Плёс Левитана: как связан художник с живописным городком на Волге
И чем местные берега привлекают путешественников/https://cdn.tripster.ru/photos/88a83c50-7373-4daa-a6af-2aaf8f4fb0da.jpg)
Жизнь и творчество художника в Плёсе
Исаак Левитан мечтал о Волге много лет. Впервые он отправился к реке в 1887 году, но его ожидания не оправдались: из‑за плохой погоды она не произвела на него «художественного впечатления». Тем не менее результатом этой поездки стали первые волжские полотна, которые художник написал уже в мастерской в Москве.
/https://cdn.tripster.ru/photos/19389028-453d-43a0-8fb9-632cf93b26d9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e367b62c-4686-4444-bd5c-64cddc89766a.jpg)
Спустя год Левитан вернулся к манящим его берегам, но уже не один, а со своей спутницей Софьей Кувшинниковой. Сначала они остановились в старообрядческом селе, но местные жители встретили незнакомцев настороженно, поэтому им пришлось продолжить путешествие. Случайная остановка в Плёсе стала судьбоносной — городок очаровал с первого взгляда. Левитан планировал пробыть здесь недолго, но остался до поздней осени. Плесяне приняли художника тепло и под его влиянием даже стали выписывать тематические журналы, обсуждать новые выставки и коллекционировать произведения искусства.
Выбрать обзорную экскурсию по Плёсу
В общей сложности Левитан провёл в Плёсе три лета — в 1888, 1889 и 1890 годах. Помимо Кувшинниковой, этот период с ним разделил анималист Алексей Степанов — его близкий товарищ по училищу. Все трое жили у богатого купца Андрея Солодовникова. Левитан и Степанов писали натюрморты и пейзажи, а Кувшинникова брала у художников уроки живописи и создавала вокруг них атмосферу, которая настраивала на рабочий лад.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4618346b-23e4-475d-ae8f-bb5edd63aa0d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e59a8469-a30a-4e0e-9f3d-50c802bb3bd8.jpg)
Сегодня в доме, где гостили Левитан и его друзья, открыт музей, из окон которого, как и сто с лишним лет назад, открывается красивый вид на Волгу. Сам городок тоже почти не изменился — он такой же, каким был во времена художника. Это позволяет увидеть Плёс глазами Левитана, а кого‑то даже вдохновляет повторить его путь и взять в руки кисти и краски. Для таких гостей в городке проводят пленэры, которые уже стали частью его новой истории и доброй традицией.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d666556f-9fcd-4f42-bbea-ee5c93904cf9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a71e8770-fcfe-410e-a92a-c32cd1285b95.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/11452ce6-27a4-44ed-bb53-dd9d0610a930.jpg)
в приложении
Плёс на картинах Левитана
Левитан создал в Плёсе несколько десятков небольших этюдов и масштабных полотен. Эти картины прославили и художника, и городок. Среди них есть пять, которые заслуживают особого внимания. Все они были приобретены Павлом Третьяковым и хранятся в коллекции главного художественного музея страны.
«Внутри Петропавловской церкви»
Этот этюд относится к первым работам, созданным Левитаном в Плёсе. Художник изобразил скромный интерьер деревянной церкви в честь апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям Кувшинниковой, именно вид этого храма заставил их покинуть борт теплохода и сойти на местный берег.
Петропавловская церковь известна с XVI века, как и примыкающее к ней кладбище. Левитан бывал в ней на богослужении в 1888 году. Вероятно, тогда он и решил написать внутреннее убранство храма.
/https://cdn.tripster.ru/photos/48be239a-12f9-4ab5-b67d-9d8c6cc132d8.jpg)
В центре этюда можно разглядеть Царские врата с потемневшими образами евангелистов, справа и слева от них — иконы Спаса и Богоматери с Младенцем. Все детали прописаны легко и непринуждённо. Художник не вдаётся в подробности и передаёт общее впечатление — тишину и покой, которые царят в пустом храме.
К сожалению, церковь Петра и Павла, которую Левитан изобразил на этюде, сгорела в начале прошлого столетия. Сегодня на этом месте стоит близкая ей по облику Воскресенская церковь XVII века, перенесённая сюда в 1970‑е годы из села Билюково (Ильинский район Ивановской области).
