Укротители коней, квадрига Аполлона и другие проекты Петра Клодта в России
Всё о знаменитом мастере и его творенияхБиография
Пётр Карлович Клодт, один из самых крупных мастеров анималистической скульптуры XIX столетия не только в России, но и в Европе, родился в 1805‑м в Санкт‑Петербурге в семье потомственных военных. Его дед был участником Северной войны, а отец — героем Бородинского сражения. Детство и юность будущего скульптора прошли на юго‑западе Сибири — в Омске служил его отец. Хотя Клодта с ранних лет готовили к военной карьере, его главными увлечениями были рисование и лепка. Особый интерес у него всегда вызывали лошади — грациозные и бесстрашные.
Окончив Михайловское артиллерийское училище и став подпоручиком, Клодт нёс службу вплоть до 1828‑го. При этом практически всё свободное время он посвящал творчеству — вырезанию фигурок из дерева. Разумеется, это были лошади. Две такие фигурки Пётр Карлович впоследствии преподнёс в качестве подарка великим князьям — Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу (сыновьям Николая I).
В 23 года Клодт принял важное для себя решение — посвятить остаток жизни искусству. Сославшись на слабое здоровье, он ушёл в отставку. Ему удалось оформить пособие Общества поощрения художников и стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. Там Пётр Клодт изучал не только скульптуру, но и литейное дело, а среди его учителей был, например, Борис Орловский — создатель фигуры ангела на Александровской колонне на Дворцовой площади.
Какое‑то время одарённый и трудолюбивый скульптор зарабатывал на жизнь, исключительно продавая фигурки лошадей. Но в 1831‑м всё изменилось: он получил первый правительственный заказ. Мастеру предстояло создать скульптурную группу из шести коней для триумфальной арки на Нарвской заставе в Петербурге.
Уже спустя десятилетие, к началу 1840‑х, Клодт был не только одним из самых востребованных скульпторов страны, но и главой литейного двора Академии художеств. В списке его работ — памятник Николаю I на Исаакиевской площади и колесница Аполлона на фронтоне Большого театра. А скульптурные группы, созданные Клодтом для Аничкова моста, как считают искусствоведы, — одна из вершин русского изобразительного искусства XIX столетия.
Мастер умер от сердечного приступа в возрасте 62 лет на своей даче под Выборгом. Легенда гласит, что его жизнь оборвалась, когда тот занимался любимым делом — вырезанием из картона лошадки для внучки.
Особенности стиля
Историки искусства называют Петра Клодта не только одним из основателей отечественной анималистики, но и создателем «конного» жанра в скульптуре.
Конечно, нельзя утверждать, что до Клодта в России не было интересных конных памятников. Взять хотя бы грандиозного Медного всадника на Сенатской площади: француз Этьен Морис Фальконе создал его во второй половине XVIII века. Но кони Клодта поражали и продолжают поражать своей натуралистичностью, грациозностью, и — как скульптурные группы Аничкова моста — драматизмом. Преданный любимому делу, Пётр Клодт не только уделял внимание пластической анатомии, но и изучал повадки и характер животного. И всё это с удивительной точностью передавал в своих произведениях.
Известные работы Клодта
Скульптор известен не только своими анималистическими работами, но также монументами великим людям. Расскажем о самых знаменитых из них в Санкт‑Петербурге и Москве.
Колесница Ники на Нарвских триумфальных воротах
Где находится: Санкт‑Петербург, площадь Стачек, 1
Первый государственный заказ Клодта — шесть коней на вершине арки. Они запряжены в колесницу Ники (но автор скульптуры богини победы — другой мастер: Степан Пименов). Говорят, Николай I был поражён этой работой Клодта и даже пошутил, что тот делает лошадей лучше, чем жеребец.
Укротители коней на Аничковом мосту
Где находится: Санкт‑Петербург, Невский проспект
Один из самых фотографируемых мостов в Северной столице перекинут через Фонтанку по оси Невского проспекта и украшен четырьмя скульптурными группами.
История моста уходит корнями ещё в Петровскую эпоху. А свой современный вид он приобрёл уже в начале 1840‑х — во время реконструкции главной улицы Санкт‑Петербурга. Именно в это время на мосту и установили первые две скульптурные группы Клодта: вставших на дыбы коней и пытающихся укротить их мужчин.
Две другие скульптуры завершили композицию только в 1851‑м, но вовсе не потому, что у Клодта 10 лет не было вдохновения. Всё дело в том, что Николаю I настолько понравились статуи, изготовленные для Аничкова моста, что он снова и снова находил для них другое применение. Сначала уже отлитые и готовые к установке конные скульптуры отправили в качестве подарка прусскому королю, а следующую изготовленную пару поставили в Луговом парке Петергофа (она, увы, не сохранилась). В 1843‑м статуи всё же заняли своё законное место на мосту, но ненадолго: в 1846‑м император приказал снять их и отправить королю Сицилии Фердинанду II — тоже в качестве подарка.
С одним из самых популярных мостов Северной столицы связано немало легенд. Среди них есть и такая: под хвостом одного из коней Клодт изобразил лицо человека, которого он, мягко говоря, недолюбливал (по другой версии, это портрет самого Наполеона Бонапарта).
Памятник И. А. Крылову
Где находится: Санкт‑Петербург, Летний сад
Скульптура украсила аллею популярного парка в 1855‑м — через 11 лет после смерти великого баснописца. Установку памятника Крылову инициировали сотрудники газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Петербуржцы собрали около 13 тысяч рублей, а Академия художеств организовала конкурс на лучший проект, в котором и победил эскиз Клодта.
Монумент изображает баснописца, сидящего на камне и в задумчивости читающего книгу. Особенно интересен пьедестал, в который скульптор-анималист вложил всю свою страсть к изображению животных: на постаменте высечены фигуры героев самых популярных произведений «дедушки Крылова»: «Мартышка и очки» и «Квартет», «Лисица и виноград» и «Демьянова уха». Работая над памятником, Клодт на время превратил свою мастерскую в настоящий зоопарк. Позировали для скульптора кошка, лиса, обезьяна, лягушка и даже волк, которого в лесу специально для художника отловили царские егеря.
Примечательно, что первый в Санкт‑Петербурге монумент, посвящённый литератору, вызвал неоднозначную реакцию современников. Так, Тарас Шевченко, например, отметил у себя в дневнике, что Пётр Карлович «оскорбил великого поэта», изобразив его «в нанковом сюртуке с азбучкой в руках». Но прошли десятилетия, и творение скульптора Петра Клодта стало популярной достопримечательностью Северной столицы.
Памятник Николаю I
Адрес: Санкт‑Петербург, Исаакиевская площадь
Монумент был установлен в 1859‑м по приказу Александра II, а работа над ним продолжалась в общей сложности три года. Работал над проектом француз Огюст Монферран, по чертежам которого возводился Исаакиевский собор (находится в 300 метрах от монумента). Архитектор разработал эллиптический пьедестал, а вот конную статую доверили скульптуру Клодту, который знал Николая I лично.
На этот раз просторная мастерская анималиста на несколько месяцев превратилась в конюшню. В итоге Клодт предложил Александру II сразу несколько макетов памятника (некоторые из них сегодня можно увидеть в Русском музее). Император выбрал вариант монумента, изображавший его отца на коне, который встал на дыбы.
Благодаря каркасу внутри статуи, который крепится к столбам, спрятанным в пьедестале, грандиозный шестиметровый памятник имеет всего две точки опоры. Кстати, именно эта интересная деталь спасла монумент от демонтажа в 1930‑х. Искусствоведам удалось доказать, что царский памятник — чудо инженерной мысли.
Любуясь творением Клодта и Монферрана, обратите внимание и на окружающие его бронзовые фонари: их установили тут в 1860‑м, и они считаются одними из самых красивых в городе на Неве.
Квадрига Аполлона на здании Большого театра
Где находится: Москва, Театральная площадь, 1
Созданная Клодтом колесница красуется на фасаде одной из главных московских достопримечательностей с 1856 года.
Когда‑то фронтон Большого театра украшала совсем другая скульптурная группа, созданная из алебастра, — Аполлон на колеснице, запряжённой тремя конями. Это творение Степана Пименова красочно описывает Лермонтов в своём очерке «Панорама Москвы». Но в 1853‑м старое здание театра почти полностью уничтожил пожар. Архитектор Альберт Кавос, восстанавливавший постройку, решил вернуть на фасад здания и колесницу, и Аполлона, но не алебастровых, а бронзовых — «на века». Он обратился к Клодту, и скульптор-анималист предложил проект двухколёсной повозки, запряжённой уже четырьмя конями.
В 1941‑м в квадригу попали осколки бомбы и повредили её. Однако к 1958‑му знаменитая скульптурная группа была восстановлена.
Заключение
Большая часть шедевров Петра Клодта находится в историческом центре Северной столицы. Естественно, ими можно полюбоваться самостоятельно, но лучше — в компании местных гидов. Ведь они расскажут о знаменитых памятниках то, о чём вы не прочтёте ни в путеводителях, ни в книгах по истории искусств.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!