Касты в Индии: как появились и почему существуют до сих пор
История древней системы и устройство современного обществаЧто такое индийские касты
Кастовая система — это социальный феномен с тысячелетней историей, который удивительным образом до сих пор существует в современной Индии. По сути, касты представляют собой группы людей, объединённых по определённым признакам. Например, по происхождению, профессии и вероисповеданию.
Исходя из родословной индийца, формируется круг его обязанностей, привилегий и даже повседневные привычки. Так, люди из высших каст, как правило, придерживаются вегетарианства, а вот представители низших, занятые преимущественно физическим трудом, не могут отказаться от мяса.
Кастовая система основана на принципе наследования: статус передаётся из поколения в поколение, а вместе с ним нередко и профессия. Причём это одинаково актуально и для ремесла, и для государственной службы. Касты в Индии — это невидимая черта, которая обозначает границы в обществе и предопределяет судьбу каждого его члена. И, увы, судьба далеко не всегда и не у каждого складывается благополучно.
История кастовой системы в Индии
Трудно установить, когда именно произошло расслоение индийского общества, но исследователи уверены, что оно насчитывает не одно тысячелетие. Кастовая система строго иерархична и основана на философии и мировоззрении индийцев, а её появление тесно связано с индуизмом.
Разделение на варны
Древняя система разделения общества на сословия (варны) появилась примерно во II тысячелетии до н. э. Варновая система сложилась под влиянием индуизма: люди верили, что были созданы из частей тела бога Брахмы. Согласно преданию, из головы он сотворил брахманов — жрецов и мудрецов, из туловища — кшатриев — смелых воинов и правителей, из бёдер появились торговцы и земледельцы вайшьи. А из стоп Брахма создал шудров — слуг и крестьян.
Варны — это не просто иерархия, разделявшая древнеиндийское общество по роду деятельности. Это отражение состояния души. Согласно древним верованиям, в зависимости от количества и тяжести грехов в прошлой жизни человека «зачисляли» в высшую или низшую варну. Этот процесс связывали с сансарой — философским учением о перерождении душ.
Считалось, если человек вёл праведную жизнь, его душа переродится в семье брахманов, а если грешил, то он станет шудром или, ещё хуже, неприкасаемым. Это ещё одна категория индийцев, которая находится вне варновой системы. Считается, что неприкасаемые — это люди ритуально «нечистые», и своим прикосновением они оскверняют людей из высших варн. Как правило, им доставалась самая грязная работа.
Такое распределение на варны индийцы воспринимали как высший закон, которому нужно неукоснительно следовать. Если вести праведную жизнь, то через несколько воплощений душа сможет переродиться в брахмана, а после смерти воссоединиться с богом и достичь нирваны — состояния просветления и свободы от страданий.
Появление каст
С течением времени менялся образ жизни индийцев, появлялись новые профессии, и система сословий тоже претерпевала изменения. С VII по X век внутри четырёх варн начали активно формироваться многочисленные группы людей, объединённых профессией и происхождением. Так появились касты, или джати, как их называют в Индии.
Новый виток в изменении системы индийских каст случился в XIX веке с установлением британской власти в стране. Англичане первыми стали собирать сведения о кастах в Индии (в то время их количество уже исчислялось тысячами). Но разбираться в тонкостях сложной системы никто не стал. Колонизаторы чётко определили обязанности и привилегии всех каст, а ещё выбрали фаворитов. Так, высшие касты, относящиеся к варнам брахманов и кшатриев, оказались у власти, а представителей низших превратили в обслугу.
Главное отличие новой системы было в её жёсткости. Раньше иерархия была условной: например, некоторые брахманы могли торговать или заниматься земледелием, а вайшьи — добиться власти и высокого положения в обществе. Британцы же возвысили одни касты, позволив им занимать руководящие должности, и ограничили другие. Причём выбиться в люди из низшей касты даже способному человеку стало невозможно.