В 2014 году храм отреставрировали, вокруг него восстановили надгробия. Сюда стоит прогуляться, чтобы посетить старинный погост и полюбоваться великолепной панорамой Волги.
/https://cdn.tripster.ru/photos/46ce6a4e-5990-4d44-8dd2-6b90fb1aa25e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e67a194d-d0ed-463b-a560-abbd5fba7662.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/6d8dea43-7757-4a70-b8df-be52cb8adb17.jpg)
«Берёзовая роща»
Левитан задумал эту картину ещё в 1885‑м в Подмосковье, а закончил спустя четыре года на берегу Волги — последние штрихи он вносил на окраине Плёса. Сегодня это одна из лучших его работ в жанре «пейзажа настроения» (направления в русской живописи, которое создал Левитан).
Картина выполнена в духе импрессионистов. Энергичные и контрастные мазки создают эффект движения пространства. Смотришь — и кажется, что шумит ветер, колышется трава, шелестят листья, а лучи солнца будто скользят по белоснежным стволам, отбрасывая причудливые тени. Вроде бы обычный летний день, но на картине он представлен как чудо природы.
После успеха этой работы изображённую на ней берёзовую рощу прозвали в честь Левитана. Здесь приятно провести время в жару, а ещё отсюда открывается красивый вид на весь городок.
/https://cdn.tripster.ru/photos/61483bb3-1dc3-4d9a-9787-fb646e4c5232.jpg)
«После дождя. Плёс»
Это ещё один плёсский пейзаж, написанный в 1889 году под впечатлением от многочасовых наблюдений за местной природой. Левитан «прощупывал» его зарисовками с натуры, менял ракурсы и композицию. Так и появилось полотно, ставшее одним из самых узнаваемых в творчестве художника.
Левитану удалось передать атмосферу, которая царит на берегу Волги в первые минуты после летнего ливня. Небо ещё пасмурное, но в разрывах облаков уже светится солнце, а воздух будто наполнен свежестью и прохладой. Вдали тихо плывёт белый пароход, на мелкой ряби реки дрожат отражения лодок и барж. По линии горизонта тянутся крыши домов, над которыми высятся голубые купола церкви.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4fd80eb9-4eaa-4890-a380-346f5f38bcee.jpg)
«Вечер. Золотой Плёс»
Эту картину тоже называют одной из лучших в плёсском цикле Левитана за 1889 год. В ней он вновь изобразил мгновение покоя, но не после свирепой бури, а за несколько минут до наступления сумерек.
Созданию этого «пейзажа настроения» предшествовала кропотливая работа художника. Сначала он сделал этюд, а затем долго наблюдал за летними закатами, стараясь уловить все оттенки и зафиксировать их в памяти. В итоге небо и река выполнены цветами, которые сложно описать словами, и почти неразличимы из‑за туманной дымки, что окутывает волжскую даль.
Умиротворения этой картине добавляет силуэт церкви Святой Варвары Великомученицы, а также провинциальный дом с красной крышей как своеобразный символ тихого и размеренного ритма жизни плесян.
/https://cdn.tripster.ru/photos/2b5c5077-28f6-43ef-9b2b-33798ae63dab.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/7f242cd1-f806-4826-88b5-491d3042cc8c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/9786b8c4-e095-4889-ba50-eb8de8d6136e.jpg)
«Над вечным покоем»
Левитан считал эту картину одной из самых значимых в своём творчестве. Художник работал над ней в 1894 году: сначала на озере Удомля неподалёку от Вышнего Волочка, а затем на волжском берегу в Плёсе.
В центре сюжета — уже знакомая нам Петропавловская церковь, но на этот раз изображённая снаружи, а не изнутри. Зритель видит её с высоты птичьего полёта. Вокруг храма — старинный погост с покосившимися крестами, над ним — грозовые тучи, а внизу — бескрайняя водная гладь, отражающая палитру красок неспокойного неба. Пейзаж впечатляет монументальностью и наводит на мысли о бренности и суетности бытия.
Своей картиной художник как бы приглашает поразмышлять о жизни и смерти через язык природы. Лучше всего это делать стоя на горе Левитана — именно она запечатлена на полотне. Здесь же установлен один из плёсских памятников прославленному живописцу, у которого часто фотографируются гости городка.
