Главные художественные усадьбы России

29 мая 2024
Главные художественные усадьбы России
«Пенаты» Репина под Санкт‑Петербургом, «теремок» Васнецова в центре Москвы и «Аббатство» Поленова в Тульской области: рассказываем о лучших местах для арт‑путешествий по России.
СодержаниеМузей‑усадьба В. И. СуриковаДом‑музей Б. М. КустодиеваДом‑музей И. И. ЛевитанаДом‑музей И. И. ШишкинаМузей‑усадьба И. Е. Репина «Пенаты»Дом‑музей В. М. ВаснецоваМузей‑заповедник В. Д. ПоленоваМузей‑усадьба Н. К. РерихаДом‑музей К. С. Петрова‑ВодкинаДача К. А. КоровинаДом‑музей В. А. Серова в ДомоткановеЗаключение

Музей‑усадьба В. И. Сурикова

Адрес: Красноярск, улица Ленина, 98

Художественно‑мемориальный комплекс, связанный с именем одного из самых известных в мире живописцев, работавших в историческом жанре.

Усадьба художника В. И. Сурикова
Фото: группа ВК музея

Главное украшение усадьбы художника — двухэтажный дом, построенный в начале 1830‑х. Здесь 12 января 1848‑го и родился будущий создатель «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой». В 20 лет Суриков поступил в петербургскую Академию художеств и покинул отчий дом, однако в усадьбе продолжали жить его родные.

В 1930‑х дочери художника передали постройку в дар Красноярску, а в 1948‑м — в год столетия живописца — в ней заработал музей. Впоследствии он значительно разросся: в состав комплекса вошёл флигель, который прежде занимали арендаторы, были реконструированы конюшня и баня. Таким образом, облик имения был полностью восстановлен.

Зайдя в главный усадебный дом, посетители переносятся во вторую половину XIX столетия: в комнатах родных живописца сохранена подлинная обстановка. На втором этаже — мастерская художника и экспозиция его работ. Среди них этюды к «Взятию снежного городка» и «Перехода Суворова через Альпы», акварель «Плоты на Енисее», автопортрет в красном казакине. Не менее интересна и коллекция личных вещей живописца: этюдник, привезённый из Крыма камень, или самоучитель игры на гитаре, на страницах которого художник набросал эскиз к полотну «Боярыня Морозова».

Интерьеры усадьбы. Фото: группа ВК музея

Дом‑музей Б. М. Кустодиева

Адрес: Астрахань, улица Калинина, 26

Он находится в кирпичной одноэтажной постройке, возведённой на рубеже XIX и ХХ столетий. Сам Кустодиев в этом доме не жил (в 18 лет он уехал из Астрахани в Санкт‑Петербург), но какое‑то время проживали его родственники.

Сегодня в залах музея можно увидеть картины и фотографии из семейного архива, а также личные вещи живописца, которые сюда передала его внучка — искусствовед Татьяна Кустодиева. Среди них — открытка, отправленная в 1904‑м из Мадрида, факсимильное издание рассказа Лескова «Штопальщик» с иллюстрациями художника или, например, кольцо матери живописца, переделанное из броши.

Фото: сайт музея, Елена Мусатова

Есть здесь и уголок, воспроизводящий атмосферу мастерской Кустодиева, — с мольбертом, вазой для кистей, старинными часами. А один из залов дома‑музея посвящён творчеству графика и живописца Павла Власова — учителя и наставника художника.

Дом‑музей И. И. Левитана

Адрес: Ивановская область, Плёс, улица Луначарского, 4/1

В этом доме на берегу Волги, построенном в 1835‑м по заказу купца Солодовникова, крупнейший русский пейзажист и его друзья — художники Алексей Степанов и Софья Кувшинникова — впервые остановились летом 1888‑го. Ровно через год они вернулись в Плёс и вновь поселились здесь же. А уже во второй половине ХХ столетия в доме открылся посвящённый Левитану музей.

Экспозиция состоит из трёх отделов. Первый рассказывает о пребывании Левитана в Плёсе, где он создал около 200 полотен. Среди экспонатов — палитра живописца, мастихин (лопатка для нанесения масляной краски на холст) и наконечник трости художника. Во втором зале можно полюбоваться картинами Левитана (среди них — «Полустанок» и «Крымский пейзаж») и его компаньонов. Наконец, в мезонине воссозданы интерьеры комнат, которые снимали художники. Здесь выставлены личные вещи именитых постояльцев: охотничья сумка Левитана, этюдник Степанова, чайная пара Кувшинниковой.

Фото: Shutterstock, группа ВК музея

После визита в музей прогуляйтесь до Левитановой горы — холма, откуда открывается красивый вид на городок и реку. По легенде, именно эта панорама вдохновила художника на создание одного из самых известных произведений — «Над вечным покоем». С 2012‑го на этом месте красуется скульптурная композиция, посвящённая пейзажисту. Левитан изображён за работой: замерев с кистью над полотном, он, кажется, вот‑вот сделает очередной мазок — именно таким его часто видели местные жители в позапрошлом веке.

Дом‑музей И. И. Шишкина

Адрес: Республика Татарстан, Елабуга, Набережная улица, 12 

В двухэтажном каменном особняке на берегу реки Тоймы прошли детские и юношеские годы одного из основателей Товарищества передвижников. Отец Шишкина — потомственный купец‑хлеботорговец — возвёл этот дом в 1835‑м. Родным художника он принадлежал почти до середины 1930‑х. А в начале 1960‑х здесь открылся мемориальный музей художника.

Экспозиция обширная: целых 16 залов. В музее воссоздан кабинет отца художника, дорожная комната, столовая и, конечно, мастерская Шишкина. Быт купеческой семьи среднего достатка ярко живописуют детали интерьера: дубовая мебель, кузнецовский фарфор, бронзовые люстры, музыкальные инструменты.

Фото: Kazakpukpuk, CC BY-SA 4.0, Суркова Галина, CC BY-SA 4.0, Dmsov, CC BY-SA 4.0

Два зала отведены под картинную галерею, где можно увидеть живописные и графические работы мастера. Среди них и самая ранняя его картина — «Жатва», написанная в 1850‑е. Любопытно, что обнаружили её совершенно случайно, во время реставрации здания, в перекрытиях между этажами.

Музей‑усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Адрес: Санкт‑Петербург, посёлок Репино, Приморское шоссе, 411

Один из самых известных художественно‑мемориальных комплексов в нашей стране находится на берегу Финского залива — в 44 километрах от центра Северной столицы. Знаменитый живописец приобрёл имение в 1899‑м и дал ему поэтическое название — Пенаты (в честь богов‑хранителей домашнего очага у древних римлян). Здесь он прожил три десятилетия и был похоронен — на холме в усадебном парке.

Мемориальный музей, посвящённый творчеству Репина, появился ещё в 1940‑м. Хотя оригинальная постройка, в которой жил художник, полностью сгорела в годы Великой Отечественной войны, музейные экспонаты — работы и личные вещи — успели эвакуировать. В 1962‑м восстановленные «Пенаты» приняли своих первых посетителей.

Фото: Errabee, CC BY-SA 3.0, Бабкинъ Михаилъ, CC BY-SA 4.0

Главные комнаты дома — мастерская, столовая, кабинет — сохранили исторический облик. Среди музейных экспонатов — круглый обеденный стол; ящик с увеличительным стеклом в рамке, с помощью которого художник рассматривал фотографии; керамическая ваза для кистей, созданная Михаилом Врубелем; диван, сидя на котором, хозяину усадьбы позировал Фёдор Шаляпин.

В художественной коллекции «Пенат» — около 600 произведений живописи и графики. Среди них — портреты членов семьи, эскизы к «Торжественному заседанию Государственного совета», работа «Пушкин на набережной Невы. 1835 год» и последний автопортрет мастера: Репин написал его в 76 лет.

Дом‑музей В. М. Васнецова

Адрес: Москва, переулок Васнецова, 13

Памятник архитектуры в псевдорусском стиле в историческом центре столицы. Именно в стенах этого «теремка» художник работал над «Богатырями» — одним из своих самых известных полотен.

Дом-музей В. М. Васнецова в Москве

Дом был возведён в 1894‑м по проекту самого Васнецова. Первый этаж предназначался для проживания, а весь второй занимала мастерская. Мебель, что интересно, делали на заказ — по древнерусским образцам.

Музей тут заработал в 1951‑м. Некоторые комнаты, например, детская и классная, теперь используются как экспозиционные пространства. А часть помещений сохранили свой исконный облик: среди них оформленная в боярском стиле гостиная и стилизованная под крестьянскую горницу столовая. Мастерская тоже выглядит как и столетие назад: на столике — кисти, на мольбертах — картины. Кроме хорошо всем знакомых «сказочных» полотен (среди них — «Сивка‑Бурка» и «Ковёр‑самолёт»), в музейной коллекции есть портреты родных живописца, пейзажи и эскизы.

Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0

Музей‑заповедник В. Д. Поленова

Адрес: Тульская область, село Страхово

Купив в 1890‑м имение на живописном берегу Оки, знаменитый художник превратил его в культурно‑просветительский центр. Здесь Поленов не только творил и принимал друзей, но и устраивал выставки для жителей близлежащих деревень и городов. Полотнами мастера и его коллег любовались и гимназисты, и крестьяне.

Поленовский музей‑заповедник — это несколько построек на территории усадьбы и за её пределами. Приехав сюда, прежде всего загляните в Большой дом, возведённый по проекту самого художника. Асимметричное, с разными фасадами, сложной кровлей и несколькими балкончиками здание эстетически тяготеет к модерну, хотя сам Поленов называл стиль скандинавским.

Фото: сайт музея

В уютных комнатах можно не только погрузиться в творческую атмосферу, царившую здесь в начале прошлого столетия, но и полюбоваться собранием предметов интерьера и обширной художественной коллекцией. Кроме работ самого хозяина, здесь есть полотна его друзей и учеников — Ивана Шишкина и Константина Коровина, Исаака Левитана и Сергея Малютина. А также предметы, принадлежавшие семье Поленова. Среди них — визитка Тургенева с автографом и бумажные птички, сделанные Львом Толстым для детей Поленова.

После посещения дома художника загляните в «Аббатство» — мастерскую. Здание построили по проекту самого Поленова, экспериментировавшего с архитектурными стилями разных эпох. То, что получилось, по мнению мастера, напоминало средневековый монастырь — отсюда и название постройки.

Ещё одно интересное место — «Адмиралтейство»: фахверк, где когда‑то «зимовали» хозяйские лодки. У художника их была целая коллекция, а своих шестерых детей он с пелёнок приучал к водным сплавам, и у каждого был для этого свой транспорт. У самых маленьких — плоскодонки, а у ребят от семи лет — килевые лодки. В тёплое время года вся эта флотилия, возглавляемая капитаном — самим живописцем, пускалась в плавание по Оке.

Столовая • Кабинет • Пейзажная • Фото: сайт музея

Сегодня в «Адмиралтействе» расположен выставочный зал, а его главный экспонат — диорама «Вокруг света». Это серия объёмных картин, на которых в зависимости от освещения сменяются день и ночь.

Прикоснувшись к прекрасному, погуляйте по приусадебной территории — живописному парку. Многие из местных деревьев посадил сам хозяин: дубы и берёзы здесь соседствуют с «иностранцами» — американскими клёнами и кедрами.

Музей‑усадьба Н. К. Рериха

Адрес: Ленинградская область, деревня Извара, 15а

Именно в Изваре, принадлежавшей Рерихам с 1872‑го по 1900‑й, прошла большая часть детства и юности будущего художника, мыслителя и путешественника. Здесь, в родном гнезде, он увлёкся археологией и начал рисовать.

Работы по восстановлению исторической усадьбы начались в 1974‑м — в год столетия художника. До наших дней сохранились украшенный башенками с флюгерами главный дом, несколько хозяйственных построек и сад.

Фото: Tdima1980

Музей заработал в 1984‑м. Среди его экспонатов — личные вещи Рериха, фотографии и картины — этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского». Вокруг усадьбы разбит живописный парк с липовой аллеей и родниковыми озёрами, где начинающий художник черпал вдохновение. Эта зелёная зона — идеальное место и для атмосферных селфи, и для уединённых прогулок.

Дом‑музей К. С. Петрова‑Водкина

Адрес: Саратовская область, город Хвалынск, улица Ленина, 208

В 1905‑м, получив гонорар за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем», 27‑летний художник решил сделать подарок родителям: купил им дом в родном Хвалынске. Сам Петров‑Водкин провёл в этих стенах не одно лето — именно здесь он работал над своими самыми известными полотнами, включая «Купание красного коня» и «Мать», и принимал именитых гостей: художника Виктора Борисова‑Мусатова, архитектора Владимира Суслова и композитора Дмитрия Шостаковича. Постройка принадлежала родным Петрова‑Водкина вплоть до 1943‑го. За свою долгую историю она сменила немало хозяев, пока в 1990‑м не стала собственностью города. В 1995‑м, после многолетней реставрации, тут заработал музей художника.

Фото: туристический портал Саратова

Сегодня здесь можно увидеть личные вещи и предметы быта родных живописца, фотографии, а также работы Петрова‑Водкина. Среди них — «Семья художника» и «Портрет Лёнушки». А в получасе ходьбы от до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти находится картинная галерея имени Петрова‑Водкина (улица Ленина, 89). В её залах можно полюбоваться произведениями Аристарха Лентулова, Владимира Фаворского, а также иконами из хвалынских старообрядческих монастырей.

Дача К. А. Коровина

Адрес: Ярославская область, деревня Охотино, улица Центральная, 34

Земельный участок, на котором в 1903‑м был возведён дом, знаменитый художник купил у своего у своего приятеля — Саввы Мамонтова. А автором проекта дачи выступил известный архитектор Виктор Мазырин: по его же чертежам построено одно из самых необычных зданий Москвы — неомавританский особняк Морозова на Воздвиженке.

Дача К. А. Коровина
Фото: группа ВК музея

Здесь — на берегу реки Нерли в окружении величавых сосен — Коровин жил и творил на протяжении двух десятилетий: на даче было написано около 150 полотен. Стены дома помнят и когда‑то гостивших тут друзей художника — Валентина Серова и Фёдора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Максима Горького. Вскоре после отъезда хозяина во Францию дачу национализировали: вначале здесь располагалась школа, позже — база отдыха. Увы, к середине 1990‑х постройка была в плачевном состоянии: бывший дом знаменитого живописца восстановили только в 2010‑х.

Музейная экспозиция рассказывает о творчестве Коровина. И хотя оригинальных полотен мастера русского импрессионизма здесь нет, сохранились некоторые его личные вещи, бережно хранимые музейными сотрудниками: например, зеркало и замок, на который Коровин запирал дом.

Фото: группа ВК музея

Дом‑музей В. А. Серова в Домотканове

Адрес: Тверская область, деревня Красная Новь, 8а

На самом деле этой живописной усадьбой всего в 17 километрах от Твери владел не Серов, а художник и правовед Владимир фон Дервиз. Но создатель «Девочки с персиками», будучи его родственником, часто приезжал сюда отдыхать и работать.

История появления усадьбы в Домотканове уходит корнями в XVI век. В разные годы её хозяевами были дворяне Давыдовы и Головины. Дервиз приобрёл её в 1886‑м. Кстати, кроме Серова, здесь отдыхали и другие известные художники — Иван Билибин и Владимир Фаворский. А ещё в усадьбе традиционно проводили праздники для крестьянских детей и карнавалы.

В 1965‑м — в год 100‑летия Серова — в Домотканове был открыт народный музей живописца, который в 1970‑х получил статус филиала Тверской областной картинной галереи.

Фото: группа ВК музея, Елена Уткина

Музей знакомит посетителей с биографией хозяина усадьбы и рассказывает о жизни Серова. Экспозиция погружает в творческую атмосферу, царившую в доме на рубеже XIX‑XX столетий. И всё же главный «экспонат» этой живописной локации — природа. Местные пейзажи неоднократно становились источником вдохновения для Серова: именно здесь он написал картины «Девушка, освещённая солнцем», «Заросший пруд» и «В. Д. Дервиз на скамье».

Заключение

Посещение домов‑музеев помогает по‑новому взглянуть на творчество любимых художников: узнать, что сформировало их представления о прекрасном или что вдохновило на создание великих шедевров. И хотя самые известные работы мастеров обычно находятся в фондах ведущих художественных музеев России, в коллекциях усадеб часто хранятся этюды и эскизы к прославленным полотнам, изучать которые — особое удовольствие.

Автор: Максим Тувим

Ещё на тему путешествий

Самые живописные маршруты для сплавов по РоссииСамые живописные маршруты для сплавов по России Алтай, Карелия, Кавказ и другие регионы для новичков и профи

Экскурсии в Санкт-Петербурге