Индийские сословия сегодня
Древняя варновая система ранжирования общества остаётся актуальной по сей день. В варны, как в ящики комода, укладывается большая часть существующих в Индии каст. Последних насчитывается около трёх тысяч. Разобраться в сложной системе порой не под силу даже индийскому правительству, поскольку до сих пор не существует единых критериев для разграничения каст и близкородственных групп людей. А для иностранца запомнить все нюансы и различия — задача и вовсе невыполнимая. Куда проще ориентироваться на варны, о которых и расскажем подробно далее.
Брахманы
Индийцы верят, что душа в круговороте перерождений должна пройти через все четыре варны, где брахманы — высшая форма бытия, приближённая к богу. Брахманы отвечали за духовную жизнь народа: изучали священные тексты и толковали их, проводили религиозные обряды и церемонии. А ещё делились знаниями с народом и помогали в решении жизненных трудностей. В древности брахманы были советниками царей, жрецами и учителями.
Высокий социальный статус накладывал на брахманов и множество ограничений: им нельзя было заниматься физической работой, заключать браки и близко общаться с представителями других варн и даже принимать от них еду.
С течением времени представители высшей варны отошли от служения в храмах, среди них появлялось всё больше землевладельцев и госслужащих. Сегодня брахманы — самая уважаемая и малочисленная категория индийских каст. Она составляет не больше 6% населения Индии. Это по‑прежнему люди преимущественно умственного труда: священнослужители, учёные, преподаватели и творцы.
Кшатрии
Представители этой варны тоже относятся к высшему сословию. В древности они были воинами, и именно из их числа выбирали правителей. Считалось, что душа кшатриев обладает всеми качествами, необходимыми для мудрого руководства государством. Они благородны и справедливы, способны на геройство и умеют приносить пользу людям. Их главная задача — защищать и заботиться о счастье и благополучии всего живого.
Кшатрии тоже должны соблюдать строгие правила. Например, заключать браки можно было только с представителями своей варны, но мужчинам дозволялось брать в жены девушку из каст ниже. Несмотря на то что кшатрии — варна царей, они всё равно должны были признавать над собой духовное превосходство брахманов.
Сегодня кшатрии представляют индийскую аристократию: это военные, госслужащие, руководители компаний и землевладельцы. Представители касты раджпутов, например, с древности занимаются военным делом и известны как доблестные индийские рыцари. Полки раджпутов участвовали в Первой и Второй мировых войнах и по сей день входят в состав индийской армии.
Вайшьи
Замыкают группу варн, относящихся к высшему сословию. Вайшьи издревле занимались торговлей, земледелием и разведением животных, то есть отвечали за благосостояние общества. Со временем в варне остались только торговцы и ростовщики, а земледельцев понизили до шудров.
Считается, что представители этой варны обладают природной прозорливостью, имеют деловитый характер и острый ум, помогающий выгодно торговать. Ограничения, разумеется, тоже есть. Наживать достаток вайшьям необходимо только честным путём. Также каждый представитель этого сословия должен жертвовать до половины своего дохода на храмы, а ещё помогать нуждающимся.
В современной Индии вайшьи составляют большую часть населения. Они по‑прежнему занимаются торговлей и офисной работой, а также управляют и даже владеют крупными коммерческими фирмами. Например, представители древней касты марвари занимаются финансовым бизнесом по всей Индии.
Шудры
Низшее сословие, которое составляют зависимые работники и слуги. Считается, что в древности в Индию пришли арии, которые разделились на брахманов, кшатриев и вайшьев. А завоёванные племена аборигенов и изгоев общества они сделали своими слугами и принудили к тяжёлому физическому труду. Так и возникла варна шудров.
На представителей этого слоя общества накладывалась масса ограничений. Например, они не могли владеть землёй, занимать государственные должности и даже участвовать в политической жизни страны. А за преступления шудров наказывали строже, чем представителей других варн.
Ещё одно отличие низшего сословия — запрет на прохождение упанаяны. Это своеобразный обряд инициации мальчиков, символизирующий второе, духовное, рождение человека и в чём‑то схожий с крещением у христиан. Считается, что упанаяна позволяет человеку осознать своё предназначение и найти путь к его осуществлению. Шудрам же, согласно древним верованиям, искать призвание нет необходимости, оно определено уже с рождения — это служение другим варнам и кастам.
