Самые внушительные памятники античной цивилизации в мире
Афинский акрополь, древние Помпеи и лабиринт МинотавраАфинский акрополь, Греция
Один из наиболее масштабных музеев античности под открытым небом находится в центре Афин и виден из любой части города. В переводе с греческого словосочетание akra polis означает «верхний город». В древности акрополем называли укреплённую часть города, которая чаще всего располагалась на возвышенности. Акрополь в Афинах — не исключение.
С 1987 года Афинский акрополь находится в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будьте готовы, что на осмотр всех достопримечательностей акрополя уйдёт не один час.
Сооружения этого древнего полиса не раз страдали от вооружённых набегов, пожаров и землетрясений. Многие его храмы на какое‑то время становились католическими и христианскими церквями и даже мечетями. До нас чудом дошло несколько десятков религиозных и бытовых строений Афинского акрополя из разных периодов. Многие из них до сих пор реставрируют.
Одно из самых знаменитых сооружений города — Парфенон. Главный храм акрополя и одну из визитных карточек Афин построили в середине V века в честь богини Афины.
Когда‑то главным украшением Парфенона была деревянная статуя работы Фидия. Монумент был украшен пластинами из слоновой кости и покрыт золотом. Но примерно к III веку бесследно исчез.
На строительство храма, длившееся девять лет, потратили немыслимые суммы. По разным данным, от 450 до 700 талантов, тогда как боевой корабль в те времена стоил 1 талант. Тогдашнего правителя Афин, Перикла, за это сильно критиковали. Он отвечал недоброжелателям, что храм — это гордость города на века. И оказался прав: увидеть Парфенон до 2023 года приходило более 23 тысяч человек в день (затем количество посетителей ограничили 20 000 человек).
Дельфы, Греция
Этот священный для древних греков город располагается у подножия горы Парнас. В Дельфах красивые легенды тесно переплетаются с реальностью: здесь происходило множество событий из греческих мифов. По преданию, город построили там, где когда‑то встретились два орла, которых Зевс отпустил с разных концов света, чтобы найти центр, или пуп, земли. Здесь же бог солнца Аполлон поразил стрелой грозного дракона Пифона. А после победы — основал своё святилище и знаменитый оракул.
В древности греки ни одно серьёзное дело не начинали, не обратившись к Дельфийскому оракулу. За советом к нему приходили как простые граждане, так и правители, мудрецы и полководцы древности, среди которых были Сократ и Александр Македонский. Пророчества посетителям озвучивали специально подготовленные провидицы‑пифии. Считалось, что их устами говорил сам Аполлон. Есть мнение, что он когда‑то предсказал падение Персидской империи и приход Иисуса Христа.
Однако популярность городу принесли не только древнегреческие мифы и оракул. С начала VI века до н. э. в Дельфах раз в несколько лет проходили Пифийские игры, вторые по значимости после Олимпийских. Поначалу на них соревновались в мастерстве лишь музыканты, позднее к программе игр добавились состязания атлетов и гонки на колесницах.
С 1972 года Дельфы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, от некогда могущественного города остались одни руины. Главная его достопримечательность — храм Аполлона, о величии которого напоминает лишь несколько дорических колонн. Здесь можно увидеть и «пуп земли» — мраморное изваяние, которое греки назвали Омфалос. Считается: если к нему прикоснуться и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Кносский дворец, Греция
Этот памятник античности и минойской культуры стоит на острове Крит, примерно в 5 километрах от современного курорта Ираклион. Дворцовый комплекс в качестве резиденции легендарного царя Миноса построили почти 4000 лет назад в городе Кносс, столице Древнего Крита.
Дворец был по‑настоящему грандиозным и занимал территорию в 16 000 м². Здесь был собственный водопровод, канализация и система отвода воды, а также более 1300 помещений, включая ремесленные залы, святилище некоей «богини со змеями» и даже винодельни. К сожалению, роскошный дворец несколько раз страдал от землетрясений и пожаров, поэтому до нас дошли лишь живописные руины, которые археологи частично восстановили.
Если верить греческой мифологии, царь Минос был сыном самого Зевса. С его именем связана мрачная легенда о Минотавре — чудовище с головой быка и телом человека. Правитель Кносса велел построить в городе подземный, почти непроходимый лабиринт, в центре которого держал свирепого монстра. И иногда скармливал ему семь юношей и столько же девушек из Афин. В итоге чудовище победил Тесей, заручившись поддержкой дочери царя, Ариадны.
Истоки происхождения легенды о Минотавре легко проследить в реальности. Дворцы на острове Крит возводили грандиозные: в многоуровневых строениях действительно можно было заблудиться, как в лабиринте. А в их внутренних помещениях совершали жертвоприношения (в тот период на острове не строили храмов). А ещё на Крите поклонялись быкам.
Легенда становится совсем реалистичной, когда узнаёшь, что в 2024 году на Крите действительно обнаружили древний лабиринт. Он состоит из восьми концентрических кругов и занимает площадь 1800 м². Правда, находится не в Кноссе, а на вершине холма Папура, в 51 километре от Ираклиона.
Микены, Греция
Развалины этого города — место, где оживают древнегреческие мифы. Если верить легендам, Микены построил Персей при помощи гигантских циклопов. А в VIII до н. э. уже Гомер прославил город в своих поэмах, «Илиаде» и «Одиссее». Согласно его эпосам, здесь находился дворец царя Агамемнона, одного из полководцев, осаждавших Трою.
В 1874 году археолог‑любитель Генрих Шлиман, буквально одержимый всем, что связано с Троей, занялся раскопками Микен. В какой‑то момент он обнаружил пять гробниц, наполненных сокровищами. Среди них были золотые диадемы, лавровые венки, короны и изящные кубки, а также погребальные маски.
Самая знаменитая его находка — золотая маска, которая, как считал Шлиман, принадлежала царю Агамемнону. Но археолог ошибался: он нашёл гробницы представителей городской знати, которые жили за несколько столетий до рождения грозного царя Микен.
Агамемнон правил в XIII веке до н. э., а золотое сокровище учёные датировали XVI веком до н. э. Несмотря на неточность, название «Маска Агамемнона» за вещью всё‑таки закрепилось. Сейчас её вместе с другими артефактами античного периода можно увидеть в Национальном археологическом музее Афин.
Аспендос, Турция
Развалины этого античного города находятся примерно в часе езды от Анталии, на берегу реки Кёпрючай (в древности она называлась Эвримедон). Аспендос основали ахейцы примерно в X веке до н. э. Согласно местным легендам и некоторым историческим источникам, они были беженцами из разрушенной греками Трои.
В конце II столетия до н. э. город перешёл под власть римлян, которые оставили значимый след в его архитектуре. К сожалению, до нас дошло не так много древних строений, но те, что сохранились, определённо заслуживают внимания. Например, один из крупнейших античных театров в мире, построенный по проекту архитектора Зенона в 155 году н. э. Когда‑то сооружение могло принять до 15 тысяч человек одновременно. Театр Аспендоса отличается удивительной акустикой и сохранился практически в идеальном состоянии. Поэтому в наше время в нём каждый год проходит Международный фестиваль оперы и балета.
К северу от античного театра расположены руины акрополя Аспендоса. Здесь можно увидеть то, что осталось от рыночной площади, городского сената и римской базилики. Кстати, в июне 2024 года во время раскопок к западу от агоры обнаружили изящные статуэтки Зевса и Афродиты, созданные рукой неизвестного мастера примерно 2000 лет назад. Находку экспонируют в Анталийском музее.
Пергамский алтарь, Турция
Этот памятник назван по имени города Пергам, где был создан в 164–156 годах до н. э. в память о победе над галлами. Пергамский алтарь, посвящённый Зевсу, считается одним из наиболее внушительных памятников культуры эллинистического периода, дошедших до наших дней.
Сооружение высотой 9, шириной 34 и длиной 36 метров состоит из двух ярусов. На втором расположен окружённый крытой ионической колоннадой жертвенник 3–4‑метровой высоты. А самая примечательная деталь алтаря — большой скульптурный фриз, достигающий 120‑метровой длины. На нём искусно изображено мифическое сражение богов‑олимпийцев с гигантами, которое называется Гигантомахией.
К сожалению, время было беспощадным к античной реликвии. В Средневековье случилось сильное землетрясение, которое скрыло её под слоем земли. Обнаружили алтарь Зевса лишь в XIX веке, когда в Турцию приехал инженер Карл Хуман, исследователь, большую часть жизни посвятивший поискам Пергамского алтаря. Он отправил находку в Берлин по кусочкам, где её отреставрировали и даже построили для неё отдельный музей.
Со временем Пергамский музей стал одним из самых посещаемых в немецкой столице: увидеть древнюю реликвию приходило более 1 миллиона человек в год. До осени 2023 года алтарь Зевса экспонировался в нём, сейчас же музей закрыт на реконструкцию. Частичное открытие ожидается в 2027 году, а полное — в 2037‑м.
В ближайшие несколько лет увидеть древнее сооружение не получится. Но можно отправиться в турецкий город Бергама и проникнуться атмосферой, в которой когда‑то создали алтарь. Древний город, основанный в III веке до н. э., где когда‑то изобрели пергамент, с 2014 года находится в Списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Здесь сохранились руины Пергамской библиотеки, второй по величине после знаменитой Александрийской. Когда‑то в ней хранилось до 200 тысяч свитков. Но по‑настоящему удивляет расположенный на склоне горы римский амфитеатр. Во II веке н. э. здесь проходили сражения гладиаторов. Согласно последним исследованиям, амфитеатр мог сравниться по масштабам с Колизеем и, возможно, вмещал до 50 тысяч человек.
Кстати, в России тоже есть след Пергамского алтаря: гипсовые слепки большого фриза можно увидеть в Музее академии Штиглица в Санкт‑Петербурге и в Пушкинском музее в Москве.
Колизей в Риме, Италия
Один из самых знаменитых памятников эпохи античности и символ Вечного города. В наше время римский Колизей входит в список Новых чудес света. Но и для своей эпохи он был не менее исключителен. Над возведением знаменитой арены трудилось около 100 тысяч рабов, поэтому её построили в рекордно короткие сроки — всего за восемь лет.
Приказ о начале работ отдал римский император Веспасиан, основатель династии Флавиев. А принимал готовую арену в 80 году н. э. уже его старший сын, Тит Флавий Веспасиан. Неудивительно, что поначалу она называлась Флавианским амфитеатром. Празднования по случаю открытия длились целых 100 дней! Амфитеатр был главной развлекательной ареной Рима вплоть до запрета гладиаторских боёв в V веке. В 523 году арена приняла последних посетителей, а после этого чудом пережила несколько разрушительных землетрясений и пожаров.
Кстати, имя Колизей (Il Colosseo), со временем ставшее нарицательным для всех античных арен мира, появилось не сразу. По одной из версий, названием он обязан статуе императора Нерона, которая какое‑то время возвышалась рядом с амфитеатром и называлась «Колосс». По другой — своим размерам: colossus с латинского переводится как «колоссальный».
Масштабы этого архитектурного сооружения действительно грандиозны. Амфитеатр шириной 155 и длиной 188 метров построен в форме эллипса. Арену, на которой проходили кровавые сражения гладиаторов и удивительные морские баталии, окружают стены высотой 50 метров. А на зрительских рядах раньше одновременно могли разместиться до 70 тысяч человек. До наших дней сохранилась лишь треть величественного сооружения, но даже она вызывает восхищение.
