центральной люстры, эхо возвращается ровно через 2 секунды — ровно столько длилась пауза между реверансами на балах эпохи барокко.
/https://cdn.tripster.ru/photos/bd4e1203-37f5-4c1e-8d81-e948c7bfdbbf.jpg)
Танцевальный зал — гимн роскоши и блеска. Украшенный обильной золочёной резьбой и круглыми живописными полотнами, он представляет собой подлинный шедевр елизаветинского барокко. Почти весь потолок занимает живописный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсиа. К сожалению, полотна сильно пострадали во времена Великой Отечественной и были воссозданы в советский период.
Чесменский зал
Предназначался для ожидания приёма высокопоставленными гостями. При Елизавете Петровне комнату оформили в традициях барокко с обилием золотого декора. Однако во второй половине XVIII века кардинально изменили облик зала, превратив его в мемориал морской славы России. Поводом для преобразований стала блистательная морская победа в Чесменской битве, которую Екатерина II пожелала увековечить в стенах дворца.
/https://cdn.tripster.ru/photos/5fe21de6-4080-448c-bfdd-8c70b6a0ec4c.jpg)
Пышный золотой декор заменили на минималистичную белую лепнину, чтобы ничего не отвлекало от главного украшения зала — серии батальных картин, созданной немецким художником Я. Ф. Хаккертом.
Экскурсии в Петергоф на автобусе из Санкт‑Петербурга
После разрушений Великой Отечественной войны интерьер Чесменского зала удалось восстановить. Чудом сохранились подлинные детали убранства, например хрустальные люстры XVIII века и все живописные полотна Хаккерта: их удалось вывезти перед оккупацией.
Большой тронный зал
Считается самым просторным во дворце: его площадь более 330 квадратных метров. Здесь проводили важнейшие государственные церемонии и торжественные приёмы. В 1778 году Тронный зал подвергся кардинальной перестройке по указу Екатерины II, которая желала переделать интерьер по своему вкусу. В результате от первоначального барочного убранства елизаветинской эпохи сохранился лишь изысканный наборный паркет.
Новый облик зала, выдержанный в благородной белой гамме, отличался строгой торжественностью. Стены украсила изящная лепнина в виде дубовых и лавровых венков — символов воинской доблести и триумфа. Их дополняют медальоны и барельефы со сценами из российской истории.
/https://cdn.tripster.ru/photos/769d828f-0c58-42cc-bd1a-b7ba2c3291d0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8ac00d6c-40ff-468f-b092-21ef45388df5.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fd795cb3-b805-4536-aa92-598b9bd0a465.jpg)
В центре зала — исторический трон Петра I из позолоченного дуба, созданный в начале XVIII века, к которому позже добавили подножную скамью для Елизаветы Петровны. Над ним помещён портрет Екатерины II, где молодая императрица изображена в момент дворцового переворота 1762 года: в военном мундире она скачет в Петергоф, чтобы принять власть. Здесь также можно увидеть портреты других русских монархов.
Белая столовая
Её тоже переоформили по указу Екатерины II. Основой нового убранства стала изысканная белоснежная лепнина, придающая интерьеру благородную строгость. Стены украсили крупные декоративные панно с изображениями цветочных корзин, которые поддерживают грациозные амуры. Рядом — барельефы с танцующими путти и овальные медальоны с фигурами бога вина Диониса. Над дверными проёмами разместились изящные рельефы, посвящённые охотничьим трофеям и рыболовству, а выше, во втором ярусе, — изображения старинных музыкальных инструментов.
В центре зала — большой стол с английским сервизом на тридцать персон второй половины XVIII века. Все предметы украшены сиреневыми цветами и гирляндами. Композицию дополняют стеклянные изделия русского и богемского производства — изящные штофы, стаканы и рюмки, а также сверкающие хрустальные канделябры.
/https://cdn.tripster.ru/photos/df3eec81-5e36-49cb-9ba8-b48186bc2a55.jpg)
Картинный зал
Это центральный зал дворца, из окон которого открываются потрясающие виды на регулярный Верхний сад с одной стороны и Большой каскад и Финский залив с другой.