/https://cdn.tripster.ru/photos/292d4b90-8cb2-409a-a2a7-ce6c38e57db0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/30308c22-e8cd-4b1d-a724-044f4730e04b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ba41650c-3cd1-47c0-9038-477a2ae09332.jpg)
Левитановские места в Плёсе
В городе есть ещё несколько интересных локаций, связанных с жизнью и творчеством художника. О них — в этой части нашего материала.
Памятник Левитану
Адрес: улица Луначарского
Бронзовый бюст художника на гранитном постаменте — одна из первых достопримечательностей Плёса, которая встречает пассажиров речных теплоходов на набережной Волги. Левитан изображён в поэтичном образе: он держит в руках кисть и палитру с красками и щурит глаза, всматриваясь в даль.
Автор этого памятника — палехский скульптор Николай Дыдыкин, который также известен изготовлением барельефных портретов знаменитых деятелей искусств (например, Александра Блока на Литераторских мостках в Санкт‑Петербурге).
/https://cdn.tripster.ru/photos/189ec8de-6bc9-4f40-a739-88ebe6dbd88b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1efe7153-fdd2-4d64-90aa-110775cd0190.jpg)
Дом‑музей
Адрес: улица Луначарского, 4/1
Левитан, Кувшинникова и Степанов гостили здесь, когда приезжали на лето в Плёс. В наши дни в бывшем доме купца Андрея Солодовникова открыто мемориальное пространство, посвящённое художникам и их волжскому путешествию.
Мезонин, который занимала эта компания, восстановлен по образцу конца XIX века. Посетители могут подняться туда по узкой лестнице и посмотреть личные вещи живописцев — например, чайную пару Кувшинниковой, этюдник Степанова и запачканный красками мольберт Левитана.
Здесь же можно увидеть некоторые картины художников, а ещё узнать любопытные подробности об их творческом пути — через дневники, письма и фотографии.
/https://cdn.tripster.ru/photos/0aef46f2-c0fa-4ee7-9c13-0f2abe607b83.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/da6d820e-2bc0-48b0-91cf-bde24f3a9b21.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/31ff6018-f73a-440f-b744-88d295947949.jpg)
Музей русского пейзажа
Адрес: улица Луначарского, 20
В паре шагов от дома‑музея Левитана находится галерея, где представлены полотна учеников и друзей художника. Среди них есть несколько работ Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова и других передвижников, а также советских и современных живописцев. Все они объединены одной темой — русский пейзаж.
Музей расположен в знаковом месте — в том самом доме с красной крышей с картины «Вечер. Золотой Плёс». Во времена Левитана здание принадлежало двум купеческим семействам по фамилиям Подгорновы и Грошевы. Одну из их комнат художник снимал под мастерскую.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6c8a80a4-9d61-4f27-a13f-e2a63ebd7732.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ab0e8c46-fd62-4a9d-96e2-c853e5f45147.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4009771b-4aa9-4db5-8fee-9b7140c1009d.jpg)
Заключение
Благодаря Левитану, провинциальный Плёс приобрёл славу городка с картинки — прогуляться по местам художника приезжают тысячи путешественников со всей России и даже из‑за рубежа. Однако это не единственная точка на карте Ивановской области, где можно поймать вдохновение. В нескольких часах езды есть не менее живописный Палех, который называют родиной русских иконописцев. Об этих и других атмосферных локациях средней полосы России поведают местные гиды‑эксперты — их предложения ищите на Tripster.
Ещё на тему путешествий
Отдых для души: необычные мастер‑классы в городах России Озвучиваем кино, создаём свой парфюм и рисуем воском
В Казань на Новый год Где искать праздничное настроение в конце декабря и на январских каникулах
Как отметить Новый год в Краснодаре Ищем праздничную атмосферу на юге России
Новый год в Сочи Идеи, как классно отметить праздники/https://cdn.tripster.ru/photos/02593ffb-0979-4edb-bd61-e8cf68b44709.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5c833639-ff44-4a89-bc66-6dc2e0ff0a6d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0e75beaf-88d7-4057-8736-eac209253e3c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0cb7cc24-6709-4ea9-9428-58eb64a41248.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/67d8a98e-6465-4d98-b7a3-8d2f4e1a660f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e0c91f31-7cf5-49d0-a24d-ca9248d803d2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f8c4af40-7e9e-4082-af81-7be7c0172b6e.jpg)