Айвазовский: картины, стиль живописи, музеи

13 фев 2023, обновлено 2 окт 2024
Айвазовский: картины, стиль живописи, музеи

Найти экскурсию

Показать
Айвазовский прославился ещё при жизни: он был вхож в императорские дворцы и палаты Папы Римского. Полотна выдающегося русского мариниста ценили и выставляли по всему миру. Как юноша, который родился в бедной семье, снискал мировую славу, что вдохновляло художника, кроме моря, и где увидеть наследие великого живописца XIX века, рассказываем далее.

Детство художника

Великий живописец родился в 1817 году в Феодосии, в семье молдавского купца армянского происхождения Геворка Айвазяна, который после переезда в Крым сменил имя на более привычное русскому слуху — Константин Гайвазовский. Спустя годы вслед за отцом своё настоящее имя — Ованес Айвазян (Гайвазовский) — поменяет и сын, и навсегда останется в истории мирового искусства Иваном Константиновичем Айвазовским.

1849 год. Портрет матери • 1859 год. Портрет отца

Родители будущего великого художника были настолько бедны, что с 10 лет мальчик был вынужден прислуживать в кофейне. Там и начался его творческий путь. Украдкой подглядывая за выступлениями местного музыканта, Айвазовский научился играть на скрипке, а вскоре взялся и за карандаш. Свои первые наброски он делал на страницах книг: бумага была непозволительной роскошью для бедной семьи. А затем, по легенде, начал рисовать прямо на стенах своего дома — чёрным самоварным углем.

Эти рисунки как‑то увидел градоправитель Феодосии А. И. Казначеев и был так впечатлён, что предложил даровитому мальчику учиться рисованию вместе со своими детьми — у архитектора Коха. А вскоре, в 1830 году, определил сына бедняков в первое в его жизни учебное заведение — Симферопольскую гимназию. Именно здесь тогда ещё Ованеса Гайвазовского впервые стали называть на русский лад — Иваном.

Перебравшись в Симферополь из Феодосии, Иван Айвазовский поселился в доме Казначеевых, где часто собирался местный высший свет. Там он познакомился с женой отставного губернатора Таврии графиней Н. Ф. Нарышкиной, которая стала его новой покровительницей. Восхищённая юным дарованием графиня позволила художнику пользоваться своей библиотекой и дала разрешение делать копии понравившихся иллюстраций. А вскоре написала в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить мальчика и приложила к письму его работы. Талантливого художника приняли, причём без оплаты.

1905‑1910 годы. Караимский фонтан и дом, в котором родился Айвазовский • Современный вид этого места. Фото: 17KE

Период обучения

В 1833 году Иван приехал с черноморского побережья в Петербург и поступил в пейзажный класс живописца М. Н. Воробьёва. А в 1835 году способного ученика определили в подмастерья к известному в то время французскому маринисту Ф. Таннеру, который приехал в Россию по приглашению императора Николая I. Айвазовский охотно согласился, но быстро разочаровался: рисовать его новый наставник предпочитал в одиночестве, секретами мастерства делился неохотно и постоянно нагружал ученика чёрной работой. Однако Иван находил время и на собственные картины.

В 1836 году Айвазовский, не предупредив учителя, представил несколько своих работ на выставке в петербургской Академии художеств, где демонстрировались и полотна самого Таннера. Вышел большой скандал: за одну из картин молодому художнику вручили серебряную медаль. Критики восхваляли Айвазовского и прочили ему большое будущее, а о картинах его известного французского учителя отзывались холодно и иронично. Простить подмастерью такую дерзость уязвлённый мэтр не мог и пожаловался Николаю I, а тот, не разобравшись, велел немедленно снять картины Айвазовского с выставки.

Работы Филиппа Таннера: Scène de naufrage (1850 год) • A View of Dover (1840 год)

Однако скандал обернулся для художника большой удачей: за юношу вступился профессор академии А. И. Зауервейд, который учил живописи детей императора. Улучив момент, в неформальной обстановке он показал Николаю I картины Айвазовского, после чего тот сменил гнев на милость. Император высоко оценил работы и стиль живописца, распорядился выплатить ему положенный гонорар и отправил художника в большое путешествие из Петербурга по Балтийскому морю вместе со своим сыном — знакомиться с парусным флотом. С завистливым наставником Айвазовский распрощался, а его новым учителем стал Зауервейд — мастер батальной живописи.

Айвазовский окончил Петербургскую академию художеств в 1837 году досрочно (на два года раньше), с золотой медалью. Выдающийся выпускник получил право шесть лет совершенствовать мастерство в Европе. Но учителя сочли медалиста слишком юным для дальней поездки и предложили провести первые два года на побережье Чёрного моря — в Крыму.

1837 год. И. К. Айвазовский. «Берег моря ночью. У маяка»

Вернувшись в родные края, Айвазовский путешествовал по южному берегу Крыма со своим покровителем А. И. Казначеевым, а в 1839 году отправился в военно‑морской поход. Вместе с десантом художник высаживался на берегах Кавказа, был свидетелем и участником кровопролитных битв, но ни на секунду не прекращал рисовать. Этот опыт оказал огромное влияние на Айвазовского и его картины: мощь русского военно‑морского флота стала одним из важных мотивов творчества великого живописца.

Ещё по теме
 

Айвазовский в Италии

В 1840 году русский художник‑маринист отправился в обещанное путешествие по Европе. После длительного переезда молодой человек обосновался в итальянской Венеции. Именно там урождённый Ованес Гайвазовский стал Иваном Константиновичем Айвазовским, поменяв фамилию на более благозвучную.

Работы И. К. Айвазовского: 1842 год. «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» • 1841 год. «Побережье Амальфи» • 1842 год. «Венеция»

Венеция стала отправной точкой для большого путешествия по Италии. Здесь художник познакомился и сдружился с Н. В. Гоголем и вместе с писателем поехал во Флоренцию. А позже побывал в Неаполе, Сорренто, Амальфи и столице Италии — Риме. Яркие впечатления от посещения живописных берегов Тирренского моря он без устали переносил на холст. За несколько первых месяцев путешествия художник написал 13 полотен, на следующий год — ещё семь картин, а через год — 20. Именно в Италии Айвазовский окончательно утвердился в своей художественной манере и творческом методе: он почти не рисовал с натуры — лишь делал набросок, а детали воссоздавал по памяти в мастерской.

Творчество Айвазовского

За всю жизнь Айвазовский, по его собственным подсчётам, создал 6000 картин. Ниже — самые значимые полотна мастера, посвящённые морю и не только.

Морские баталии

Из путешествия по Европе русский художник вернулся знаменитым. Картины опытного мастера были популярны и за рубежом, и на родине. В 1844 году Айвазовского зачислили в Главный морской штаб в звании первого живописца. С той поры, отчасти по долгу службы, отчасти по велению души, художник посвятил себя и свои полотна воспеванию и чествованию героических побед российского флота. Ярость и энергия моря, сражения военных кораблей и их гибель в бушующих водах — главное на этих картинах.

Батальные полотна, написанные в данный период, Айвазовский выставил в Севастопольском морском собрании спустя 10 лет, в марте 1854 года, в разгар Крымской войны. Особенно выделялась картина «Наваринский бой», изображавшая кровопролитную битву 1827 года с турецко‑египетским флотом в Наваринской бухте Ионического моря. В центре композиции — знаменитый флагман «Азов», окутанный клубами дыма. Судно повреждено, но экипаж героически борется с кораблями неприятеля, не оставляя сомнений в исходе морского сражения.

