Алексей Щусев: главные здания архитектора в Москве
Мавзолей, Казанский вокзал, станция «Комсомольская» и другие знаменитые работыПредлагаем изучить творческую биографию Щусева и познакомиться с его самыми известными работами в Москве.
Кто такой Щусев
Самый востребованный градостроитель времён СССР родился в 1873 году в Кишинёве. К 18 годам перебрался в Санкт‑Петербург, где начал изучать архитектуру в Академии художеств. Алексей Викторович Щусев проявлял талант не только к зодчеству, но и к живописи. Его наставниками были легендарные художники Илья Репин и Архип Куинджи.
Как вспоминали современники, Щусев обладал харизмой и умел проявлять настойчивость. На третьем курсе из газет он узнал о смерти уездного предводителя дворянства Николая Шубина‑Поздеева. Начинающий архитектор, у которого на тот момент не было ни связей, ни полезных знакомств, сделал набросок надгробия и добился встречи со вдовой генерала. Женщина была поражена и самим проектом, и даром убеждения студента. С этого заказа началась творческая биография архитектора, а посмертный памятник стал первой известной работой Щусева.
До революции Щусев занимался росписью иконостасов, реставрацией и строительством монастырей. После 1917 года он не остался без работы. В 1920‑е зодчего пригласили разрабатывать генеральный план Москвы. Архитектором №1 в СССР Алексей Викторович стал после того, как ему доверили возвести мавзолей Владимира Ленина.
По чертежам Щусева в стране и за рубежом построили десятки зданий. В его портфолио — православный храм в итальянском Сан‑Ремо, посольство СССР в Бухаресте, отель «Интурист» в приморском Батуми и Большой театр в Ташкенте.
До революции: строительство церквей и неорусский стиль
До 1917 года Алексей Щусев был одним из лидеров неорусского стиля (национальной версии модерна). Архитектор вдохновлялся старинным русским зодчеством, но делал эскизы с оглядкой на современность.
Покровский храм Марфо‑Мариинской обители
Адрес: улица Большая Ордынка, 34
Год постройки: 1913
Обитель основала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. После гибели супруга генерал‑губернатора Сергея Александровича Романова в 1905 году она решила посвятить себя Богу: продала личное имущество и драгоценности, а вырученные деньги потратила на возведение монастыря. Покровский храм Марфо‑Мариинской обители было поручено спроектировать архитектору Щусеву. Это его первая работа в Москве.
Зодчий решил создать собор, похожий на псковские и новгородские монастыри XII-XIV веков. А декоративные элементы позаимствовал у церквей Суздаля и Юрьева‑Польского.
Глава храма Михаила Архангела с Городца • Церковь Климента Папы Римского • Собор Иоанна Предтечи • Фото: частное собрание /
Белокаменный, приземистый и лаконичный, храм действительно напоминает древнерусские соборы. При этом Щусев привнёс в его облик черты модерна: церковь по‑разному выглядит с различных ракурсов, её стены не симметричны. Также чувствуется влияние готики: купола храма удлинены.
Архитектор уделял большое внимание деталям, в том числе разрабатывал дизайн чаш, подсвечников, хоругвей (полотнищ с образами святых) и даже решал, как будет выглядеть одежда священников. Роспись стен, которую доверили живописцу Михаилу Нестерову, зодчий тоже тщательно контролировал.
После революции обитель закрыли. До 1928 года в храме авторства архитектора Алексея Щусева работала больница. Позднее здесь располагались кинотеатр, реставрационные мастерские и лаборатории. Несмотря на это, уникальный церковный ансамбль сохранился до наших дней почти в первозданном виде. В 1992 году обитель вернули православным, а в 2008 году завершилась масштабная реставрация.
Казанский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 2а
Год начала строительства: 1913
В XIX веке на его месте располагался небольшой деревянный Рязанский вокзал. В 1894 году оттуда запустили поезда в Казань. Направление оказалось настолько востребовано, что в 1911 году правительство переименовало вокзал и объявило конкурс на лучший проект обновлённого здания. Зодчих попросили объединить мотивы русской и восточной архитектуры.
Одним из участников конкурса был Алексей Щусев. Его помощники отправились по городам Центральной России и Поволжья, чтобы сделать замеры памятников русской архитектуры XVII века. На их основе Щусев создал чертежи вокзала, где сочетались элементы нарышкинского барокко и казанского зодчества. Оригинальный проект одержал победу.
Строительство началось в 1913 году, основные работы закончились к 1940 году. Однако вокзал продолжал достраиваться в течение всей второй половины XX века. В 1985 году, уже после смерти Щусева, здание существенно реконструировали: помещения перепланировали, а над перронами построили крыши. В 1997 году по сохранившимся чертежам мастера построили Царскую башню со шпилем. Сейчас в этом здании проводятся выставки.
Самый запоминающийся элемент вокзала — центральная башня. Это отсылка сразу к двум сооружениям: башне Казанского кремля Сююмбике и Боровицкой башне Московского Кремля. При этом архитектор позаимствовал элементы и из европейского зодчества. На одной из башен вокзала он разместил часы со знаками зодиака. Они похожи на циферблат на площади Сан‑Марко в Венеции.
Мавзолей Ленина
Год постройки: 1930
Достоверно неизвестно, почему власти решили поручить возведение места прощания (на тот момент никто не говорил слово «мавзолей») именно Щусеву, который прославился прежде всего как церковный архитектор.
Ночью 23 января 1924 года домой к зодчему пришли сотрудники спецслужб. Они попросили собрать инструменты и поехать с ними. Щусева привезли в Кремль, где он узнал, что глава государства Владимир Ленин скончался. За одну ночь архитектору предстояло придумать облик здания, где люди будут прощаться с вождём. Это должно было быть временное сооружение: на несколько недель, максимум — месяцев.
Всего за три дня по проекту Щусева рабочие возвели тёмно‑серый куб из дерева с небольшой пирамидой на вершине. Справа и слева располагались две деревянные постройки поменьше — вход и выход.
Первый мавзолей просуществовал два месяца. Затем Щусеву поручили спроектировать новое здание — более вместительное.
Архитектор решил сохранить ступенчатую форму строения, но увеличил размеры, добавил трибуны и портик. Второй вариант мавзолея Щусев также решил построить из дерева. Однако здание выглядело гораздо монументальнее, чем его предшественник.
Каменный мавзолей, который сегодня по‑прежнему можно увидеть на Красной площади, построили в 1930 году. Советские архитекторы спорили об облике усыпальницы и предлагали возвести здание в виде корабля с фигурой Ленина на борту или в форме пятиконечной звезды. Все эти варианты были отвергнуты, власти решили, что нужно придерживаться стиля предыдущих построек Щусева.
Алексей Викторович спроектировал сооружение в стиле авангарда и ар‑деко. Стояла задача использовать при строительстве исключительно советские материалы. Архитектор и его помощники объездили многие каменоломни в стране, чтобы найти подходящие породы. В итоге мрамор, гранит и другие материалы привезли из Белоруссии, Украины и Армении.
Современные градостроители отмечают, что Щусеву удалось тактично вписать мавзолей в архитектурное окружение. Здание не затмило Кремль и гармонично дополнило ансамбль Красной площади.
1920‑е: конструктивизм
С 20‑х по 30‑е годы XX века главным архитектурным стилем в СССР стал конструктивизм. В Москве одно за другим строились здания, для которых были характерны геометричность, простота форм, сплошное остекление и отсутствие декора. Щусев с энтузиазмом подхватил новые идеи.
Дом культуры железнодорожников
Адрес: Комсомольская площадь, 2, строение 1
Год постройки: 1927
Слепо следовать модным архитектурным веяниям Алексей Викторович Щусев не желал. Поэтому первая его значительная работа в этот период тяготеет к стилю нарышкинского барокко: яркий фасад Дома культуры железнодорожников украшен богатым лепным орнаментом. При этом два непрерывных ряда окон и гладкая оштукатуренная поверхность между ними, а также балкон над первым этажом, окаймляющий всё здание, — типичные приёмы из арсенала конструктивистов.
Известно, что деньги на строительство дома выделили в Наркомате путей сообщения. Но среди москвичей разошлась легенда о другом «спонсоре» — золотопромышленнике Николае Стахееве, покинувшем Россию после революции. Ходили слухи, что он вернулся в Москву за серебром, которое спрятал в тайнике у себя дома на Басманной улице. Однако Стахеева задержали сотрудники спецслужб и доставили на допрос к Феликсу Дзержинскому. Взамен на свободу и возможность уехать золотопромышленник предложил рассказать, где хранятся сокровища. Народный комиссар согласился. По легенде, именно на найденные деньги и построили Клуб имени Октябрьской революции (так изначально назывался Дом культуры железнодорожников).
