Криминальная Москва XIX–XX веков: 4 района в столице с особой репутацией
Шалманы Хитровки, банды Марьиной Рощи и публичные дома Грачёвки [18+]Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Хитровка
Ныне престижный район в центре Москвы раньше был одним из самых опасных и криминальных, куда боялись заходить даже днём. Всё началось в первой половине XIX века, когда на месте сгоревших в пожаре имений решили устроить площадь с торговыми рядами. Со временем рынок оброс трактирами, кабаками и ночлежками, завсегдатаями которых становились бедняки и мошенники.
Самой омерзительной ночлежкой была так называемая Кулаковка, которая принадлежала купцу Ивану Кулакову. Его дочь Лидия, в замужестве Кашина, была в юности безответной любовью Сергея Есенина и стала прототипом героини его поэмы «Анна Снегина».
Условия в ночлежке Кулакова были настолько чудовищными, что местные называли её «свиньин дом». После зачистки Хитровки в 1920‑х к дому надстроили два этажа, он стал жилым. Дату перестройки — 1926 — можно найти на стене здания со стороны Петропавловского переулка.
Но по‑настоящему дурная слава пришла к Хитровке в 1860‑х, когда после отмены крепостного права здесь устроили «биржу труда» для освободившихся крестьян. Тысячи человек с окрестных сёл и деревень устремились сюда в поисках хоть какого‑то заработка. Многие из‑за крайней нищеты и отчаяния начинали воровать и присоединяться к различным бандам.
В местных ночлежках тысячами ютились пьяницы, проститутки и бродяги из самых разных сословий. Всех их объединяло одно — они опустились на дно жизни. Кстати, именно сюда пришли К. С. Станиславский и В. И. Немирович‑Данченко изучать быт ночлежников, готовясь к постановке пьесы Максима Горького «На дне». Правда, среди местных обитателей были не только жертвы нищеты и пагубных привычек. В Хитровке процветал мир воров, мошенников и прочего «лихого люда», как в те времена называли преступников. Здесь царили свои законы и порядки, а сами хитрованцы называли район вольным городом Хивой, подчёркивая свою автономию и независимость.
Хитровка в советское время
К началу ХХ века район превратился в настоящий центр криминала в Москве. Среди ночлежек устраивали «малины» — воровские притоны, в которых сколачивали банды, собирались «на дело» и делили краденое. Здесь же сбывали награбленное, а деньги, как правило, пропивали в местных трактирах и кабаках.
В Хитровке начинал свою криминальную карьеру один из самых известных преступников начала ХХ века — Яков Кошельков. Он возглавлял банду воров‑налётчиков, которые грабили особняки богачей, кооперативы и даже сберкассы. А однажды они ограбили самого В. И. Ленина! По пути на очередное «дело» бандиты остановили первую попавшуюся машину, на которой ехал вождь вместе с водителем и сестрой. Преступники отобрали у них оружие, деньги и автомобиль, а вождя в суматохе попросту не узнали.
К началу 1920‑х преступность на Хитровке достигла пика, и власти решили её уничтожить. Рынок упразднили, всех бродяг и нищих выселили, некоторые притоны и ночлежки разрушили, а в других устроили жилтоварищества. Сегодня о былой славе этого района напомнят разве что местные гиды, которые водят здесь тематические экскурсии.
Трубная, или Грачёвка
За всю историю своего существования этот район сменил несколько названий. Сначала его называли Драчёвкой, поскольку здесь проживали мастеровые, которые «драли», то есть очищали, зерно. Затем — Грачёвкой (из‑за «грачей» — пушечных снарядов, которые тут производили). А название Трубная появилось только в 1907 году, чтобы «смыть» скандальную репутацию этого места.
В начале XX века городские власти начали постепенно освобождать район от публичных домов, переводя их в другие районы Москвы. Но дурная слава запятнала это место настолько, что горожане ещё долго отказывались снимать квартиры у местных домовладельцев, в связи с чем те терпели большие убытки. Поэтому они обратились в городскую думу с просьбой сменить названия здешних переулков. Улицам вернули их прежние названия XVII–XVIII веков.
В XIX веке в доме Внукова между Цветным бульваром и Трубной улицей работал знаменитый на всю Москву трактир «Крым», куда стремились любители безудержных кутежей и попоек. В подвале заведения был скрыт от посторонних глаз ещё один трактир с говорящим названием «Ад». Здесь собирались любители азартных игр, шулеры и аферисты, причём только «свои», то есть те, кого знали лично. Подвальные помещения с «Адом» делила «Преисподняя», где проворачивали свои тёмные делишки воры и мошенники.
Кстати, «Ад» прославился на всю Российскую империю. Именно здесь в 1860‑х революционеры разрабатывали план убийства Александра II. Это было первое покушение, которое закончилось смертной казнью для заговорщиков и упразднением подвальных заведений. А вот «Крым» на удивление просуществовал до начала ХХ века.
Публичные дома
В 1843 году в Российской империи легализовали проституцию. Теперь устроить дом терпимости разрешалось в определённых местах в отдалении от школ и церквей. Принимать посетителей можно было во все дни, кроме воскресных и праздничных. Работницы борделей должны были вставать на учёт в полицию, где им взамен паспорта выдавали жёлтый билет. У них тоже были обязательства, установленные законом: регулярно проходить медосмотры.