В Петровскую эпоху здесь располагался Итальянский салон, украшенный дубовыми панелями и 16 живописными полотнами. Жемчужиной убранства стал грандиозный плафон работы венецианского мастера Бартоломео Тарсиа, изображающий Петра I в аллегорическом образе правителя, покровительствующего наукам, искусствам и воинской славе.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a78e57a4-f279-47a8-b4ea-b8dfa52588fc.jpg)
В середине XVIII века интерьер дополнили изысканной золочёной резьбой с растительными орнаментами в обрамлении дверных проёмов, окон и зеркал. А через 14 лет зал снова претерпел изменения по воле Екатерины II. Сохранив существующий резной декор, архитекторы разместили на стенах произведения итальянского художника Пьетро Ротари, что дало залу новое название — «Кабинет мод и граций», или просто Картинный зал.
Современная экспозиция включает 368 полотен, созданных Ротари на протяжении всей его жизни. Основу коллекции составляют портреты юных девушек и жанровые сцены.
Куропаточная гостиная
Созданная в 1770‑х годах по проекту архитектора Фельтена гостиная служила будуаром Екатерины II, где придворные дамы ожидали утреннего выхода императрицы.
Своё название Куропаточная гостиная получила по роскошным французским шёлковым обоям. Голубая ткань украшена искусно вытканными цветочными венками и золотистыми колосьями пшеницы, в которых прогуливаются грациозные куропатки.
Экскурсии в Петергоф из Санкт‑Петербурга
В 1897 году обветшавшие обои заменили новыми, изготовленными на московской фабрике братьев Сапожниковых. Мастерам удалось в точности воспроизвести цветовую гамму и сложный рисунок исторического образца. Один из запасных рулонов шёлка сохранился, благодаря чему советские реставраторы смогли вручную воссоздать обои.
/https://cdn.tripster.ru/photos/34214144-5108-4c1f-91b4-71aa311bedb6.jpg)
Сегодня в Куропаточной гостиной можно увидеть фрагменты дореволюционного шёлка на западной стене, а также в оконных драпировках и в нише. Остальные поверхности украшает воссозданная в советское время ткань, в деталях повторяющая каждый элемент старинного узора.
Кабинет Петра
Считается самым старым интерьером петергофского дворца, созданным при Петре I. От пола до потолка стены кабинета облицованы массивными дубовыми панелями, украшенными искусной резьбой. Восемь из них датированы началом XVIII века: их успели эвакуировать в начале Великой Отечественной войны, а после вернули на историческое место. Остальные воссоздали по сохранившимся эскизам.
Виртуозная резьба покрывает двери, ставни и зеркальные рамы, создавая целостный художественный ансамбль. Изображения прославляют достижения Российской империи в науке, культуре, торговле и военном деле. Здесь можно увидеть картуши (украшения в виде щита или полуразвёрнутого свитка) с цветами и драконами, женские маски, гирлянды цветов, изображения мечей, навигационных и астрономических инструментов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/f295b7af-4e48-4289-af32-f073c3ae9fb5.jpg)
Особую ценность интерьеру придают личные вещи Петра Великого, сохранившиеся в кабинете. Среди них — книги из библиотеки императора, старинный глобус‑сфера и уникальный деревянный шкаф‑кабинет конца XVII века, декорированный вставками из лазурита, яшмы и мрамора.
Корпуса петергофского Большого дворца
Их пристроили к основному зданию в первой половине XVIII века по проекту Растрелли. До революции в западном флигеле останавливались высокопоставленные гости и члены монаршей семьи, а в восточном располагалась церковь. Рассказываем, что здесь можно увидеть сегодня.
Церковный корпус
В 1751 году по указу Елизаветы Петровны в восточном крыле дворца был освящён Петропавловский храм, созданный в лучших традициях барокко. Первоначально открытый для всех жителей Петергофа, при Николае I храм стал исключительно царским, где проводились лишь торжественные обряды крещения и венчания членов императорской семьи. В 2011 году Петропавловскую церковь открыли после реставрации, посетить её можно, приобретя отдельный билет.
/https://cdn.tripster.ru/photos/049d3a89-5f19-48f4-8552-1af36e938de2.jpg)
Храм пышно декорирован как снаружи, так и внутри, будто это ещё один парадный зал дворца. По задумке Растрелли, церковь должна была быть одноглавой, но по настоянию императрицы он увенчал строение традиционным пятиглавием. Церковный купол эффектно декорирован позолоченными резными украшениями в виде ангелов, завитков, раковин и растительных орнаментов. А кресты украшены расходящимися лучами, напоминающими сияние.
Экскурсии в Петергоф со включёнными билетами
Ещё более роскошно оформлен интерьер: в нём сочетаются золочёный резной декор и яркие росписи на стенах. В отличие от традиционных православных храмов, здесь отсутствует изображение Страшного суда — вместо этого преобладают мягкие, милосердные лики святых. А главное украшение храма — шестиярусный иконостас с витыми колоннами и растительными орнаментами.
/https://cdn.tripster.ru/photos/b0bf75e6-6b5d-4e94-aa56-c138e9c76aaf.jpg)
Гербовый корпус
Западный флигель дворца также известен как Корпус под гербом. Такое название он получил из‑за золочёного двуглавого орла, венчающего купол. Здесь останавливались члены императорской семьи и знатные особы, прибывавшие с визитами в Россию. А ещё отсюда начинались церемониальные выходы монархов с семьёй и свитой. Шествия через анфиладу парадных залов к домовой церкви в восточном крыле устраивали во время больших церковных праздников, государственных торжеств и семейных событий.
/https://cdn.tripster.ru/photos/58827567-fae3-48ec-b2ac-fc490333309d.jpg)
Сегодня в западном флигеле открыта постоянная выставка «Особая кладовая», где можно увидеть более 800 экспонатов. Это украшения и церемониальные предметы, посуда и личные вещи императорской семьи XVIII–XIX веков.
Витрины с ценными предметами располагаются в воссозданных интерьерах: личных покоях Екатерины II, Туалетной комнате, Малиновой и Жёлтой гостиных. В спальне, например, представлена кровать с балдахином, отделанная золотой резьбой, а также самовар и чашки XVIII века, принадлежавшие Екатерине II. А в Малиновой гостиной — коронационное кресло Марии Фёдоровны с подлокотниками в виде грифонов и тронное кресло Николая II.
/https://cdn.tripster.ru/photos/9f363170-845c-49b5-9783-a05f7cd4cc69.jpg)
Билеты и режим работы
Большой дворец работает со вторника по воскресенье, кроме последнего вторника месяца. Посещение возможно по сеансам: с 10:30 до 12:00, с 14:30 до 16:00 и с 16:45 до 17:45. Билет можно приобрести в кассе Нижнего парка или онлайн на официальном сайте музея. В летний период для входа во дворец потребуется купить также билет в Нижний парк.
Как добраться
Из Санкт‑Петербурга до петергофского дворцового комплекса можно доехать на общественном транспорте. От станций метро «Автово» и «Проспект Ветеранов» ежедневно отправляются автобусы и маршрутки. Ехать лучше всего до остановок «Фонтаны» или «Улица Разводная» — они находятся у входа в Верхний сад. Время в пути составит около 50 минут.
Альтернативный вариант — на электричке: с Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф. Поезда курсируют каждые полчаса, время в пути — около 40 минут. Правда, надо иметь в виду, что от станции до дворцового комплекса придётся идти пешком ещё 40 минут. Или можно воспользоваться местными маршрутами автобусов или взять такси до входа в парк.
В сезон навигации большой популярностью пользуются водные прогулки. На скоростном метеоре можно стартовать из центра Петербурга от причалов «Дворцовая пристань» и «Сенатская пристань».
Прокатиться с ветерком до Петергофа можно и на необычном транспорте: например, на мотоцикле или даже на самолёте в компании местных гидов — такое путешествие позволит увидеть красоту дворца с необычного ракурса и запомнится надолго.
/https://cdn.tripster.ru/photos/836ebc84-df8b-4471-96d8-21304c1c449c.jpg)
Заключение
Петергофский Большой дворец — жемчужина русской архитектуры, где роскошь барокко соседствует с изяществом классицизма. Чтобы по‑настоящему прочувствовать его величие, стоит прогуляться по залам в сопровождении местных гидов — они откроют вам дворцовые тайны, о которых не пишут в путеводителях.
Ещё на тему путешествий
Петербург Романовых: места, где жили члены императорской семьи 13 дворцов с непростой историей
Самые большие площади мира: территории-рекордсмены и их истории 10 крупнейших городских пространств и чем они знамениты
Самые атмосферные кинотеатры Санкт‑Петербурга 10 мест, куда захочется вернуться
Музей‑заповедник «Царское Село» Главное о бывших царских резиденциях в Пушкине/https://cdn.tripster.ru/photos/ab987dc0-a952-4b44-8a31-2640ee72a72c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cdcc4536-3e64-4c6f-9e09-d23288b4be66.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0668fea2-d4a3-401e-97f0-9c37dc6bb329.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/de2e4a80-3f9b-4dd0-b9f3-b2a343f15331.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ea539a60-d3b9-4e28-9812-7353f49a1de0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d2f52452-4257-4d29-810b-c6049ae6e113.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/bda3a59d-31de-4308-81c2-d2ea7e972526.jpg)