У истории есть продолжение. О случившемся якобы прознали журналисты газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров. Они настолько вдохновились городской легендой, что на её основе написали роман «12 стульев». А Николай Стахеев стал прообразом Кисы Воробьянинова.
Дом культуры железнодорожников известен не только благодаря книге Ильфа и Петрова, но и благодаря артистам, которые в разные годы там выступали. Среди них Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Лев Лещенко и многие другие звёзды эстрады. Сегодня на сцене Дома культуры по‑прежнему проходят спектакли и концерты, лекции и мастер‑классы.
Жилой дом артистов МХАТ
Адрес: Брюсов переулок, 17
Годы постройки: 1928
В 1927 году Щусев по просьбе Константина Станиславского согласился создать декорации к одному из спектаклей МХАТа. Во время работы архитектор подружился с артистами и даже спроектировал для них жилой дом.
Здание построено в стиле строгого и рационального конструктивизма. Пропорциональный, сдержанный фасад строения «разлиновывают» простые прямые балконы. А вот при планировании квартир архитектор не скупился на необычные детали. Интерьеры создавали с учётом пожеланий жильцов. В некоторых помещениях были камины и потолки, украшенные лепниной. А самое роскошное жильё, занимавшее целый этаж, принадлежало балерине Екатерине Гельцер. В её квартире даже был даже небольшой бассейн!
Облик строения изменился в 2000-2010‑х годах. К нему надстроили два этажа. Сегодня это обычный многоквартирный жилой дом, хотя и со статусом памятника архитектуры. Здание известно ещё и тем, что в нём располагается галерея художницы Светланы Сажиной. А последний этаж и чердак занимает мастерская Никаса Сафронова.
Здание Наркомзема
Адрес: Садовая‑Спасская улица, 11/1
Год постройки: 1933
Одна из самых ярких работ Алексея Викторовича Щусева в конструктивистском стиле — дом Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема). Оно состоит из трёх корпусов с внутренним двориком в форме трапеции.
Щусев создал поистине новаторское и авангардное здание. Подчёркнутая асимметрия фасадов, скруглённые углы, ленточное остекление (непрерывный ряд окон) — все эти архитектурные приёмы и сегодня делают дом одной из доминант Садового кольца.
Здание известно ещё и тем, что в нём находится единственный в России лифт‑патерностер (его ещё называют «бесконечным лифтом»). У него нет дверей — пассажиры заходят и выходят прямо во время движения кабины.
В 2018 году строение отреставрировали: восстановили исторический терракотовый цвет, заменили все окна, отремонтировал кровлю. Сейчас в историческом здании располагается Министерство сельского хозяйства России.
1930-1940‑е: сталинская архитектура
В начале 1930‑х Иосиф Сталин ввёл запрет на конструктивизм, провозгласив новый главенствующий стиль, опирающийся на традиции Античности и Возрождения. Направление получило название «сталинский ампир». В этот период архитектура Щусева приобретает свойственные новому стилю черты: помпезность и декоративность.
Гостиница «Москва»
Адрес: улица Охотный ряд, 2
Год постройки: 1935
В 1930‑е годы центр Москвы активно перестраивали. Рядом с Красной площадью на Охотном ряду решили возвести первую советскую высотную гостиницу. Для этого снесли все торговые ряды, церкви и купеческие особняки вблизи кремлёвских стен. Строительству также мешал дореволюционный пятиэтажный «Гранд‑Отель». Его было решено сохранить и «встроить» в новую гостиницу.
Работу над зданием поручили молодым архитекторам Освальду Стапрану и Леониду Савельеву. Они разработали проект в духе конструктивизма. Когда основной каркас уже возвели, оказалось, что строение выбивается из архитектурного облика района. Кроме того, минимализм и лаконичность здания не отвечали требованиям властей, которые ожидали увидеть помпезное и величественное сооружение. Спасать положение призвали Алексея Щусева.
Гостиница была почти готова, поэтому сделать основательную перестройку было невозможно. Щусеву пришлось проявить изобретательность: он дополнил лаконичное здание восьмиколонным портиком высотой в шесть этажей, а также балконами с аркадами. А строгие фасады украсил капителями и виньетками. Благодаря новым деталям, «Москва» приобрела более монументальный вид.
