Самые красивые маяки Санкт‑Петербурга и Ленинградской области
Толбухин, Родшер, Стирсудден и другие каменные лоцманыСтороженский
Где: деревня Сторожно (Волховский район Ленобласти)
Самый старый маяк на Ладоге — он подсказывает дорогу проходящим мимо кораблям более 200 лет. Изначально его возвели из дерева, но недолговечный материал пришёл в негодность к началу XX века. В 1906 году башню перестроили в камне, увеличив высоту в три раза — до 71 метра, что сделало маяк ещё и самым высоким на побережье.
Стороженский маяк окрашен в классические красный и белый цвета. Контрастное сочетание делает его заметным для экипажей судов. А ещё это очень красиво!
Главная задача маяка — предупреждать суда о приближении к мели на юге озера. В этом помогает мощная лампа, свет которой виден на расстоянии 35 километров. Её обслуживание вполне может заменить кардиотренировки в спортзале: к прожектору ведёт лестница из 400 ступеней!
Стороженский работает и сегодня. Это закрытый объект, поэтому попасть на него нельзя, но говорят, что иногда смотритель не отказывает посетителям в прогулке к башне.
Осиновецкий
Где: посёлок Ладожское Озеро (Всеволожский район Ленобласти)
Это младший брат Стороженского маяка, уступающий ему лишь по двум параметрам. Осиновецкий на четыре года младше (его открыли в 1910‑м) и на один метр ниже (его высота составляет 70 метров). В остальном их не отличить: башня в красно‑белую полоску также увенчана фонарём, предупреждающим об опасных участках южного побережья Ладоги, а мощность позволяет передавать сигнал на расстояние 35 километров.
В годы блокады Ленинграда недалеко от маяка проходила Дорога жизни — единственный способ снабжения осаждённого города. Большой участок опасного пути пролегал по Ладожскому озеру, и лишь Осиновецкий маяк направлял смельчаков, которые пробирались в кромешной темноте, чтобы не привлекать внимание врага.
Помимо этого, сооружение использовали как укрытие во время воздушных атак, ведь попасть в высокую и тонкую башню снарядом не так‑то просто. К тому же маяк служил надёжным ориентиром на воде и для недруга, поэтому разрушать его немцам было просто невыгодно.
Осиновецкий продолжает «нести службу» и сегодня: с середины весны до поздней осени он непрерывно работает, мигая с интервалом в четыре секунды. Поскольку маяк действующий, доступ к нему закрыт. Однако его всё же получится осмотреть с близкого расстояния. Да ещё и с максимальным комфортом. Рядом расположен пляж, откуда любоваться маяком можно хоть целый день.
Сухо
Где: остров Сухо (Волховский район Ленинградской области)
Маяк неоднократно менял облик. Как и многие другие, сначала он был деревянным, затем его перестроили в форме мачты из металла, а до нас он дошёл в виде 28‑метровой каменной башни. Она располагается на искусственном острове в двух десятках километров от южного побережья Ладоги и освещает водный путь примерно на 18 километров вдаль.
Сухо на несколько лет младше Стороженского (первая деревянная постройка датируется 1827 годом), но, несмотря на многовековую историю, главную роль ему предстояло сыграть только в середине XX века. Маяк хранит память о героическом бое времён Великой Отечественной войны. В те годы на искусственном острове располагался опорный пункт советской армии. Когда этот клочок суши попытались занять немцы, гарнизон из 70 моряков стойко оборонялся до прихода подмоги. Благодаря подвигу солдат, огромный отрезок Дороги жизни, пролегавший по озеру, остался в безопасности.
Хоть Сухо и выглядит заброшенным, он продолжает притягивать любопытных исследователей своей интересной историей и красотой. К нему можно добраться лишь по воде в подходящую для такой прогулки погоду.
Шепелёвский
Адрес: деревня Шепелёво (Ломоносовский район Ленобласти)
Одноимённый мыс используют для обеспечения навигации не одно столетие: по мнению некоторых учёных — ещё с петровских времён. И хотя единого мнения по этому вопросу нет, Шепелёвский считают одним из старейших маяков в этой части Балтики.
Мимо мыса проходит морской путь в направлении Нарвы. Главные опасности этого участка Финского залива — скалистые банки (то есть каменистое дно) и Лондонская мель. Сначала о них оповещали с помощью сигнальных огней и деревянных конструкций, которые поджигали с наступлением темноты. Затем использовали плавучий фонарь, но и его было недостаточно. Потребность в постоянно действующем маяке росла, и к началу XX века на Шепелёвском мысу возвели кирпичную башню, которая надёжно обезопасила проход в Нарвский залив.
В ту эпоху сердцем сооружения был осветительный аппарат, созданный по спецзаказу и привезённый в Россию из Франции. В советское время старинный прибор заменили новым — он функционирует по сей день. Аппарат оснащён проблесковым огнём, который виден на расстоянии 31 километра.
Шепелёвский маяк помогает кораблям ориентироваться в акватории и в наши дни. Территория вокруг него закрыта для свободного посещения, поэтому подойти близко не удастся. Однако это не мешает осмотреть маяк с побережья Финского залива. Тем более что панорамы там просто потрясающие. Башня предстанет в окружении живописных валунов, разбросанных у кромки воды.
Толбухин
Где: остров Толбухин (Кронштадтский район Санкт‑Петербурга)
Это «дедушка» маяков Северо‑Запада. В отличие от Шепелёвского, он не просто построен в эпоху Петра I, а напрямую связан с личностью государя. Император начертил первый эскиз башни с фонарём, которую построили ещё при его жизни. Так что этому маяку, как и Северной столице, уже более 300 лет!
