Маршруты по Эрмитажу

Общая площадь корпусов Эрмитажа составляет более 230 тысяч квадратных метров. А в коллекции культового музея Санкт-Петербурга хранится около трёх миллионов экспонатов. Обойти всю экспозицию нереально ни за один, ни даже за два-три дня. Однако существуют удобные маршруты по Эрмитажу, чтобы осмотреть главное.
СодержаниеЧто стоит знать перед посещениемМаршруты по Эрмитажу и их отличияМаршрут №1 Георгиевский тронный залПетровский залГербовый залПавильонный залЗал Леонардо да ВинчиЛоджии РафаэляЗал РубенсаЗал РембрандтаЗал ДионисаИскусство Древнего ЕгиптаМаршрут № 2 Концертный залМалахитовая гостинаяГостиная Зимнего дворцаБиблиотека Николая IIАрапский залРотондаКомнаты императрицы Марии АлександровныПикетный залАлександровский залБольшая церковьЗаключение

Зимний дворец гости могут исследовать, используя два специальных путеводителя по музею. Они были разработаны в период пандемии для развода потоков людей, а после снятия ограничений просто помогают познакомиться с главным в Эрмитаже за короткое время. Рассказываем, что представляют собой эти два маршрута и через какие залы они проходят.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Татьяна

    Профессиональный гид по Санкт-Петербургу. Считает город на Неве величайшим памятником человеческому мастерству и воле.

  • Дарья

    Профессиональный гид со школьной скамьи, прогуливала уроки, изучая бесконечные залы Эрмитажа.

Рыцарский зал. Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Что стоит знать перед посещением

Осмотр экспозиции посетителям предлагается начинать с разных входов в Зимний дворец: для маршрута № 1 — со стороны Иорданской лестницы, для маршрута № 2 — со стороны Церковной лестницы. Важно помнить, что посещение Эрмитажа организовано по сеансам — билет получится взять только на конкретное время. В залах главного музея Санкт-Петербурга посетителям рекомендуется проводить не более двух часов. Это связано с высокой загруженностью Эрмитажа — ограничения по времени помогают избежать совсем уж огромных толп посетителей.

Фото-экскурсия «Прогулка по Эрмитажу»
Автор: гид Tripster Наталья Дубовик

Стоит также помнить про правила фото- и видеосъёмки. Она разрешена лишь в некоторых экспозициях музея и только любительская, для некоммерческого использования. Снимать в Галерее драгоценностей и на всех временных выставках запрещено. Лучше всегда обращать внимание на информационные стенды в каждом зале, чтобы не получить штраф.

Маршруты по Эрмитажу и их отличия

Для посетителей разработано две схемы передвижения по музею. Первый маршрут проходит по залам западноевропейской живописи XVII-XVIII веков и античной коллекции Эрмитажа. Второй — через императорские семейные покои, а также знакомит гостей с русским, восточным и европейским искусством и культурой разных периодов.

Зал Франса Снейдерса

Особенность маршрутов в том, что каждый из них получится пройти несколькими путями. По дороге посетителям встретятся специальные таблички-указатели разных цветов, которые позволят выбрать направление и исследовать залы Эрмитажа в различном порядке. На сайте музея также размещены детальные карты для обеих схем передвижения.

Маршрут №1 

Это классический путь следования по залам Эрмитажа, который начинается с парадной Иорданской лестницы. Двигаясь по схеме, посетители Эрмитажа смогут увидеть шедевры Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, полюбоваться скульптурами Древнего Рима и Древней Греции и побывать в главных помещениях для торжественных приёмов.

Скачать карту маршрута №1 (PDF)

Георгиевский тронный зал

Один из самых ярких памятников русского классицизма в интерьерах Эрмитажа. С конца XVIII века зал был центральным помещением дворца и служил для торжественных церемоний и государственных приёмов. Его стены отделаны дорогим каррарским мрамором и позолотой, на полу — наборный паркет из 16 древесных пород, а у стены на фоне барельефа с изображением Георгия Победоносца стоит императорский трон — он был сделан в Лондоне по индивидуальному заказу Анны Иоанновны.

Зеркальное отражение

Николай I лично распорядился сделать рисунок, чтобы тот повторял орнамент на потолке. Однако государственные символы изображены только сверху.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Петровский зал

Мемориальная комната, посвящённая первому российскому императору. Зал украшен вензелем в форме двух латинских букв «P», двуглавыми орлами и коронами, стены также декорированы малиновым бархатом с символами империи. На стенах высоко под потолком — картины с изображением правителя во время баталий Северной войны: «Полтавская битва» и «Сражение под Лесной». В специальной нише висит известное полотно «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», под которым находится императорский трон конца XVIII века.

Гербовый зал

Один из самых крупных во всём Эрмитаже. Его украшают четыре скульптурные группы древнерусских воинов — они держат в руках пики, на которых раньше были изображены 32 герба российских губерний. Сейчас они сохранились только на золочёных люстрах.