1846 год. «Морское сражение при Выборге» • 1846 год. «Бой в Хиосском проливе» • 1850 год. «Девятый вал»

На выставке были представлены и полотна, воспевающие подвиги военно‑морского флота последних лет. На картинах «Синопский бой днём» и «Синопский бой ночью» Айвазовский запечатлел победу Черноморского флота в одной из важнейших битв Крымской войны — с турецкими кораблями в бухте города Синопа (конец 1853 года).

Однако воочию морские сражения Крымской войны Айвазовский увидел только спустя несколько месяцев. Осенью 1854 года знаменитый маринист уехал из Харькова, где находился в эвакуации с семьёй, и отправился на осаждённый полуостров. К воспоминаниям о тех событиях художник затем возвращался снова и снова: тема больших морских баталий и подвигов русского флота стала одной из ведущих в его творчестве.

1855 год. «Взятие Севастополя»

Не только море

Будучи первым живописцем Главного морского штаба и членом Русского географического общества, Айвазовский за годы жизни объездил множество стран. Из каждого путешествия привозил новые полотна, часто не связанные с морской тематикой, кораблями и флотом.

В 1868 году художник посетил Кавказ и Закавказье и несколько месяцев прожил в Тифлисе в окружении живописной природы. Написанный в ту пору «Вид Тифлиса от Сейд‑Абаза» поражает проработанностью деталей и выдаёт в знаменитом маринисте ещё и одарённого пейзажиста. Картина выставлена в коллекции Государственного музея искусств Грузии (Тбилиси). Это — главное полотно, созданное во время кавказского путешествия Айвазовского. Хотя, помимо него, художник привёз с Кавказа и множество других горных пейзажей.

1869 год. «Вид Тифлиса» • 1871 год. «Караван в оазисе. Египет»

В 1869 году Айвазовский побывал в Египте по случаю открытия Суэцкого канала, соединившего Красное и Средиземное море. Художник одним из первых в мире проплыл по новому каналу на пароходе. Позднее на основе впечатлений от путешествия он создал цикл картин о быте и культурных традициях народа Египта. Эти работы открывают мастера с совершенно новой стороны. Глядя на полотно «Караван в Оазисе. Египет», трудно поверить, что этот пейзаж написал тот самый художник Айвазовский — человек, который так любил открытое море и корабли.

Особую нежность живописец питал к украинской степи. Айвазовский воспел её красоту в цикле пейзажей. Одна из известнейших картин — «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» 1862 года.

Ещё по теме
 
1862 год. «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» • 1899 год. «Пушкин на вершине Ай‑Петри при восходе солнца»

Пейзажами дело не ограничивалось. Пробовал себя Айвазовский и в качестве портретиста. Он часто вспоминал, как в начале своего творческого пути, будучи ещё студентом в Петербурге, познакомился с Пушкиным. В память о нём художник написал несколько портретов. Хотя и пейзаж классику русской литературы он тоже посвятил — речь о картине «Пушкин на вершине Ай‑Петри при восходе солнца», работу над которой Айвазовский завершил в 1899 году, в день 100‑летия поэта. Сегодня её можно увидеть в Русском музее.

Библейские мотивы

Хотя Иван Айвазовский вошёл в историю искусства прежде всего как выдающийся маринист, не менее известны его полотна на библейскую тему. Но и здесь художник оставался верным себе и обычно выбирал для картин сюжеты, связанные с водной стихией.

Одна из самых известных работ Айвазовского — «Хаос. Сотворение мира» (1841). Художник написал её в Италии и даже удостоился за полотно золотой медали от самого Папы Римского Григория XVI. Понтифик распорядился, чтобы картина украсила коллекцию Ватикана. Любопытно, что спустя 23 года Айвазовский обратился к ветхозаветному сюжету вновь и написал второе полотно на ту же тему — «Сотворение мира».

В 1864 году художник создал масштабную картину «Всемирный потоп». Это было одно из немногих произведений на религиозную тему в русской живописи того периода. Картина моментально стала популярной, а год спустя её купил император Александр II для галереи Эрмитажа в Петербурге.