Римский форум, Италия
Расположен в самом центре города, в низине между холмами Палатин, Капитолий, Квиринал и Эсквилин. Сейчас это — часть Археологического парка «Колизей», расположенная всего в паре минут ходьбы от античной арены.
Точная дата появления Римского форума неизвестна. До VIII века до н. э. на его месте были болота. Примерно в VII–VI столетиях до н. э. долину осушили и начали строить форум для торговли и проведения развлекательных мероприятий.
В переводе с латинского слово forum означает «площадь». Постепенно Римский форум стал центром культурной и общественной жизни города. Потому значение слова трансформировалось.
Рядом с форумом в Риме на протяжении многих столетий строили храмы, дворцы, триумфальные арки и базилики. Руины многих из них получится увидеть и сейчас. Например, колонны одного из старейших городских храмов, построенного в V веке до н. э. в честь бога Сатурна. У его стен древние римляне каждый год в конце декабря отмечали знаменитые Сатурналии. Праздник длился целую неделю, в которую все жители Рима, даже рабы, освобождались от работы. В эти дни было принято обмениваться подарками, устраивать пиры и ходить в гости.
Небольшой лайфхак: посетить Римский форум, холм Палатин и Колизей можно по единому билету. Лучше всего покупать его именно в кассах Форума: здесь значительно меньше людей.
Пантеон в Риме, Италия
Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений Древнего Рима. А также одна из самых посещаемых достопримечательностей современного Рима. Каждый год увидеть его приходит более 7 миллионов посетителей.
Пантеон переводится с римского как «храм всех богов». Изначально он был посвящён языческим богам, статуи которых были установлены внутри храма. В VII веке Пантеон стал католическим: древнее религиозное сооружение освятили в честь Святой Марии и Мучеников. Тогда же античные статуи заменили изваяниями христианских святых. В Пантеоне и сейчас проходят богослужения.
История античного сооружения на Марсовом поле непростая. Первый храм построили здесь в 27–25 годах до н. э. по заказу консула Марка Агриппы. В I веке н. э. сооружение сильно пострадало от пожара и удара молнии. Поэтому в 118–128 годах по указу императора Адриана его перестроили. При этом на фронтоне до сих пор виднеется имя консула. Надпись над входом в храм гласит: «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», что переводится как «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Одна из главных загадок сооружения — в прочности его купола, который ни разу не разрушался за почти два тысячелетия. Исследователи до сих пор не понимают, почему: армированных опор в нём нет. А внушительные размеры (диаметр — 43,2 метра) делают его самым большим бетонным куполом в мире.
Археологический парк Помпеи, Италия
В этом удивительном месте можно в мельчайших подробностях увидеть, какой была жизнь в римских полисах на заре нашей эры. Обязаны мы такой возможности внезапному извержению вулкана Везувий, которое случилось в 79 году. Толстый слой пепла, накрывший город, на несколько столетий законсервировал строения такими, какими они были в момент катастрофы.
Только в конце XVI века исследователи обнаружили засыпанные пеплом руины Помпеев, а также соседнего поселения Геркуланум. Раскопки начались здесь в 1748 году и не прекращаются до сих пор. Они проходят на обширной территории в 66 гектаров, причём пока исследованы только 45 из них. Сейчас оба города являются частью Археологического парка «Помпеи» и находятся в Списке культурного наследия ЮНЕСКО.
Считается, что в Помпеях проживало около 20 тысяч человек, а в соседнем Геркулануме — 5 тысяч. И так как извержение происходило в несколько этапов, большинству жителей удалось покинуть города и спастись. Погибло около двух тысяч человек, которые надеялись переждать катастрофу, спрятавшись в домах и подвалах. Финал произошёл стремительно: всего за 17 минут они оказались погребены под толстым слоем пепла.
Это трагическое событие привело к тому, что улицы, жилые и общественные здания и интерьеры дошли до нас в практически неизменном виде, а археологи до сих пор совершают здесь удивительные открытия. Например, в 2023 году они смогли восстановить меню древнеримской закусочной. Оказалось, оно было довольно разнообразным: горожане могли заказать здесь блюда из утки, а также рыбу и улиток.
А в 2024‑м на стене одного из домов в квартале L'Insula dei Casti Amanti археологи нашли детские рисунки. На одних углём нацарапана сцена боя гладиаторов, на других — игра в мяч и охота на дикое животное. И этим наивным и трогательным изображениям почти две тысячи лет!
Тогда же на северо‑востоке Помпеев обнаружили банкетный зал, стены которого украшены яркими фресками. На них изображены герои греческой мифологии: Елена Прекрасная, бог солнца Аполлон, прорицательница Кассандра.
Долина храмов в Сицилии, Италия
Один из важнейших археологических памятников античной культуры на итальянском острове. В VI веке до н. э. греческие поселенцы основали здесь город Акрагас. Столетие спустя он был разрушен карфагенянами, но вскоре восстановлен и достиг расцвета уже под римским правлением.
Античный город был крупным религиозным центром региона. Здесь на протяжении нескольких столетий возводили храмы в честь римских богов и героев: Юпитера, Вулкана, Юноны, Геркулеса.
В XIX веке развалины Акрагаса нашли на окраине современного городка Агридженто. С 1997 года этот археологический комплекс находится в Списке культурного наследия ЮНЕСКО. Долина до сих пор не исследована полностью, раскопки здесь ведутся и сейчас.
Самый популярный у посетителей храм — Согласия (Конкордии), построенный в V веке до н. э. Сейчас это наиболее хорошо сохранившийся храм Великой Греции (так называли греческие колонии в Южной Италии в эпоху наивысшего расцвета колониализма). А самое древнее из найденных археологами в Долине строений — храм Геркулеса — датировано примерно 520 годом до н. э.
Главный храм Долины — Юпитера (Зевса Олимпийского) — в древности занимал территорию в 6340 м² и был одной из самых грандиозных религиозных построек того времени. Между его колоннами когда‑то возвышались статуи атлантов высотой 7,65 метра. Сегодня от храма остались лишь руины, а вот изваяние атланта и сейчас можно увидеть: копию из туфа — рядом с развалинами, а оригинал — в Региональном археологическом музее Агридженто.
Античный Арль, Франция
История этого небольшого французского городка у реки Роны довольно насыщенная. Известно, что его основали кельты на месте древнегреческого поселения. Во II веке до н. э. здесь располагались укрепления римлян, а в 46 году они превратились в римскую колонию под названием Арелат. Получается, этот город даже старше Парижа, основанного в 52 году.
С 1982 года древнеримские и романские памятники Арля находятся в Списке культурного наследия ЮНЕСКО. Древнейшие из дошедших до нас достопримечательностей — Криптопортик, Античный театр и Арена (Римский амфитеатр) — датированы I веком до н. э. В последнем и сейчас устраивают реконструкцию гладиаторских сражений и бескровную корриду. А в XIX веке амфитеатр увековечил Ван Гог на полотне «Арена в Арле». Античный театр также используется практически по назначению: в нём регулярно проходят кинофестивали и выставки.
Заключение
К сожалению, не все чудеса Древнего мира сохранились в хорошем состоянии. Но посетить места, где когда‑то возвышались шумные города и величественные храмы Древнего Рима, Греции и Крита, всё‑таки стоит.
Лучше всего — в компании местных гидов, которые помогут лучше понять культурные и архитектурные особенности того периода. А ещё увлекут, рассказав самые захватывающие мифы об античных богах и героях.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Пройти по следам Бернини, «прочитать» его скульптуры и получить атмосферные снимки
Побывать как в местах из путеводителей, так и в неизведанных закоулках — под нескучные рассказы
Прогуляться по лабиринтам любимого района римлян и узнать его секреты
О шедеврах, интригах и легендах Ватикана — просто, понятно и с юмором!