Галерея Умберто, по аналогии с её «старшей сестрой», галереей Виктора Эммануила II в Милане, носит имя короля Италии, который не устрашился посетить Неаполь в 1884 году, когда в городе бушевала очередная эпидемия холеры. Тогда власти сочли, что санитарная обстановка ужасна из-за хаотичной застройки и наличия трущоб между Виа Толедо и Кастель Нуово. В конце XIX века это место решили привести в порядок и объявили конкурс проектов. В нём победил Эмануэле Рокко с галереей Умберто. Стеклянные своды над крестообразным пассажем, выполненные из стекла и металла, создал Паоло Бубе. Вероятно, он состоял в неаполитанской масонской ложе, так как в верхней части полукруглых окон галереи можно разглядеть звезду Давида, помещённую в круг. Галерея Умберто, построенная в 1890 году в Неаполе, замышлялась как торговое пространство, каковым и является до сих пор. К сожалению, она сильно пострадала от бомбёжек американской авиации во Вторую мировую войну и утратила часть оригинального оформления.
Древние вулканы, неожиданно пробудившись, уничтожали не только города, но и целые зарождающиеся цивилизации. Подобные трагедии в древнем мире были не редкостью, но такой славы, как гибель древнеримского города Помпеи, не снискала ни одна из них. Поэтому первое, что обычно желает посмотреть путешественник в Неаполе, — раскопки знаменитого поселения. Здесь можно целый день бродить по древним улицам и делать интересные фото развалин. Чуть меньше 30 километров по побережью Неаполитанского залива — и вы в археологическом парке на склоне Везувия. В состав музея под открытым небом в Неаполе входят Помпеи и три окрестных городка: Боскореале, Оплонтис и Стабии. Извержение Везувия в 79 году н. э. законсервировало город, поэтому прогулка по нему даёт хорошее представление о жизни и быте древних римлян как из высших, так и из низших слоёв общества. Любопытно, что в Помпеях можно понять, откуда взялась традиция делать тротуары выше проезжей части и как на переходах появилась зебра.
Духовный комплекс Санта-Кьяра спроектирован и построен в 1310-1340 годах по инициативе Роберта Анжуйского, впоследствии здесь же и упокоившегося. Строительство велось в строгом романском стиле, который был принят у монахов-францисканцев. До сих пор монастырь частично сохранил свои исконные функции, поэтому здесь можно встретить членов мужского ордена святого Франциска и женского святой Клариссы. Именно святая Кларисса и дала название этой достопримечательности в Неаполе, ведь по-итальянски её имя звучит как Кьяра. В XVIII веке монастырь подвергся серьёзной реконструкции под руководством знаменитого Доменико Ваккаро, благодаря которому приобрёл барочные черты, обзавёлся ценными фресками и разделённым на четыре сектора садом. В 1943 году американцы разбомбили монастырь, последовавший пожар практически уничтожил уникальные интерьеры. Любопытно, что скамейки в саду, облицованные красиво расписанной майоликой, практически не пострадали. На территории Санта-Кьяра работает музей и бродит призрак королевы Джованны I.
Есть в окрестностях Неаполя одна природная достопримечательность, которую никак нельзя пропустить: действующий вулкан Везувий. И хотя сейчас он находится в состоянии покоя, смельчаки, сумевшие подняться на вершину, могут убедиться, что гора всего лишь спит. Тёплые вулканические почвы, приносящие богатые урожаи, с древних времён привлекали человека. Неудивительно, что знаменитый Везувий стал причиной нескольких серьёзных катастроф, последняя из которых произошла в 1944 году. В настоящее время вулкан и прилегающие территории являются национальным парком и открыты для посещения путешественникам. Попытки организовать доставку гостей к вершине на фуникулёре провалились по причине высокой сейсмической активности района, так что достичь жерла Везувия на высоте 1281 метр получится только пешком.
Оригинальный средневековый замок расположился на маленьком островке, попасть на который из Неаполя можно по узкой рукотворной насыпи длиной 100 метров. Замок построен на двух скалах, которые создатели соединили большой аркой. Кастель дель Ово окутан легендами, говорят даже, что по нему бродят призраки. Самым известным его привидением считается мадам Тофана, получившая, по преданиям, от дьявола формулу знаменитого яда в обмен на душу. Замок строился в XII веке как фортификационное сооружение. Его странная форма, напоминающая яйцо, оправдала себя не в одном сражении. До возведения замка на этом месте располагался древнехристианский монастырь, от которого сохранились кельи, вырубленные в скале. В XIII веке в замке остались суды и казна, а королевская резиденция переехала в Кастель Нуово. До середины XVIII века Кастель дель Ово служил укреплением, а вот далее стал тюрьмой. В XIX столетии тут содержали политических заключённых. Ныне здесь исторический музей, который интересно посетить, если будете в Неаполе.
