Донской монастырь
Старинные церкви, усыпальница «Пиковой дамы» и барельефы храма Христа СпасителяИстория
Основание обители связано с загадочными событиями в истории Москвы — от Средних веков до XX века.
Бегство Казы‑Гирея и основание монастыря
Летом 1591 года к Москве подступили войска крымского правителя Казы‑Гирея II. Основная часть русской армии на тот момент находилась у Великого Новгорода и отражала атаки шведов. Воинов для защиты столицы катастрофически не хватало, городу неминуемо грозило разорение.
Неприятель подобрался к главному городу Руси 4 июля. Начались локальные стычки русских и татарских отрядов, но до генерального сражения дело не дошло. К ночи Казы‑Гирей отступил к Коломенскому и там разбил лагерь для своих войск.
С наступлением темноты началась череда странных и немного курьёзных событий, об обстоятельствах которых до сих пор спорят историки. Вероятно, всё началось с того, что в ханский лагерь под видом пленников пробрались шпионы. Они распустили слух, что в Москву на подмогу прибыло 30‑тысячное немецкое и польское войско. В то же время в русском лагере неожиданно прозвучал ложный сигнал тревоги. Пушкари бросились к своим орудиям и открыли огонь. Сильнейшая стрельба вызвала панику у врагов — они решили, что в бой вступили подошедшие войска. Татарские воины пустились в бега, а русские дружины отправились в погоню и у Тулы разгромили несколько крупных отрядов.
В летописях победа над Казы‑Гиреем объясняется чудом. За несколько дней до подхода вражеских полчищ вокруг города был совершён крестный ход с Донской иконой Божьей Матери. Потом её установили в походной часовне на южных рубежах Москвы. Перед святым ликом в уединении молился царь Фёдор Иванович Блаженный (сын Ивана Грозного и последний государь из династии Рюриковичей).
Спустя год на месте, где стояла часовня, построили каменный храм в честь чуда спасения Москвы от разорения.
От Смуты до наших дней
В начале XVII века храм в честь Донской Богородицы разграбили. Долгое время обитель пребывала в запустении, лишь при первых царях из династии Романовых её начали возрождать.
При правлении Софьи Алексеевны построили новый величественный храм. В это же время с 1686‑го по 1711‑й возвели каменные стены с башнями.
В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Власти запретили хоронить людей в черте города, поэтому дворянство начало строить родовые усыпальницы за границами столицы. В то время Донской монастырь как раз в состав города не входил и сразу стал самым престижным местом для захоронений. Вплоть до начала XX века на его территории строились фамильные часовни‑усыпальницы для дворянских династий Голицыных, Багратиони, Зубовых, Первушиных.
В 1929 году монастырь закрыли. В его главных храмах разместился Музей антирелигиозной культуры. Остальные здания использовались под самые разные нужды. В одних размещались швейные, кожевенные мастерские, интернат, молочная ферма. В других, даже в башнях ограды, вплоть до 1970‑х квартировали жильцы. Сады были поделены на участки и использовались под огород.
В 1935 году на территории Донского монастыря открыли музей русской архитектуры. Сюда стали свозить фрагменты памятников, которые сносились при масштабной реконструкции Москвы. Так здесь оказались скульптуры с фасада храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни.
В 1990‑м Донской монастырь вернули РПЦ. В храмах вновь начали проводить богослужения. Сегодня обитель является одним из важнейших православных центров столицы.
Архитектурный ансамбль
Облик Донского мужского монастыря складывался с XVI по XX век: в его ансамбль входят старинные величественные храмы, часовни‑усыпальницы и неприступные каменные стены.
Малый (Старый) храм
Этот собор был первым на территории монастыря — поэтому его называют Старым. Также он именуется Малым в сравнении с монументальным Большим храмом.
Изначально это было относительно небольшое квадратное помещение с пирамидой кокошников и луковичной главой. Историки считают, что строительством храма руководил легендарный зодчий Фёдор Конь, автор смоленской крепости и стен Белого города Москвы.
Здание неоднократно перестраивали. Дошедшая до нашего времени архитектура относится к концу XVII столетия, когда к основному зданию добавили южный и северный приделы, трапезную и колокольню.
В советское время Малый собор был единственным действующим храмом Донского монастыря: богослужения в нём возобновили сразу после окончания Великой Отечественной войны. В наши дни Малый собор является единственным в России местом, где варят миро — благовонное масло, которое используется во время крещения.
Большой (новый) храм
Главный собор Донского монастыря был заложен в 1684 году в эпоху правления царевны Софьи, а достраивался уже в 1698 году при Петре I.
Подобные храмы, когда к основному объёму присоединены меньшие по размеру башни, — редкость для России. В те времена такие церковные конструкции были скорее характерны для южных регионов. После воссоединения Малороссии с Российской империей в середине XVII века в Москве появился ряд мастеров, воспитанных в других архитектурных традициях. Историки считают, что именно они и построили новый собор.
Над проектом росписей храма работал архитектор В. И. Баженов, построивший императорскую резиденцию в Царицыне, Дом Пашкова, усадьбу Румянцева‑Задунайского на Маросейке и многие другие знаковые здания Москвы. Заданную Баженовым идею воплощал в жизнь итальянский художник Антонио Клаудо — он расписал стены собора в 1786 году. Кстати, фрески сохранились до нашего времени в хорошем состоянии.
Жемчужина храма — семиярусный иконостас, яркий образец московского барокко XVII века. Его незначительно перестраивали, но в целом он сохранился в оригинальном виде. Сегодня в нём размещены самые ценные иконы обители.
Башни и стены монастыря
Массивную крепостную стену начали возводить одновременно с Большим собором — сначала за государственный счёт, а потом и на пожертвования богатых дворян.
К середине XVII столетия острая угроза нападения на Москву миновала, поэтому необходимость в оборонительной функции стен отпала. Крепость стала символом отстранённости монастырской жизни от внешнего мира.
Храм Архангела Михаила
Небольшая церковь при монастырской больнице была возведена в 1714 году. Спустя столетие, в 1806–1809 годах, её кардинально перестроили, она стала усыпальницей семейства Голицыных — древнего княжеского рода.
В храмовой крипте покоится прах Н. П. Голицыной. По легенде, именно она стала прообразом графини для повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Здесь же похоронен её сын Дмитрий Владимирович, который более четверти века был генерал‑губернатором (то есть мэром) Москвы.
Храм — образец мегапопулярного в начале XIX века архитектурного стиля ампир. При этом в его облике можно разглядеть и другие черты: например, крыльцо здания выполнено в русском стиле и ассоциируется с чем‑то сказочным.
В последние годы в храме провели масштабную реставрацию. Были восстановлены белокаменный цоколь, лепной фасадный декор. Под толстым слоем штукатурки обнаружились фрески — их привели в порядок, и сегодня они украшают величественное сооружение.
Серафимовский храм
Один из самых молодых храмов Донского монастыря — его освятили в 1914 году.
В 1926–1927 годах церковь до неузнаваемости перестроили под крематорий, первый не только в Москве, но и в СССР. Здание приобрело черты конструктивизма: над центральной частью вместо лёгкого шатра поднялся тяжёлый куб с декоративными окнами. Основной объём был отделан серым бетоном.
С этим зданием связаны одни из самых трагичных страниц истории всей страны. В годы террора сюда свозили тысячи тел расстрелянных. С 1937 по 1941 год в крематории сожгли 4500-5000 тел жертв политических репрессий. В одной из общих могил на Новом Донском кладбище вблизи монастыря погребён прах писателей И. Э. Бабеля и М. Е. Кольцова, режиссёра В. Э. Мейерхольда, маршалов М. Н. Тухачевского и В. К. Блюхера.
Последняя кремация в Серафимовском храме была совершена в 1982 году. В 90‑х кремационную печь разобрали, фасаду частично вернули первоначальный облик.
Святыни
В храмах Донского монастыря хранятся важные для всего православного мира реликвии: мощи святых, старинные иконы и книги.
Донская икона Божьей Матери
Главное сокровище монастыря. Правда, в храм её привозят лишь один раз в году — с 31 августа по 2 сентября, в дни основания обители. Всё остальное время образ висит в Третьяковской галерее, где созданы условия для лучшей сохранности.