Московские власти для удобства решили сосредоточить все дома терпимости в одном месте — в мелких переулках вдоль современного Рождественского бульвара. По соседству с борделями открывались трактиры, пивные, дешёвые номера и ночлежки. Из‑за дурной славы жильё в Грачёвке было недорогим, поэтому тут часто селились бедняки и приезжие. Среди таких был и юный Антон Чехов, который в 1879 году переехал в Москву из Таганрога. Впечатления о самой разгульной и бесстыдной улице отразились в его рассказе «Припадок».
В 1906 году из‑за беспорядков и высокого уровня преступности запретили открывать дома терпимости на Грачёвке, а все работающие бордели закрыли. Вскоре улицу переименовали в Трубную, чтобы привлечь приличных арендаторов и навсегда избавиться от сомнительной репутации этого места. Попробовать воссоздать картину прошлого на прогулке по улочкам района сегодня помогают гиды‑краеведы.
Марьина Роща
В XVIII веке это место было окраиной Москвы с лесом и небольшой слободкой Марьино. По одной из версий, своё название деревушка, а потом и целый район получили по имени атаманши Марьи, которая возглавляла банду разбойников в здешних лесах. Правда, существовала ли преступница в действительности — неизвестно, а вот случаи грабежей в этих местах были частыми. Дело в том, что через Марьину Рощу проходила дорога в Сергиев Посад и Дмитров. А в лесной чаще проще было организовать внезапное нападение на карету или обоз.
Дурной славе этого места способствовало открытие в 1730‑х «убогого дома», или, как их называли в народе, божедомки. Это специальные места, представляющие собой яму или амбар, в которые свозили неопознанных умерших, а также нищих и преступников. Здесь они пребывали до захоронения, которое проводили летом в праздник Семик. В этот день устраивали крестный ход, хоронили мертвецов в общей могиле, а после устраивали поминки, которые превращались в народное гульбище с песнями и плясками. Говорят, посмотреть на такой разгул приезжали даже Пушкин и Гоголь.
В середине XVIII века божедомку упразднили, но кутить в Марьиной Роще по привычке продолжили. К тому моменту здесь уже работали трактиры, в которых собиралась самая разношёрстная публика.
Как Марьина Роща стала бандитской
Репутацию криминального район стал приобретать к концу XIX века. Москву охватила индустриализация, город стремительно расширялся, а окраины активно заселяли рабочие. Жилья, конечно, не хватало, и в Марьиной Роще появились бараки, в которых селились не только трудяги, но и воры, фальшивомонетчики и прочие «лихие» люди.
После ликвидации Хитровки в 1923 году Марьина Роща стала «базой» для разных бандитских группировок. Например, здесь жили члены банды грабителей квартир и домов Кольки Хрящика, а также бандиты с прозвищем «мануфактурщики», которые промышляли разбоем на складах в разных частях города.
Вплоть до 1940‑х Марьина Роща оставалась прибежищем для московской преступности. Однако постепенно банды отловили, бараки снесли, и район превратился в спокойный и тихий. Сегодня о его криминальной славе современным горожанам может напомнить разве что знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя» о вымышленной послевоенной банде «Чёрная кошка», которая базировалась как раз в Марьиной Роще.
Таганка
В XIX веке этот район считался купеческим. На Таганской площади шумел крупный рынок с каменными торговыми рядами, проектировал которые знаменитый архитектор О. И. Бове. Окружали площадь невысокие купеческие особняки, встречались и дворянские усадьбы. Несмотря на всё благополучие, в криминальном мире Таганка тоже была широко известна.
Главная причина этому — легендарная Таганская тюрьма, которую построили ещё в 1804 году по указу Александра I. Изначально здесь отбывали наказание осуждённые по уголовным статьям, а в начале ХХ века сюда отправляли и политических заключённых. В разное время в Таганке сидели младший брат Ленина Д. И. Ульянов, революционер Н. Э. Бауман, а также знаменитый промышленник и коллекционер С. Т. Морозов.
Таганская тюрьма отличалась суровым режимом и ужасающими условиями содержания, за что в народе её называли «кладбищем живых». А ещё ей посвящали песни. Например, популярную в 1920‑х «Таганка, ночи, полные огня». Просуществовала тюрьма до 1958 года. По приказу Н. С. Хрущёва комплекс зданий взорвали, а на их месте построили жилые дома и детский сад.
Таганская ОПГ
В начале 1980‑х Таганка, как и многие другие районы Москвы, перестала быть спокойной. Здесь появилась своя группировка из дворовых хулиганов и уже судимых бандитов с тюремными понятиями. Они занимались рэкетом и разбоем, «крышевали» рестораны и другие бизнесы. В 90‑е группировка превратилась в одну из крупнейших и влиятельных ОПГ в Москве. В её состав входило больше сотни человек и работала своя разведслужба, по наводке которой члены банды грабили квартиры, шантажировали должников и даже захватывали целые предприятия. Ликвидировать таганскую ОПГ удалось только в 2010‑х.
Заключение
Криминальная хроника Москвы XIX–XX веков хранит множество интересных и шокирующих историй о загадочных похищениях, дерзких налётах и ловких аферах. Узнать любопытные подробности о жизни воров и целых банд можно на экскурсии про криминал Москвы и Московской области вместе с местным гидом‑экспертом. После таких прогулок город раскроется перед вами совершенно в новом свете и куда более интересным, чем кажется сегодня.
Автор: Дарья Савина
Заглавное фото: 1913 год. Мясницкий полицейский дом, находившийся в Малом Трёхсвятительском переулке
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами