Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве
10 сказочных особняков одного из самых выдающихся архитекторов эпохи модернМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Интересно, что Фёдором Осиповичем Шехтель становится лишь на 57‑м году своей жизни при переходе из католичества в православие. До этого во всех документах он значился под именем Франц‑Альберт Шехтель.
Такая же запутанная история со званием архитектора. Удивительно, но тот, чьё имя неразрывно связано с зодчеством, не получил диплома в этой области. После гимназии он поступил в профильное училище, откуда был отчислен через три года учёбы за прогулы. В качестве причины всплывает болезнь матери: семью было некому обеспечивать — отца Франц‑Альберт потерял ещё в детстве. Однако, скорее всего, дело просто в молодости и весёлой компании друзей. Чтобы понять степень близости, можно почитать переписку Шехтеля с его другом А. П. Чеховым. Как они любили обсудить любовные похождения третьего участника их братства — художника И. И. Левитана.
Помимо красоты и эстетики, Шехтель думал ещё и о комфорте жильцов. Поэтому он предусматривал для домов своих заказчиков систему парового отопления, стеклопакеты, лифты для подъёма блюд из кухни в столовую, электростанцию и вентиляцию.
Не получив соответствующий диплом, Шехтель не имел права возводить здания в Москве. Однако он умел продавать свои умения, поэтому отсутствие образования никак не влияло на количество художественной работы: он иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши, продумывал архитектурный облик дач и домов в Москве, Петербурге и за пределами столиц, умудряясь обходить градостроительные законы. Так, в Москве сохранилось около 70 памятников, построенных или декорированных архитектором Фёдором Шехтелем.
Фёдор Осипович был очень лёгким человеком в быту, но совершенно менялся, когда работал. Его категорически нельзя было беспокоить, даже звать к столу. Два раза в день под дверь кабинета он требовал ставить бифштекс с кровью.
Большую часть московских зданий, над которыми работал архитектор, сегодня занимают посольства разных стран, поэтому внутренние интерьеры их видят разве что дипломаты. Но и у обычного человека есть шанс посетить их.
Особняк Зинаиды Морозовой
Адрес: улица Спиридоновка, 17
Это была первая серьёзная работа, блестящее начало творческого пути, после которого Москва заговорила об архитекторе Шехтеле. Заказчиком выступил потомственный купец и предприниматель Савва Морозов. Дом предназначался его жене Зинаиде в качестве подарка на годовщину свадьбы. У Шехтеля уже был опыт работы с Саввой Тимофеевичем, он построил для него дачу на реке Киржач, однако заказ подобного масштаба выполнял впервые. С проектом автор справился мастерски. Новость о доме — произведении искусства разлетелась по городу. Вся Москва съезжалась к стенам особняка, чтобы собственными глазами увидеть диковинную постройку.
Морозовы были ткачами, поэтому этот мотив хлопковых коробочек присутствует во многих деталях дома, например, на перилах и в решётке на окнах. Для заказчиков Франц Осипович придумал даже специальные обои. В этом особняке хлопковые коробочки и золотой грифон изображены на синем фоне, а в другом особняке Морозовых, в Подсосенском переулке, на зелёном.
Особняк на Спиридоновке интересен как архитектурным обликом фасадов, так и внутренней отделкой. Внешний вид здания напоминает богатый английский замок: башенки, стрельчатые окна, скульптуры в виде мифологических животных, окна‑розы выделяются на фасаде здания. Внутри готический декор смешан с более традиционными для архитектуры Российской империи стилями: барокко, ампиром, классикой.
Интересно, что, по информации историков, разрешение на строительство было выдано на имя архитектора И. С. Кузнецова, помощника Шехтеля. Таким образом он обошёл запрет на возведение зданий в черте города без диплома в области архитектуры.
Удачным решением было привлечь к декоративному оформлению интерьеров тогда ещё неизвестного художника М. А. Врубеля, творчеству которого сегодня отведён целый зал в Третьяковской галерее. Начинающий мастер живописи с радостью согласился выполнить работу. Для Малой гостиной он написал три панно «Времена дня», а для аванзала создал витражное изображение «Рыцарь».
К сожалению, рассмотреть потолки в кабинете хозяина особняка, расписанные по эскизам Врубеля, или знаменитый «рыцарский камин» Шехтеля могут единицы, ведь сейчас в здании расположен Дом приёмов МИД.
Особняк Морозова
Адрес: Подсосенский переулок, 21
Первоначальный дом в районе Чистых прудов для купца Викулы Морозова построил известный в Москве архитектор Д. Н. Чичагов, который также преподавал в училище, где пытался получить образование Шехтель. После смерти отца Алексей Морозов пригласил Фёдора Осиповича для перепланировки некоторых помещений, в которых теперь должна была проживать его семья.
В декоре интерьеров снова эклектика — Египет, Рим, Греция, Древняя Русь, Франция всплывают при переходе из одной комнаты в другую. Самое большое впечатление производит двухэтажный кабинет в готическом стиле. Глаза разбегаются, не ясно, на что смотреть в первую очередь: на часы в форме готической башни, на камин с маской грешника или на фигуру загадочного гнома, расположившегося у подножия деревянной лестницы с раскрытой книгой в руках. А на стенах ещё и копии панно М. А. Врубеля на тему «Фауста».
Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке
Адрес: Ермолаевский переулок, 28
Первый дом в Москве, построенный архитектором для собственной семьи, находился на Петербургском шоссе. После смерти 5-летнего сына Шехтель решает переехать. На гонорар от строительства особняка Зинаиды Морозовой Шехтель покупает участок в Ермолаевском переулке и строит там «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Так Фёдор Осипович начал рассказ о своём творении в письме к Антону Павловичу Чехову. Конечно, в постройке трудно рассмотреть избушку: дом напоминает скорее фантазию на тему неприступного маленького замка.
Над входом в дом расположена мозаика, олицетворяющая цикл жизни на примере ириса: рождение, расцвет и увядание. Это отсылка к трагедии, которая произошла в семье. Во время строительства особняка Зинаиды Морозовой у Шехтелей умирает сын.
Особняк находится на очень маленьком участке земли, но из‑за объёмов разной формы, создаётся ровно противоположное впечатление.
У здания нет одного ярко выраженного фасада, оно одинаково колоритно смотрится со всех сторон. По архитектурному решению уже заметен переход Шехтеля от неоготики к модерну. На это намекает и кованая решётка с растительным орнаментом, и мозаичное панно с ирисами над входом в дом.
Сейчас в особняке находится резиденция посла Уругвая, поэтому рассматривать интерьеры приходится по фотографиям: дубовую резную лестницу, гипсовый камин с лепниной из лент и с фигурами сфинксов, химер и грифонов, латунные оригинальные дверные ручки, люстру, сделанную по эскизам самого архитектора.
Скоропечатня Левенсона
Адрес: Трёхпрудный переулок, 9
Следующая работа Шехтеля находится буквально в двух шагах от его собственного дома. В Трёхпрудном переулке он построил административное здание для типографии Левенсона. На главном фасаде уже знакомая симметрично-асимметричная композиция, разномастные окна, интересная облицовка чередующейся гладкой штукатурки со вставками из красного кирпича. На то время это была самая красивая типография Москвы, сделанная полностью в новом стиле модерн.
Главной доминантой внутреннего убранства является изящная каменная лестница в виде волны, взлетающей на второй этаж. Там, в одной из комнат можно найти лепной потолок в виде завитков.
В здании бывшей типографии случаются временные выставки, тогда представляется возможность в деталях рассмотреть все шехтелевские задумки.
Особняк Рябушинского
Адрес: улица Малая Никитская, 6/2
Обязательная к посещению достопримечательность Москвы для любителей модерна Шехтеля. Попасть внутрь может каждый: сейчас здесь музей Горького. Писатель прожил в особняке пять лет. Внутри сохранилась обширная библиотека литератора, мебель и некоторые личные вещи.
Но вернёмся к наследию Шехтеля. В экстерьерах здания уже чётко прослеживается модерн — плавные, текучие линии, асимметрия, окна разной формы и размера, растительные мотивы.
Дом визуально разделён и декорирован как два мира — подводный и земной, поэтому 33-ступенчатая лестница в виде волны символизирует переход из одного мира в другой.
В доме реализовано много приёмов, чтобы скрыть его объём и тайную молельню на последнем этаже. Например, форма и количество окон, которые ещё и расположены на разных уровнях, могут легко сбить вас с толку.
Со стороны Малой Никитской кажется, что дом двухэтажный. Однако существует ещё тайный третий этаж со скрытой домовой церковью. Рябушинские были старообрядцами, и до 1905 года их вера была вне закона.
В этом проекте Шехтель взял за основу морскую тему. Она считывается уже при приближении к кованой ограде в виде спирали и раскрывается при входе через роскошную мраморную лестницу, закрученную в виде волны. У её основания — лампа в виде медузы, которая при взгляде с верхнего этажа напоминает черепаху. Зеленоватые стены, дверные ручки в виде морских коньков, бегущая паркетная волна, собранная из дуба разных цветов, помогают создавать иллюзию подводного мира.
Особняк Дерожинской
Адрес: Кропоткинский переулок, 13
Ещё одна труднодоступная для осмотра работа архитектора. Двери резиденции посла Австралии открываются только в Дни культурного наследия.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на этот особняк в стиле модерн — огромное арочное окно на главном фасаде и оригинальная чугунная ограда. В интерьерах прослеживается привычная роскошь и внимание к деталям. Здесь можно найти и фирменный шехтелевский камин, украшенный двумя фигурами мужчины и женщины. Их размер поражает, это полтора человеческого роста. Композиционным центром холла ожидаемо становится лестница с фонарём у основания.
Для художественного оформления проекта Шехтель привлёк мастера живописи В. Э. Борисова‑Мусатова. Однако из желания сэкономить владелица отказалась от идеи росписи стен в главном холле. Уже созданные эскизы долгое время хранились в Третьяковской галерее. Спустя век изначальная идея Фёдора Осиповича наконец была воплощена — во время реставрационных работ холл был расписан по эскизам Борисова‑Мусатова.
Особняк Смирнова
Адрес: Тверской бульвар, 18
Российский водочный король задал Шехтелю непростую задачу. Нужно было объединить три уже существующих корпуса усадьбы в центре Москвы и декорировать внутренние помещения, не меняя их планировку. Техническое задание повлияло на работу архитектора. Например, в просторной романской гостиной декоративный камин сделан не из мрамора, а из гипса. Дело в том, что размещён он над аркой, ведущей во внутренний двор, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы большой вес.
Именно в этом особняке Шехтель создал специальные двойные рамы — предшественники наших стеклопакетов, чтобы зимой окна не замерзали. А ещё здесь он впервые применил точечное освещение, привычное нам сегодня.
На фасаде дома, выходящем на Тверской бульвар, появился изящный балкон. Только попав внутрь, понимаешь, что выйти на него не получится, он находится на уровне пояса. Конечно, это не оплошность Шехтеля. Перестраивать особняк автор проекта не мог, а за годы жизни усадьбы культурный слой существенно вырос, и, если бы архитектор сделал балкон на уровне пола второго этажа, то прохожие просто задевали бы его головами.
МХТ им. А. П. Чехова
Адрес: Камергерский переулок, 3
К нашей радости, Фёдор Шехтель строил не только частные особняки, но и здания, предназначавшиеся для широкой публики: магазины, клубы, доходные дома, сады и парки, учреждения культуры, храмы и даже кинотеатр. Например, уже после революции он спроектировал и осуществил авторский надзор за переустройством Нового Художественного театра. И теперь осмотреть интерьеры первого театра, построенного в стиле модерн, может каждый человек: стоит лишь купить билет на спектакль.
Для театра Шехтель придумал поворачивающийся круг для сцены и специальные карманы для декораций. А занавес здесь раздвигался, а не поднимался, как это было принято.
Или же посетить музей МХАТа, здание которого тоже строил и оформлял Шехтель. Там расскажут, какую кропотливую работу проделал архитектор, сколько всего он придумал: светильники в фойе, ручки дверей, форму балкона. Он даже разработал специальный шрифт для театра! Внутри до сих пор можно прочитать надписи, сделанные этим шрифтом. А ещё именно Шехтель поместил на занавес изображение белой чайки, которая до сих пор остаётся эмблемой МХТ имени А. П. Чехова. Известно, что вдохновение архитектор черпал из спектаклей, и поэтому смог проделать действительно впечатляющую работу. Причём, этот заказ зодчий выполнил на безвозмездной основе.
Ярославский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 5
Заказ на перестройку вокзала поступил от Саввы Морозова. По сути, Шехтелю надо было придумать, как добавить к уже существующей постройке лицевую часть с общественным пространством — залом ожидания. Эту работу он исполнил филигранно.
Ярославский вокзал — это не что иное, как доработанные русские павильоны, которые Шехтель представил на Международной выставке в Глазго. Тогда он получил за них серебряную медаль, мировую славу, а позже стал академиком архитектуры.
Здание построено в неорусском стиле с элементами северного модерна. Фасады украшены врубелевскими майоликовыми панно и голубоватым фризом с растительным узором, выполненным в Абрамцевской мастерской Морозова по чертежам архитектора. Внутри современного воказала от шехтелевских интерьеров остались лишь копии картин К. А. Коровина.
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Адрес: Большая Садовая улица, 4
Шехтель возвёл его за рекордный срок — всего за три месяца. Возможно, поэтому он самый скромный и лаконичный. Тем не менее, результат получился очаровательным: небольшой дом сделан в стиле неоклассицизма и украшен портиком на массивных колоннах, лепниной и барельефами. Вся историческая обстановка была утрачена в 90‑е годы, когда здание пришло в полный упадок и было открытым для посторонних. Жившие здесь бездомные отапливали помещения всем, что попадалось под руку. К сожалению, это место стало последним собственным владением семьи.
Этот дом стал совершенно новаторским в жизни архитектора. Именно тогда он понимает, что эпоха модерна завершена, и строит здание в совершенно другом стиле, первым из архитекторов возвращаясь к классическим формам. Позже они станут основой сталинского ампира.
Заключение
Изучая биографию Фёдора Осиповича Шехтеля, трудно поверить, что человек, чья архитектура поражала красотой, новизной, умер в нищете. Советская власть не давала работать тому, кто раньше обслуживал «буржуев»: зодчий успел поработать со знатью и при Александре III, и при Николае II. Шехтель ушёл из жизни в 66 лет от рака желудка и похоронен в родовой могиле на Ваганьковском кладбище.
Изучить более детально его архитектурное наследие в Москве можно не только самостоятельно, но и вместе с местными гидами, которые обратят внимание на интересные детали и в подробностях помогут увидеть красоту шехтелевского модерна.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Прогуляться по чистопрудным переулкам и увидеть переплетение помпезности, масонства и андеграунда