Лучшие музеи автотранспорта в России
Первая отечественная машина, бронеавтомобиль Сталина и электробус 1970-хМузей ETS Classic Cars
Где: Екатеринбург
Экспозиция создана коллекционерами американских классических автомобилей, хотя сегодня здесь можно увидеть и отечественные олдтаймеры. С момента открытия музея в 2016 году коллекция разрослась до 300 образцов: это не только легковушки, но и грузовики, мотоциклы и даже велосипеды, самые старые из которых датированы началом XX века.
«Звезда» коллекции — автомобиль Oldsmobile Curved Dash 1901 года выпуска. Детище американского изобретателя Рэнсома Эли Олдса стало первой серийной машиной в мире. За шесть лет производства создали рекордные по тем временам 19 тысяч штук, однако сегодня далеко не каждый крупный музей может похвастать таким раритетом. Это одна из самых старых в России и мире машин на ходу. С виду она похожа на мотоповозку: кузов создан по образу кареты, но, в отличие от повозки, оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью четыре лошадиные силы.
Ещё один запоминающийся экспонат — первая в мире массовая и доступная машина Ford T. Это уже полноценный автомобиль как внешне, так и технически. Благодаря четырёхцилиндровому двигателю он мог разгоняться до 60–70 км/ч.
А один из самых красивых экспонатов — Cadillac Series 62. Кабриолет с откидной крышей, впервые выпущенный в 1940-е годы, стал воплощением американской мечты. В музее выставлен образец конца 1950-х. Именно на такой машине ездил Элвис Пресли.
Автомобиль купили на аукционе в США и тщательно восстанавливали на протяжении года. Обтекаемый кузов, роскошный салон, мощный спортивный двигатель объёмом 6,4 литра и сегодня заставляют сердца автолюбителей биться чаще. Кстати, иногда машину заводят, чтобы продемонстрировать гостям благородный рык двигателя.
Лучше всего посещать музей летом. В тёплый сезон здесь открывается площадка под открытым небом, где выставляют образцы техники, которые не помещаются в небольших залах.
Музей истории ГАЗ
Где: Нижний Новгород
Экспозиция рассказывает о развитии «советского Детройта», как называли город Горький (с 1990-го — Нижний Новгород) в 1930-е годы, когда на берегах Волги был построен автомобильный завод. Сегодня на выставке представлено больше 40 автомобилей: от легендарных грузовиков «ГАЗ-АА», получивших в народе прозвище «полуторка» за возможность перевозить груз массой полторы тонны, до современных микроавтобусов «ГАЗель Next».
Горьковский завод всегда ассоциировался с представительскими машинами. В музее автомобилей можно увидеть «ГАЗ-12 ЗИМ», который выпускался в середине XX века. Этот роскошный седан поначалу выдавали только партийной элите, хотя в 1960-х его использовали и городские службы: такси и скорая помощь.
Автомобиль стал одним из первых в своём классе, где инженеры убрали раму: теперь вес конструкции нёс кузов, что для того времени нетипично. Коробка передач здесь была ещё механической, но её устройство позволяло ездить почти как на «автомате», трогаясь из любого положения рычага. Двигался тяжёлый двухтонный седан плавно и вальяжно.
Особое внимание гостей в автомобильном музее привлекают машины, которые так и не вышли на конвейер, хотя и были испытаны. Навсегда опытным образцом осталась модель «ГАЗ-3105». Её разрабатывали в конце 1980-х, когда Советский Союз начал распадаться, и денег на производство становилось всё меньше.
Седан бизнес-класса получил полный привод и мощный восьмицилиндровый двигатель объёмом 3,4 литра, — не каждый внедорожник обладает такими характеристиками. При этом машина была «упакована» в стильный по тем временам кузов и не отставала от зарубежных конкурентов в дизайне интерьера.
Завершают экспозицию новейшие «ГАЗели». Можно забраться в кабину и порулить, а ещё — узнать, что у машины под капотом: гость двигает вдоль микроавтобуса большой «сканер» (установленный на специальных полозьях экран), на котором видит все внутренности автомобиля.
Патриотическое объединение «Ленрезерв»
Где: Санкт-Петербург
Экспозиция посвящена событиям 1941–1945 годов и, в частности, блокаде Ленинграда. Сегодня это один из крупнейших автомузеев страны: в коллекции около 150 образцов техники, в том числе раритетных машин.
Здесь можно увидеть как военные, так и гражданские авто 1930–1950-х. Один из редких образцов — «ГАЗ-ММ». Эта упрощённая версия знаменитой «полуторки» начала выпускаться в разгар войны, в 1942 году. Впереди у неё всего одна фара (левая), бампер отсутствует, а двери в кабину и вовсе были деревянными: всё железо уходило на создание боевых орудий и бронетехники. Несмотря на внешнюю простоту, такие грузовики зарекомендовали себя как надёжные и выносливые.