В этом пышном бело-золотом зале с массивной колоннадой проходили торжественные приёмы, а во время Первой мировой войны располагалась операционная при главном городском госпитале.

Две головы хорошо, а три лучше

Обратите внимание на орлов в зале. Они здесь трёхглавые, чтобы с любой из точек обзора было видно как минимум две головы. В первой лапе скипетр-посох, направляющий отечество в верную сторону, во второй — держава, символизирующая идеальный мир. А третья лапа держит меч, защищающий родину от врагов.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Фото: Алексей Сергеев

Павильонный зал

Это помещение интересно своим эклектичным декором. В интерьере органично сочетаются элементы сразу трёх направлений архитектуры: античного, ренессансного и восточного. Так, при посещении этого зала получится увидеть 28 хрустальных люстр разного размера, уменьшенную копию мозаичного пола из древнеримских терм, а также четыре мраморных фонтана, созданных в стилистике «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.

В этом помещении музея также выставлено знаменитое приобретение императрицы Екатерины II — роскошные часы «Павлин». Некоторые посетители проходят в Эрмитаж специально, чтобы увидеть это чудо механики в действии, например, по средам, когда механизм заводят.

Фото: Валентин Яруллин

Зал Леонардо да Винчи

Здесь выставлены полотна «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» кисти великого мастера. Интересно, что при этом зал оформлен во французском стиле с элементами классицизма и барокко. Ошибки здесь нет. Дело в том, что до картин Леонардо да Винчи, выставленных здесь на постоянной основе только в XX веке, в зале висели полотна французских художников. А само помещение оформили по примеру архитектуры эпохи Людовика XIV.

Черепаший декор

В зале использовано много цветного камня: серый и белый итальянский мрамор, красный порфир, зеленая яшма. А двери из чёрного и красного дерева, декорированны орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото: Андрей Панин

Лоджии Рафаэля

Частичка Ватикана в Санкт-Петербурге. Длинный зал-коридор украшен копиями фресок известного итальянского мастера Рафаэля Санти. На них — библейские сюжеты и орнаменты-гротески, изображающими причудливых существ. Идея частично скопировать и перенести в Эрмитаж оформление ватиканского дворца Папы Римского принадлежала Екатерине II.

Зал Рубенса

Здесь выставлено более 40 картин и эскизов великого голландского художника. Коллекция охватывает все периоды творчества Питера Пауля Рубенса и представляет посетителям, исследующим Эрмитаж по маршруту № 1, его самые известные полотна, представленные в России: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и другие.

Зал Рембрандта

По соседству с Рубенсом висят работы ещё одного голландского гения. В зале Рембрандта выставлены такие его шедевры, как «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Мини-галерея мастера включает в себя работы последователей нидерландского живописца, например: Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.​​

Зал Диониса

Сосредоточение древнегреческих и древнеримских скульптур в Новом Эрмитаже. Для того, чтобы белые статуи контрастно выделялись на фоне стен, их облицевали тёмно-красным искусственным мрамором. Сюда стоит идти, если хочется вблизи рассмотреть древние скульптуры богов и мифических существ, например: сатира Марсия, богини Венеры Таврической или зевсова сына Диониса. В честь него и назван зал.

Искусство Древнего Египта

Этот просторный зал полон скульптур, статуэток, саркофагов, предметов быта и других археологических находок. Самые старинные датированы IV веком до нашей эры. К ценнейшим экспонатам египетской коллекции относятся, например: статуи фараона Аменемхета III и царицы Клеопатры VII.

Уникальная находка

Здесь можно найти статуэтку Клеопатры VII — последней царицы Египта. Изделие выполнено из базальта долгое время считалась воплощением царицы Арсинои II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Маршрут № 2 

Начинается с лестницы, которая ведёт в Малую церковь Зимнего дворца, отсюда и её название — Церковная. На этом маршруте посетителям Эрмитажа встретится Малахитовая гостиная Александры Фёдоровны, библиотека Николая II и личные покои императоров и императриц. А также общественные пространства Зимнего дворца: зал развода караула, роскошная Большая церковь и другие.

Скачать карту маршрута №2 (PDF)

Концертный зал

Интерьер этого помещения отличается от всех других в Эрмитаже своей монохромностью. Зал, декорированный колоннами и статуями, абсолютно белый. Поддерживающие карниз скульптуры изображают античных муз и богинь, но главное здешнее украшение — это гробница Александра Невского, созданная полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны.

1. Концертный зал. Фото: официальный сайт музея Эрмитаж
2. Концертный зал. Картина К. А. Ухтомского, 1858 год
3. Бал в Концертном зале Зимнего дворца. Картина М. А. Зичи, 1873 год
4. Серебряная гробница Святого князя Александра Невского. Фото: журнал «Вода живая»
5. Фрагмент раки Александра Невского. Фото: журнал «Вода живая»

Малахитовая гостиная

Часть личных покоев императрицы Александры Фёдоровны. Этот живописный, почти сказочный по внешнему облику зал оформил архитектор Александр Брюллов. В интерьере гостиной повсеместно встречается уральский малахит, сочетающийся с позолотой. Из зелёного камня здесь сделано почти всё: мебель, подсвечники, декор и даже колонны.