С течением времени большинство запретов было снято. Например, сегодня шудры могут владеть землёй и проводить упанаяну — хотя и в несколько изменённом виде. Среди представителей этой варны много ремесленников и заводских рабочих. Некоторые из них смогли получить хорошее образование и разбогатеть или стать известными артистами. При этом большая часть шудров по‑прежнему люди необразованные и живущие в бедности.
Далиты, или неприкасаемые
Особая категория индийцев, которые не входят ни в одну из варн. Их, как и шудров, считают потомками доарийских жителей Индии. По легенде неприкасаемые появились от запретной связи мужчины‑шудра и брахминки.
В старину неприкасаемые брались за самую грязную работу, на которую не шли индийцы других варн. Как правило, это были ритуально нечистые занятия: стирка белья, уборка улиц и туалетов, работа с кожей, а также трупами людей и животных.
Самые строгие запреты и ограничения были связаны именно с неприкасаемыми. Например, им нельзя было дотрагиваться до представителей других варн, есть и пить из их посуды и даже наступать на тень более родовитого человека. Неприкасаемые не могли заходить в дома, рестораны и посещать храмы.
Положение далитов, как теперь называют в Индии неприкасаемых, стало улучшаться совсем недавно — с обретением Индией независимости в середине ХХ века. Дискриминацию запретили законом: представителям этого слоя населения разрешили посещать храмы, стали выдавать льготы на обучение, в том числе в вузах, и предлагать должности в государственных учреждениях.
Среди неприкасаемых появились политики, правозащитники, артисты и даже несколько миллионеров. При этом далиты, которые составляют около 17% населения современной Индии, до сих пор остаются самым бедным слоем общества. Многие из них живут на грани нищеты.
Как работает кастовая система в современной Индии
Путешествуя по Индии, вы вряд ли поймёте, к какой касте или варне относится индиец. Сегодня никаких отличительных знаков они не носят, фамилия или благосостояние человека уже давно не являются показателем, а прямо спрашивать о принадлежности к касте считается неприличным.
Несмотря на то что границы между кастами в Индии в больших городах постепенно стираются, сама система остаётся актуальной поныне. Правительство ведёт учёт, составляет перечень всех каст и борется с дискриминацией. Например, при собеседовании на работу в больших городах теперь не спрашивают, к какой касте причислен соискатель. Иначе — штраф.
А благодаря новой политике в отношении далитов многие люди из низших каст даже стремятся перейти в неприкасаемые ради льгот и квот на обучение и службу. При этом далиты по‑прежнему остаются в угнетённом положении и живут в условиях крайней бедности.
Кастовая система в Индии гибкая и живая, она трансформируется и подстраивается под современное общество. Изначальные функции представителей варн стираются. Теперь стать президентом, например, может и брахман, и далит, а ремеслом занимаются далеко не только шудры. При этом в деревнях до сих пор остаётся старый порядок, где брахманы пользуются уважением, а далиты могут претендовать только на грязную работу.
Заключение
Касты в Индии — явление противоречивое. С одной стороны, это древняя сложная система, основанная на религии, вековых традициях и старинных преданиях. А с другой — механизм расслоения общества, где, несмотря на постепенное стирание границ, по‑прежнему есть место дискриминации. Разобраться в тонкостях кастового разделения самостоятельно — задача непростая. Поэтому, путешествуя по Индии, лучше обратиться к местным знатокам — гидам, которые расскажут много интересного не только о кастовой системе, но и о других традициях страны.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная автопешеходная экскурсия по главным местам Старого и Нового города с профессиональным гидом
Открыть многообразие индийской столицы, миновав открыточные достопримечательности
Осознать величие древних храмов, открыть исконные традиции и взглянуть на столицу с разных ракурсов
Познакомиться с традициями, богатой историей и уникальной природой «столицы семи империй»