Рядом стоит ещё более неприхотливая «полуторка»: модель с газогенераторной системой. Принцип действия её двигателя схож с паровозным, только в печь забрасывали не уголь, а дрова из спрессованных древесных брикетов.
Среди редких иностранных экспонатов — Ford GPA, похожий на лодку на колёсах. Один из первых в мире бронетранспортёров-амфибий выпускался в 1942–1943 годах в США. Американскую плавающую машину использовали и советские военные: в годы войны автомобиль поставляли в СССР по ленд-лизу. По разным данным, Советский Союз получил от 2200 до 3500 таких «фордов», однако сегодня увидеть подобную технику можно лишь в нескольких музеях.
Самые фотографируемые экспонаты музея — начищенные до блеска «Опели» и «Паккарды». Первые поступали в СССР в качестве трофеев, на них часто ездили крупные военачальники. «Паккарды» же привозили из США по ленд-лизу. Именно этот автомобиль послужил прообразом для советского лимузина «ЗИС-110», который выпускался с 1945 года для первых лиц государства.
Открытые фонды Политеха
Где: Москва
Пока Политехнический музей находится на реконструкции, его коллекцию можно осмотреть в фондохранилище в залах технополиса «Москва». Здесь представлено в том числе богатое собрание автотехники.
Самый редкий экспонат — единственный в мире подлинный автомобиль «Руссо-Балт К12/20» 1911 года выпуска. Это первая машина, выпущенная в нашей стране. Выставленный в музее образец собрали на заводе в Риге для Офицерской воздухоплавательной школы Гатчины. Политехнический музей выкупил машину в 1960-х годах, затем её отреставрировали специалисты главного автомобильного института страны — НАМИ. Сотрудники музея уверяют, что из ремонтной мастерской до Политеха авто доехало своим ходом, а его стоимость оценивают в 20 миллионов долларов!
Один из самых необычных экспонатов выставки — микроавтобус марки «РАФ». Этот автомобиль оснащён электродвигателем, что для конца 1970-х годов, когда он был создан, стало ноу-хау. Микроавтобус сопровождал бегунов на марафонских дистанциях во время Олимпийских игр 1980 года в Москве. Чтобы атлеты не дышали выхлопными газами, от стандартного двигателя внутреннего сгорания инженеры отказались и нашли ему экологичную замену.
Обратите внимание: посетить открытые фонды Политеха можно только по билету, заранее купленному онлайн. На КПП технополиса «Москва» посетителей просят предъявить документ, удостоверяющий личность. Дети до 16 лет могут попасть на территорию только с совершеннолетним сопровождающим.
Государственный военно-технический музей в Черноголовке
Где: Московская область, городской округ Черноголовка, село Ивановское
Музей старинных автомобилей, военной и гражданской техники Российской империи, СССР, США, Японии, Германии, выпускавшейся с конца XIX столетия. Музей открыт на территории бывшего пионерского лагеря, что добавляет выставке атмосферности: некоторые экспонаты теснятся в бывших спальнях.
Хит экспозиции — концепт-кар (опытный образец) советского такси 1960-х. Машина, похожая на что-то среднее между микроавтобусом и минивэном, не только выглядела футуристично, но и была оснащена по последнему слову техники. Скрытые фары прятались под отъезжающей панелью, широкая пассажирская дверь открывалась с кнопки у водителя, а в салон спокойно помещалась детская коляска, чем не могла похвастать ни одна легковушка. Во время испытаний автомобиль проехал по улицам Москвы около трёх тысяч километров. И хотя машина нравилась и водителям, и пассажирам, прототип так и остался лишь мечтой: авто создавался на серийных узлах и агрегатах «Москвича», который в тот момент не мог выпускать дополнительный объём запчастей.
В музее можно познакомиться и с довоенными представительскими машинами, на которых ездили большие партийные функционеры. Например, редким автомобилем «ГАЗ-6» — всего в начале 1930-х годов было создано около 100 экземпляров. В разработке помогали специалисты «Форда», но за основу были взяты ранние модели, так что машина быстро морально устарела, а затраты на её производство были слишком высокими. В итоге машина так и не ушла в массы.
Более массовым стал автомобиль «ГАЗ М-1»: легендарная «эмка» выпускалась с 1937 по 1943 год, за это время успели собрать почти 63 тысячи штук. Одна из таких машин выставлена в музее. «ГАЗ М-1» создавали на базе американских моделей «Форд». Однако выяснилось, что заокеанские авто не подходили для советских условий эксплуатации. Тогда наши инженеры усилили подвеску, а также изменили некоторые другие узлы и агрегаты.
Музей техники Вадима Задорожного
Где: Московская область, посёлок Архангельское
Самая большая в Европе выставка раритетной техники: больше тысячи экспонатов размещены в павильоне и на открытых площадках размером больше трёх гектаров. Важную часть занимает музей авто.