Живописный участок скалистого берега залива Салерно, изобилующий плантациями цитрусовых и виноградниками. Особенно порадуются здесь любители галечных пляжей: эти самые пляжи тянутся на многие километры, обрамляя красивые бухты с голубой водой. Официально Амальфитанское побережье располагается между городками Позитано и Виетри-суль-Маре. Посередине путешественник найдёт столицу древней морской республики — Амальфи. Считается, что в главном храме этого города хранятся мощи святого апостола Андрея Первозванного, покровителя российских моряков. Морская республика Амальфи в IX веке отделилась от Византии и просуществовала до 1135 года. Далее её завоевали норманны, и государство попало под власть Бурбонов. Кроме солнечных плантаций и умиротворяющих пляжей, достойные развлечения на Амальфитанском побережье ждут и поклонников средневековой архитектуры, и любителей активного отдыха. Чтобы внимательно изучить все достопримечательности, потребуется более 2 дней.
Построенная в 1590 году как семейная усыпальница княжеского рода Сан-Северо, эта уникальная капелла в Неаполе спустя полтора столетия попала в руки седьмого князя Сан-Северо — Раймондо де Сангро. Вот тут-то свершилось «волшебное преображение» обычной крипты в бессмертное произведение искусства, которое обязательно стоит посетить каждому путешественнику, прибывшему в город. Раймондо де Сангро, кроме того, что был Великим магистром неаполитанской масонской ложи, был ещё и интеллектуалом, учёным, изобретателем. Именно ему Старый Свет обязан изобретением цветного книгопечатания. Усыпальница реконструировалась по проекту и под чутким руководством владельца художниками, скульпторами и архитекторами, ни один из которых не знал всей концепции целиком. В капелле Сан-Северо посетитель сумеет насладиться шикарной росписью и уникальными мраморными скульптурами. Также глазам гостей предстанут два мумифицированных тела слуг князя Раймондо, собственноручно им сохранённых по неизвестной и поныне технологии.
Холм Вомеро в Неаполе взметнулся на 250 метров над уровнем моря. С X по XIII век здесь располагалась церковь Святого Эразма Антиохийского, но древние норманны приметили господствующее положение холма и возвели на нём большую смотровую башню, которая в 1275 году превратилась в крепость под названием Бельфорте. В 1329-м Роберт Анжуйский решил построить здесь дворец. У подножия холма появился картезианский монастырь, сегодня в нём работает музей. Спустя столетие землетрясение сильно повредило дворец, лишившийся крепостных стен и башен. Ещё через сто лет тогдашний испанский наместник Педро Альварес де Толедо одобрил проект архитектора Педро Луиса Эскривы по реконструкции замка, превратившей его в мощное фортификационное сооружение в форме шестиугольной звезды. Замок претерпел ещё несколько реконструкций, но общая концепция неизменно соблюдалась. До 1976 года здание было тюрьмой. В 1982-м его отреставрировали и открыли для публики, посещающей Неаполь.
Палаццо Студи, построенный в XVI веке для нужд кавалерии, уже в следующем столетии стал Неаполитанским университетом, каковым и пребывал до 1777 года, когда неаполитанские короли династии Бурбонов облюбовали здание под музей. Сюда, несмотря на активное сопротивление папы римского, была перевезена богатая коллекция Фарнезе. Также здесь размещали находки с раскопок древнеримских городов, пострадавших от извержения Везувия в 79 году н. э. В начале XIX века, частично ещё при Наполеоне Бонапарте, а позднее после реставрации Бурбонов, здесь расположился энциклопедический музей, в чьих стенах активно велась научная работа. В 1860-м музей национализировали. А в 1957 году после ликвидации последствий бомбёжек власти Неаполя перенесли пинакотеку в другое здание, и музей стал только археологическим. Здесь можно посмотреть древние скульптуры и предметы с раскопок.
Окрестности Неаполя так же прекрасны, как и сам город, поэтому в Италии стоит посетить знаменитый остров Капри. Капри — остров в Тирренском море, в южной части Неаполитанского залива и всего в 36 километрах морем от Неаполя. Обладая мягким и тёплым средиземноморским климатом, маленький остров площадью 10 квадратных километров неизменно привлекает гостей со всего мира. Кроме уникальной природы и популярных пляжей, остров Капри обладает богатой историей, ведь селиться здесь начали ещё в доисторическую эпоху, что удостоверено древнеримским историком Светонием при императоре Августе (I-II века). Уже в те времена, пишет Светоний, благодаря интересу императора к раскопкам появился первый в мире палеонтологический музей. Для тех же, кто археологией не интересуется, работают в великом множестве магазины, бутики, рестораны и другие развлечения. К услугам желающих задержаться на Капри подольше есть высококлассные отели и посуточная аренда апартов.
Огромная площадь в историческом центре Неаполя занимает 25 тысяч квадратных метров и получила своё название после референдума 21 октября 1860-го, сменив до этого несколько обликов и названий. Пространство на этом месте в древности занимали греческие городские стены и вилла древнеримского поэта, родоначальника римской сатиры Гая Луцилия. К 1543 году здесь уже была придворцовая площадь, прилегавшая к Палаццо Вицереале. Полноценным центром города Пьяцца дель Плебишито стала после постройки в 1616 году Палаццо Реале, по сей день стоящего на площади. При Наполеоне Бонапарте площадь расширили и начали реконструкцию, но быстрая реставрация династии Бурбонов внесла коррективы в работы. Так вместо амфитеатра здесь появилась базилика Сан Франческо да Паола.
Ещё одна всемирно известная жертва извержения Везувия в 79 н. э. Находится этот древний город совсем близко от Неаполя, и было бы неразумно пренебречь его посещением. На посещение обоих городов стоит закладывать 2 дня, чтобы лучше всё изучить. А чтобы не бродить по развалинам с путеводителем, советуем обратиться за помощью к местному гиду. По утверждениям древнего историка Дионисия Галикарнасского, Геркуланум основал древнегреческий мифологический персонаж Геракл в 1243 году до н. э., за что город и получил своё имя. В пользу этой версии говорит планировка поселения, имеющая характерные для Древней Греции черты. В отличие от более скромных Помпеев, в Геркулануме предпочитала селиться знать. Вероятно, поэтому большая часть населения смогла избежать страшной смерти под потоками лавы. В Геркулануме в Италии катастрофа не выжгла, а скорее законсервировала строения и предметы быта, что позволило учёным во время раскопок сделать уникальные находки. На территории поселения до сих пор ведутся археологические исследования, начатые в XVIII веке, но часть древнего города доступна для посетителей.
Главный кафедральный собор Неаполя в наше время представляет собой смешение архитектурных стилей, которое принесли многочисленные перестройки здания. Однако храм имеет раннехристианское происхождение, а самая старая его часть — базилика ди Санта Реститута — датируется IV веком. Основное здание собора построено в конце XIII — начале XIV столетия на развалинах двух древних базилик, чьи фундаменты до сих пор может обнаружить внимательный путешественник. Внутреннее убранство храма оформлено в XVI-XVIII веках. Именно тогда были созданы фрески и орган. А вот мраморный алтарь здесь вполне современный: его дата рождения — 2012 год. В соборе хранится величайшая реликвия: кровь святого Януария. Она заключена в прозрачный флакон возрастом 1500 лет и трижды в год демонстрирует прихожанам чудо: разжижается и закипает. Учёные утверждают, что это древняя фальсификация, но разве это важнее традиций?
Одна из главных достопримечательностей Неаполя, на осмотр которой не жаль потратить и целый день. Это крупный дворцовый комплекс, задуманный как охотничья резиденция королём Карлом III Бурбоном в середине XVIII века. Для создания проекта король пригласил архитектора Луиджи Ванвителли, которого буквально пришлось выпрашивать у папы римского, чьим заказом он был занят. Как бы то ни было, разрешение король получил, и в 1752 году строительство Королевского дворца в Казерте благополучно началось. Закончить постройку знаменитый мастер не успел, настолько обширным оказался замысел. Завершали комплекс уже под руководством младшего Ванвителли, Карло. Резиденция вместе с парком занимает площадь более 100 тысяч квадратных метров, из которых 47 приходится на собственно дворец, роскошью готовый потягаться с Версалем. Как и многие другие старинные постройки, дворец пострадал от американских бомбардировок Второй мировой войны и был отреставрирован.
Арагонский замок на острове Искья находится в 29 километрах морем от Неаполя. Эту достопримечательность никак нельзя пропустить путешественнику, особенно если он интересуется историей. Первые упоминания о крепости на этом месте относятся к 474 году до н. э., когда здесь возвели укрепления по приказу Гиерона Сиракузского. Крепость на этом месте верой и правдой служила Древней Греции, Древнему Риму, а потом и Византии. В XII веке за неё соперничали норманны и швабы, а в XIII столетии остров перешёл к анжуйцам. Примерно к этому времени стоит отнести начало создания неприступной крепости, служившей укреплением до середины XVII века. Свой нынешний облик замок приобрёл в XV веке при Альфонсо V из Арагона. Так за замком и закрепилось название Арагонский. С конца XVII по начало XX века Арагонский замок был тюрьмой для политических заключённых. После длительной реставрации, занявшей более полувека, замок распахнул свои двери для посетителей. Самым интересным в его экспозиции является музей пыток.
Пьетрарса — в переводе «выжженный камень». Такое название участок земли, выбранный королём Фердинандом II для постройки завода локомотивов, получил в 1631 году после очередного разрушительного извержения Везувия. В 1845-м над этим местом поднимался совершенно другой дым: в мастерских собирали первые паровозы. За последующие 40 лет здесь было собрано 110 локомотивов, 845 вагонов и большое количество запчастей к ним. Завод проработал более ста лет и был закрыт в 1975-м, так как не отвечал современным требованиям. Теперь здесь должен был расположиться Национальный железнодорожный музей. Открытие постоянной экспозиции в 1989 году приурочили к 150-летию пуска первой итальянской железной дороги. В семи павильонах музея представлены локомотивы и вагоны с середины XIX столетия до наших дней, включая «свадебный» поезд последнего короля Италии Умберто II.
Дворец Каподимонте первоначально планировался как небольшой охотничий домик для Карла III Бурбона, короля Неаполя и Сицилии. Однако после его женитьбы в 1738 году на внучке Августа Сильного Марии Амалии Саксонской решено было построить полноценный дворец. Проект дворца разработал архитектор Джованни Антонио Медрано. Огромный дворец не может похвастаться внешним декором: тогдашний неаполитанский стиль был скромен. Это с лихвой окупается роскошными интерьерами. Например, покои королевы Марии Амалии отделаны бесценным фарфором, секрет которого в то время только открыли европейские мастера. Во дворце Каподимонте король разместил полученную им в наследство от матери коллекцию Фарнезе, вернее, ту её часть, которая состояла из картин. Позднее здесь стали появляться и другие собрания: Борджиа, собрание гобеленов рода Авалос, знаменитый саксонский фарфор. С 1957 года 47 тысяч произведений искусства разных эпох стали доступны для посетителей. Экспозицию музея невозможно осмотреть за 1 день, поэтому закладывайте на неё хотя бы 2 дня.
Неаполь — один из городов мира, который по праву может утверждать, что его метрополитен — настоящая достопримечательность. И если нечего делать на поверхности, можно спуститься в подземку и наслаждаться увиденным. Как же вышло, что Неаполь стоит в числе первых городов в Италии, где появилось метро? Ответ прост: в начале XX века он был самым густонаселённым в стране, так как являлся центром морской торговли. Существовавшие на тот момент виды общественного транспорта не справлялись с потоком пассажиров, и тогда пришлось вспомнить смелые предложения гениального инженера Л. Янга, отклонённые властями в 1872 году. Строительство первой линии (хотя называется она «Вторая») началось в 1906 году, однако Первая мировая война и сложности, подкинутые создателям местными грунтами, отодвинули открытие аж на 1925 год. Следует отметить, что дальнейшее строительство метрополитена в Неаполе проводилось уже в самом конце XX столетия. Метро строили, исходя не из транспортной необходимости, а с целью создать достопримечательность.
В переводе название парка звучит как «Вершина холма». Это некогда загородные охотничьи угодья королей Неаполя и Сицилии. В 1738 году Карл VII, бывший в то время королём Неаполя, решил построить здесь дворец, так как его резиденция в городе оказалась мала для двора и размещения полученной в наследство коллекции Фарнезе. На придворцовой территории разбили парк в английском стиле. Часть парка ещё долго использовалась для охоты. На протяжении двух столетий территорию в 134 гектара обсаживали растениями, сейчас их насчитывается более 400 видов. Всё это в 2014 году удостоилось звания «самого красивого парка в Италии». Основные достопримечательности парка Каподимонте — смотровая площадка Бельведере, одноимённый старинный фонтан, отреставрированный уже в наше время, и королевский дворец, в котором сейчас работает музей.
Наверное, самая известная пиццерия в Неаполе. Её посещают знаменитости, а критики зовут «хранителем истинной неаполитанской пиццы». Не удивляйтесь, если у входа в заведение вас ожидает очередь: для Pizzeria da Michele это нормально. Пиццерию в 1870 году открыло в городе семейство Кондурро. Особенной преданностью семейному делу отличался Микеле, который и поднял своё заведение на недосягаемую высоту. Ему наследовали сыновья: Луиджи, Антонио и Сальваторе. Эти трое из 13 детей Микеле бережно сохранили семейные традиции и приумножили славу заведения. На своём нынешнем месте пиццерия работает с 1930 года. Её меню состоит всего из двух видов пиццы: «Маргариты» и её более простой версии, «Маринары». Но благодаря натуральным ингредиентам и бережно хранимому семейному секрету приготовления теста продукция Pizzeria da Michele считается эталоном неаполитанской пиццы.
Одна из старейших улиц Неаполя своим появлением на карте города обязана испанскому владычеству. В 1536-м эту улицу протяжённостью 1,2 километра возвели по приказу дона Педро Альвареса, испанского наместника, известного одной из первых попыток навести порядок и таким образом сократить урон от свирепствовавшей в Европе эпидемии чумы. Виа Толедо тянется от площади Триесте и Тренто до площади Данте. Часть её превращена в пешеходную зону, прогуливаясь по которой, можно вдоволь насладиться видом старинных зданий, посетить музеи, кафе и рестораны. Здесь также настоящий рай для шопоголиков: множество бутиков и магазинов ждут своих посетителей. На Виа Толедо расположена самая красивая станция неаполитанского метро: «Толедо». А если гулять здесь наскучило, то фуникулёр, идущий от станции Огустео, унесёт вас на холм Вомеро.
Перевод этого названия с итальянского гласит: «Благочестивая гора милосердия». Конечно, никакой подобной горы в Неаполе нет. Пио Монте делла Мизерикордия — название светской благотворительной организации, основанной в 1601 году семью молодыми итальянскими дворянами, посещавшими местную больницу для неизлечимых, чтобы ухаживать за пациентами. Предполагается, что один из основателей, Джован Баттиста д’Алессандро, состоял в родственной связи с представителем ордена иезуитов Джеронимо д’Алессандро, который и поспособствовал тесной связи организации с орденом. Благодаря сотрудничеству с иезуитами, светской организации удалось начать возведение церкви в 1602 году. Общество приносило городу столь ощутимую пользу, что в 1605-м папа Павел V официально одобрил его устав. Чуть позднее церковь объединили в комплекс с несколькими соседними зданиями, а Пио Монте делла Мизерикордия продолжает работать по сей день. Следует отметить, что комплекс обладает ценной коллекцией произведений искусства, которые можно посмотреть.
Искусство создания рождественского вертепа появилось в Италии в 1223 году и с тех пор обрело популярность по всему католическому миру. Одним из известных центров этого увлечения по праву считается Неаполь. Здесь ему посвящена целая улица Сан Грегорио Армено в историческом центре города. В мастерских, уютно расположившихся на этой пешеходной улочке, с незапамятных времён изготавливают фигурки и декорации для создания знаменитой сценки принесения даров. Сюда же можно принести свои фигурки на реставрацию. Для путешественника будут также интересны магазинчики, где торгуют игрушками ручной работы, и старинный монастырь Сан Грегорио Армено XVI века, имеющий византийские корни.
Как ни странно, но свою футбольную команду неаполитанцы считают достопримечательностью. Английскую игру в город завёз моряк Уильям Потс, который вместе со своим компаньоном, жителем Неаполя Эрнесто Брускини, организовал здесь первые игры ещё до Первой мировой войны. Знаменитый итальянский клуб был официально создан в 1926 году и за прошедшие почти сто лет собрал множество международных и национальных наград. Какое-то время в клубе «Наполи» играл знаменитый Диего Марадона. К сожалению, к началу 2000-х клуб стал плохо играть и утратил своих лучших игроков. Также на «Наполи» свалились весьма солидные долги. Клуб спас кинопродюсер Аурелио Де Лаурентис. С его финансовой помощью «Наполи» удалось восстановить своё доброе имя и стать, как прежде, «грозой Италии и Европы».