Архитектурные термины от А до Я
Чем пилястра отличается от колонны, а горельеф от барельефаАнтаблеме́нт
Как и многие другие, он обязан своим появлением древним грекам. Отыскать антаблемент очень просто — это горизонтальная часть сооружения между колоннами и треугольным фронтоном (или крышей), украшенная ленточным и объёмным рисунком, а также увенчанная карнизом.
Вот уже несколько столетий антаблемент встречается в строениях, подражающих античной архитектуре. Один из самых известных примеров расположен в Петербурге. Глядя на здание Биржи, можно смело сказать, что зодчий Тома де Томон вдохновлялся руинами древнегреческих храмов, увиденными и зарисованными им во время путешествия по Италии. Увлечённость мастера стариной подарила городу на Неве новый «Парфенон».
А́ттик
Ещё одно изобретение зодчих прошлых эпох. Это выступающая над антаблементом стенка, служащая элементом декора. Обычно её украшают рельефными надписями и изображениями, а иногда — скульптурами.
Пышное оформление аттика — характерная черта триумфальной арки. Этот тип сооружения возник в Древнем Риме, а в последующие столетия распространился по всему миру. В России подобные постройки можно встретить в разных городах, например в Москве.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте — советская копия той, что была установлена в столице в память о победе над Наполеоном в XIX веке. Её аттик украшен скульптурной группой с колесницей под управлением богини Ники, а также текстами и барельефами об освобождении Белокаменной от французских захватчиков.
Балюстра́да
Это ограждение, состоящее из фигурных столбиков (балясин) и лежащей на них горизонтальной балки (перил). Балюстрада применяется при оформлении лестниц, балконов или террас. В некоторых случаях одним из её составных элементов могут быть тумбочки для ваз и постаменты для скульптур.
Роскошная балюстрада из мрамора протянута вдоль террасы над Большим каскадом фонтанного комплекса в Петергофе. Её отдельные участки украшены сосудами из того же камня. С этого места открывается один из лучших видов на дворцово‑парковую территорию и Финский залив.
Баля́сины
Фигурные столбики, образующие балюстраду наряду с горизонтальным поручнем. За самыми изящными и изысканными примерами нужно отправляться в дореволюционные дома представителей русской аристократии. Так, в Петербурге это Иорданская лестница Зимнего дворца, балясины которой выполнены из каррарского мрамора — ценнейшей породы, которую добывают на древних каменоломнях Италии.
Барелье́ф
Скульптурное изображение, выступающее над плоской поверхностью не более чем на половину от общего объёма. Барельеф размещают как снаружи, так и внутри здания, а изготавливают из дерева, глины, камня, металла.
Это один из старейших видов декора. В России рельефные рисунки можно увидеть на стенах домонгольских церквей, например на Дмитриевском соборе во Владимире. Его стены выполнены из известняка, который легко поддаётся обработке. Вот уже девять веков фасады храма украшают более полутора тысяч резных камней, повествующих о библейских персонажах и становлении княжеской Руси.
Бельведе́р
Так называют надстройку, примыкающую к основному объёму здания, например купол или башню, а также отдельно стоящее на возвышенности сооружение. С итальянского языка этот термин переводится как «прекрасный вид»: главная особенность бельведера — возможность осмотреть окрестности с высоты.
Так как созерцание близлежащей местности — медитативное занятие, бельведеры получили распространение в загородных домах, хозяева которых вели размеренный образ жизни. Подобная постройка была и в собственности российской императорской семьи. Так, в николаевскую эпоху в пригороде Петербурга появился дворец «Бельведер», где император бывал с супругой и детьми. Это здание возвели на самой высокой точке Лугового парка Петергофа — Бабигонской возвышенности, поэтому с верхнего этажа виден даже купол Исаакиевского собора.
Волю́та
Архитектурная форма в виде спирали, которая встречается в оформлении отдельных частей здания. В классицизме без пары волют невозможно представить капители (верхнюю часть) колонн так называемого ионического ордера (ордер — это логика расположения декоративных и конструктивных элементов сооружения, а слово ионический в данном случае указывает на место возникновения такого типа композиции — Ионию).
За примером можно отправиться в подмосковный город Видное, где расположена усадьба Горки. Первое, что встречает посетителей, поднимающихся по ступеням дворянского поместья, — шесть колонн, увенчанных симметричными завитками.
Галерея (гульбище)
Открытая терраса, протянутая с нескольких сторон или по периметру нижнего этажа здания. Характерна для религиозных сооружений, например трапезных при православных церквях, но встречается и в гражданских постройках, например в русских теремах.
Галерея, или гульбище — важная часть церкви преподобного Сергия Радонежского на территории Свято‑Троицкой Сергиевой Лавры в Московской области. Из неё попадают в Трапезную палату, где проходят торжественные приёмы. В том числе по этой причине галерея пышно декорирована наличниками, колоннами, карнизами, лепными и резными деталями в стиле нарышкинского барокко.
Горелье́ф
Скульптурное изображение, выступающее над плоской поверхностью более чем на половину от общего объёма. Барельеф по сравнению с ним более плоский. В остальном два этих элемента убранства очень похожи: горельеф тоже может быть размещён снаружи и внутри здания и изготовлен из дерева, глины, камня, металла.
Он служит элементом декора не только зданий, но и памятников. Пример — монумент «Тысячелетие России» в Великом Новгороде с круговым горельефом, отражающим основные события из истории страны.
Капите́ль
Венчающий колонну или пилястру архитектурный элемент, внешний вид которого зависит от принадлежности к тому или иному ордеру (типу композиции). Так, для ионического ордера характерны симметричные завитки, для дорического — лаконичные и пропорциональные детали, а для коринфского — использование небольших волют с растительным декором.