Здесь собрана вторая по величине в Европе коллекция автомобильной марки Horch (первая находится в немецком городе Цвиккау, где располагалось производство). Сегодня эту фирму знают лишь редкие ценители, хотя логотип на радиаторе могут узнать многие: четыре переплетённых кольца, которые теперь обозначают Audi, в 1930-е годы были символом союза четырёх крупнейших немецких производителей, куда, кроме известной компании, входил и Horch.
Завод выпускал самые роскошные автомобили Германии того времени, доступные только руководству страны: машины от Horch стоили как хороший загородный дом. Среди моделей было много кабриолетов с кожаными салонами разных цветов, обилием хромированных деталей и деревянных вставок, а в некоторых модификациях были даже рукомойники, которые выдвигались из специальных ниш в кузове. Любопытно, что Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны» по статусу должен был ездить как раз на такой машине, но съёмочная группа не смогла найти в СССР «живой» образец.
Жемчужина музейной коллекции — автомобиль «ЗИС-115-145», на котором ездил сам Иосиф Сталин. Это настоящая крепость на колёсах: машина представляла собой бронекапсулу, схожую с кабиной боевого самолёта Ил-2. К примеру, толщина стёкол 7,5 сантиметра. Только одна мощная дверь с таким остеклением весит около трёхсот килограммов. При этом тяжёлую конструкцию тащил не слишком мощный двигатель: всего 140 лошадиных сил.
Необычный факт: это один из немногих автомобилей такого класса, где отсутствует перегородка между водителем и пассажиром. Её не стали делать по приказу Сталина, который заявил, что у него «нет секретов от народа». При этом внутренний дизайн «народным» не назовёшь. Салон отделан натуральным деревом, пассажир размещался на мягком бежевом диване. Места сзади очень много: можно было спокойно вытянуть ноги.
Музей военной и автомобильной техники УГМК
Где: Свердловская область, город Верхняя Пышма
Самый большой в России музей старинных автомобилей, созданный по инициативе Уральской горно-металлургической компании. Здесь можно проследить всю историю отечественного автомобилестроения. В залах собрано больше полутысячи экспонатов: российские и зарубежные легковушки, мотоциклы и даже велосипеды.
Один из самых старых экспонатов — одновременно и один из первых автомобилей в мире. Тогда он был ещё на трёх колёсах и больше напоминал карету. Машина, созданная Карлом Бенцем, называлась «Моторваген», то есть вагон (или повозка) с двигателем. Первая машина могла взять на борт водителя и пассажира. А мощность одноцилиндрового двигателя была меньше одной лошадиной силы.
Гордость музея — «автопарк» Николая II. Последний российский император был известным любителем автомобилей. Одной из самых дорогих машин в его коллекции стал Delaunay-Belleville. Роскошный автомобиль был ещё и максимально прогрессивным в техническом плане: например, здесь была установлена сложная пневматическая система, которая позволяла стартовать и останавливаться практически без вибраций. Машина была настолько просторной, что император мог в полный рост стоять в салоне, а через стеклянную крышу попадало столько света, что днём можно было спокойно читать.
Музей ПАО «АвтоВАЗ»
Где: Тольятти
Коллекцию здесь начали собирать в 1976 году, то есть уже через шесть лет после старта массового производства автомобилей. Экспозиция разделена на два зала: в первом можно увидеть серийные образцы, во втором — экспериментальные модели, которые так и не увидели свет.
Старейший экспонат музея — «ВАЗ-2101», произведённый в 1970 году. Владелец купил «копейку» новой в магазине и отъездил на ней почти два десятка лет, а потом подарил заводу. Завершает так называемую «классическую серию» в истории «Лады» последний образец «ВАЗ-2107», после выпуска которого эту линейку моделей закрыли навсегда.
Хит экспозиции — бежевая лада 99-й модели. Это одна из первых машин серии. На кузов нанесены имена всех работников завода на момент выпуска модели (лето 1991 года): текстом автомобиль расписан от крыши до крыльев.
Ещё один привычный на первый взгляд экспонат с невероятной судьбой — красная «Нива». Этот внедорожник больше десяти лет проработал на антарктической станции «Беллинсгаузен» в сложнейших условиях.
Среди концептов есть и по-настоящему оригинальные модели. Например, яркая синяя Lada Roadster — двухместный спортивный кабриолет 2000 года выпуска. Или придуманный в конце 1990-х Lada Rapan, который своим дизайном напоминает капсулу космического корабля. Этого «моллюска» приводил в движение необычный по тем временам двигатель — электрический.
Заключение
Посещение музеев автомобилей — отличный способ разнообразить путешествие. Во-первых, это красиво, во-вторых — познавательно. Изучая историю автопрома, можно узнать много интересного о развитии технического прогресса и о веяниях моды в разные десятилетия XX и XXI веков. А чтобы ничего не упустить, посещать такие экспозиции лучше в компании знающих людей — например, местных гидов.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры