Форты России

23 июля 2023, обновлено 20 ноя 2024
Форты России

Найти экскурсию

Показать
Форты России можно назвать памятниками развития инженерного дела. Для строительства одних ещё в XVIII веке научились создавать искусственные острова. Другие могут похвастаться сложной системой подземных тоннелей. А третьи на момент постройки были самыми высокотехнологичными объектами в стране. Едем в путешествие по самым интересным из них.

Форты России на карте

Форты Кронштадта

Их начали возводить по приказу Петра I почти одновременно со строительством новой столицы Российской империи. Город на Неве необходимо было прикрыть от возможных атак Швеции, которая в то время господствовала на Балтийском море. Место было выбрано стратегически важное: остров Котлин, где сегодня располагается город Кронштадт, закрывает собой вход в Невскую губу из Финского залива. В общей сложности там построили больше двух десятков фортов. Сегодня они включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако большинство фортификационных сооружений Кронштадта пребывают в плачевном состоянии уже многие десятилетия.

«Кроншлот»

Это первый форт у берегов Петербурга. Его даже прозвали «ключом от морских ворот города». Строительство началось в 1703 году, место Пётр I выбрал лично — в километре от Котлина.

Крепость высится на искусственном острове, основанием для которого стала отмель Финского залива. Технология строительства удивляет своей оригинальностью. Деревянный форт построили на так называемых «ряжах»: это бревенчатые срубы из сосны, которые наполняли камнями для прочности и веса. Эту породу дерева выбрали потому, что смола защищала древесину от гниения. Форт возвели меньше чем за полгода — для суровых условий Балтики это стало рекордом. Крепость назвали «Кроншлотом», что в переводе с немецкого значит «коронный замок».

Кроншлот

Форт действительно впечатляет не меньше средневековых замков. Особенно хорошо задумку Петра можно оценить сверху: крепость построена в форме десятигранника, благодаря чему противника можно было атаковать под любым углом. А увидеть неприятеля караульные форта могли издалека. В этом помогала башня высотой почти 40 метров с артиллерийскими орудиями.

Форт многократно перестраивался и совершенствовался. В 1724 году была возведена внутренняя гавань, куда могли заходить суда с провизией и боеприпасами. В конце XVIII века крепость была перестроена в камне. Сегодня форт заметен издалека благодаря двум маякам: Николаевскому створному нижнему и Кронштадтскому переднему.

«Константин»

Это первый в Российской империи двухъярусный форт: орудия батареи располагались на двух укреплённых этажах крепости. Форт построили в 1808 году из‑за надвигавшейся угрозы войны с Англией, а в 1834-м Николай I дал ему имя в честь своего младшего сына. Долгое время крепость была деревянной, и только в 1858 году её начали перестраивать в камне.

Военное значение форта сохранялось до середины XX века. В годы блокады Ленинграда орудия крепости прикрывали ближайший пригород Северной столицы — Ораниенбаум (сегодня — город Ломоносов). А в наши дни «Константин» — один из самых доступных фортов для путешественников. Сюда ведёт автомобильная дорога, а сама крепость отреставрирована. Внутри работает музей с интерактивной выставкой, где можно увидеть и даже примерить форму военных моряков Российской империи и рассмотреть оружие XIX века. Затем стоит зайти в выставочные залы, рассказывающие об истории маячной службы. Здесь выставлены модели маяков, линзы и другое светооптическое оборудование, которое до сих пор применяется для морской навигации.


Гулять и рассматривать экспонаты можно долго, но для того, чтобы сориентироваться во времени, часы не понадобятся: каждые 60 минут у входа в музей стреляет историческая пушка. Обязательно снимите видео, а заодно сфотографируйте лайнеры и сухогрузы, проходящие по корабельному фарватеру рядом с «Константином» — оживлённой «дороге» для морских судов.

«Император Александр I» («Чумной»)

Форт отпугивал неприятеля одним своим видом. И это не фигура речи. Во время Крымской войны в середине XIX века британская эскадра отказалась идти на штурм, только завидев на горизонте мощную крепость. Мощные стены с бойницами выглядели устрашающе.

Укрепление возводили девять лет. Форт был готов в 1845 году. Открывал его лично император Николай I, который назвал оборонительное сооружение в честь своего брата Александра. Постепенно военное значение крепости сошло на нет. Однако удачное расположение вдали от острова Котлин неожиданно изменило предназначение укрепления. В конце XIX столетия внутри серых и, кажется, непробиваемых стен открыли противочумную лабораторию. Там проводили опыты, чтобы создать сыворотку от опасной болезни. Зловещий образ «чумной» крепости поддерживался слухами, которые гласили, что во время экспериментов в форте погибло несколько человек.