В петровские времена Котлинская коса, на которой располагается навигационный ориентир, была стратегически важной локацией. Эта узкая полоска земли в Финском заливе служила одним из рубежей обороны на подступах к Кронштадту и Петербургу. Память о подвигах русских солдат, охранявших этот участок суши, хранится в названии маяка: он носит фамилию военачальника, который не дал шведам занять эту выгодную позицию.
В последний раз сооружение перестраивали в первой половине XIX века. Тогда деревянную башню заменили каменной. К перестройке приложили руку знаменитые мастера, среди которых был известный декабрист и капитан‑лейтенант морфлота Николай Бестужев. Он посвятил маяку романтический рассказ и именно на нём пытался скрыться от суда, когда декабристское восстание было подавлено. Попытка, правда, успехом не увенчалась: мятежного капитан-лейтенанта задержали и отправили на каторгу.
К XXI веку Котлинская коса превратилась в остров. Сегодня он принадлежит Минобороны России, поэтому высадиться на его берегах не удастся. Однако маяк можно осмотреть с воды. В дневные часы он ослепляет белым фасадом, а после захода солнца поражает мощным лучом света, который виден с расстояния 30 километров.
Порой с острова также доносится еле уловимый звон. Это портовый колокол из Ревеля (старое название Таллина), установленный рядом с фонарём Толбухина. Ему более 100 лет!
Родшер
Где: остров Родшер (Кингисеппский район Ленинградской области)
Маяк служит опознавательным знаком для мореплавателей с начала XIX века. Капитально его не перестраивали с конца того же столетия, поэтому это настоящий памятник дореволюционного инженерного искусства.
Родшер посылает судам световой сигнал, который повторяется с интервалом в 15 секунд. Сейчас он работает в автоматическом режиме, а энергией подпитывается от солнечных батарей. О том, что когда‑то у маяка был смотритель, напоминают лишь окружающие его заброшенные дома из тёсаного гранита. Атмосферу запустения дополняет выкинутый на берег корабль.
Во время тумана покрытые ржавчиной постройки и остов судна выглядят особенно эпично, напоминая декорации к советскому фильму «Сталкер». Те, кому не по душе постапокалиптические пейзажи, могут задержаться здесь в ясную погоду ради бёрдвотчинга — тут обитают целые колонии морских птиц.
Маяк находится на одноимённом острове, который называют самым дальним клочком российской земли на Финском заливе. За ним — лишь бесконечный простор и водные границы с Финляндией и Эстонией. Поэтому добираться до маяка сложно, но возможно — с опытным моряком.
Кронштадтские (бывшие Николаевские)
Где: форт «Кроншлот» (Кронштадтский район Петербурга)
С момента основания Петербурга единственный водный маршрут к Северной столице пролегал через судоходный канал у форта «Кроншлот» — оборонительного сооружения рядом с Кронштадтом. При этом долгое время не было никаких гарантий, что плавание по этому участку пройдёт гладко: вне зависимости от мастерства экипажа судна оставался риск сесть на мель или потерпеть крушение.
В середине XIX века решением проблемы стали створные (то есть парные) маяки, которые назвали Николаевскими (позже — Кронштадтскими). Первый установили на окраине форта «Кроншлот» на юге, а второй — на западе.
Изначально маяки были деревянными, но потом их перестроили в металле. Заказ на изготовление башен получил известный петербургский завод Сан‑Галли, который специализировался на чугунных изделиях. Здесь отливали изделия самого разного назначения: от кроватей и водогреев, необходимых в быту, до подъёмных машин для крупных производств.
В наши дни сооружения перестали отвечать требованиям навигации, поэтому огни на них погасли…, но вскоре зажглись снова. Теперь каждый вечер на маяках загорается ночная подсветка, которая подчёркивает их красоту.
Кстати, полюбоваться сооружениями получится не только со стороны. С пристани Кронштадта к форту ходят катера. Можно высадиться на берег и подняться на смотровую площадку на одном из маяков. С неё открывается потрясающий вид на Финский залив.
Стирсудден
Где: посёлок Озерки (Курортный район Петербурга)
Первые упоминания о маяке относятся ещё к XVIII веку, но никаких сведений о том, как он выглядел в то время, нет. Следующие два столетия маяк был то деревянным, то каменным. Однако полюбоваться им в таком виде не удастся: старинные башню и фонарь уничтожили во время Зимней войны. На этом история маяка могла бы закончиться, но в советское время его возвели заново, на этот раз из бетона. Таким он предстаёт перед посетителями и сегодня.
Стирсудден отличает особая конструкция осветительного аппарата: сигнал передаётся в виде парных проблесков. В ночи два жёлтых фонаря напоминают огромные глаза филина.
Сегодня это, пожалуй, один из самых посещаемых маяков региона: он находится неподалёку от побережья Финского залива, поэтому сюда часто отправляются в путешествие на выходные из Петербурга. Вокруг сооружения приятно прогуляться и пообщаться с его неофициальными смотрителями — безымянным котом и псом по кличке Жулик.
Заключение
Путешествие к маякам — уникальный опыт. Такая поездка не только погружает в историю, но и позволяет проникнуться духом морской романтики. Отправляться в подобное приключение лучше с опытным проводником: так получится увидеть сразу несколько маяков и выстроить максимально интересный и удобный маршрут.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Увидеть знаковые и нетуристические места, сохранить моменты и эмоции на профессиональных снимках
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!