1841 год. «Хаос. Сотворение мира» • 1864 год. «Сотворение мира»

Личная жизнь художника

В 1845 году Иван Айвазовский, уже получив признание, а вместе с ним и достаток, обзавёлся домом на малой родине, в Феодосии. А спустя три года — и семьёй. Художник женился на гувернантке Юлии Грефс, у них родились четыре дочери. Брак продлился 29 лет, но счастья Айвазовскому не принёс: супруга не разделяла любовь мужа к Крыму и постоянным путешествиям. И спустя несколько лет стала жить отдельно, вгоняя художника в большие долги.

Прошение о расторжении брака Айвазовский подал только через 17 лет после отъезда жены. А спустя ещё пять познакомился с молодой вдовой купца из Феодосии, Анной Бурназян. Несмотря на большую разницу в возрасте — художнику было 65 лет, а его возлюбленной 26, — их союз стал счастливым. Они быстро поженились и отправились в большое путешествие из Феодосии по Средиземноморью. С Анной Бурназян Айвазовский прожил до самой смерти.

1849 год. Айвазовский с женой Юлией и дочерьми • Айвазовский с Анной Бурназян • Айвазовский за работой в мастерской

Последняя картина

Морские пейзажи сопровождали художника на протяжении всей жизни: он родился и вырос в Феодосии, здесь же встретил свою старость. Любовь к водной стихии, которую он так искусно передавал на холсте, сделала его самым знаменитым русским маринистом. Неудивительно, что морю он посвятил и свою последнюю картину — «Взрыв корабля».

Художник обратился к событиям греко‑турецкой войны, взяв за основу подвиг греческого адмирала Константина Канариса, взорвавшего вражеское судно у острова Хиос. За «Взрыв корабля» он принялся утром 2 мая 1900 года. Работал весь день, но закончить картину не успел. А ночью того же дня 82‑летний Иван Айвазовский ушёл из жизни.

1900 год. «Взрыв корабля». Последняя (неоконченная) работа художника • 1900 год. Похороны Айвазовского в Феодосии

В каких музеях выставляются картины великого художника

Полотна Айвазовского хранятся в музейных фондах и частных собраниях коллекционеров по всему миру. Самое большое количество работ представлено в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, в доме, где жил художник. Здесь выставлено 416 полотен разных жанров. Среди них: картина на морскую тематику «Корабль „Мария“ во время шторма», пейзаж «На острове Родос», исторический сюжет «Приезд Екатерины II в Феодосию» и другие. Кроме живописных и графических работ, в коллекции картинной галереи представлены личные вещи художника и архивные материалы (документы и снимки). А также картины учеников и современников знаменитого мариниста.

Национальная галерея Армении занимает второе место по количеству картин Айвазовского. Там хранится 89 произведений. Помимо морских пейзажей, в галерее Армении выставлена, например, одна из картин на библейскую тему: «Сошествие Ноя с горы Арарат» (1889).

В собрании Русского музея в Петербурге посетителям показывают 54 картины великого мариниста. Здесь можно увидеть полотно «Сотворение мира» («сестру‑близнеца» той самой работы, которая украшала стены Ватикана). А жемчужина коллекции — самая известная картина художника «Девятый вал».

Ещё по теме
 
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского • Национальная галерея Армении в Ереване • Русский музей в Санкт‑Петербурге

Заключение

Биография Ивана Айвазовского — редкий пример истории успеха: художник был признан ещё при жизни, а сегодня его картины выставлены почти в ста музеях в России и за рубежом. В один из них стоит отправиться в компании опытного гида, который покажет самые интересные работы и научит читать зашифрованные в них образы.

Автор: Анастасия Казенкова

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о КронштадтеМорские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте Форты, военно‑морские музеи и парки старинного города

Еще экскурсии по теме