Считается, что образ создал в XIV столетии Феофан Грек либо другой византийский художник или его русский ученик, живший в ту же эпоху. Одна легенда гласит, что именно этой иконой в 1380 году князя Дмитрия Ивановича благословлял Сергий Радонежский перед Куликовской битвой. Есть также версия, что образ подарили князю перед сражением казаки.
Мощи патриарха Тихона
Сегодня мощи святого хранятся в Большом храме, а история их поисков на территории монастыря похожа на детектив.
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин), чьё патриаршество пришлось на самые яростные годы гонения на церковь в XX веке, был заточён в Донском монастыре. Впоследствии он был причислен к лику святых.
Тихон умер 7 апреля 1925 года в возрасте 60 лет. Братия похоронила владыку в Малом соборе Донского монастыря и не оставила точных координат нахождения гроба. Долгие годы место погребения патриарха считалось потерянным. Даже существовала версия, что прах тайно перенесли на другое кладбище.
В 1992 году в Малом храме случился пожар — неизвестные закинули в окно бутылку с зажигательной смесью. После этого храм начали реставрировать. Священники совместно с археологами вскрыли плиту над предполагаемой могилой патриарха. Крипта оказалась пустой. Раскопки продолжились, и через некоторое время на большой глубине под склепом дубовый гроб с телом святого всё же был найден. Вероятно, священники «спрятали» гроб, чтобы сбить с толку сотрудников НКВД.
Некрополь
Почти половину территории монастыря внутри стен — 2,5 гектара — занимает исторический некрополь XVII — начала XX века (Старое Донское кладбище). Это место со старинными надгробиями, колоннами и саркофагами можно смело считать музеем под открытым небом.
Тут похоронены князья Голицыны, Долгоруковы и Волконские, дворяне Нарышкины и Глебовы‑Стрешневы. Кроме того, здесь находятся могилы известнейших людей: историка В. О. Ключевского, архитектора О. И. Бове, публициста П. Я. Чаадаева, основоположника аэродинамики Н. Е. Жуковского. На Старом Донском кладбище можно даже наткнуться на надгробие Д. Н. Салтыковой (Салтычихи) — богатой помещицы, жившей в XVIII веке. Она вошла в историю как изощрённая серийная убийца и истязатель.
В 1930‑е здесь был перезахоронен прах со снесённых московских кладбищ художника В. Г. Перова и декабриста П. Н. Свистунова. В 2005 году в некрополь перенесли останки белого генерала А. И. Деникина и философа И. А. Ильина.
В 2008 году здесь похоронили лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына.
За оградой монастыря расположено Новое Донское кладбище (по адресу Донская площадь, владение 1) — там находятся захоронения XX века, в том числе могилы актрисы Ф. Г. Раневской и художников‑авангардистов Л. М. Лисицкого и А. М. Родченко.
Где находится монастырь и как до него добраться
Донской ставропигиальный мужской монастырь расположен между Ленинским проспектом и улицей Шаболовкой на юге от центра Москвы по адресу: Донская площадь, 1-3.
Сюда можно добраться на метро. Расстояние до храмов от станций «Шаболовская», «Ленинский проспект», МЦК «Площадь Гагарина» — чуть больше километра. Либо можно сесть на трамвай № 14, 39 и ехать до остановки «Донской монастырь». Со стороны Ленинского проспекта ближайшая остановка автобусов № 111, 196, 297, м1, м16 — «Больница святителя Алексия».
Режим работы
Монастырь открыт ежедневно. Часы его работы с мая по сентябрь — с 6:00 до 21:00, с октября по апрель — 6:00 до 20:00. Старый некрополь на территории обители можно посетить в это же время.
Новое Донское кладбище, расположенное рядом с Серафимовским храмом, с мая по сентябрь открыто с 9:00 до 19:00, с октября по апрель — с 9:00 до 17:00.
Заключение
Донской монастырь — одна из главных достопримечательностей юга Москвы. Это место таит в себе удивительные архитектурные сокровища. Для того чтобы знакомство с обителью прошло максимально познавательно, стоит прийти сюда в компании опытного гида, который поделится малоизвестными фактами из истории этого места.
Автор: Антон Бурлаков
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Узнать историю знаменитого делового района и посетить подземный город