Укротители коней, квадрига Аполлона и другие проекты Петра Клодта в России

24 мая 2024, обновлено 18 ноя 2024
Укротители коней, квадрига Аполлона и другие проекты Петра Клодта в России

Найти экскурсию

Показать
Среди самых известных работ именитого скульптора — квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве и конные скульптуры на мосту через Фонтанку в Петербурге. Однако это лишь малая часть наследия Петра Клодта. В статье рассказываем всё самое интересное о знаменитом скульпторе и его творениях.

Биография

Пётр Карлович Клодт, один из самых крупных мастеров анималистической скульптуры XIX столетия не только в России, но и в Европе, родился в 1805‑м в Санкт‑Петербурге в семье потомственных военных. Его дед был участником Северной войны, а отец — героем Бородинского сражения. Детство и юность будущего скульптора прошли на юго‑западе Сибири — в Омске служил его отец. Хотя Клодта с ранних лет готовили к военной карьере, его главными увлечениями были рисование и лепка. Особый интерес у него всегда вызывали лошади — грациозные и бесстрашные.

Пётр Карлович Клодт, скульптор
1830‑е годы. Пётр Карлович Клодт. Художник: П. Ф. Соколов

Окончив Михайловское артиллерийское училище и став подпоручиком, Клодт нёс службу вплоть до 1828‑го. При этом практически всё свободное время он посвящал творчеству — вырезанию фигурок из дерева. Разумеется, это были лошади. Две такие фигурки Пётр Карлович впоследствии преподнёс в качестве подарка великим князьям — Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу (сыновьям Николая I).

В 23 года Клодт принял важное для себя решение — посвятить остаток жизни искусству. Сославшись на слабое здоровье, он ушёл в отставку. Ему удалось оформить пособие Общества поощрения художников и стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. Там Пётр Клодт изучал не только скульптуру, но и литейное дело, а среди его учителей был, например, Борис Орловский — создатель фигуры ангела на Александровской колонне на Дворцовой площади.

Какое‑то время одарённый и трудолюбивый скульптор зарабатывал на жизнь, исключительно продавая фигурки лошадей. Но в 1831‑м всё изменилось: он получил первый правительственный заказ. Мастеру предстояло создать скульптурную группу из шести коней для триумфальной арки на Нарвской заставе в Петербурге.

1830‑е. Интерьерные фигурки лошадей работы П. К. Клодта

Уже спустя десятилетие, к началу 1840‑х, Клодт был не только одним из самых востребованных скульпторов страны, но и главой литейного двора Академии художеств. В списке его работ — памятник Николаю I на Исаакиевской площади и колесница Аполлона на фронтоне Большого театра. А скульптурные группы, созданные Клодтом для Аничкова моста, как считают искусствоведы, — одна из вершин русского изобразительного искусства XIX столетия.

Мастер умер от сердечного приступа в возрасте 62 лет на своей даче под Выборгом. Легенда гласит, что его жизнь оборвалась, когда тот занимался любимым делом — вырезанием из картона лошадки для внучки.

Особенности стиля

Историки искусства называют Петра Клодта не только одним из основателей отечественной анималистики, но и создателем «конного» жанра в скульптуре.

Конечно, нельзя утверждать, что до Клодта в России не было интересных конных памятников. Взять хотя бы грандиозного Медного всадника на Сенатской площади: француз Этьен Морис Фальконе создал его во второй половине XVIII века. Но кони Клодта поражали и продолжают поражать своей натуралистичностью, грациозностью, и — как скульптурные группы Аничкова моста — драматизмом. Преданный любимому делу, Пётр Клодт не только уделял внимание пластической анатомии, но и изучал повадки и характер животного. И всё это с удивительной точностью передавал в своих произведениях.

«Юноша, поверженный конём»: Скульптор: Пётр Клодт • Медный всадник. Скульптор: Этьен Морис Фальконе • Фото: Shutterstock

Известные работы Клодта

Скульптор известен не только своими анималистическими работами, но также монументами великим людям. Расскажем о самых знаменитых из них в Санкт‑Петербурге и Москве.

Колесница Ники на Нарвских триумфальных воротах

Где находится: Санкт‑Петербург, площадь Стачек, 1

Первый государственный заказ Клодта — шесть коней на вершине арки. Они запряжены в колесницу Ники (но автор скульптуры богини победы — другой мастер: Степан Пименов). Говорят, Николай I был поражён этой работой Клодта и даже пошутил, что тот делает лошадей лучше, чем жеребец.

1865–1868 годы. Нарвские ворота • Современный вид. Фото: Shutterstock

Укротители коней на Аничковом мосту

Где находится: Санкт‑Петербург, Невский проспект

Один из самых фотографируемых мостов в Северной столице перекинут через Фонтанку по оси Невского проспекта и украшен четырьмя скульптурными группами.

1865–1870 годы. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских • Современный вид. Фото: Shutterstock

История моста уходит корнями ещё в Петровскую эпоху. А свой современный вид он приобрёл уже в начале 1840‑х — во время реконструкции главной улицы Санкт‑Петербурга. Именно в это время на мосту и установили первые две скульптурные группы Клодта: вставших на дыбы коней и пытающихся укротить их мужчин.

Две другие скульптуры завершили композицию только в 1851‑м, но вовсе не потому, что у Клодта 10 лет не было вдохновения. Всё дело в том, что Николаю I настолько понравились статуи, изготовленные для Аничкова моста, что он снова и снова находил для них другое применение. Сначала уже отлитые и готовые к установке конные скульптуры отправили в качестве подарка прусскому королю, а следующую изготовленную пару поставили в Луговом парке Петергофа (она, увы, не сохранилась). В 1843‑м статуи всё же заняли своё законное место на мосту, но ненадолго: в 1846‑м император приказал снять их и отправить королю Сицилии Фердинанду II — тоже в качестве подарка.

«Юноша, берущий коня под уздцы» • «Юноша, поверженный конём» • «Юноша, осаживающий коня» • «Конь с идущим юношей» • Фото: Shutterstock

С одним из самых популярных мостов Северной столицы связано немало легенд. Среди них есть и такая: под хвостом одного из коней Клодт изобразил лицо человека, которого он, мягко говоря, недолюбливал (по другой версии, это портрет самого Наполеона Бонапарта).

Памятник И. А. Крылову

Где находится: Санкт‑Петербург, Летний сад

Скульптура украсила аллею популярного парка в 1855‑м — через 11 лет после смерти великого баснописца. Установку памятника Крылову инициировали сотрудники газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Петербуржцы собрали около 13 тысяч рублей, а Академия художеств организовала конкурс на лучший проект, в котором и победил эскиз Клодта.

Монумент изображает баснописца, сидящего на камне и в задумчивости читающего книгу. Особенно интересен пьедестал, в который скульптор-анималист вложил всю свою страсть к изображению животных: на постаменте высечены фигуры героев самых популярных произведений «дедушки Крылова»: «Мартышка и очки» и «Квартет», «Лисица и виноград» и «Демьянова уха». Работая над памятником, Клодт на время превратил свою мастерскую в настоящий зоопарк. Позировали для скульптора кошка, лиса, обезьяна, лягушка и даже волк, которого в лесу специально для художника отловили царские егеря.

1867–1870 годы. Памятник И. А. Крылову • Современный вид • Фото: А. Фелиш, Shutterstock

Примечательно, что первый в Санкт‑Петербурге монумент, посвящённый литератору, вызвал неоднозначную реакцию современников. Так, Тарас Шевченко, например, отметил у себя в дневнике, что Пётр Карлович «оскорбил великого поэта», изобразив его «в нанковом сюртуке с азбучкой в руках». Но прошли десятилетия, и творение скульптора Петра Клодта стало популярной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью Северной столицы.

Памятник Николаю I

Адрес: Санкт‑Петербург, Исаакиевская площадь

Монумент был установлен в 1859‑м по приказу Александра II, а работа над ним продолжалась в общей сложности три года. Работал над проектом француз Огюст Монферран, по чертежам которого возводился Исаакиевский собор (находится в 300 метрах от монумента). Архитектор разработал эллиптический пьедестал, а вот конную статую доверили скульптуру Клодту, который знал Николая I лично.

На этот раз просторная мастерская анималиста на несколько месяцев превратилась в конюшню. В итоге Клодт предложил Александру II сразу несколько макетов памятника (некоторые из них сегодня можно увидеть в Русском музее). Император выбрал вариант монумента, изображавший его отца на коне, который встал на дыбы.

1859 год. Открытие памятника Николаю I • Современный вид • Фигура императора • Фото: И. Ф. Александровский, Shutterstock

Благодаря каркасу внутри статуи, который крепится к столбам, спрятанным в пьедестале, грандиозный шестиметровый памятник имеет всего две точки опоры. Кстати, именно эта интересная деталь спасла монумент от демонтажа в 1930‑х. Искусствоведам удалось доказать, что царский памятник — чудо инженерной мысли.

Любуясь творением Клодта и Монферрана, обратите внимание и на окружающие его бронзовые фонари: их установили тут в 1860‑м, и они считаются одними из самых красивых в городе на Неве.

Квадрига Аполлона на здании Большого театра

Где находится: Москва, Театральная площадь, 1

Созданная Клодтом колесница красуется на фасаде одной из главных московских до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей с 1856 года.

1825 год. Вид императорского Петровского Большого и Малого театров. Гравюра: Р. Курятников • 1870–1874 годы. Большой театр. Фото: А. И. Мей • Современный вид. Фото: Shutterstock

Когда‑то фронтон Большого театра украшала совсем другая скульптурная группа, созданная из алебастра, — Аполлон на колеснице, запряжённой тремя конями. Это творение Степана Пименова красочно описывает Лермонтов в своём очерке «Панорама Москвы». Но в 1853‑м старое здание театра почти полностью уничтожил пожар. Архитектор Альберт Кавос, восстанавливавший постройку, решил вернуть на фасад здания и колесницу, и Аполлона, но не алебастровых, а бронзовых — «на века». Он обратился к Клодту, и скульптор-анималист предложил проект двухколёсной повозки, запряжённой уже четырьмя конями.

В 1941‑м в квадригу попали осколки бомбы и повредили её. Однако к 1958‑му знаменитая скульптурная группа была восстановлена.

Скульптуры Петра Клодта
Колесница Аполлона. Фото: Shutterstock

Заключение

Большая часть шедевров Петра Клодта находится в историческом центре Северной столицы. Естественно, ими можно полюбоваться самостоятельно, но лучше — в компании местных гидов. Ведь они расскажут о знаменитых памятниках то, о чём вы не прочтёте ни в путеводителях, ни в книгах по истории искусств.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Места для индустриального туризмаМеста для индустриального туризма Металлургический комбинат, стекольный завод и автомобильные концерны

Еще экскурсии по теме