В 1990-е здесь проводили дискотеки, а в начале 2000-х снимали сериалы: для кино фактура крепости подходила идеально. Затем на территории форта планировали открыть развлекательный комплекс, но пока грандиозный (и весьма затратный) проект не воплотили в жизнь. Для посещений крепость закрыта, но можно рассмотреть её поближе во время лодочной экскурсии.

Ещё по теме
 

«Красная Горка»

Форт находится в Ленинградской области на берегу Финского залива. Его строительство завершили в разгар Первой мировой войны — в 1915 году. Это один из последних фортов Российской империи, что хорошо заметно по технической оснащённости и масштабам сооружения.

Фото: Shutterstock

Строили укрепление с размахом. Боеприпасы должны были подвозить железнодорожные составы. Для этого к форту провели ж/д пути. Все своды крепостных стен укрепили балками шириной почти два метра, которые снижали риск обрушения, если снаряд попадал в сооружение. В сторону моря направили артиллерийские орудия. Площадки, где они находились, соединялись со штабом внутри форта подземными тоннелями. Дальность стрельбы из крепости достигала рекордных для начала XX века 25 километров.

Во время Гражданской войны форт неоднократно переходил от белых к красным и сильно пострадал. А в годы Великой Отечественной сыграл важную роль в борьбе с немцами, которые обстреливали блокадный Ленинград. Гарнизон крепости уничтожал дальнобойными орудиями артиллерийские системы неприятеля. Благодаря бойцам «Красной Горки», удалось отстоять пригород Северной столицы — Ораниенбаумский плацдарм.


Форт несколько раз переименовывали: сначала он назывался «Алексеевским» в честь сына императора Николая II, после революции — «Краснофлотским». По одной из версий, нынешнее имя получил по названию деревни, находившейся в этих местах. А по другой — из‑за почвы красноватого оттенка на берегу, что может свидетельствовать о наличии здесь руды.Сейчас форт доступен для путешественников. Это музей под открытым небом, где представлено вооружение и техника первой половины XX века.

«Серая Лошадь»

Форт создавался в качестве поддержки «Красной Горке», но был достроен чуть раньше — в 1911 году — и назван в честь мыса, на котором расположился. Форт представлял собой две батареи, которые должны были сдержать движение вражеских сил и дать возможность гарнизону «Красной Горки» подготовиться к полномасштабному отражению атаки. Причём «Серая Лошадь» защищала главным образом не от угрозы с воды, а от возможной высадки десанта, который мог зайти с фланга и даже с тыла.

С 1960-х годов, когда крепость потеряла военное значение, форт пребывал в запустении. Оружие демонтировали военные, остальное разворовали охотники за металлом. Остались только бетонные укрепления, которые уцелели вопреки суровому климату Балтики. Сохранились и подземные тоннели, куда при желании можно спуститься. Однако даже коридоры минус первого этажа заметно подтоплены, поэтому понадобятся резиновые сапоги. А всё, что ниже, — полностью ушло под воду.

Форт Серая Лошадь

Форты в Калининграде

Столица самого западного субъекта России была основана тевтонскими рыцарями в 1255 году. До 1946-го город назывался Кёнигсбергом и входил в состав немецкой провинции Восточная Пруссия.

Первые укрепления вокруг тевтонского замка появились в XIV веке. Затем, в XVII и XIX веках, были возведены ещё две полосы фортификационных сооружений. А в 1872 году началось строительство 43-километровой оборонительной линии на самых подступах к городу. За два десятилетия возникло целое кольцо из 15 фортов. Все они носили имена немецких монархов и выдающихся военных. Некоторые из фортов неплохо сохранились и сегодня доступны для посещения.

Форт № 3 «Король Фридрих Вильгельм I»

Строительство укрепления на возвышенности Кведнау длилось пять лет и завершилось в 1879 году. Это самый большой форт из сохранившихся в городе. Грандиозные размеры крепости удивляют даже сегодня. Она окружена внушительным рвом, через который проброшен каменный мост. Монументальные стены выполнены из красного кирпича. В центральном двухэтажном строении расположены галереи казарм, кухня, лазарет, склады боеприпасов. К ним ведут широкие коридоры‑тоннели с арочными сводами, как в средневековой крепости. Есть здесь и подземный ход, позволявший скрытно перемещаться между укреплёнными огневыми точками.

Форт почти не пострадал во время Великой Отечественной войны. До середины 1990-х находился в ведомстве Министерства обороны, а затем долгое время был заброшен. Сейчас крепость реставрируется.


Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III»

Шестигранная крепость конца XIX века окружена рвом, поэтому издалека создаётся впечатление, что стены уходят под воду. А сам форт напоминает холм, заросший деревьями: мощное строение из кирпича почти скрыто земляными валами. Такая конструкция защищала укрепление от попадания мощных артиллерийских снарядов и делала его малозаметной целью. Безопасность военных обеспечивали и подземные переходы: во время обороны у солдат не было необходимости подниматься на поверхность.

В форте размещался внушительных размеров гарнизон — из 250 человек. Однако 6 апреля 1945 года мощный немецкий форт пал: его взяли бойцы 43-й армии. Сражение было тяжёлым и продолжительным, 15 советских солдат и офицеров за успешный штурм получили звание Героев Советского Союза.

В конце 1980-х казематы послужили декорациями для фильма «Охота на единорога». А сегодня в крепости находится музей, посвящённый истории форта. Среди самых ценных экспонатов — военная техника времён Великой Отечественной.

Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III»

Форт № 11 «Дёнхофф»

Мощное сооружение было возведено в 1881 году и названо в честь известного прусского рода. Крепостные стены опоясаны рвом с водой. Крыша покрыта грунтом, на котором летом растёт трава. Такая маскировка делала фортификационное сооружение малозаметным с воздуха.

В укреплении размещалось до двухсот бойцов. Однако повоевать форту так и не довелось: во время Первой мировой здесь не было сражений, а в конце Второй мировой гарнизон сдался без боя.

Ещё по теме
 
Форт № 11 «Дёнхофф»

С момента взятия и вплоть до 2014 года форт находился в ведении Министерства обороны, поэтому замечательно сохранился. Уцелели, например, оригинальные кованные ворота, железные винтовые лестницы и даже рабочий механизм для поднятия снарядов. И всё это можно увидеть своими глазами — форт открыт для посещения.

Владивостокская крепость

Главное в России береговое укрепление на Дальнем Востоке. Включает 16 фортов, полсотни артиллерийских батарей и около 130 различных фортификационных сооружений небольшого размера на острове Русском и на материковой части Владивостока. Крепость должна была защищать город как с моря, так и с суши.

Мощные укрепления возводили в конце XIX — начале XX века в три этапа. Работы были завершены к 1918 году. Поначалу строительство тормозилось отдалённостью региона от столицы: не было постоянного контроля, стройматериалы приходили с перебоями. Однако после Русско‑японской войны 1904–1905 годов актуальность защитного сооружения на этих берегах резко возросла. Теперь это был единственный форт страны на Тихом океане, что и ускорило завершение строительства. При этом, по свидетельствам историков, орудия Владивостокской крепости так ни разу и не привели в действие.

Владивостокская крепость
1990 год. Владивостокская крепость

Расцвет крепости пришёлся на 1911 год. Здесь разместили больше тысячи пушек и без малого 400 пулемётов. А грандиозные по масштабам и толщине стены форта были сконструированы так, чтобы при длительной осаде гарнизон мог обороняться два года. Были пробурены артезианские скважины для обеспечения каждого укрепления чистой питьевой водой. Регулярно пополнялись запасы продовольствия и боеприпасов. Сложная система подземных тоннелей была оборудована вентиляцией, а сточные воды отводились спроектированными дренажами.

В подземных коридорах, которые расходились в разных направлениях, дежурили военные инженеры и прослушивали тоннели. В случае появления противника, делающего подкоп, они должны были установить мощные взрывные устройства, которые уничтожили бы тоннель вместе с вражескими солдатами. Для безопасности подземные ходы разделялись бронированными дверями с бойницами, через которые можно было вести огонь. Если подразделения противника каким‑то образом всё‑таки смогли попасть в коридоры, то далеко продвинуться им бы не дали.

Ещё по теме
 

После распада Советского Союза многие объекты крепости оказались заброшены. Однако сегодня их постепенно восстанавливают. И даже рядом с теми фортами и батареями, которые пока не реставрируют, уже размещены информационные стенды.

Заключение

История фортов России ярко иллюстрирует развитие инженерного и военного дела в нашей стране. Посетить некоторые из них во время путешествия в Калининград или Ленинградскую область — обязательная часть программы! Правда, к сожалению, многие крепости расположены вдали от населённых пунктов. А некоторые давно заброшены и находятся в аварийном состоянии. Поэтому для интересного и безопасного путешествия лучше воспользоваться услугами местных гидов, которые помогут сориентироваться и выбрать самые красивые и значимые объекты.

Автор: Александр Ефремов

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

От Камчатки до Калининграда: где отдохнуть на море в РоссииОт Камчатки до Калининграда: где отдохнуть на море в России Популярные направления и скрытые локации

Еще экскурсии по теме