Капители встречаются как в старинных, так и в современных постройках. Так, полюбоваться коринфскими капителями можно, гуляя вдоль знаменитой колоннады в Кисловодске, которой уже более 100 лет.
Контрфо́рс
Его главное предназначение — усилить основную несущую конструкцию, то есть попросту не дать зданию развалиться. Контрфорс может быть использован в разном виде: как выступ, ребро или стена. Без него невозможно представить готические церкви, для которых характерны тяжёлые своды. В России существует не так много памятников, построенных в этом стиле. Один из них — костёл Святого Бруно — расположен в Черняховске (Калининградская область). Высокие потолки неоготической постройки сдерживают от разрушения контрфорсы из кирпича.
Пиля́стра
Плоский декоративный выступ на стене здания (снаружи или внутри), визуально напоминающий колонну и состоящий из тех же частей: капители, ствола и базы. Однако в отличие от колонн, которые служат опорой для других конструкций здания, пилястры несут исключительно декоративную функцию.
Архитекторы декорируют постройки этим архитектурным элементом со времён Античности, поэтому примеров существует масса. Так, пилястры украшают фасады Большого Меншиковского дворца XVIII века в Ломоносове и Рождественского собора XIII века в Суздале.
Поре́брик
Это разновидность кирпичной кладки, используемая для декора зданий. Кирпичи укладывают ребром наружу, что создаёт зубчатый рисунок на фасаде.
Поребрик получил широкое распространение ещё во времена Древней Руси, подтверждения тому — древнерусские памятники Пскова и Великого Новгорода. Три и более рядов поребриков и бегунцов (ещё одна разновидность кирпичной кладки в виде углублений в форме треугольника) — традиционное украшение местных церквей. Так, например, тройное ожерелье из таких орнаментов нанизано на шею псковского храма Василия Великого на Горке.
Портал
Декоративное обрамление входа в здание. Его проектирование и оформление — крайне ответственное занятие, потому что это первое, что видят посетители, заходя внутрь той или иной постройки. В том числе по этой причине портал зачастую отличается масштабностью форм и пышным убранством.
Традиция оформления входа отличается в зависимости от типа зданий. Так, для религиозного зодчества характерны так называемые перспективные порталы, представленные в виде нескольких рядов поясков, которые обрамляют как бы вдавленную в стену дверь. Именно так выглядят входные группы древнерусских церквей, например собора Рождества Пресвятой Богородицы — одного из старейших храмов Суздаля.
Портик
Для того чтобы понять, что это такое, нужно вновь обратиться к античному шедевру — Парфенону. Достаточно вспомнить, как выглядит парадный вход в здание: треугольная крыша, поддерживаемая рядом колонн. Совокупность этих архитектурных элементов и называется портиком. Такая конструкция может носить сугубо эстетическую функцию (украшать фасад), а может быть самостоятельным сооружением (беседкой в саду или парке).
В XVIII–XIX веках, когда в моду вошло подражание античности, портик украсил особняки и дворцы русской знати и надолго закрепился в отечественном зодчестве. Так, его можно увидеть в составе здания московской Госпитальной клиники, построенной в 1880–1890 годы. В этом случае крыша и колонны — это стилизация под дворянские усадьбы, распространённые в XVIII столетии.
Рото́нда
Так называют круглое в плане сооружение с куполом. Ротонда может быть как частью здания, так и отдельной постройкой. В первом случае за примером можно отправиться в одну из петербургских парадных по адресу Гороховая улица, 57А (подъезд 5). Внутри находится ротонда, вокруг которой положена винтовая лестница.
Правда, поклонники архитектуры встречаются тут не так часто, как любители рока: прежде здесь не единожды проходили неформальные встречи музыкантов из групп «Алиса», «Аквариум», ДДТ, «Кино», «Пикник», а также устраивались импровизированные концерты и поэтические вечера. Несмотря на то что это жилой дом, попасть сюда можно за донейшен, предварительно договорившись со смотрителем через группу во «ВКонтакте».
Ротонда как отдельная постройка зачастую украшает газоны в садах при особняках и дворцах. Например, такое сооружение можно увидеть в Павловском парке под Петербургом. Как и у других строений на территории, у ротонды есть название — павильон «Храм дружбы». В старину под куполом, поддерживаемым 16 колоннами, устраивали пышные обеды и концерты. Сегодня ротонда доступна всем посетителям бывшей императорской резиденции.
Э́ркер
Остеклённый выступ на фасаде здания. Помимо декоративной функции, он несёт и практическую: увеличивает площадь помещения и наполняет его естественным светом. Один из первых примеров использования такого элемента в Петербурге — доходный дом В. А. Шретера. Архитектор сконструировал эркеры треугольной формы, чтобы избавить жильцов от созерцания расположенной напротив тюрьмы. Благодаря этой хитрости из окон открывается вид на арку Новой Голландии — с одной стороны, и полукруглые крыши эллингов судостроительного завода «Новое Адмиралтейство» — с другой.
Заключение
Для описания всех существующих архитектурных терминов создаются специализированные словари. Наш материал точно не выдержит соперничества с ними, но может стать первым шагом в самостоятельном изучении этой непростой, но очень увлекательной темы.
Однако любая теория бессмысленна без практики. С последним помогут гиды‑эксперты, прекрасно владеющие терминологией и умеющие подать материал легко и интересно. На архитектурных экскурсиях по городам России они научат понимать художественный язык зодчих и находить архитектурные пасхалки.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Побывать в красивейших точках национального парка на утренней групповой экскурсии
Побывать в четырёх живописных местах русской Прибалтики с местным гидом
Секреты русского храмового зодчества и предания древнего города
Погрузиться в разные эпохи жизни города и увидеть его знаковые места с дипломированным историком