Штаб-квартира революции

Именно Малахитовую гостиную выбрало Временное правительство для своих заседаний после Февральской революции 1917 года. А когда большевики начали штурмовать Зимний дворец, министры Временного правительства находились именно в этом зале.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото из блога «Петербург знакомый и незнакомый»

Гостиная Зимнего дворца

Комната в стиле ампир, которая показывает, как выглядели дворцовые помещения «в быту». В гостиной можно увидеть кресла и диваны со шпалерной обивкой, настенные шпалеры, большой напольный ковёр — всё было произведено на Императорской мануфактуре в XVIII-XIX веках. Во время посещения стоит смотреть не только по сторонам, но и наверх: цилиндрический потолок зала украшен изящными флоральными росписями.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Библиотека Николая II

Оформлена в стиле средневековой английской готики. Здесь хранилась коллекция книг последнего российского императора. На одном из столов библиотеки стоит фарфоровый портрет государя, а вокруг — сплошные книжные шкафы из дерева и панно из тиснёной золочёной кожи.

Фото: гид Tripster Наталья Дубовик, Владимир Толстиков

Арапский зал

Бывшая главная столовая Зимнего дворца, предназначенная для семейных императорских обедов. В светлом интерьере выделяются белые колонны вдоль стен и золотые люстры на цилиндрическом потолке. А своё название комната получила от эфиопских слуг в тюрбанах и ярких широких шароварах, которые постоянно дежурили у дверей дворцовой столовой. Посетителей в этот зал Эрмитажа не пускают, однако на маршруте его всё равно получится осмотреть от входа.

1. Арапский зал. Фото: Александра Смолич
2. Арапский зал. Картина К. А. Кухтомского. 1860-е годы
3. Парадный костюм арапа Высочайшего Двора. 1912-13 годы. Фото: официальный сайт музея Эрмитаж
4. Передняя во дворце. Картина М. А. Зичи, 1865 год

Ротонда

Просторный круглый зал, который, по задумке архитектора, соединяет парадные помещения с жилыми покоями императорской семьи. Пол здесь уложен наборным паркетом, а сводчатый потолок декорирован лепниной и цветочными орнаментами. Декором для ротонды служит установленная по центру модель несостоявшегося Триумфального столпа: Пётр I планировал возвести монумент на одной из площадей Санкт-Петербурга в честь главных побед в Северной войне.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Комнаты императрицы Марии Александровны

Личные покои супруги Александра II, через которые проходит второй маршрут по Эрмитажу. В этот список входит несколько комнат с нарочито разной цветовой гаммой:

  • Золотая гостиная с лепниной и мраморным камином, украшенным барельефами и мозаикой;

  • Малиновый кабинет с «музыкальным» декором в виде инструментов и нот на медальонах, а также резным роялем XIX века;

  • Будуар с красными шёлковыми стенами и обильной позолотой;

  • Синяя спальня с золотыми колоннами и белым сводчатым потолком;

  • Зелёная столовая в стиле французского рококо с зеркалами.

Фото: гид Tripster Наталья Дубовик, официальный сайт музея Эрмитаж

Пикетный зал

Украшенная лепниной и потолочной росписью комната служила в Зимнем дворце вполне конкретной цели. Здесь происходил развод караула — распределение по всем парадным помещениям солдат-гренадёров, которые ежедневно деружирили и охраняли покой императорской семьи.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Александровский зал

Оформлен в сочетании двух стилей — классицизма и готики. Этот зал Эрмитажа посвящён императору Александру I и событиям Отечественной войны 1812 года — самые значимые проиллюстрированы на 24 медальонах, которые расположены по всей длине стен. На самом большом из них изображён российский правитель в нетипичном для стилистики этого помещения образе древнеславянского божества Родомысла.

Фото: Александр Новиков

Большая церковь

После пожара 1837 года это единственное помещение, где восстановили интерьер в стиле рококо: все стены и потолок буквально усеяны позолоченным декором и узорами. На плафоне также изображены религиозные сюжеты, например «Вознесение Господне» П. В. Басина.

Заключение

Несмотря на то, что маршруты по Эрмитажу были разработаны с сугубо практической целью, они отлично продуманны и помогают тем, кто хочет посетить музей без подготовки за несколько часов увидеть всё самое главное. Можно заранее выбрать, на что хочется посмотреть больше: на живопись и скульптуру или на императорские покои. А музейные путеводители помогут сориентироваться в залах Эрмитажа.

Автор: Никита Показанников

Ещё на тему путешествий

Где покататься на коньках в Санкт‑Петербурге «Севкабель Порт», Елагин остров, «Охта Парк» и другие локации