Левый и правый фасады получились несимметричными. Это породило городскую легенду. Ходили слухи, что Иосиф Сталин лично утверждал проект отеля. Ему показали два чертежа: на одном было строгое и сдержанное здание, а на втором помпезное и богато декорированное. Говорили, что расписался вождь ровно посередине, а никто из проектировщиков так и не осмелился уточнить у вождя, что он имел в виду. Поэтому при строительстве гостиницы пришлось реализовывать оба эскиза.По другой легенде, асимметричность фасада возникла из‑за соперничества архитекторов. Щусев не мог найти общего языка с Савельевым и Стапраном. В итоге левый фасад с более богатым декором якобы построили по проекту молодых зодчих, а минималистичный правый — по эскизам Щусева.
Однако на самом деле асимметричным здание получилось по технической причине. При строительстве правого корпуса к старому «Гранд‑Отелю» надстроили несколько этажей. Ветхие стены не выдержали тяжести и начали трескаться. Из‑за этого архитекторы отказались от массивного декора и заложили окна первых этажей, таким образом снизив нагрузку на старое здание.
Знаменитая работа Щусева не сохранилась до наших дней. Гостиница «Москва» принимала гостей до 2000 года, затем была признана аварийной и снесена. В 2013 году на том же месте построили её копию. Правда, отличий от оригинала оказалось достаточно много. Изменился цвет стен: он стал более светлым. Силуэт задней части гостиницы стал более громоздким.
Дом архитекторов
Адрес: Ростовская набережная, 5
Год постройки: 1938
В 1930‑е годы власти приняли решение модернизировать набережные у Киевского вокзала. Эти районы выглядели слишком по‑старомосковски: здесь находились церкви, невысокие дома и пустыри. В планах было построить помпезные здания, которые соответствовали бы новому величественному облику столицы. Предполагалось, что по двум берегам вырастут восьми- и девятиэтажки. А задавать тон окружению будет 14‑этажный Дом архитекторов.
Щусев приступил к работе с энтузиазмом. Он предложил построить здание с колоннадами, арками, стелами и другими декоративными элементами. С годами проект изменился кардинально: из‑за дороговизны архитектора попросили упростить строение, убрав всё «лишнее».
Проект застройки набережных провалился: из всего ансамбля возвели только Дом архитекторов. Спустя четверть века к нему достроили два боковых корпуса — уже в стилистике 60‑х годов, без сложного декора, который предлагал Щусев.
Жилой дом Академии наук СССР
Адрес: Ленинский проспект, 13
Годы постройки: 1939
Одно из поздних творений Щусева. Это стройное здание с ритмичным чередованием балконов и лоджий.
В доме располагалось 145 квартир, которые заселили члены Академии наук и их семьи, переехавшие из Ленинграда в Москву. В разное время здесь жили геолог Владимир Обручев, математик Иван Петровский, физик Сергей Капица и другие знаменитые учёные. А одну из квартир занял сам Алексей Щусев.
В советские годы москвичи знали этот дом по магазину «Диета» на первом этаже. Здесь можно было купить дефицитные продукты.
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)
Год постройки: 1952
Щусев начал трудиться над проектом ещё в 1949 году, но до его реализации не дожил. Продолжали дело мастера его ученики: Виктор Кокорин и Алиса Заболотная. Станцию открыли в 1952 году.
«Комсомольская» находится рядом с площадью трёх вокзалов и, по задумке Щусева, должна была стать визитной карточкой и своеобразными воротами Москвы, встречая гостей столицы роскошью и богатством.
Вдоль путей тянутся ряды мраморных колонн, своды декорированы лепниной с растительным орнаментом, а освещают станцию великолепные рожковые люстры. Но главное украшение «Комсомольской» — мозаики из разноцветного стекла и уральских полудрагоценных камней, посвящённые военным подвигам России. Всего на потолке станции изображено 7 сюжетов. Среди них — Куликовская битва, воззвание Минина и Пожарского и Бородинское сражение.
Героическая тема нашла отражение и в экстерьере. Здание станции венчает крыша‑купол, похожая на шлем древнерусского воина или богатыря.
Заключение
Алексей Щусев — один из самых знаменитых архитекторов своего времени. Здания, созданные по его эскизам, входят в сокровищницу архитектурного наследия России.
География творчества зодчего охватывает множество городов и стран. Но свои самые яркие работы мастер создал именно в Москве. О наиболее интересных и значимых из них всегда готовы рассказать столичные гиды. Они выстроят логичный маршрут и поделятся неизвестными фактами из жизни великого мастера.
Автор: Антон Бурлаков
Заглавное фото: Фёдор Вяземский
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Погрузиться в историю района в нестандартном формате с гидом-комиком
Прогуляться по парку, заглянуть в павильоны и узнать, как изменился облик комплекса с 1939 года